Рецензия на рассказ валерия краснова звонарь в аль

Алексей Мильков
Рецензия на рассказ Валерия Краснова “Звонарь” в альманахе “NISERMI”

Интересный народ – русские американцы
(Рецензия на рассказ Валерия Краснова “Звонарь”)

Всё началось с того, что прочитавший мою статью “Криминальный Русский литературный центр” Валерий Краснов, обратился ко мне с просьбой напомнить президенту Русского литературного центра (РЛЦ) Н.С. Митрохину, чтобы он выслал оплаченные экземпляры сборника “NISERMI”. Я передал просьбу, на которую получил нелицеприятный ответ для Краснова, что каково сотрудничать с авторами, которые заранее приклеили ярлык, что считают РЛЦ мошеннической организацией.
И я предупредил Краснова письмом:
“Валерий! Есть такое понятие в юриспруденции, пока суд не определил преступление до вынесения обвинительного приговора, подследственного нельзя называть преступником (у вас мошенником)”.
Я заинтересовался американцем Валерием Красновым, его творчеством и автобиографией. Прочитал его рассказ “Звонарь” в альманахе “NISERMI”. Начало захватило. Интересно было проследить за мыслеобразованием и мыслетечением русского человека, живущего и пустившего корни в Соединенных штатах. Но по рассказу пришлось сделать вывод, что автор, уже не совсем русский человек, уже оторванный от нашей ментальности и действительности, хотя у него прекрасный русский литературный язык. Сказались удаленность от России и потерянность связи с ней, да и чужая среда сработала. Рассказ в моем восприятии остался бы удивительный, если бы не одна его особенность – подпорченность развязки. В центре рассказа главный герой звонарь Фатьян, который при взятии ордынцами русской крепости мечется, действует, сообразуясь со сложной политической обстановкой, то есть, у него возобладание шкурных интересов. Звонарь, пока идет битва, занимается с колокольни наблюдением не без задней мысли “чья возьмет, чью сторону принять?”

Оказывается... Вот подтверждающий авторский ход мыслей о звонаре:
“Глядит Фатьян, как ручейками и речками растекается Ахметово войско по городу. Ждет звонарь вот сейчас покажется у собора знакомая повозка, запряженная двумя черногривыми верблюдами-нарами. Из белого шатра выйдет царевич Хаким и позовет хитроумного русского звонаря к благодарному хану Ахмету. И воздастся, наконец, слава и почесть великая”.

Нашего читателя не удивишь, мятущийся неприкаянный герой – популярный персонаж в литературе и кино. Но не до такой же степени, чтобы предать свой народ. Стремление героя попасть в объятия врага не ново. Пример из повести “Тарас Бульба” – он убивает своего сына-предателя Андрия со словами: “Я тебя породил! Я тебя и убью!”, хотя воспитывал в нем с детства в Запорожской Сечи воинский дух, любовь к отчизне, мужественность, смелость, преданность своему делу. Я всё ждал, что Валерий Краснов докажет в концовке, что добро побеждает зло, покажет каким образом временное смятение Фатьяна перерастет в ненависть к врагу, что внутреннее борение с самим собой возобладает в сторону решительности и звонарь совершит подвиг, что вот он сейчас запустит огненный смоляной шар, сметающий врагов и делающий из них свечки, что было бы логичным для напрашивающейся концовки в свете коммунистического воспитания социалистическим реализмом любого российского писателя и читателей, употребляющих их произведения.
Но Валерий Краснов льет воду на мельницу врагов России. Здесь явственно звучит призыв решиться на предательство, что оно безобидное дело. Только для автора стоит вопрос, как писательскими средствами описать сомнения, рассуждения предателя, как способен он на это, мучается ли угрызениями совести, или нет. Этим автор заронил мысль о возможности предательства, а не о его ничтожестве.
Вся наша литература пронизана патриотизмом, а народ всегда исполнен ратного духа, начиная со “Слово о полку Игореве”, и вот этот рассказ Краснова идет в разрез с ним. У россиян антигерои не вызывают симпатии, поэтому их ждет презрение и кара народная. В рассказе Фатьян выбирает измену. Автор хорошим русским литературным языком показывает, как становятся предателями, при этом не осуждая их, а выражая им сочувствие. Разумеется, что расчет врагов России на то, что русский народ способен на уступки и сделки с врагами, на раздоры и усобицы между собой, что без патриотизма Россия потеряет былое величие, утратит свое значение и перестанет существовать. Враг лелеет эту мысль потери русскости много веков, хотя не единожды убеждался своими нашествиями, что пока не смог добиться этого и что невозможно поставить Россию на колени, поскольку это желание, связанное с наивностью.
Вот какие почести отданием чести воздаются Мальчишу-Кибальчишу:
Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!
А что происходит с Фатьяном? Проходят пленные русские вои и показывают ему кулаки, а победителю Ахмету нет дела до него.
Краснов лепит образ России продажной, что для американских читателей такой сюжет находка, иначе другой России они не представляют из-за промывки мозгов вот такими писателями. Ещё хуже, что это произведение могут воспринять как наступление и сатиру в лице предателя-звонаря на православную церковь.
Автору бы надо проникнуться Н. Гоголем и найти другую концовку, то есть, придумать возмездие для Фатьяна, если еще в душе остается русским человеком.

Ранее я написал отзыв на статью этого же автора «Об эмигрантах, о Родине и о русском языке» http://www.proza.ru/2013/10/23/1659:
“Статья жгучая, потому что, чем дальше мы живем, тем больше отходим от первоначального понятия Родина. Хорошо это или плохо? И не то, и не другое, как ни тепло и ни холодно в эпоху интеграции народов по всему миру. Обывателю значимо быть первым парнем на деревне. Тому пример эмиграция – поиск лучшей жизни не у себя, а на чужбине. Вы покинули Родину. Россия поднимается на мировой арене, теперь она другая – лучшая, комфортная, привлекательная. И вот многие уехавшие начинают вспоминать, что у них она есть, что свербит в душе Родина. Пошел отсчет в другую сторону. Началась обратная тоска. Тоска ли? Опять шкурный интерес – маятник качнулся в другую сторону. Но это при возвращении можно искупить, если есть возможность принести пользу России инвестициями, детьми, да и своим фактом возвращения. Так что не убивайтесь мыслями о Родине, а немедленно распродавайте нажитое и покупайте обратный билет”.
Русские американцы отрезанный ломоть, еще не чуждый, но русской души уже не чувствуют, опять-таки закрытый народ, вот и Валерий Краснов не ответил на совет.