Брановский лесок

Сергей Борисовец
 Лето…
Я стою на опушке леска и с возвышенности любуюсь просторами малой родины моего отца. Казалось бы, ничего особенного: кругом поля, вдали виднеется деревня Клешево, в конце склона – протекает небольшая речушка Локнея…
Когда мне плохо или тревожно на душе, я сажусь в свое авто и еду сюда – здесь все успокаивает.

Вышел на улицу – рань-то какая!
Тру на пороге, зевая, глаза.
Мимо меня, почти задевая,
к речке Локнее летит стрекоза.
Там под листочком кувшинки,
 щука на стреме, охотясь, стоит.
Выудил рыбу как из банки сардинку,
кто-то, стоящий под сенью ракит.

«Брановский лесок»… Почему лесок? Люди так прозвали, уж больно он очень маленький, а Брановский только потому, что рядом расположена небольшая деревенька Браново. В ней родился мой отец. Он любил эти места и передал эту любовь мне. Здесь я первый раз выстрелил из ружья. Как крепко не держал отец ружье, из-за отдачи меня больно ударило прикладом и повалило на землю. Мама, склонившись надомной, ругала отца. Как мне больно не было, я не заплакал. Часто с отцом приезжали сюда на охоту. Неподалеку, на Басловичском озере, так назывался небольшой водоем с островом посередине, охотились на бекаса и утку, коих было там большое множество. Брат сидел за рулем и так как, был мал, ногами до педалей не доставал, эту миссию выполнял я руками. Мы медленно ехали по берегу водоема, а отец стрелял через открытое окно. Несколько выстрелов и охота заканчивалась – отец придерживался принципа «что занадто, то не здраво». Он пересаживался за руль, и мы ехали домой, готовить дичь…

С самой закладки не везет Брановскому леску, так не везет!.. Еще до войны лесок садил мой дед Дмитрий Васильевич и его односельчане. Однако, молоденькие сосенки пришлись по вкусу овцам. Лесок был съеден подчистую, пришлось его пересаживать…
Лесок рос, мужал, люди собирали там грибы, малину, землянику. запасались душистым чабрецом и иван-чаем. Гнездовались в леске несколько семей голубя вяхиря – это такой сизый летающий цыпленок! Он действительно сам по себе большой! На опушке устраивали лежки зайцы, прятались стайки куропаток.
После мелиорации заболоченных территорий, через речку Локнею построили железобетонный мост, за которым, собственно и обрывается сама грунтовая дорога. Дорога в никуда… Когда-то она, естественно, была, но ее перепахали плуги колхозных тракторов. Я точно не знаю, может, это сами люди были этакими плугами?..
Несколько десятилетий назад на горе, рядом с леском стали добывать песок. Гору срезали, глубоко вкопались и во внутрь земли. Когда добыча прекратилась, в карьер стали свозить мусор. Досталось и леску – он сплошь был завален всевозможным мусором, который разносил по окрестностям ветер.

Где были родные просторы,
шумел горделиво наш лес,
там мусорку сделали хором,
попутал, сказали, их бес!
Нет ягод, грибов, все пропало!
Чем их отравить? Мухомор исчез!
И что же с тобою стало?
О, бедный мой, Батюшка Лес!

После долгих и многочисленных жалоб местных жителей, лесок не так давно почистили, а карьер засыпали…
Беды леска на этом не закончились. Вначале 90-х с «легкой руки» энергетиков прямо по середине Брановского леска была прорублена просека и протянута линия электропередач!
Я как-то на совещании с сарказмом укорил больших чиновников от Белэнерго:
– А что, обойти лесок было нельзя, кругом разве скалы и обрывы?
И услышал невнятный ответ типа:
– Мы же не знали, что там лесок, его и на карте то нет!
Врали! Конечно же врали! На карте лесок был! Я потом специально посмотрел. однако, дело было сделано…
В конце этого лета я с родными специально поехали туда. Сестра захотела нарвать чабреца. С тыльной, от проселочной дороги, стороны Брановского леска обнаружилась свежая лесосека! Спиленные стволы сосен браконьеры вывезли, оставив за собой гнить неубранные порубочные остатки!..
Вот такая грустная история о горемычном Брановском леске…

24 ноября, 03 декабря 2018г., Слуцк