Раб Божий

Валерий Стрельцов
«А что я в сущности могу -
Любить отца и помнить маму,
Воспеть росинку на лугу
И показать дорогу к храму».
С. Таратута. «Летайте чаще над собою...»

В одном из стихотворений Сергей Таратута называет себя Божьим рабом («А что такого - Божий раб Решил с небес смотреть на местность…»). Знаменательные строки - такими словами люди  просто так не бросаются...


Вера и отношение к религии - глубочайшие и сокровеннейшие черты личности и мировоззрения человека. При правильном воспитании и гармоничном развитии они проявляются в детстве, как следствие признания ребенком красоты окружающего мира   и душевной радости от такого открытия. У Серёжи Таратуты чувство благоговения перед делом рук Создателя и осознание Божественной мудрости появилось своевременно, когда он в летние месяцы жил с бабушкой на Красивой Мече... Приходит это исподволь, и некоторые странные бабки, которых в Ступино наблюдал мальчишка, своим поведением и образом жизни подталкивали мальчика в эту сторону:

Бабка Настя
Ходила в церковь бабка Настя
За десять вёрст в село Туртень.
В погоду шла и шла в ненастье,
Каким бы ни был Божий день.

За девяносто лет ни разу
Не чертыхнулась сгоряча.
И вслед промчавшемуся КрАЗУ
Крестила спешно лихача.

Односельчане привечали
И почему-то никогда
Её не видели в печали,
Всегда опрятна, молода.

Расскажет много для начала,
Щепоть понюхав табаку.
О сердце спросишь - отвечала.
Ну а в каком оно боку?»

Эта удивительная женщина, Анастасия Ермакова из XIX века была крёстной родившейся в 1901 году ступинской бабушки Серёжи по материнской линии,. Бабка Настя жила в селе Мечнянка на другом берегу Красивой  Мечи в  нескольких верстах от Ступино и легко проходила по 20-30 километров в село Туртень и обратно, попутно принося для сироты-Серёжи яйца необычайной крупноты и вкусноты.  Запомнил Сергей и саму бабку с «киношной внешностью» и её гостинцы, а когда много лет спустя прочитал своей бабушке это стихотворение, та поразилась его памяти.
О крёстных отцах и матерях сейчас много говорят: при крещении детей они появляются, но мало кто сейчас справляется с трудной задачей духовного водительства своих крестников. Похоже, что бабка Настя усердно молилась за своих близких и за свою подопечную - бабушку Серёжи, которая в Ступино его все летние месяцы опекала…Не давала крестнице и другим пропасть в то время в безбожии. Всегда в народе были такие великие молитвенницы. И все они - бабки, бабушки, прабабушки и прадедушки, мама и отец Серёжи - поэт не раз признавал это - постоянно поддерживали его в трудные минуты: он слышал их голоса, хор предков и находил в себе силы жить и творить дальше.
Старинное село Туртень Ефремовского района - село легендарное.  Там расположен знаменитый храм Казанской иконы Божьей матери и святой источник.  В старину нашли в том месте мироточащую икону Казанской Божьей матери, после чего, по легенде, в этом месте забил родник со святой водой, и потом на этом месте храм построили. Много таких мест на русских землях. Источник и по сю пору обладает целебной силой. Из Москвы даже люди за этой водой приезжают.  Местные жители, пьющие воду из источника, никогда не болеют.
Наверное, и бабка Настя к этой иконе и источнику ходила и водичку эту пила. Иначе бы не прожила так долго и счастливо. Дожила она почти до ста лет... Но такие верующие не только себя очищают и защищают, но и окрестные места, в которых обретаются и молятся... Может быть, и маленькому Серёже от её веры что-то перепало… Советские власти, видя 21 июля - в праздничный день Казанской иконы Божьей матери (летняя казанская) -  в этом месте скопление паломников и молящихся, пытались бороться с этим «суеверием» и разрушать источники, но, слава Богу, не всё у них получалось… Когда я был в этих местах мне местные об этом источнике рассказывали, но была непогода, и не поехали мы туда по бездорожью.
Эти места - чернозёмная полоса средней  России, где летом бегал и играл будущий поэт, обильно политы русской кровью и насыщены огромной духовной энергией живших там предков. Село Мечнянка располагается на месте древнего домонгольского славянского поселения. После нашествия татар эта полоса превратилась в цветущую обезлюдевшую пустыню (писал об этом в очерке «Инопланетянин из Ефремова»)… Со времени битвы на Куликовом поле и Великого стояния на Угре эти пограничные земли снова стали оживать и заселяться служилыми людьми, защищавшими южные границы от постоянных набегов татар. Так  появилась и Мечнянка, где жила  бабка Настя.  О духовной энергии этих мест говорит тот факт, что только  Орловщина - по подсчёту сотрудников музея И.С. Тургенева -  породила более полутора сотен русских писателей, поэтов и художников.
Поэзия - концентрат духа. После восторженного прочтения стихотворения «Бабка Настя» многое открылось мне в судьбе Таратуты, в понимании духовных корней Поэта.  С распадом СССР  наступили новые времена, и отравленное материализмом и атеизмом сознание советского, бывшего русского народа постепенно начало освобождаться от пропагандистских шор и установок, люди стали возвращаться к своим истокам,   и Таратута не был исключением. Пелена с глаз и короста с души  стали спадать:

Не замечали, не замечали,
Не замечали, что рядом был Бог…
Не замечать, находясь на причале,
Моря, которое бьётся у ног?!

Можно было бы и на авторитеты сослаться (в предыдущих работах уже об этом писал), но для меня стремление к Богу и подчинение этому стремлению своей жизни - жизнь по совести -  самый главный показатель духовности человека и его творчества.  Обретение веры трудный, но душевно радостный путь для человека, ищущего жизненной опоры. Как легко общаться с близким по духу человеком, способным более чем внятно, талантливо писать-говорить о своих чувствах и ясно излагающим своё мировоззрение! Это то самое живительное общение, о котором писал Гёте - одна из высших радостей, доступная человеку при жизни. Внимательно перечитывая стихи Сергея Таратуты,  радостно обретая единомышленника и прижимая его к сердцу,  вместе с ним ещё раз проходишь этой дорогой:

Эту жизнь проживая серую
(Всем прогнозам плохим назло),
В хеппи-энд по-российски верую,
Как вернувшийся грач - в тепло!
В слове «Бог» буква «б» вновь выросла,
Стали всюду с большой писать,
Надоело мне верить вымыслам,
Верить в Бога хочу опять...

После перелистывания страниц жизни Поэта и страниц томиков его стихов хочу здесь  тихо, но с большим удовлетворением, отметить, что Сергей Таратута крещёный и  верующий православный человек. Бог, Господь  органично и уместно со времени прозрения стал появляться во многих его стихах… Не всуе поэт упоминает Господа.  Одно из таких понравившихся мне программных стихотворений вынес в эпиграф своего первого очерка о его поэзии («Поэт Сергей Таратута»):

И неверие в Господа -  прочь!
Как продумано всё, как вcё мудро…
Даже самую темную ночь
Побеждает неясное утро!

С Господом он постоянно в контакте.  Спрашивает, иногда получает ответы:

Почему не радостно, Господь,
В этом мире, созданном тобою?
Почему до самой смерти вплоть
Вознестись душе мешает плоть,
Чтоб смешаться с твердью голубою?
Почему с небес не бросить нить -
Для души уставшей паутинку,
Чтоб потом легко и долго жить,
До конца пройдя свою тропинку?

О многом и, в первую очередь, о присутствии у человека совести -   говорит постоянная поддержка, которую поэт получает от пока ему ещё неведомых сил. Совесть - глаз Божий в душе человека - будет спасительной палочкой-выручалочкой всю жизнь поэта, и она не даст ему утонуть в грязи, как это было с некоторыми  его коллегами по поэтическому цеху.   Вот как он пишет об этом:

Меня порою тянет в грязь,
Как ту свинью в болото.
Но кто-то все твердит: «Не лазь!»
И не пускает кто-то...

Крестился Сергей не в детстве, а перед вторым браком,  в  храме великомученика Феодора Стратилата, что во дворе храма Архангела Гавриила, на Чистых прудах 14 августа 1994 года, под влиянием своей будущей жены  Ирины. Место крещения выбрано неслучайно. О жизни воина-христианина, о  его деяниях и предсмертных подвигах и мучениях  детям в школах надо было бы рассказывать… Прекрасна и жизнь, и смерть этого святого, отвращавшего людей от «лжи безбожия». Служил и погиб Стратилат в Гераклее (нынешний Севастополь) возле Черного моря . Его жизнь оборвалась в 319 году по Рождеству Христову. Вот первые ощущения поэта после совершения таинства и приобщения к РПЦ:

На шее крестик у меня,
Непрочная цепочка.
Меня спасая и храня
От медных труб, воды, огня.
Он знает - будет точка.
Он мне поможет вознестись.
Моей душе вернее,
За облака, а проще ввысь,
Где звезды тусклые сплелись
Цепочкою на шее.

Ни на минуту не сниму
Незолотой мой крестик.
За месяц я привык к нему.
Ему лишь верю одному,
И мы навеки вместе.

Сам Лев Соломонович, по некоторым данным, тоже был окрещен в детстве его няней Лушей для защиты от погромщиков… Но это был не формальный защитный акт: отец всегда осенял крестным знамением уходящего из дома сына…  Они с сыном были родными не только по крови, а и братьями во Христе, и отец таким образом просил-молил Всевышнего защитить своё единственное чадо… 
Брак с Ириной, продолжавшийся 10 лет, был самым серьёзным событием и испытанием в жизни поэта. Без всякого сомнения он был судьбоносным. Это отражено и в его поэтическом наследии. Она блестяще закончила среднюю школу.  На фотографиях - красивая,  высокая, белозубая, с идеальными ногами.  Глубоко верующий человек, соблюдала все церковные обряды, включая посты. Вся её квартира была завешана иконами.  И при этом была, как сейчас говорят, довольно успешным человеком. «Всё время в Боге - так сказал о ней Сергей - Молилась и зарабатывала».   Ирина очень хорошо зарабатывала и была самодостаточным человеком.  Сейчас она руководит одним из структурных подразделений Газпромбанка.
Судя по её знакомствам и связям она уже в то время была  известным на Москве финансистом. С.Ю Глазьев (титулованный экономист, академик РАН, советник Президента) был ее научным руководителем, когда она трудилась в известном Центральном экономико-математическом институте. Ирина дружила с его сестрой Юлией, вышедшей потом замуж за  крупного чиновника М.А. Синелина (с 2008 года заместитель председателя Внешэкономбанка). Ю.Ю. Синелина - доктор социологических наук, занималась социологией религии, в марте 2013 года трагически погибла в горах под Греноблем при сходе снежной лавины. И Таратута тогда вращался и блистал в их кругу.  О Таратуте Синелин на одной из вечеринок говорил, что  «он из нас ближе всех к Богу»... Наверное, не случайно образованный и безусловно умный человек такие слова произнёс…
Поразительный факт: любимая женщина стала крёстной матерью поэта! Благодаря влиянию Ирины  в это трудное для страны время за плечами поэта  появился ангел-хранитель, а вместе с ним и вера в то, что всё с Божьей помощью обойдется и в личной жизни, и в жизни нашей многострадальной страны - очень близкая мне нота в мироощущении и поэзии Сергея Таратуты:

Всё, я уверен обойдётся,
Есть и молитвы, и «авось»,
Так что отчаиваться брось.
Увидишь звёзды из колодца
Средь бела дня ещё не раз.
Всё, что не делается, то
Бывает к лучшему подчас.
В горах отыщется плато,
А Бог и случай - вечно в нас!

Папа в это время был ещё жив, но поэт со свойственным ему тончайшим  чутьем  понимал, что его земного покровительства мало и нужно готовиться к другим временам…  Эти времена наступили: в мае 2003 года  супруги расстались.
Но сначала всё было красиво: купались  у грота Афродиты на Кипре,  и Ирина, как богиня, под восхищенным взглядом поэта выходила из пены:

Уходят поколения со сцены
В любви в мечтах, в бессмысленной борьбе.
И, как она, выходишь ты из пены,
И я пишу стихами о тебе!

Потом на радость родителям и деду рождается сын  Саша - внук Льва Соломоновича.  Любовная эйфория ещё продолжается, но градус уже не тот, появляются предчувствия («Как боюсь я тебя потерять! Все мне кажется — что-то случится...»):

Хороша, умна, как жрица!
Жаль, что жизнь не месяц май,
Если что со мной случится,
Ты меня не забывай.
Помни, как мы были вместе,
Помни, как мы были врозь.
И не ставь на сердце крестик.
Всё восполнится авось!

Когда Саше исполнилось восемь лет - уже догорают последние мосты, когда-то соединявшие двух, казалось, родных и близких людей: :

Мы расстались давно, догорают мосты.
А причины развода скучны и пусты.
Лишь один подвесной не сгорает мосток -
Оттиск нашей любви, восьмилетний росток

Трудно судить, но, похоже, жертвой этих отношений и этого развода стал «оттиск их любви», их росток - сын Саша: не удалось найти фотографию, даже современную, где бы он улыбался… Сейчас Александр в  Англии учится в Оксфорде. Сложный это был брак для обоих: расставаясь Ирина сказала, - Мне теперь гениев на десять поколений хватит…  Непросто с такими, как Таратута, строить  семейное счастье. Получен бесценный и очень горький опыт не сложившихся отношений двух горячо любивших друг друга людей,. Но кому он пригодится, кому он поможет в жизни!?

От любви до ненависти шаг.
До любви от ненависти - мили.
Мы друг друга сразу полюбили,
Не заметив в чувствах скрытый  брак.
Ну, а память - друг она иль враг,
Но вернуть любовь она не в силе…
От любви до ненависти шаг,
До любви от ненависти - мили.
И стоишь средь мира: как же так,
На земле разлук  не отменили?!
От любви до ненависти  мили,
До любви от ненависти - шаг!

Вера в Бога, которую Ирина распознала и усилила в  душе Сергея, и вступление в лоно Православной Церкви, как у многих сейчас, -  не храмовая, а  - в душе, сейчас такую веру в облегчённом варианте называют «светской».  В её искренности я не сомневаюсь, но это всё, что современный человек, занятый зарабатыванием денег, может сказать Богу. Староверы-старообрядцы, чтобы защитить свою веру прячутся от государства, современной цивилизации и суетящихся в погоне за успехом людей в труднодоступных местах. А где может спрятать свою веру человек, живущий в современном социуме?   87 процентов людей сейчас объявляют себя православными и только 5 процентов регулярно ходят в церковь. Все остальные, занятые добыванием средств для жизни, окормляют себя сами «на ходу», изредка посещая храмы при посещении могил близких, чтобы поставить свечи «за здравие» или «за упокой».
«Погоня за успехом» - это не про Таратуту -  он в этой погоне не участвует, хотя беготня по земле в его жизни, конечно, присутствует… У него с Богом свои отношения. Для него, как, наверное, и для многих посещение храма это «Передышка в погоне, В беготне по земле»:

Отражаюсь в иконе,
В запылённом стекле.
Передышка в погоне,
В беготне по земле.
Запах ладана режет
Душу, но не глаза.
Купол храма безбрежен,
И под ним образа. 

После большевистских гонений и безбожия православие непонятным образом возвращается в нашу жизнь, и сам Таратута и его поэзия служат подтверждением этому обнадёживающему факту.  Ежегодно в России растёт количество церквей и священнослужителей. Прихожане - и постоянные, и редкие - щедро жертвуют деньги на нужды храмов. А некоторые даже большие деньги отдают на строительство новых церквей… Это русская традиция. Раньше русские купцы много денег на такие цели жертвовали, замаливая таким образом свои грехи… В городе Ефремове, где в кружке художественной самодеятельности уже в отроческие годы проявился талант Людмилы Фетисовой, все дореволюционные храмы были построены на пожертвования купцов…
Проявления щедрости  и благотворительность украшают жизнь любого общества, говорят о высоком уровне самосознания его деятелей и духовных лидеров, но творческие посылы и духовные откровения  художников имеют не менее важное значение, чем пример жертвователей и проповеди священнослужителей. Во время работы над этими статьями мне показалось, что наши ангелы - мои и Сергея -  там наверху сговорились, и стали помогать мне… стали указывать мне на его лучшие творения. Нужно только перед сном открыть какую-нибудь из его книг на любой странице...
Временами себя чувствую искателем жемчуга в океане поэзии Сергея Таратуты -  ныряю в томик его стихов и вот - пожалуйста:

А что я в сущности могу!
Вот и зима неотвратима.
Как будто я на берегу,
А жизнь течёт рекою мимо.
Всё впопыхах, всё на бегу.
И день невидим словно атом.
А что я всё-таки могу?
Сравнить старение с закатом?
А что я в сущности могу -
Любить отца и помнить маму,
Воспеть росинку на лугу
И показать дорогу к храму...

Последние строки этого стихотворения ставят Поэта в ряд классиков русской поэзии. С этими стихами-мазками картина личности поэта становится достаточно полной , а его портрет - выразительным. В треугольнике личности человека три стороны:  чувства, интеллект и воля. Вера, если она присутствует, находится в центре и гармонизирует все эти три составляющие психики человека, делает личность действенной, духовно правильно ориентированной.    Способность глубоко и остро чувствовать, цепкая и емкая память, поэтический язык, как инструмент самовыражения, вера в Бога и православие - вот  основные духовные составляющие русского таланта.
Об интеллекте, хотя без него тоже нельзя, и интеллектуалах-интеллигентах - даже самой высокой пробы - специально здесь не говорю, потому что столько безбожных интеллигентов блуждало и блуждает в темноте и  нас хотят туда завести… Именно эти люди приводили наш народ к революциям, гражданским войнам, строительству социалистических утопий и перестройкам. Почитайте Н. Бердяева - самого искреннего и честного русского философа и богослова - и поймете, какие духовные болезни эти люди,  либерально мыслящие интеллигенты  приносили России.   Самая страшная из них - большевизм. Но ему предшествовал либерализм, и он привел Россию к большевизму, который стал для нас Бичом Божьим...  И сейчас эта болезнь продолжает мучить образованных людей: теперь её «интеллектуальным идиотизмом» называют… Писал об этом в своём первом очерке о поэте. Больше об этом здесь писать не буду.

Трудно сказать, насколько сам поэт следует заповедям Христа в своей будничной жизни, но осознание Пути в самом высоком смысле этого слова («Друг друга истинно любите!») присутствует в его мировоззрении и в его поэтическом мире, куда он искренне приглашает-зовёт своих читателей:

В космосе
Все «От Луки» и «От Матфея»,
«От Марка» и «От Иоанна».
Когда темно и не туманно,
Видна средь звёзд святых аллея,
Оттуда слышится осанна!
Земля сжимается в комочек,
Свою доступность понимая.
Она со всех заметна точек,
Хотя Вселенная без края.
И только люди могут верить,
Что долетят они до Марса,
Путь от трагедии до фарса,
Где звери — люди, люди — звери…
Учил Христос, пока был с нами:
«Друг друга истинно любите!»
Злость гонит Землю по орбите,
И все менялы снова в храме.

Это очень глубокий стих, призыв к любви и предчувствие грядущего  путешествия человеческой души в иные миры («Земля сжимается в комочек») … На мой взгляд, этот  поэтический шедевр, как и многие другие, приведённые в этой статье, отвечают всем критериям истинного искусства и говорят о высоком предназначении Поэта Сергея Таратуты и духовности его поэзии.  С чем все мы - его читатели можем поздравить! На этой пафосной ноте можно было бы статью и закончить, но вдруг открыл наугад один из его томиков и - снова озарение….

Назвал как-то поэзию С.Таратуты «благодарной». Чувство благодарности, присущее действительно благородным людям,  пронизывает всё его творчество и делает личность поэта цельной.. О благодарности предкам и благоговении перед воспитавшим его отцом очень много сказано, но  это же чувство  Поэт  испытывает и к Отцу Небесному. И меня, не скрою, это бесконечно радует. Этим благодарственным стихотворением-гимном мне и хочется закончить эту статью о божественном начале в поэзии Сергея Таратуты:

Благодарю тебя, о Боже,
За то, что я не пью пока.
И никого не бью по роже.
А надо бы. Наверняка.

Благодарю тебя, о Боже,
За то, что чуточку еврей.
За то, что стал с годами строже
К себе. Ну, а к другим - добрей.

Благодарю тебя, о Боже,
За то, что ты послал мне дар.
За то, что ты ещё поможешь
Мне не один снести удар.

Благодарю тебя,о Боже,
За эту явную весну.
За то, что повстречаю всё же
Средь очень многих ту одну.

Благодарю тебя, о Боже,
За жизнь «без края и конца».
За то, что ты послал Серёже
Такого мудрого отца.

Это стихотворение написано   в 1986 году. Поэту было тогда 29 лет, до крещения ещё 8 лет, но человек уже нащупал-нашел свой жизненный путь… Родные и близкие могут за него быть спокойны и преданные его поэзии читатели - тоже. 
И «ту одну» он потом повстречает.