Мёртвый и живой храмы

Лариса Павлович 2
Индийский штат Раджастан славится своими мраморными месторождениями. Мрамор тут используют повсюду, и даже лестницы в обычных домах делают из прекрасного белого мрамора. Но особенно часто белый мрамор используют для строительства джайнистский храмов.

Вчера поехали специально за 50 км, чтобы посмотреть на новый беломраморный джайнистский храм. 50 км. пути по грязному убожеству, которое представляет из себя данная месность. Жалкие домишки без архитектуры, убогие магазинчики, всё серо-черное, дохлые собаки на дороге, короче, дикий мрак и ужас. И вдруг посреди этой убогой нищеты возникает храмовый компекс, сравнимый разве что с Тадж Махалом! Беломраморный храм, а вокруг него шикарные гостиницы для джайнов, которые выглядят как дворцы махараджей.

Мы вошли в храм на закате солнца, как раз тогда, когда перед божествами зажигали свечи. В храме нет электричества, он весь наполнился тёплым пламенем свечей, зажженных по паре перед каждым божеством. Весь огромный храм создан из белого мрамора, на мраморном полу - инкрутация полудрагоценными камнями в тенике petra dura, как на стенах Тадж Махала. Потолки тоже все в тончайших мраморных узорах, всё точное, первоклассное, божественное! Нигде никакого антиперфекционизма, плюс тончайший запах благовоний!

Всё то выглядело разительным контрастом рядом с убогими хижинами, бедно одетыми людьми, грязными детишками, убитой природой и высохшими реками! Сколько же денег и труда было потрачено на этот храм! Можно было бы построить жилье, школы, больницы. Но люди настолько равнодушны к своей обыднной жизни и настолько не ровно дышат к религии, что вечно будут сидеть в полном дерьме и строить перволассные храмы!.. Но дело даже не в этом, то есть не в преобладании духовной жизни над светской. Дело в том, что посещение храмов духовной жизнью как таковой назвать вообще нельзя.

Они могли бы потратить время вместо строительства храма на медитацию и духовное обучение, и могли бы стать чистыми, как божества, которым они молятся, чтобы их душа и тело были бы как живой храм! Но они не делают этого, потому что им... нравится их нечистота! Я имею в виду не грязь, что на улицах, а грязь, что в душе. Их мир всегда в реале будет грязным и убогим, а храмы для них - это только мечта о чистой жизни и чистом мире, которая никогда не станет явью. Кстати, в беломраморных нишах храма сидят не божества как таковые, не идолы, а беломраморные йоги, то есть те, кто погружался в медитацию и вспоминал о Боге. Джайнистские храмы - это храмы, посвящённые практикующим йогам, которые когда-то изменили мир и сделали его раем. В отличие от индуистских идолов, в джайнистских храмах адидевы сидят в позе лотоса, в состоянии самоуглубления и блаженства. На лицах - любовь к Богу и отрешенность от мира сего, глаза непорочны и устремлены вовнутрь. (На буддистов они тоже не похожи, потому что видно, что адидевы джайнов медитируют на Бога, а буддисты - на пустоту).

Итак, в нечистом мире поклоняются божествам, не жалея времени, денег и мрамора, создавая небывалую красоту, оторванную от реального страдающего мира. Поэтому, как бы ни был прекрасен этот храм, хотелось сказать всем, кто туда пришёл преклониться перед фигурками медитирущих божеств: всё в ваших руках, дорогие души, очисщайтесь и познавайте духовные вещи, вместо того чтобы тратить время впустую, строя мертвые храмы, оставаясь при этом в нищете и грязи, физической и духовной!..

Можно сказать, что джайнисткие храмы - это храмы, посвящённые йоге, или связи человека с Богом. Адидевы - это ещё не божества, это йоги, которые в будущем станут божествами. Божество - это конечный продукт, это идол, а адидев и его йога - это путь, который делает обычного человека божеством.

В этой местности есть ещё один прекрасный беломраморный храм - Дильвара. В отличие от нового храма, он более древний, построен лет 600-800 назад, и его мрамор уже успел пожелтеть. Адидевы там более выразительные, но зато пол не инкрустирован полудрагоценными камнями: эта техника появилась в Индии только при строительстве Тадж Махала в 16 веке. Поразительно то, что в современном мире мастерство мраморной резки не было утрачено, хотя сама жизнь стала на порядок беднее во всех смыслах, чем в древности.

У нас в России на фоне бедности и у божества тоже начали строить дорогие храмы. Раньше богатством и красотой храмов измерялся престиж государства, а сейчас больше строят стадионы. Я ничего не имею против храмов как таковых, но поймите, дорогие читатели, что всё это - лишь мёртвые храмы, построенные за деньги. Храм в своей душе можно создать, не имея ни денег, ни рабочих, ни белого, сияющего мрамора. Мрамор когда-нибудь пожелтеет, а храм в душе останется белым и чистым навсегда...

Кстати, обратила внимание на то, что свечи в том храме зажигали только мужчины. Женщинам нельзя служить в храмах, потому что они, по системе Патанджали, более низкие существа, чем мужчины, и виновны в грехопадении. Так что путь к святости в традиционной Индии женщинам заказан. Но в живом храме души своей может служить и женщина, и мужчина, если они пойдут путём чистоты. И как только начинаешь идти путём чистоты, эти мёртвые храмы, созданные пл сути мужчинами для мужчин, становятся не интересны. Они разве что привлекают толпы туристов. Хорошо, что новый храм ещё не стал жертвой туристов, в отличие от храма Дильвара, в который стоит очередь из мнстных туристов и по которому водят экскурсоводы. Со временем и новый джайнистский храм тоже, увы, вытопчут туристы, как вытоптали Тадж Махал. Но живой храм души всегда будет чист, светел и спокоен от суеты, потому что создавался не из материи и не на показ...


Уважаемые читатели, если вас интересуют мои новые работы, загляните на "Духовный канал Гаруда" на Ютюбе. Там мои произведения даны в звуковом формате с красивым видеорядом.