Фигуристка. Деревянные мостовые. Часть 6

Наталия Тимченко
     В школьном возрасте я очень любила кататься на коньках. В моём городе это было одним из любимых занятий школьников. В дни, когда работал каток, со всех уголков большими и маленькими стайками на стадион, словно ручейки, стекались подростки.

     Каток был огорожен высоким железным забором. Попасть на него можно было, оплатив входной билет, который стоил десять копеек. Массовое катание проходило в выходные дни с самого утра. В будни каток работал с пяти часов вечера. Как и во все времена, на катках люди знакомились, завязывали дружеские отношения, которые иногда перерастали в любовь.

     На катке работала «теплушка» - помещение, где можно было отдохнуть, сидя на скамейке, погреться, выпить горячего чая и отдать коньки в заточку. Работали буфет и пункт проката коньков. На стадионе звучала музыка, было много народа. Основная масса каталась на коньках, которые назывались «дутыши». У меня тоже были такие коньки. Кататься на них было трудно. У них были короткие кожаные ботинки. Как только я не старалась их завязывать, ноги всё равно болтались из стороны в сторону.

     Некоторые девочки могли похвастаться фигурными коньками, но такие были далеко не у всех. Благодаря зубчикам на носочке лезвия, обладательницы таких коньков крутились как заведённые и выписывали сложнейшие виражи. Я всё время мечтала о таких коньках, но купить их в то время было невозможно.

     И вот случилось чудо, папа привёз мне из Москвы фигурные коньки. Они были светло-серого цвета, с высокими ботинками на небольших каблучках и шнуровкой, благодаря которой нога хорошо фиксировалась, а не вихлялась из стороны в сторону. Я пришла в полный восторг от них. Очень мало людей каталось на таких коньках. Я быстро научилась кататься на них легко и свободно. Особенно хорошо у меня получалось катание задним ходом. Чтобы научиться этому пришлось немного попотеть. Было страшно и опасно, ведь за спиной скрывается полная неизвестность. Без травм и ушибов не обошлось, а их было немало. Я ходила на каток чуть - ли не до апреля, а когда снег начинал таять, то страдала, что зима уже закончилась.


     В зимние каникулы мы с мамой поехали в Туринск. Недолго думая, я упаковала коньки в большую коробку. Кокетливо, в четыре бантика завязала её лентой, чтобы не отрезать длинные хвосты. Мама стала отговаривать меня:
     -Зачем ты их берёшь? Коробка ведь тяжёлая, а мы едем всего на десять дней. К тому же в январе на Урале часто бывают сильные морозы, - но уговаривать меня было бесполезно. Всю дорогу до Туринска я мечтала только об одном: как только мы приедем, я сразу же, расцеловав любимых бабушку и дедушку, побегу на каток.

     Рано утром повалил крупный пушистый снег, который поломал все мои планы. Погода была безветренная. Снег, сбиваясь комьями, залезал за шиворот прохожим, заставляя их чувствовать холодок и неудобства. Люди, идущие по городу, от обилия снега превратились в смешных снеговиков всевозможных размеров. День после окончания снегопада выдался тяжёлым. Некоторые деревья под тяжестью налипшего снега ломались как спички. Автобусы буксовали в рыхлом снегу так, что пассажирам приходилось выходить и вытаскивать их из ловушек. Одни только дети радовались обильному снегу: они строили крепости и лепили снежных баб.

     Дед, вернувшись с магазина, сообщил:

     -Трактор почистил дороги, в настоящее время чистит каток. Потом его будут заливать. Мороз крепчает, так что завтра каток будет готов.

     Наконец-то я дождалась этого момента. Одевшись, потеплей и, захватив с собой коньки, я отправилась на каток.

     Да, зиме есть чем соперничать с другими временами года, так как после снегопада, а потом наступившего мороза городок просто засверкал. Иней, лёд и снег создали настоящие чудеса и устроили сказочный пейзаж: морозные узоры на окнах, хрустящий под ногами снег и каток под открытым небом.

     Народа на катке было не очень много. В основном это были подростки  и дети помладше. Несколько человек катались по кругу. Моё внимание привлекли две девочки, которые катались, взявшись за руки. На головах у них были одинаковые шапочки розового цвета, из-под них выглядывали  светлые косички, а на ногах валенки, к которым были привязаны «снегурки». Несколько мальчишек клюшками пытались забить шайбу в ворота, которые были огорожены двумя кирпичами. Многие дети просто сидели на скамейках и наблюдали за теми, кто катался. Другие прогуливались вдоль катка.

     Расположившись удобно на скамейке, я достала коньки, одела их, потом туго затянула шнурки, чтобы они не болтались. Посидев немного, я встала и поехала, сначала осторожно, потом более уверенно. Убедившись, что лёд хороший, я смело выехала на середину катка. Потом одну ногу поставила чуть-чуть впереди другой, оттолкнулась ото льда, сделала полукруг и поехала вперёд спиной. Коньки скользили чудесно, ноги послушно делали те движения, которые я давно отработала. При движении задним ходом, я постоянно следила за тем, что находилось за моей спиной, направив взгляд через плечо. Это уже вошло в привычку и позволяло избежать столкновений. Получая от катания огромное удовольствие, я летела как птица, раскинув руки. Это необыкновенное, ни с чем несравнимое удовольствие скользить по льду, когда у тебя всё получается.

     Сделав несколько кругов, я остановилась, чтобы перевести дыхание и вдруг увидела, что почти все дети, присутствующие на катке, подошли ко мне поближе, образовав большой плотный круг. Я насторожилась, не понимая причину такого интереса к моей личности, но они смотрели на меня доброжелательно и с любопытством. Один мальчик, отделившись от толпы, подошёл ко мне поближе, присел  на корточки и, указав пальцем на мои ноги, произнёс: «Ух, какие шкодные коньки!» Другие тоже стали приближаться, некоторые показывали на меня пальцем. Всё время слышалось слово: «Шкодные, шкодные». В какой-то момент я почувствовала себя Миклухой-Маклаем, когда его окружили папуасы.

     До этого случая я этого слова никогда не слышала, у нас оно в разговорной речи мне не встречалось. Похоже, они увидели для себя что-то необычное и назвали словом «шкодные», которое означает: смешной или забавный. Гораздо позже я поняла, что некоторые дети, живущие в Туринске, никогда не видели фигурных коньков, так как в 1965 году там ещё не было телевидения. Люди черпали информацию из газет и радиоприёмников. Слава богу, всё закончилось хорошо. Они долго ещё наблюдали за моим катанием, а потом я пошла домой.

     На выходе с катка меня догнал парнишка. По возрасту, он был немного старше меня. Я обратила внимание на него ещё на катке. Он украдкой наблюдал за мной, катаясь невдалеке от меня, но подойти, не решался. Иногда наши взгляды сталкивались, но мы оба, при этом отводили глаза. Его вихрастые волосы выбились из-под шапки, симпатичное лицо приветливо улыбалось. Через плечо у него были перекинуты коньки, шнурки которых были завязаны на узелок. Подойдя ко мне поближе, он сказал:

     -А ты здорово катаешься, молодец! Ты далеко живёшь, можно я провожу тебя?
     -Нет, я живу недалеко. По улице Чкалова надо идти всего два квартала. Если хочешь, пойдём.
     -А ты что, приехала к кому-нибудь в гости?
     -А как ты догадался?
     -Ты так непривычно разговариваешь, скорее не говоришь, а поёшь. У нас так не говорят.
     -А мне кажется, что здесь все вокруг не говорят, а тараторят, - мы рассмеялись и пошли дальше.
     -А к кому ты приехала?
     -Я приехала в гости к бабушке.
     -А как её зовут?
     -Её зовут Анна Всеволодовна Смирнова, она раньше работала заведующей детским садом, а сейчас на пенсии.

     -Вот здорово! А я ведь хорошо знаю Анну Всеволодовну. Когда я был маленький, я ходил к ней в детский сад. Она замечательный человек, её все очень любили, - он говорил очень искренне, а мне было приятно слышать такие хорошие слова о моей бабушке от незнакомого человека.

     Вечером я рассказала бабушке про знакомство с этим мальчиком.

     -Как же! Я очень хорошо помню Алёшу Рузаева и его семью, - сказала бабушка, - хороший был мальчик, спокойный, воспитанный.

     Мы ещё несколько дней ходили с Алёшей на каток, до конца моего пребывания в Туринске в эти чудесные зимние каникулы. Потом я уехала, мы обменялись адресами и долго переписывались. Это была хорошая детская дружба.

     Аналогичный случай произошёл летом. Папа был в командировке в Индии и привёз в подарок мне и маме шлёпанцы с ремешком на большом пальце в форме колечка. Это были традиционные индийские «чаппалы» белого цвета, украшенные золотым шнуром, индийскими этническими узорами, вышивкой и бисером. Современные индийские женщины и девушки ходят в таких красивых «чаппалах», подобранных по цвету для их нарядных сари и надевают их на вечеринки и свадьбы.

     Естественно, собираясь на летние каникулы в Туринск, я взяла с собой эти обворожительные шлёпанцы. Одевать их там было совершенно некуда. Первую половину лета часто шли дожди и дороги развезло. Люди постоянно ходили в резиновых сапогах. Но как только они прекратились, и земля подсохла, мы отправились с моей подружкой Людкой Тамаринцевой в клуб посмотреть французский фильм «Фантомас». Народ по привычке шёл в сапогах, так как кое-где земля была ещё мокрая. Одна я напялила себе на ноги свои золотые шлёпанцы. Мне хотелось покрасоваться, а также я боялась, что вдруг опять пойдут дожди, а потом и лето может быстро кончиться, а я так и не одену их ни разу.

     Боже, что тут началось. Еле-еле дошли до клуба, так как все шедшие навстречу пристально рассматривали меня, вытягивая при этом шеи и долго провожая потом меня любопытным взглядом, думая: «Что там у неё на ногах надето?». Людка пошла в кассу за билетами, а мне велела стоять на полянке возле клуба, где собралось огромное количество народа в ожидании киносеанса. Все жаждущие посмотреть фильм, сбежались посмотреть на меня, так как это зрелище было не менее интересным, чем «Фантомас».

     Реакция была такая же, как на катке. Меня взяли в окружение плотным кольцом в основном ребятишки. Но только теперь толпа с восторгом шептала: «Царские!».

     Продолжение следует. http://www.proza.ru/2019/01/02/1407

     03.12.2018 г.