КОЕ-ЧТО О РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА «ДОН КИХОТ» - «по горячим следам» (из передачи «Игра в бисер», канал «Культура», 30.11.2018 г.)
Несколько дней т.назад, по каналу «Культура», состоялась передача, в которой обсуждался «Роман на все времена» - книга Сервантеса «Дон Кихот» http://www.proza.ru/2017/05/20/1085.
Некоторые мысли, высказанные её участниками, показались интересными, другие - спорными. Попытался систематизировать сказанное профессиональными литераторами, и тезисно изложить.
Возможно, у кого-то появится желание посмотреть эту передачу, а потом снова взять в руки «Роман романов».....
1. О КНИГЕ и АВТОРЕ
1.1 Книга Сервантеса – самая читаемая и переводимая книга в мире (после Библии).
1.2 Существует литература до книги «Дон Кихот» и после неё.
1.3 Роман ломает все рамки искусства.
1.4 В романе возникает литература "там, где её нет».
1.5 Роман стал «мировым брендом»: он раздвигает национальные и временные рамки. Достоевский считал Сервантеса русским писателем.
1.6 Сервантес велик тем, что соединил взаимоисключающие жанры: рыцарский и плутовской романы (идеальное и реальное). Кроме этого, он осуществил «короткое замыкание» в душе человека, соединив трагическое и комическое.
1.7 Современники упрекали Сервантеса в том, что он не умеет писать, что он графоман, но в настоящее время роман продолжает писаться. У него нет обложки…..
1.8 Гении, близкие к Сервантесу: Гоголь, Лесков, Чаплин.
2. О ДОН КИХОТЕ
2.1 Унамуно: «Дон Кихот – это испанский Христос».
2.2 Дон Кихот предельно добр. Это его суть. Это самое нравственное явление в мире.
2.3 Гамлет, прежде чем броситься на ветряные мельницы, долго бы рассуждал («Быть или не быть?!») до тех пор, пока «злые великаны» успели бы совершить свои деяния. Дон Кихот не рассуждал - он сразу же бросался в бой.
2.4 Дон Кихот не безумец, он надевает маску безумца.
2.5 Способен ли Дон Кихот на реальную любовь? Или настоящая любовь – это любовь платоническая?? Этот роман про вариативность.
3. «ДОНКИХОТСТВО»
3.1 «Донкихотство» – это всегда оппозиция существующему положению вещей. В некоторых случаях трансформируется в «диссидентство».
3.2 «Донкихотство» - это двухстороннее явление - во многом это фанатизм.
3.3 «Донкихотовский» максимализм, идеализм, утопизм, конформизм подпитывали «русскую идею».
3.4 Дон Кихоты делали революцию в России.
3.5 Много «донкихотства» было у Маяковского. Внешне походили на Дон Кихота Дзержинский, Луначарский.…..
3.6 На примере «Дон Кихота», можно заключить, что «человек отличается от животного тем, что он пытается переделать среду обитания».
4. ДОН КИХОТ и САНЧО ПАНСА
Образы Санчо Панса и Дон Кихота неразделимы. Это две ипостаси единого образа. Если Дон Кихот – это вертикаль, то Санчо Панса – горизонталь.
5. НЕРАЗРЫВНАЯ ТРИАДА: РОМАН-ЧИТАТЕЛЬ-ПИСАТЕЛЬ
5.1 Роман провоцирует читателя на сотворчество.
5.2 Сначала человечество научилось Читать, а потом Писать.
5.3 Роман создаётся в равной степени и Читателем, и Писателем.
6. О ТВОРЧЕСТВЕ
6.1 В романе показана природа творчества: творчество – всегда насилие. Можно сказать, что человек, начинающий творить «немножечко не в себе».
6.2 Любое творчество граничит с безумием.
6.3 Творчество – это всегда аномалия. Как только мы начинаем творить, мы «попадаем под дискурс «Донкихотства».
6.4 Если в нас начинает «бурлить» творчество, то мы уже в какой-то степени становимся «Дон Кихотами».
6.5 Творчество всегда меняет нашу обычную жизнь, мотивацию, бытовые обстоятельства. Если нет подтекста – нет творчества…..
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА