1989 Батумский эндшпиль

Борис Кин
Были у меня когда-то на первом курсе два соседа – парни из Батуми, Дима Шаповалов и Юра Гоголь: два друга детства, одноклассники, отличники, золотые медалисты, в институт поступили, набрав на экзаменах максимум баллов – 10 из 10. Будучи славянами, пацаны, тем не менее, как минимум первый год учебы говорили с очень ярким грузинским акцентом. Помнится, я их одно время по этому поводу довольно часто подкалывал, особенно пытаясь копировать исполнение Юриком песни группы «Кино»: «Бэлий снэх, серий лёт… На патрэскавшийся зэмля… Адияла ласкутний на нём… Горад дарёжний петля…» Впрочем, речь не об этом.

В самом начале нашего знакомства, в августе 1989 года, произошла однажды такая вот памятная история. Занятия в институте еще не начались, а так называемая «трудовая практика» в институте длилась, в основном, не долго, максимум до обеда. В общем, времени свободного у нас хватало. И вот, коротая как-то раз это самое время, решили Дима с Юрой сыграть в шахматы. Сидят такие, рубятся в шахматишки, попивают чаек с сахаром, пошучивают между делом («Ээээ, зачемь ти так пашёль?»), а я наблюдаю за игрой и жду, типа «на победителя».

В самом разгаре игры, в какой-то особенно напряженный момент, Димон сделал опрометчивый ход пешкой, и тут же, что-то вдруг заметив, вернул ее назад. Обычное дело, не на соревнованиях же! Ан нет! Юрик, евонный лепший кореш детства, говорит, мол, первое слово дороже второго! Димон, жестикулируя как истинный грузин, отвечает, дескать, я руку не оторвал, всё нормально! Юрик резко меняет тональность их ученой беседы, и говорит, мол, оторвал, не оторвал, не волнует! Дескать, ставь пешку на место! Димон, демонстрируя виртуозную для «ботана» жестикуляцию, упирается, и говорит, мол, нифига, геноцвали, можно! Дальше все было как в заправском боевике. Юрик подпрыгнул, схватил табуретку, размахнулся, и с грохотом опустил её на голову друга детства. У Димона аж очки улетели на пару метров!

Я смотрю на всё это, и охреневаю. Ничёсе, думаю,  мне соседи  попались! Уж на что мирный вид спорта, и то…Надо сказать, что я в тот день совершенно по новому открыл для себя шахматы.