Кое-что о романе Сервантеса Дон Кихот

Евгений Говсиевич
КОЕ-ЧТО О РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ» - «по горячим следам»  (из передачи «Игра в бисер», канал «Культура», 30.11.2018 г.)

Несколько дней т.назад, по каналу «Культура»,  состоялась передача, в которой обсуждался «Роман на все времена» - книга Сервантеса «Дон Кихот»   http://www.proza.ru/2017/05/20/1085.

Некоторые мысли, высказанные её участниками, показались интересными, другие - спорными. Попытался систематизировать сказанное профессиональными литераторами,  и тезисно изложить.

Возможно, у кого-то появится желание посмотреть эту передачу, а потом снова взять в руки «Роман романов».....

1. О КНИГЕ и АВТОРЕ

1.1 Книга Сервантеса – самая читаемая и переводимая книга в мире (после Библии).

1.2 Существует литература до книги «Дон Кихот» и после неё.

1.3 Роман ломает все рамки искусства.

1.4 В романе возникает литература "там, где её нет».

1.5 Роман стал «мировым брендом»: он раздвигает национальные и временные рамки. Достоевский считал Сервантеса русским писателем.

1.6 Сервантес велик тем, что соединил взаимоисключающие жанры: рыцарский и плутовской романы (идеальное и реальное). Кроме этого, он осуществил «короткое замыкание» в душе человека, соединив трагическое и комическое.

1.7 Современники упрекали Сервантеса в том, что он не умеет писать, что он графоман, но в настоящее время роман продолжает писаться. У него нет обложки…..

1.8 Гении, близкие к Сервантесу:  Гоголь, Лесков, Чаплин.

2. О ДОН КИХОТЕ

2.1 Унамуно: «Дон Кихот – это испанский Христос».

2.2 Дон Кихот предельно добр. Это его суть. Это самое нравственное явление в мире.

2.3 Гамлет, прежде чем броситься на ветряные мельницы,  долго бы рассуждал («Быть или не быть?!») до тех пор, пока «злые великаны» успели бы совершить свои деяния. Дон Кихот не рассуждал - он сразу же бросался в бой.

2.4 Дон Кихот не безумец, он надевает маску безумца.

2.5 Способен ли Дон Кихот на реальную любовь? Или настоящая любовь – это любовь платоническая??  Этот роман про вариативность.

3. «ДОНКИХОТСТВО»

3.1 «Донкихотство» – это всегда оппозиция существующему положению вещей. В некоторых случаях трансформируется в «диссидентство».

3.2 «Донкихотство» - это двухстороннее явление - во многом это фанатизм.

3.3 «Донкихотовский» максимализм, идеализм, утопизм, конформизм подпитывали «русскую идею».

3.4 Дон Кихоты делали революцию в России.

3.5 Много «донкихотства» было у Маяковского. Внешне походили на Дон Кихота Дзержинский, Луначарский.…..

3.6 На примере «Дон Кихота», можно заключить, что «человек отличается от животного тем, что он пытается переделать среду обитания».

4. ДОН КИХОТ и САНЧО ПАНСА

Образы Санчо Панса и Дон Кихота неразделимы.  Это две ипостаси единого образа. Если Дон Кихот – это вертикаль, то Санчо Панса – горизонталь.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ  ТРИАДА: РОМАН-ЧИТАТЕЛЬ-ПИСАТЕЛЬ

5.1 Роман провоцирует читателя на сотворчество.

5.2 Сначала человечество научилось Читать, а потом Писать.

5.3 Роман создаётся в равной степени и Читателем, и Писателем.

6. О ТВОРЧЕСТВЕ

6.1 В романе показана природа творчества: творчество – всегда насилие. Можно сказать, что человек, начинающий творить «немножечко не в себе».

6.2 Любое творчество граничит с безумием.

6.3 Творчество – это всегда аномалия. Как только мы начинаем творить, мы «попадаем под дискурс «Донкихотства».

6.4 Если в нас начинает «бурлить» творчество, то мы уже в какой-то степени становимся «Дон Кихотами».

6.5 Творчество всегда меняет нашу обычную жизнь, мотивацию, бытовые обстоятельства.  Если нет подтекста – нет творчества…..

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА