Отзыв на журнал Российский колокол 1-2, 2018

Юлия Реутова
   Совершенно удивительным открытием стал для меня журнал Российский колокол № 1-2, 2018. Номер начинается отрывком из романа Саши Кругосветова «Клетка». Саша Кругосветов (наст. имя Лев Лапкин) – поэт, прозаик, публицист, учёный-изобретатель, лауреат множества литературных фестивалей, таких как международный конвент фантастики «РосКон», фестиваль Славянской Поэзии в Варшаве при поддержке ЮНЕСКО и Интернационального Союза писателей, Крымский фестиваль фантастики «Созвездие Аю-Даг», международная литературная премия имени Владимира Гиляровского, Международный фестиваль фантастики «Аэлита» и др.
   Лев Лапкин является лонг-листером премии «Литературной газеты» и «Золотой Дельвиг», гран-при-лауреатом Московской литературной премии имени Владимира Алексеевича Гиляровского и международного музыкально-литературного фестиваля «Ялос-2016», финалистом и дипломантом премии «Нонконформизм-2016» и «Нонконформизм-2017», а также лауреатом еженедельника «Литературная Россия».
   Свою творческую деятельность начинал как детский писатель. Но в этом номере представлен отрывок из его «взрослого» и очень сложного романа «Клетка».
   Поскольку мне повезло прочесть этот роман целиком, то я знаю все связи событий, знаю финал, и поэтому могу сказать, что читателя многое поражает в романе: и интеллектуальность автора, и его дар свободно ориентироваться в мировой художественной культуре, и его умение прятать сюрпризы аллюзий и скрытых цитат из великих художественных и религиозных произведений в тексте, и особая гипнотизирующая внимание атмосфера романа, отражающая несколько параллельных реальностей, и то, что сам роман просится на цитаты, например: "Каждый шаг имеет значение. Обсуждения, встречи, разбирательства, результаты наблюдений – все суммируется и постепенно превращается в приговор". Или такая цитата: "Человек не может быть свободен, если у него нет цели".
   Всё это так. Но, прежде всего, роман «Клетка» завораживает читателя неоднозначностью трактовки сюжета и судьбы главного героя. Как  точно отметил   председатель Международного правления Интернационального Союза писателей  Александр Гриценко в своём предисловии к роману, возможно три равноценных трактовки отношений героя и системы:
   1-ая - системы как таковой нет, а главный герой сам создаёт её и подпитывает своим вниманием к ней.
   2-ая - система «выражает борьбу героя с самим собой», со своей совестью.
   3-я - система – это Божий суд, который ведёт строгий учёт всех положительных и отрицательных поступков героя.
   Очень яркими, своеобразными авторами представлен в журнале раздел поэзии.  Вот совершенно удивительные строки:
«Что бытие – награда, или бремя,
Иль выцветшая тень обоих лишь?».
   Их автор – поэт и прозаик Александр Мамонтов - член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов, Интернационального союза писателей, Международного союза литераторов и журналистов, член-корреспондент Академии поэзии, действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), вице-президент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, доктор филологических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Является лауреатом премии им. В. Гиляровского, Московской литературной премии им. А.П. Чехова, специальной премии «За крупный вклад в развитие современной поэзии» фестиваля русской культуры и словесности «Во славу Бориса и Глеба», победителем литературно-музыкального фестиваля «Ялос» (г. Ялта) в номинации «проза».
   Произведения Александра Мамонтова отмечены Золотой Есенинской медалью, медалью Адама Мицкевича (ЮНЕСКО), медалью Мацуо Басё (Япония), дипломом Лауреата «Золотое перо Московии».
   Стихи Александра Мамонтова показались мне воплощением квинтэссенции задумчивой человеческой души в самых возвышенных её проявлениях. Например, стихотворение «Полночный этюд»:
 «Рой призраков и целый шлейф видений,
Как на заказ, в гостиной, на стене…
Бессменная пора осенних бдений
При ставшей круглолицею луне!
Мурлыка кот, цветистые рулады
Да ход часов шагами мерит тишь.
Окна квадрат. В нём – тьмы косые взгляды.
Но, как всегда, всех и за всё простишь»…
   Эти стихи наполнены прекрасной, задумчивой тишиной созерцания и размышленьями об образе родины, как в стихотворении «Россия! Начал всех начало…»:
«Россия! Начал всех начало,
Просторам не видно конца.
Ямщицкая песня звучала
Тут прежде под звон бубенца…
И пращуры помнили Бога,
Крестясь на иконы в дому.
И не зарастала дорога,
Дорога – к себе самому…»
   Характерной особенностью поэзии Александра Мамонтова является глубокое, философское окончание каждого стихотворения, как, например, в «Тревожном ноябре»:
«Как сквозь зубы, гудят поезда,
Всласть хлебнувшие с рельсами связи.
Межсезонье, дорога, езда –
Неразлучны с ошмётками грязи…
Им под стать – шалопуты ветра,
Льда коварного хруст у порога.
И стоит от утра до утра
Часовым – над душою тревога»…
   Ещё обязательно хочется отметить стихотворения: «Чужак», «Моралист», «Зимняя рапсодия», «Биография», «Путник», «Шторм», посвящённый А.С. Пушкину, «Правдоискателям» и др.
Совершенно необычной предстаёт перед нами поэзия Анатолия Ливри.
   О богатстве поэтического мира Анатолия Ливри писал экс-ректор московского Литинститута им. Горького Сергей Есин: «Стихи Анатолия Ливри не для чтения в метро …Его стихи требуют усилий для восприятия». Он называет Анатолия Ливри «последним солдатом святой филологии в Европе».
   Доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Московского государственного института культуры Елена Коломийцева в своей критической статье «Поэзия не для всех» отмечает, что Анатолий Ливри, «причудливо сочетает в своей поэзии непоколебимое величие античности и пронзительную силу поэзии Серебряного века, воспринявшего всю мировую культуру». И, действительно, можно обратиться к любому стихотворению автора, чтобы убедиться, что в одном стихотворении спрятан большой пласт мировой культуры. Нужно обладать недюжинными знаниями и архетипом прекрасного, чтобы иметь возможность оценить стихи Анатолия Ливри. Именно такое ощущение возникает при чтении стихов автора. Очень трудно было выбрать самое интересное стихотворение, но я выбрала стихотворение «Поэт»:
«Паяц и вор, свирепый пересмешник,
Певец понтийских златорунных струн,
Скрижалей чтец, птенец, яйцо, скворешник,
Сколоченный гравером готских рун,
Засумраченный Азией-могилой.
Замогиканен ложью да молвой,
Заперт, как перс, на ключ у Термопилов,
Заворожён тюрьмою да сумой,
Распахнутой в предчувствии разбоя
Да кистенёвских барских кистеней,
Заклан, как Ифигения в Джанкое
За лань почти Латоновых кровей».
   Череда открытий этого номера продолжилась для меня рассказами  историка, доктора исторических наук, действительного члена-корреспондента Академии Российской словесности Ирины Сабенниковой.
   О тонком осознании и глубоком философском осмыслении автором окружающей действительности говорят рассказы «Ангельские перышки» и «Произвольная зарисовка с натуры». Глубоким лиризмом трогает читателя рассказ о спасении голубя «Круша». О поиске земного Рая и обретении его в своей душе повествует рассказ «Кафе «Причал». В рассказе «Две капли» автор упоминает о силах притяжения, «гораздо боле могущественных, чем обряд венчания».
   Но есть такие произведения, которые после прочтения не исчезают, а будто остаются в сознании, постоянно присутствуют при раздумьях. Таким произведением стал для меня рассказ Ирины Сабенниковой «Лестница», идея которого заключается в том, что лестница – это не просто архитектурное сооружение, что «каждая лестница может обладать своим характером, своей энергетикой, влиять на настроение, поступки и мироощущение человека».
   Трогательные и, кажется, давно забытые чувства возбудил в душе роман Роман Анатолия Щелкунова «Ангел милосердия». Главная героиня девочка Катя (графиня Екатерина Николаевна Игнатьева) услышала в детстве рассказ о трагической жизни сестры милосердия Юлии Вревской, которая спасала раненых и сама стала жертвой сыпного тифа. И этот рассказ произвёл на девочку неизгладимое впечатление. Как по этому поводу тонко отмечает автор: «В детстве у людей случаются события, которые каким-то таинственным образом оказывают влияние на их будущее. Это может быть встреча с каким-нибудь человеком или увиденное произведение искусства, прочитанная книга, герой которой становится идеалом, чей-то рассказ или пережитая лично история». Имя Юлии Вревской стало для Кати символом «высшего проявления милосердия и любви человека к другим людям». А её судьба решила судьбу Кати, которая тоже решила стать сестрой милосердия.               
   Ярким событием этого номера, безусловно, является фэнтези-сказка Павла Хицова «Тепло». Действие пьесы происходит в далёкой северной стране – Стране Безбрежных Льдов, среди вечной мерзлоты и снега. Главный герой – юноша Ледомир сторонится окружающих, которые в свою очередь резко и несправедливо относятся к нему. Возникает неприязнь, которую, кажется, невозможно преодолеть. Происходит конфликт, в результате которого, по правилам жизни общины и по решению старейшин Ледомир должен покинуть родные края. Происходит ещё одна беда – заболевает мать Ледомира. Но мудрая старушка Снегильда подсказывает ему, что спасти его мать может капля тепла, но её очень трудно достать, практически невозможно. Она говорит: «Я уже давно не видела, чтобы кто-то делился Теплом с теми, кто нуждается в этом».
   Пьеса Павла Хицова точно выражает состояние нашего современного общества, а все её герои кажутся очень знакомыми. Отдельное место в их  ряду принадлежит старушке  Снегильде. Она -  совершенно знаковая героиня, олицетворение мудрости. Все её слова актуальны и для нашей действительности. Она замечает: «Одинокий человек черствеет, становится холодным и равнодушным ко всему. Наш мир и без того суров, чтобы не улыбаться и не радоваться. И именно любовь и присутствие близкого человека совершенно безвозмездно отдаёт нам эти дары».
   В поисках тепла Ледомир отправляется в неизведанные края, где его ждут новые испытания. Но вслед за ним идет искренне любящая его девушка Вьюжита, которая преодолевает не только все препятствия пути, но и кажущиеся чёрствость и безразличие Ледомира.   
   Говоря с Ледомиром, Снегильда замечает: «Молодые нынче только и заботятся о том, как бы развлечься. Меньше стало уважения к старшим, меньше размышлений о будущем. Живут настоящим, не оглядываясь в прошлое, не заглядывая в будущее».
Ледомир совершает подвиги, спасает от беды  жителей чужой общины, ничего не ожидая от них взамен. Именно за это он оказывается награждён судьбой, и эти люди дарят ему немного тепла, так что теперь он может спасти свою мать от неминуемой гибели.
   Доброту и искренность Ледомира и Вьюжиты отмечает Снегильда. Она говорит про них: «Какие тёплые… Хорошо, что такие ещё остались в нашем ледяном мире. Пока такие есть – Тепла будет хватать всем, кто в нём нуждается…»
   Фэнтези-сказка Павла Хицова не только очень интересно, быстро и лёгко читается, но и рассказывает нам о нас, о состоянии современного общества, при этом не только выявляет его недостатки, но и даёт их решение. Она выводит из ледяной пустыни эгоизма. Кроме того, хочется отметить, что пьеса совершенна технически.
   В этот номер также включены сказки финалиста конкурса Интернационального Союза писателей имени Владимира Набокова Олега Шевченко (творческий псевдоним - Олен Лисичка). Я с удовольствием прочитала сказку «Приключение Никиты и его друзей», но особенно мне запомнились добрые, находчивые котята Пуся и Мика, которые всегда приходили на помощь друг к другу. Например, в сказке «Норка» речь идёт о том, что однажды котёнок Мика хотел поймать бабочку, подпрыгнул, но не смог, а его лапка угодила в норку. Пуся пыталась помочь другу, но не смог, тогда она звала на помощь и пса Бармалея, и козу Маньку, и в конце концов бабушку Валю, которая и вызволила котёнка. В конце каждой сказки автор делает поучительный вывод.
   И, наконец, один из моих любимых разделов журнала – это интервью с авторами и рецензии на их книги. В этом номере помещены: рецензия главного редактора «Российского колокола» Максима Замшева на стихи православного поэта Олега Штельмана. интервью Елизаветы Булавиной с писателями Сашей Кругосветовым, Наталией Янкович, а также её рецензии на книгу Наталии Янкович романе «Другой мир» и сборник Саши Кругосветова «Цветные рассказы. Том 1», интервью Елены Дегтярёвой с писателем-прозаиком Юрием Луниным и её рецензия на сборник рассказов и повестей Юрия Лунина «Святой день».
   Здесь же можно познакомиться с интервью Елены Мухановой с Писательницей Викторией Левиной и поэтом Виктором Мостовым и её рецензией на книгу Виктории Левиной под названием «Книга о творчестве и творцах», а также с  интервью Маши Зябловой с писателем и поэтом Андреем Шаргородским и её рецензией на его роман «Сарказм Фортуны».
  Этот номер журнала «Российский колокол» стал для меня номером открытий.  И не только потому, что произведения его авторов легко и интересно читаются и носят возвышенный, интеллектуальный характер, а, главным образом, потому что они возвращают нам идеи доброты и искренности.