О гениях длимое эссе. Э. Н. Артемьев

Евгений Медиокритский
Главное для композитора – ум и душа.
Э Д У А Р Д   Н И К О Л А Е В И Ч   А Р Т Е М Ь Е В

28 ноября 2010 года мне пришлось просмотреть еженедельную воскресную передачу «Пока все дома» с телеведущим Тимуром Кизяковым, одну из немногих регулярно просматриваемых на Первом канале Российского телевидения. 

      
Передача была посвящена Эдуарду Николаевичу Артемьеву и его семье – жене Изольде Сергеевне, сыну Артемию, внуку Артемию Артемьевичу Артемьеву и внучке Катюше. На следующий день эта семья должна  отпраздновать «Золотую свадьбу» дедушки с бабушкой.

Вы скажите: «Ну и что? А кто этот Артемьев? И причём здесь гений?» Вот в таком же положении оказался и я. Знающие Э. Н. Артемьева отметят: «И не стыдно?». Могу ответить: «Стыдно». В своё оправдание могу сослаться только на Интернет. На его могущество, которое раскрывается непрерывно и продуктивно. Но всё начинается всё-таки с азов. И любой процесс имеет точку отсчёта, т. е начало. Для меня это «начало» практически наступило с 2008 года, когда ПК был установлен у меня дома. Ещё не успел «добраться» до Э. Н. Артемьева.


Уже было замечено, что гении имеют какие-то общие характерные особенности, одной из которыех, мне кажется, является скромность, граничащая с застенчивостью. Вот эта особенность очень наглядно проявилась и в этом случае. Даже была озвучена сознательно самим «золотым» юбиляром – надо быть незаметным!. Может быть обманчивая  неизвестность и послужила причиной незнания. «И вдруг выясняется...»


 А теперь вернёмся к началу длимого эссе, к тем пяти критериям оценки гениев, предложенных Всемирной консультационной компанией: роль в изменении системы воззрений, общественное признание, сила интеллекта, достижения и культурная значимость. Первый – роль в изменении системы воззрений решён просто. Э. Артемьев -- основоположник-композитор, использующий электронную музыку в отечественном кино. Именно с него изменилось воззрение на использование и становление электронной музыки не только в кино, но и в театре, на эстраде и т.д. Остальные четыре критерия переплелись в следующем:

1 - за полвека творческой деятельности им написана музыка более чем к 150 (!) кинофильмам. И не просто к к/ф, а к выдающимся фильмам, для классики. И вопрос лишь заключается в том – стали бы эти фильмы классикой без музыки Э.Артемьева? Вот несколько примеров: А. Тарковский – Солярис (1972), Зеркало (1974); Сталкер (1979); Н. Михалков – Свой среди чужих, чужой среди своих (1974), Раба любви (1976), Неоконченная пьеса для механического пианино (1977), Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1979), Родня (1981), Без свидетелей (1984), Автостоп (1990), Урга – территория любви (1991), Утомлённые солнцем (1994), Сибирский цирюльник (1998), Двенадцать (2007), Утомлённые солнцем–2: Предстояние (2010);  А. Кончаловский – Сибириада (1979), Гомер и Эдди (1988), Ближний круг (1991), Одиссея (1997), Щелкунчик (2010); К. Шахназаров – Курьер (1986), Город Зеро (1988); А. Прошкин – Стратегия риска (1978), Испектор Гул (1979), Доктор Живаго (2006); П. Чухрай - Водитель для Веры (2004); С. Говорухин - Никто кроме нас (2008)  и т.д.

2.– силу интеллекта подтверждает тот факт, что в 1978 и 1988 годах Э. Артемьев написал музыку к 10 (десяти) к/ф в каждом году, в 1979 и 1986 гг. по 9 к/ф.

3. - на фоне музыки к кинофильмам им написаны: две оперы – Тепло Земли и Преступление и наказание по Ф. М. Достоевскому; оратории, кантаты, хоровые и вокально-инструментальные сочинения – 9; концерт для альта с оркестром (1960) и концерт для фортепиано с оркестром (1994); электронные композиции – 16; музыка к 29 спектаклям; фортепианная музыка – Пасторальная сонатина (1956), Четыре прелюдии (1958) и несколько песен.         
Конечно, всё перечисленное в п. п. 1-3  феноменально. А для полноты картины, мне представляется целесообразным привести высказывания самого композитора, сделанных им в нескольких интервью (см. Э. Н. Артемьев – Википедия):

-Главное для композитора – ум и душа, а синтезатор – всего лишь инструмент для реализации идей. Кстати, беда многих современных авторов в том, что они не развивают фантазию, не занимаются настоящим творчеством, а нажимают одни и те же кнопки с модными тембрами. Отсюда однообразие мелодий и скука.

-(...) я практически не отдыхаю. Я дико устал, но не могу сказать себе стоп, потому как творчески связан с кино. А это конвейер, требующий предельной концентрации и полной самоотдачи. Знаете, если бы не кино, я вообще не состоялся бы как композитор. Я не пробивной. Не умею держать удары  судьбы.

-(...). Я всегда готов трудиться. Но это скорее не дисциплина, а страх потерять работу, страх  разорения и нищеты. Нас запугали ещё в советские времена, когда за невыполнение обязанностей перед киногруппой страдал весь коллектив. Композитор не написал в срок музыку, а премии лишили всех. Вот поэтому я и боюсь останавливаться, чтобы никого не подвести.

-Раз в год на две недели уезжаю в тёплые края погреться на солнышке. Я терпеть не могу холода, хотя родился в Новосибирске. Видимо, в детстве и юности так намёрзся, что хватило на всю жизнь(...) .


Возвращаясь к передаче «Пока все дома» (с чего мы начали этот разговор), нужно привести слова его жены Изольды Сергеевны, с которой он прошёл по жизни более 50 лет, окончив с ней в одном году Московскую консерваторию: Он беспрерывно сочиняет музыку. А она ради творчества и великого таланта мужа, помноженного на невероятную трудоспособность и самоорганизованность, решительно и бесповоротно оставила свою карьеру ради семьи, обеспечив, тем самым, все «тылы» гения.

 Мне повезло, ибо проанализировав доступный материал об Э. Н. Артемьеве в Интернете, оказалось нетрудно заключить, что перед нами гений. К тому же это не стало оригинальным, ибо в интервью А. Кукушкиной с Э. Артемьевым (Известия.Ру: Песни – не мой жанр. 27.10.09 ) читаем: Признанный мастер электронного звука, живой классик, русский гений, покоривший Голливуд – всё это Эдуард Артемьев (...).

Моё личное восприятие "артемьевской музыки" сконцентрировалось на кинофильме «Родня». Фильм начинается с летящего лайнера в глубоком небе и в сопровождении космической музыки.                Декабрь 2010 г.