1 Мамаев курган. До и после

Александр Сергеевич Трофимов
Моё трепетное отношение к этому героическому и ужасному времени 1942-го в Сталинграде особое. Горький и сострадательный интерес к нему возник лет десять назад и многократно усилился после переезда сюда, на новое место жительства - от частого созерцания сталинградских памятных мест, Мамаева кургана и берега Волги с заводским районом, где бои были чрезвычайно упорны и кровопролитны.   
Материалов собрал достаточно много, кое-что опубликовал, и, продолжая изучение, накопил папку: с документами, фотографиями, картами, схемами, воспоминаниями. Записи множатся, растёт число прочитанных книг на полках. И внутренне, пусть это со стороны покажется глупостью, чудачеством, но ощущаю чувство внутреннего долга рассказать о том, что узнал, попробовать сделать то, что когда-то не смогли и не успели сделать их деды - участники тех боёв.

О том великом сражении в городе не так уж и много достоверных книг,  воспоминаний и исследований, хотя кроме наших есть и зарубежные. А о реальных событиях на главной высоте – Мамаевом кургане – опубликовано вообще очень немного.
Начав публикации в интернете очерков по Сталинграду, я не ожидал такого читательского интереса. И приободренный решил завершить исследование по боям на Мамаевом кургане: обработать  и представить архивные фото и информацию из документов, включая  немецкие, и наиболее значительные и яркие воспоминания и самому разобраться в деталях с происходившим. 

Сложности в подготовке материалов и продолжительность процесса  заключаются в том, что в источниках встречается немало противоречий и недостоверностей. Кого-то память подводит, а где-то положение и политика обязывают. А где-то штампы гуляют. И не до всякой информации доберёшься.
Вот как написал по этому поводу в интернет-форуме своим коллегам-энтузиастам, исследователям боёв в Сталинграде, один из самых серьёзных и плодотворных его участников Егор   Кобяков (Егорыч): «Вы сами понимаете, что верить ни нашим краснобаям, ни немецким (эти нашим фору могут дать еще как) нельзя, даже сводки генштабов не соответствуют действительности. Остается только сверять, да по крупицам собирать данные».
И я решил: всё что возможно и что знаю, объединить для реконструкции событий.
А то, что было на самом деле, мы так никогда и не узнаем.

Итак – это первая глава сборника «Мамаев курган».


*** 

Мамаев курган – известнейшее не только в нашей стране, но и в мире, место жесточайших боёв, величественнейший военный мемориал второй мировой войны, - стал символом Сталинграда благодаря Вучетичу, который определил место его строительства.

Скорее всего, название кургана с именем знаменитого хана Мамая не связано. Здесь есть, видимо, следы от монгольских племён, когда-то живших в окрестностях Сталинграда (Волгограда). В татарском языке, отметил Даль, mamaj - "чудовище. которым пугают детей", а в современном монгольском сохранилось нарицательное бранное имя mam "черт, дьявол". Есть и другие объяснения, например, - мамаями называли вообще возвышенности, курганы.
Название Мамаев курган, так он был назван в сентябрьском приказе 62-й армии, распространилось благодаря военным корреспондентам (как будто видели его судьбу поминальной возвышенности), до войны гражданские называли его бугром, а военные – высотой 102. Эта самый близкий к Волге выступ Ергенской гряды шириной от километра и до полутора по подножью склонов и - в километре с небольшим от Волги.

Курган, занимал возвышенную пустошь, отделяющую торговую и административную часть города от промышленной, но самой высоким местом в городе, как обычно говорят, он не был – рядом были и повыше.

 До войны «через Мамаев курган проходило так называемое зеленое кольцо. Его затеяли в тридцатом году сталинградские комсомольцы и десять лет окружали свой пыльный и душный город поясом молодых парков и бульваров. Вершина Мамаева кургана была тоже обсажена тоненькими десятилетними липками», - К.Симонов.
На где-то в центре этого «большого и плоского холма» - по словам К.Симонова,   построили два огромных резервуара для городского водоснабжения, во время боевых действий их звали баками.
Восточный склон, частично и северный с южным были изрезаны ветвистыми оврагами: до пяти спускалось с вершины в сторону Волги. Слева, если смотреть со стороны Волги, был самый большой, с двумя отрогами – Долгий овраг, его северный отрог и сейчас прекрасно виден с кургана, а южный засыпан. Несколько левее проходил овраг Долгий. Сейчас его нет. На его месте улица 7-я Гвардейская.
Справа вдоль железной дороги к Разгуляевке вёл к Волге другой огромный овраг, Банный, названный так из-за бань, которые издавна там стояли. Овраг имел большую глубину около 25 метров и ширину около 80. В основном и он засыпан. Через овраги были дамбы и мосты.
На западных и северо-западных склонах кургана и прилегающей территории были рощи. Справа, у посёлков была большая, Овражная.
У железной дороги перед курганом слева был, и после войны работал, метизный завод, а справа мясокомбинат. У берега Волги располагались нефтехранилища. А северо-восточнее, справа от кургана, за Банным оврагом, начинались заводские посёлки и заводы.

«К западу от главных сталинградских заводов — «Красного Октября», «Баррикад», Тракторного — расположились их рабочие поселки. Вытянутые, как и весь город, вдоль Волги, они образовали между отрогами Банного оврага и долиной Мокрой Мечетки (семь-восемь километров с юга на север) почти сплошной жилой массив, окаймленный полосою молодых лесопосадок. В то время тут было еще не очень много кирпичных зданий, преобладали деревянные домики, глинобитные мазанки». – Н.И.Крылов, начтшаба 62- армии.

К западу перед Мамаевым бугром, как его называли местные жители, до войны был учебный аэродром сталинградской школы лётчиков и жилой посёлок с административными зданиями – Авиагородок. Мимо посёлка в центр к вокзалу и к Волге вело шоссе – продолжение Исторического вала Петра Первого.  В районе посёлка слева и справа от шоссе начинались овраги.

Бродя  по  этому нерукотворному «укрепрайону» с сакральными легендами (говорят, что он стоит на изломе земной коры и обладает особыми свойствами, даже немцы что-то там рыли и изучали) можно просто подивиться, как его проглядели при подготовке к обороне  да и при подходе немцев вплотную к границам города в начале сентября подступы у немцев к нему были: слева, с юга  из центра от вокзала вдоль железной дороги через мосты: железнодорожные, а их было два - у Волги и у склонов кургана, и автомобильный на главной городской улице. И с северо-запада - с московской дороги через учебный аэродром, перед истоками оврагов.

После подхода немцев к городской окраине линия обороны проходила в районе Мамаева кургана всего в четырёх километрах от Волги. С первых чисел сентября 1942 года окрестности кургана прикрывали воинские части 112 дивизии, 6-й танковой бригады, 10 дивизии НКВД, 23-го танкового корпуса, 38-й мотострелковой бригады и др.

«Когда передний край приблизился к городу, на высоту 102 был перенесен армейский КП (перед тем он непродолжительное время находился на левом фланге, близ станции Садовая), вслед за оперативной группой на курган, в блиндажи, наспех отрытые на скатах его южного плеча, перебрались основной состав штаба армии и политотдел. Немного просуществовал после перевода КП к Царице и наблюдательный пункт.

Тогда на курган, почти до вросших в него с западной стороны массивных, обложенных кирпичом водонапорных баков, можно было даже проехать на машине. Некрутые склоны и плоские сверху горбины кургана поросли степными травами, уже высохшими и побуревшими. Где группами, а где рядками стояли молодые, не набравшие еще силы деревца, должно быть посаженные за несколько лет до войны, когда закладывался зеленый пояс между городом и степью. В овражке, близ штабных землянок, журчал невидимый за кустами родник», - из воспоминаний Н.И.Крылова.

Вот первые впечатления В.И.Чуйкова, прибывшего 12 сентября командовать армией: «Остановив машину, поднимаюсь на курган пешком. В темноте цепляюсь за кусты, какие-то колючки…. И вот я на командном пункте. Иду по оврагу, шагаю и прыгаю через щели и выходы из блиндажей… (Командный пункт 62-й армии находился на южном склоне кургана. - А.Т.).
Блиндаж Крылова (Крылов тогда фактически исполнял обязанности командарма, А.Т.). Это и не блиндаж в строгом смысле слова. Широкая щель, прикрытая хворостом и соломой. Поверх хвороста и соломы десять-двадцать сантиметров земляной насыпи. По одну сторону щели земляная лавка, по другую сторону земляная постель и земляной стол. Перекрытие содрогается от взрывов снарядов».

Расстояния по прямой от господствующей над городом высоты 102 до ряда объектов были: до приготовившихся к прорыву немцев с запада 13 сентября – около 3 км;  до ближайшего завода «Красный Октябрь» - менее 2 км.; до Волги 1,5 км; ширина Волги не более 1,5 км; до вокзала и самого центра города – 3,5 км; до главной с середины сентября переправы в районе «Красного Октября» – 4 км. Всё просматривалось и потом немцами простреливалось.

Наши солдаты и командиры называли курган двугорбым. С восточной стороны он выглядел таким из-за двух водонапорных резервуаров в форме конусов, обсыпанных землёй. А с северо-востока, со стороны последнего командного пункта армии и от «Красного Октября» вершина его была похожа на верблюжьи горбы из-за двух высоток: левой – отмеченной на картах как отметка 102,0 - и правой – безымянной, которая была даже выше первой.  От отметки 102,0 начинались южные склоны.

Немцы, в начале сентября вышедшие на окраины города, 13 сентября предприняли мощное наступление по всей линии фронта. Один из ударов, нацеленный на его центр был осуществлён в районе аэродрома, напротив Мамаева кургана, и уже на следующий день они его захватили. Серьёзная попытка отбить вершину и удержать курган была осуществлена подразделениями 13-й дивизии Родимцева.
Но силы были неравными, курган потеряли, над заводами нависла угроза захвата - и Сталин в этот район направил из резерва свежие части: 19 сентября 95 дивизию Горишного  и  23 сентября  284-ю дивизию Батюка. Но немцы, намереваясь двигаться дальше к заводам и к Волге, перебросили к 295-й с других участков фронта 24-ю танковую и 100-ю альпийскую дивизии.

Вершину кургана они окончательно заняли через две недели боёв с переменным успехом и удерживали её вместе с западной половиной до конца января, используя преимущества местности: огромных оврагов справа и слева и господство высоты, возвышающейся над берегом Волги. Уж они-то постарались укрепить эту ключевую возвышенность. Баки, стоящие на вершине, превратили в ДОТы с миномётами и пулемётами, нашлось там место и для артиллерийских корректировщиков и снайперов, окружили подходы к вершине траншеями с колючей проволокой, блиндажами и системой опорных точек. 

Из всех 200 дней Сталинградской битвы бои за Мамаев курган длились 135 суток, с 13 сентября по 26 января. Освобождали его в январе 1943 года бойцы 284-й и 13-й дивизий армии Чуйкова, а на помощь им с запада прорвались танки 21-й армии Донского фронта Рокоссовского.
Возвращаясь в 1943-м с Тегеранской конференции, Сталин у Мамаева кургана приостановил свой поезд.

А вот каким увидел его в самом начале февраля 1943 английский корреспондент А.Верт: «Было все еще 30° ниже нуля. В этот день мы поднялись на страшные склоны Мамаева кургана по узкой тропинке длиной около 100 м. Русские уже водрузили на вершине горы грубый деревянный обелиск, выкрашенный в ярко-синий цвет, с красной звездой на верхушке. Между разбитыми стволами деревьев тоже валялись каски, снарядные гильзы, осколки снарядов и другой металлический хлам. На взрытой, промерзшей земле кое-где лежал снег, но мертвых не было видно - валялась только одна почерневшая от времени большая голова, скалившая свои белые зубы. Кто это был - русский или немец? Один майор сказал нам, что русских всех похоронили, но что 1500 немецких трупов еще ждут своей очереди - они сложены по ту сторону кургана. Сколько тысяч снарядов рвало эту землю, на которой каких-нибудь полгода назад зрели арбузы? На середине склона, повернутый к вершине, стоял обгорелый советский танк».

По приказу Чуйкова в феврале создали 5 команд по 100 человек из военнопленных для сбора и закапывания вражеских трупов, для чего отводился участок «на западном склоне Мамаева бугра из свободной площади за зеленой зоной», как было написано в приказе.
По рассказам Ю.Панченко в Сталинграде трупы немцев и жгли, и сваливали в овраги и ямы. Мёрзлую землю взрывали. И наших «точно в такие же ямы в Вишнёвой балке, Банном овраге, Северном городке свозили, пересыпали песком, закидывали не оставив ни единой фамилии. Безымянные захоронения вскоре были забыты и уничтожены новой планировкой города».
Года четыре назад недалеко от Мамаева кургана в гигантской воронке возле жилого дома обнаружили останки более 900 наших неизвестных солдат.

У отметки 102,0 были захоронены бойцы, погибшие на кургане в январе-феврале 1943 года, – говорят, около 1500 человек.  Это Малая братская могила. Ещё в 50-м году там стоял деревянный памятник поставленный в 1943 году сапёрами 1047 полка 284-й дивизии, сделанный  по эскизу В.П.Некрасова. Позже поставили каменный обелиск. Потом в 1988 могилу реконструировали.

Родина-мать» возвышается над второй, Большой могилой. В неё свозили во время разбора завалов останки воинов со всего города.
За монументом «Родина-мать» - водопроводные баки, их теперь три,  за ними - мемориальное кладбище погибших в Сталинградской битве, с храмом-часовней.

Слева у отметки 102,0 возле храма Всех Святых на постаменте - башня танка Т-34.
До строительства мемориального комплекса на месте встречи войск Донского фронта и 62-й армии  стоял на высоком постаменте и первый прорвавшийся на курган танк Т-34 «Челябинский колхозник» 121-й танковой бригады Невжинского.

На кургане покоится более 30 тысяч участников Сталинградской битвы. Но с тех пор, как Мамаев курган передали в федеральное ведение, изменилась процедура согласования при перезахоронении. Поэтому вот уже 5 лет здесь не было ни одного захоронения. Даже найденные останки погибших в Сталинграде везут за десятки километров в Россошки. Говорят, что Минкульт России приостановил захоронения на территории Мамаева кургана, так как он «сегодня рассматривается ЮНЕСКО в качестве кандидата на включение в перечень особо охраняемых территорий».

В Томске, где формировалась 284-я дивизия, главный защитник кургана с конца сентября, и в её музее в Москве, считают, что на кургане из этой дивизии  погибло 2640 солдат и офицеров.  (А потеряна была почти вся дивизия без учёта пополнений, осталось 800 человек.)
Родимцев, комдив 13-й гвардейской, говорил, что там погибло четыре тысячи его солдат. А в 95-й дивизии Горишного за чуть больше, чем неделю, жестоких сентябрьских боёв выбыли почти все. Число погибших из других частей, как и из пополнений, не известно.

Вообще, основные потери были связаны не с обороной, а с наступлениями, так называемыми контрнаступлениями без шансов на успех и нацеленными даже не на курган, а на прилегающие высотки, овраги, объекты - и даже весьма удалённые - в центре города и в пригороде.
Но об этом в другой главе.
Со слов А.М. Бородина, замдиректора Музея обороны, при строительстве монумента на Мамаевом кургане Вучетич хотел было увековечить имена всех погибших, но остановился, когда ему дали списки на 2 млн. человек, и это было ещё не всё!

В искалеченном войной виде курган простоял до 1959 года - до начала строительства мемориального комплекса.
Сразу после окончания боёв туда со всего города стаскивалась разбитая бронетехника. А в оврагах - и в шестидесятых ещё валялся искорёженный войной металл.
Вот что рассказывает о своём детстве Сергей Синякин (в своём рассказе из сборника «Мамаев курган помнит»).
«Мамаев курган середины шестидесятых годов.  Там мы крыли сетками певчих птиц, играли в войну и дрались с краснооктябрьскими пацанами, чтобы утвердить себя.
Ещё мы там раскапывали блиндажи. Блиндажей было много. Выбрасывая землю, можно было найти массу интересных вещей: немецкие свастики, русские медали и ордена, тронутое ржавчиной, но вполне пригодное для использования оружие. У каждого уважающего себя мальчишки имелся парабеллум или «шмайсер», а на худой конец - пригоршня патронов или русский трёхгранный штык от винтовки Мосина».

С 1965 года над городом возвышается один из самых высоких в мире монумент «Родина-мать» - да ещё поставленный на насыпной четырнадцатиметровый холм.
Высота скульптуры составляет 52 метра, а общая высота вместе с мечом – 85 метров. Её вес – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч длиной 33 метра и весом 14 тонн.
Там, где она стоит, проходил передний край нашей обороны, окопы приближались к немецким на расстояние броска гранаты. И блиндаж Виктора Некрасова, по его воспоминаниям, находился примерно под пальцами её левой руки.

Строительство комплекса было закончено к 15 октября 1967 года. «Церемониал открытия был весьма пышный, присутствовали Брежнев, Косыгин, многие члены Политбюро, множество иностранных гостей, военных. Чуйков был в числе приглашенных. На Мамаевом Кургане начался митинг. Выступили Брежнев, Вучетич, маршал Еременко, представители города. Митинг шел к концу, Чуйков стоял на трибуне на глазах у всех, ему слова не давали. В массе народа стоявшей по всему Кургану, стали раздаваться крики:
"Почему молчит Чуйков? Пусть он выступит! Дайте слово Чуйкову!!". Обстановка накалялась. Наконец, в самом конце, с явной неохотой, отцу дали слово. "Братцы мои, Сталинградцы..." - начал он. И вся скопища людей взорвалась криками и рукоплесканием. Отец говорил под непрерывные аплодисменты. Тогда, по-моему, впервые прозвучала из его уст фраза, ставшая как бы эпиграфом всей его жизни и ныне высеченная на цоколе его памятника: "Есть в огромной России город, которому отдано мое сердце... Он вошел в историю, как Сталинград." – из публикации беседы с сыном Чуйкова – А.В.Чуйковым.
После этого он начал писать новые мемуары, видимо, более откровенные.
 
На Мамаевом кургане, даже после реконструкции его территории с перемещением и завозом свыше миллиона кубометров грунта, и сейчас находят осколки бомб, снарядов, и мин, говорят, что их число превышало тысячу на один квадратный метр. Родимцев говорил, что они были в слое глубиной до полуметра. В прошлом году, погуляв там около часа, я нашёл с килограмм осколков и даже хвостовик от мины.

В апреле 2015 года сапёрами, обследовавшими 152 гектара его территории с новым оборудованием, было обнаружено и обезврежено 60 взрывоопасных предметов: 17 минометных мин различных калибров немецкого и советского производства, 4 артиллерийских снаряда, 9 ручных осколочных гранат и 24 взрывателя, а также большое количество осколков боеприпасов.

А на чистой от следов войны территории у подножия кургана напротив нового стадиона чемпионата мира по футболу, возвышающегося над берегом Волги, в год семидесятипятилетия Сталинградской битвы открылся самый большой в Волгограде парк.