Джульбарс

Овчинникова Татьяна
               
  Происходило все в начале 70-х. Мой дядя Иннокентий Степанович Рюмкин тогда занимал  начальственную должность в одном из забайкальских охотхозяйств.Жил он в райцентре. На выходные, с друзьями, очень часто приезжал к нам в деревню. Чтобы проведать маму,  мою бабушку Наталью, порыбачить и поохотится с дедом Мишей и его сыновьями. Бабушка в субботу, воскресенье от окна не отходила. Ждала. Обычно первая высматривала машину. Радостно всплескивала руками и объявляла нам: «Едут!».

 В этот день охотники приехали раньше обычного, ввалились в дом шумной толпой Всю жизнь буду помнить белозубую улыбку моего дяди, веселые, черные глаза . Он нас с сестрой Людмилой поочередно  подкидывал к потолку, щекотал усами. Целовал маму и потом уже обнимал бабушку, на несколько мгновений прижав ее к груди. Как будто сердца слушал, как они рядом бьются.  Дом наполнялся шумной радостью. Мама накрывала на стол. Для этого случая в русской печке уже с утра томились самые вкусные  на свете щи, с мозговой сахарной косточкой. Почему ее называют сахарной, до сих пор не знаю. Важным атрибутом праздничного стола так- же были соленые грузди, и конечно -  квашеная капуста. Предполагалось, что мужики с дороги обязательно остограмятся. Обычно так и было. Но в этот день, они пообедали «на сухую», то есть ни капли спиртного. И не курили. Лес посторонних запахов не переносит. По разговорам мы поняли, что намечалась серьезная охота. Уазик оставили около нашего дома, сами ушли, видимо, к деду Мише. Дядя Кеша сказал: «Мам, мы в ночь и до завтрашнего вечера в тайгу. Так что, не ждите...».

Ночью мы проснулись от  неясного шума. В дверь кто- то неистово царапался и скулил. Мама скинула крючок, и  в дом   ворвался рыжий пес. На ошейнике болтался огрызок цепи. Сорвался, видимо. Пес обнюхал весь дом, грудью открыл дверь, маму чуть с ног не сбил и рванул в темноту. Мы так и не поняли, что это было?  Бабушка начала переживать. Говорит: « Что за наваждение. Чей это пес?». Долго не могли уснуть, терялись в предположениях и догадках. Меня вообще только на рассвете сморило. Вновь проснулась от шума в сенях. Мама открыла дверь  и закрыв рот рукой, начала пятиться. Мужики,  завели дядю Кешу.  Окровавленного,  одежда на нем была изорвана в клочья. Следом на руках занесли того самого рыжего пса. Дядя Кеша сильно стонал, а пес видимо был без сознания. Пока одни мужики осматривали раны на голове моего дяди, обрабатывали и перевязывали, другие спешно готовились к отъезду. Перед отъездом, дядя Кеша попросил нас выходить собаку. Говорит- "Это мой пес, зовут его Джульбарс. Я решил не брать его с собой. А он видишь что, цепь порвал, спаситель мой...". Меня он попросил, послушать- дышит он или нет.  Я -наклонилась, от волнения ничего не услышала, но сказала: "Дышит, дядя Кеша. Все будет хорошо. Выздоравливайте ".

Уже рассвело. Бабушка свалилась на кровать  с перевязанной головой. Это было ее единственное лечение на все случаи жизни- перетянуть голову и отлежаться. Лекарства она не принимала вообще. Разве только капли зеленина. Мама ушла на работу. Я смотрела на рыжий, не подающий признаков жизни комок и сильно переживала: вдруг он уже умер, а я наврала дяде.  Посовещались с бабушкой, решили за ветеринаром сходить.  Пока  ходила, пес очнулся.  Безуспешно порывался встать. Сваливался и хрипел.  Ветеринара подпустил спокойно.  Тот осмотрев пса , сказал, что дела его плохи, ребра переломаны, видимо за органы задевают, раз слюни с кровью. Лапа, вон, болтается. Долго мял  шерстяные бока, вправлял видимо косточки. Потом перебинтовал крепко- накрепко. Говорит: «Ну, теперь ты, прямо, куколка». На лапу шину наложил. Три палочки смотал туго- натуго бинтом. Оставил препараты. «Ну, что Наталья, теперь его жизнь в ваших руках- сказал и  взглянув на бледное лицо бабушки, добавил-да не переживайте вы так. Нормально все с вашим Иннокентием. Что бы случилось, уже бы молва дошла...».

 Пес не ел несколько дней. Лежал. Никого не подпускал к себе. Ворчал, показывая здоровые белые клыки. Такой цокнет, и нет пальца. Я не знала что делать. Бабушка тоже.  Чтобы расположить к себе Джульбарса, мы начали с ним разговаривать, как с человеком. Пол подметаем, говорим: «Вот, Жульбарсик, видишь,  пол подметаем. А мыть будем, ты не балуйся, за тряпку зубами не хватайся. Поешь лучше». Где -то на третий день после этого, он стал слабо вилять хвостом, и я первый раз осмелилась его погладить. Признаюсь, мурашки по спине ползли огромные. И волосы на голове шевелились.  Лекарство он, категорически,  отказался пить. Встал, пошатываясь, с моей помощью, через неделю. Мы так и не знали толком, что произошло на охоте. Только то, что  дядю Кешу, медведь поломал.

Дней через десять пришел  дед Миша. Долго молча  сидел на пороге, курил. Чем, сильно истомил, бубушку. Но  скороспелых вопросов мужикам задавать было не принято и она терпеливо ждала, только дрожащие руки выдавали, как  волнуется. Потом  дед снял повязку с Джульбарса. Внимательно прощупал кости. Говорит: "Больше не надо заматывать, так заживет". Ногу развязывать не стал. Рано. Сказал: «Он сам сдерет, как надоест хромать». И, наконец, сказал, то что все ждали. «Вчера- говорит- к Иннокентию в больницу ездил. В Газ- заводе он. Нормально все. А если бы не этот пес, могло бы быть и не нормально… Отменный псина. Не хуже того легендарного Джульбараса, пса - минера, который в Великую Отечественную столько людей спас. Не зря Иннокентий ему, видимо, такую кличку и дал».
 
Дед Миша, был родным братом моей бабушки.Он очень любил у нас бывать. Мог по три часа сидеть и говорить без устали. Рассказывал, где был, что делал, о чем говорил. Высказывал свою точку зрения на положение вещей, свою аналитику. На стул никогда не садился. Сидел, по охотничьей привычке,  на своей пятке, согнув и поочередно  меняя ногу   около двери, зимой около печки. Курил самокрутки с домашним крепким табачищем. Чтоб мы не задыхались, дым выпускал соответственно, то в печку, то в приоткрытую дверь. Чувствовалось, что дед очень сильно переживает из-за случившегося. «Медвежья лапа не шутки, говорил он, с одного удара, не только кости ломаются, но и внутренности лопаются. Как он выжил, диву даюсь.  А ведь я не хотел, чтоб Иннокентий в распадке  оставался. Как сердце чуяло. Место новое. Два месяца назад только подсолили, лабаз соорудили. Я был там несколько раз, следы сохатого усмотрел. Запохаживал, матерый зверь, на мою соль. Ну и хвастанулся Иннокентию, разжег в нем  охотничий азарт…  Сильно хотелось ему самому сходить на зверя. И лабаз- то на одного построили, видать на беду. Кто знал.  Я слышал один выстрел. И не предал этому значения сначала. Думаю, завалил кого- то Кеша. Но контрольных выстрелов не последовало, как мы уговорились. Тут я встревожился не на шутку. Думаю торопиться надо, явно, что- то произошло. Мужики  должны  слышать , тоже подтянутся туда. Картина, перед глазами открылась, не для слабонервных: лежит заваленный медведь, собака бездыханная и Иннокентий... Дышит, слава Богу. Здорового сына родила Наталья, едва до машины доволокли. А в Газ-заводе хирург хороший. Заштопал. Как новенький теперь. Ходит врачиц, да медсестер веселит. Балагурит.  А собака-то, представляешь какая? Как от дома след взяла, так до самого лабаза. И как раз в нужную минуту. Вот скажи теперь, что Бога нет? Он ее наверное и привел. Цепь ей помешала. А то бы сама медведя задавила. Релка вся измятая, видел, как они барахтались. Злющий пес!» .

Завернув очередную самокрутку, дед продолжал: «Иннокентий -то  мне вот, что рассказал-сижу, говорит, я значит в лабазе. Недолго совсем ждать пришлось. По времени вышли, как ты и предполагал. Удачно очень. Смотрю, вот он, красавец сохатый. Нарисовался. Рожищщи, что деревья. ..Ну я, на мушку, его. С одной щели целю, с другой… А он хитрый оказался, осторожный. То так встанет, то так. И постоянно, получается, вне зоны доступа. Долго я его водил. Чувствую, уйдет. Ветер, как раз с его стороны. Думаю, спущусь потихоньку и бахну,  уже наверняка. И сделал, как потом оказалось, страшную  ошибку. Откуда я знал, что зверя, другой охотник сторожит давно. Косолапый… Когда с лестницы спустился, сохатый уже настороженный стоял, голова вверх . Чуял видимо опасность. Я и шага по земле не сделал,  он рванул и скрылся в лесу. Думаю, вот я  растяпа! Спугнул. Тут по голове- то мне и прилетело, сзади. Такая оплеуха, искры из глаз посыпались. Отскочил в строну, смотрю, медвежья харя. Надо бы еще шаг назад сделать, но он прет на меня. Я в панике и выстрелил. Скорей всего зацепил .  Медведь разъярился еще больше.  Моя двустволка тут же в прах разлетелась. Я за нож. Он меня как приобнял, чувствую- хрустю немилосердно.  И нож выбил из рук. Думаю все, найдут ножки да рожки от меня, если найдут еще. Дышать не дает вражина, крепко держит в объятиях. Ломает. Маленький нож за голенищем, не дотянешься. Он еще метит шкуру мне с головы содрать. Жить мне при таком раскладе, мало оставалось.  Потом чувствую, какое- то послабление. Я сначала и не понял, почему он меня отпустил. Смотрю, и глазам своим не верю - Джульбарс у него на спине мотается. Удивляться некогда было. Здесь я не сглупил, успел нож  из- за голенища выдернуть. Джульбарс  видимо цепью зацепился за что- то, хватка у него пропала. Медведь навалился на  него, ломает, а тот не с места, хрипит уже.  Ну думаю, сейчас пополам разорвет. Кричу: "Джульбарс, пас!".  Медведь оглянулся на голос, бросил собаку и на меня. Пасть, что тебе окошко банное. Тухлятиной завоняло. Вспомнил всех святых в эту минуту. Изловчился, нож, стоймя, ему в пасть вставил.  Пока тот не сообразил, как спасти себя, второй, большой нож, ему в сердце вонзил. Несколько раз бил. Чтоб, наверняка. Посмотреть жив, не жив мой пес, сил не было. Усталость навалилась смертельная. Упал. В этот момент меня  видимо вы  и нашли».

Дед Миша курил свои самодельные сигареты одну за одной . Разволновался так, что и свернуть их сам уже не мог. Бабушка ему сворачивала. А я наблюдала за Джульбарсом.  Он усиленно делал вид, что спит. Но,  как слышал свою кличку, прядал ушами и вздрагивал. Вот, думаю, хитрюга. Дед собрался уходить. Внимательно посмотрел на меня и говорит: «Если, вам, тяжело с собакой, давайте я его заберу. Он когда выздоровеет, ого сколько будет съедать». Я сразу заплакала сердцем. А  Джульбарс встал, подошел ко мне и положив голову на коленки, тяжело вздохнул, кося на деда глазом… «Ну с этим уже ничего не поделаешь -рассмеялся дед- видишь, сам  выбрал хозяйку. Только не портите его. Охотничий все- таки пес- то. Ни какая- то шавка».

Друг

С этого дня я обрела самого надежного, самого преданного друга. На Газимур купаться- с Джульбарсом, в лес по ягоды- тоже с ним.  Джульбарс в лесу не ходил рядом. Убегал. Далеко. Загонял белку на дерево и заливался звонким лаем. Говорю:  « Да у меня ружья- то даже нет. Что ты их гоняешь? Ты мне лучше ягоду ищи". И можете себе представить, нашел один раз, такую огромную поляну земляники!  Залаял, я пошла на голос, а там красным -красно. Мы  ее лежа ели. Я ягодку, он ягодку. Я вторую, он вторую. Говорю: «Не топчи!». Пятится и весело подпрыгивает. Эта собака принесла столько  радости в наш дом. Дед мне постоянно говорил: «Таня хорошо все, ухаживаешь, в лес ходишь, это его стихия. Но ему нагрузку надо давать. Более сильную. То мышцы атрофируются, разжиреет. А он охотник». Это он намекал, что его пора к нему и на охоту.  Но взглянув в мои полные слез глаза, замолкал.  Мы долго думали, как выйти из положения и, наконец, придумали. Бабушка сшила ему хомутик, постромки, вожжи. Деревянные, легкие сани нам дед сделал. Говорит: «Хорошо, пусть  воду возит. Породу свою оправдывает».  Джульбарс не чистопородный был- смесь лайки и овчарки. Похож на овчарку, но хвост у него, иногда загибался  крутым колечком, коварно выдавая еще одну принадлежность к роду». К тому времени наш бык Мишка, на котором мы и воду и дрова возили несколько лет, ногу повредил. Мама с бабушкой его продали. Думаю на мясо. И, как говорится, на должность водовоза вакансия была свободная.
 
 Джульбарс, сначала категорически отказывался тянуть санки с бачком. Я стою, и он стоит. Потом до меня дошло. Поняла, что мне надо впереди идти, тогда он с удовольствием свою работу выполняет. Тянет сани и с двумя бачками небольшими, и дровами.  Детей деревенских всех перекатал по Газимуру. Меня ни разу. Усядусь на сани, думаю: "Ну сейчас прокачусь!". Стоит, как вкопанный,  или оглянется  и лижет мне лицо. Немного обидно было, да ладно. Смирилась с таким положением вещей.
 Приезжал дядя Кеша, сказал:"Пусть пока у вас остается Джульбарс, я все равно не хожу на охоту, не отошел еще. И заниматься мне с ним некогда. Будет на цепи сидеть дома, на тоску исходиться". Мы с сестрой Людмилой до потолка от радости прыгали.
 
 Петофеич

Джульбарс у нас жил уже второе лето. Бабушка говорила: "Ты какая- то у нас полоумная, Татьяна. Девки, вон, уже женихаются, а ты, то с петухом возишься, то с собакой". Пошутила, так.  Тут я ей такое вылепила, до сих пор жалею, и никогда себе этого не прощу… Говорю: « Вы петуха моего потому и зарубили,  побоялись, что  жених завидный мимо пройдет?» Бабушка остолбенела от таких слов...Конечно она все помнила. Несколько лет назад  парунья наша вывела 11 цыплят. Подкатывали 17 яиц. «Остальные видимо болтуны, сказала мне бабушка,- надо их выбросить, то будет сидеть, пока не посинеет, эта клуша и цыплят угробит». Я пошла в курятник.  Достала из под недовольной курицы, яйца.  Думаю - ну ка, посмотрю, пустые не пустые? Разбиваю яйцо, а там - цыплёнок.  Позевает, но живой. Даже видимо не делал еще попытку, пробить себе дорогу к свету, клювиком. Я выскребла его из яйца, попыталась засунуть под парунью, но она раскрылилась, раклокталась, давай ногами топать. Я испугалась, что она всех цыплят перетопчет, забрала поскребыша обратно.  Дома посадила его  в рукавичку и начала выхаживать. Ничего, окреп. Только вот, его так и не приняли братишки, сестренки. Несколько раз подпускали  к ним, но  они  его заклевывали, в буквальном смысле- до полусмерти, приходилось выхаживать снова и снова. Когда стало понятно, что это петух, назвала его Петофеевич. Раньше я звала его Фея. Думала, что курочка. Этот, Петофеевич, мне проходу не давал. Я  по воду, он по воду,  я в огород, он со мной. Один раз прогнала его- за забор в сенник перекинула. Говорю:  «Пакостишь друг, портить овощи начал».  Думаю, с сенника он никак  не перелезет. Забор плотный. Не тут- то было. Нашел какую- то веточку, забрался на забор, хотел радостно поцимкать мне, мол, глади какой я отважный... И свалился прямо в полную ванну воды. Пока я прибежала, он захлебнулся, синего достала. Вытрясла из него воду. Запозевал.  Долго болел. Снова выходила. Потом уже не гнала от себя. Что сделаешь, я его стая, видимо, была. В особом уходе Петофеевич вырос в огромного, красноперого петуха. Шпоры, гребень, хвост разноцветный.  Кур категорически не топтал, кроме одной пеструшки. Они гуляля вместе и за мной бегать вместе начали. Других  кур он немилосердно забивал. Петухов вообще ненавидел лютой ненавистью и наших и соседских. Мстил, наверное, за детство. Набедокурит, и ко мне, как ни в чем не бывало.  Прятаться. Ко, ко, ко!.. Бабушка с мамой все подумывали его на суп пустить. Я никак. Говорю:  "Я что- нибудь, придумаю". А что придумаешь? На цепочке- же его не будешь держать.  Вскоре его любимая курочка погибла при очень трагических обстоятельствах. Во время землетрясения. о котором я расскажу, чуть позднее. Ее в огромную трещину, образовавшуюся в земле, затянуло и захлопнуло. Я Петофеевича  сильно жалела. Мне, казалось, что он даже намного печальней кукарекать стал.
 Как- то постирала я дома белье, и убегом, пока петух, во дворе рылся, сбежала на Газимур, полоскать. Он мне уже поднадоел со своим вниманием. На руки лезет. Сам уже, далеко, не цыплёнок. Тяжеленный. Думала, надо отучать потихоньку. Ничего тревожного я в этот день не чувствовала, даже радовалась, что пришлось так удачно, обвести его. Полощу. Вся в этом увлекательном процессе. Мыло выполаскивается легкими облачками. Облачка побольше вода уносит, маленькие сразу растворяет… Тут мимо меня кто- то пронесся и на всей скорости, в воду. Вода сразу же красная стала.  Когда я выловила это что- то, то пришла в неописуемый ужас. Это был мой Петофеевич. Без головы. На моих глазах собаки разорвали нашего кота недавно, тоже любил бегать за мной на озеро. Но там собаки. А это что? Конечно, петух всех достал своей  наглостью. Видимо бабушка с соседом раньше договорились избавиться от него, чтоб я не видела.Сосед рубанул бы ему голову, а мне бы сказали потерялся, да и все. Но не рассчитали, что он на такое способен. Наметил же траекторию и уже без головы,  побежал ко мне.  И бежал до тех пор, пока не утонул. Как я ревела... Похоронила его в куче с навозом, со всеми почестями, завернула в любимый лоскуток, крестик соорудила на могилке и с Верой Никановой, моей закадычной подругой, каждый день его опричитывали. Выли так, что у полдеревни волосы дыбом вставали. С мамой и бабушкой я не разговаривала. Бабушка выкараулила  нас, говорит:  "Вы, че деревню- то, на уши ставите, дуры полоумные». Выкопала моего Петофеевича. Вместе его у колодца заброшенного за огородом, перезахоронили. Мы ему еще долго цветочки носили. Но плакали, молча.

Джульбарс - особое животное. Здесь бабушка конечно шутила. И до слез обиделась, когда я напомнила давнюю историю о петухе.  Говорит: «Знаешь, Таня, петушиная жизнь, короткая, на то они в основном и рождаются, чтоб в суп попасть. А сердце у меня одно. И ты туда, прямо в середку, своими упреками, как ножом. И заплакала». Я долго целовала ее руки, обнимала, просила прощение. Но слова были сказаны. Обиду, значит я в себе носила, все это время. Бабушка, конечно, тут же меня простила. Сильно любила. Сама себе я  этого простить я никогда не смогу.

Звереныш

Этим летом река разлилась  до самых окон нашего дома. Хоть и на пригорке  был. «Такой воды давно не было»- говорили сельчане. Дедушка Сергей Данилов, чистокровный, обрусившийся китаец,реликвия нашего села,мудрый предсказатель, лекарь, филосов- все в одном лице, предсказывал это наводнение… Если вспомнить скольким он людям помог, сколько бед предотвратил. Не описать здесь. Круглый год ходил по берегу реки, наблюдал, приметы записывал- когда птицы прилетели, когда листья посыпались, когда почки открылись…  Книгу, особую, имел. Сопоставлял записи. Гадал на китайских палочках. Лечил больных старинным методом- кровопусканием. Для этой цели у него специальные баночки были и иголочки на резинке. Его лоб всегда украшали синяки. Поставит банку, щелкнет иголочкой на резиночке, выдавит "дурную" кровь и живет дальше. Счастливый . Никого словом не обидел. Знал у каждого и день рождения, и когда замуж вышел, и дату ухода, людей уставших топать по этой земле. Чужаков воровитых на чистую воду выводил.

 Тогда у нас пропала свинья. Мама к деду Сереге бегом. На буровой нашли, как дед и сказал. Ищите, мол,  у чужаков рожки да ножки и скорее. Кожу сняли ворюги и даже не потрудились выкинуть. А свинья- то  заметная была, с черным пятнышком на лопатке. Застали их, как раз за свежеванием. Мясо на костре в котелке дымилось. Водочка дожидалась. Дядюшки мои "наломали" им тогда,не слабо. Воры возместили ущерб полностью, в тюрьму не захотели.  Дядя Вова, мамин младший брат приезжал с Бурукана именно по этому поводу. Мне гребенку на подарок привез. Ядовито- розовую, от уха, до уха.Роковую, как потом оказалось. Я ее сразу же нацепила и побежала хвастаться подружкам.  Вода сошла, но до любимых ямок на Курейке(островке посреди Газимура) и Плесе(Тихой заводи на той стороне Газимура в начале села, недалеко от Истока) еще нельзя было добраться. Купались в быстрине рядом с колком. (Так, часть суши называли, зароссшую сплошь ивой, черемухой и яблоней дичкой.) Девченки были там. С Прямо из дома слышно было, как визжат. Чуть подальше мальчишка  деревенский рыбачил. Не буду называть его имени. Дальше поймете почему. Я разделась на берегу, гребенку  положила на самое видное место.Думаю девченки будут выходить,увидят,позавидуют. Но купание это такой увлекательный процесс, что тут же и забыла про нее. Напрочь. Дело к вечеру было. В воде мы сидели до посинения. Потом быстро схватились, стадо коров, подгоняемое пастухом, заходило в деревню. Надо "поправляться" идти. Гребенку я или смахнула в траву или ее уже не было на платье.  Дома вспомнила, вернулась, обыскала все вокруг, не нашла. Расстроилась и очень сильно рассердилась на себя- растяпу.Всю ночь переживала. Утром бабушка отправила  в магазин за хлебом. Захожу,встала в очередь, смотрю, а гребенка моя, аккуратно разломленная напополам, украшает волосы сестер того пацана, который рыбачил рядом. У нас, такие, точно  не продавались. Мне,в этот момент, что-то в голову ударило. В глазах потемнело. Как через тучу прошла. Подошла к девчонкам сзади, спокойно вытянула обе половинки из волос. Они, конечно, возмутились. Говорю:  «Моя! Понимаете?». Дома бабушка мне пыталась ее спаять, даже проволокой связать. Безуспешно.Так и осталась ломанная.
 Я тогда и знать не знала,да и предположить не могла, что у этой истории  продолжение будет. Огорчалась, что не сберегла драгоценный подарок. Радовалась, что нашла хоть поломанную. Корова у нас в то время не доилась. За молоком я каждый день ходила к деду Мише с бабой Наташей, с битончиком.  Джульбарс естественно со мной. Как же он отстанет? Рядышком идет, на полкрупа впереди. Как и положено умной собаке.  Проходить надо было, как раз мимо дома этого, мальчишки. И в тот день мы так шли, ничего  не подозревая.Счастливые оба. Потом- страшный удар в голову, невыносимая боль. Больше я  ничего не помню. Упала и,  видимо, на какое- то время сознание отключилось. Очнулась в луже крови. Джульбарс привел в чуства, вылизывал мне лицо, грудь. Рядом огромный камень. Хорошо не в висок. Повыше чуть попал, потому не убил. Но шрам на голове до сих пор чувствуется и болит на погоду. Настолько сильным был удар. Кто кидал камень, я не видела. Но, караулили, это точно.

 До деда едва дошла. Голова кружилась, все перед глазами мелькало, тошнило. Не сказала, что случилось. Говорю, упала на камень, Джульбарс дернул, и упала. Дед, конечно, сделал вид, что поверил. Но допытываться не стал. На камень, так на камень. Перебинтовали. Бабушка Наташа "смерила" голову, сказала сотрясение небольшое, направила(потрясла, помассажировала). У нас в Забайкалье это до сих пор умеют делать. Домой я заявилась в бинтах. Бабушке с мамой, то же самое, сказала, что и деду. Дней через пять Джульбарс меня удивил. Иду снова за молоком. А из калитки тот мальчишка  выскочил. От соседей  что- то за пазухой нес. Согнутый, рукой придерживает. Я почему- то подумала: «Пирожки, горячие». Нас он не заметил. А Джульбарс при виде его, весь напрягся. Два скачка, как в замедленном кино,  и вот уже около этого пацана. Сбил на землю и мертвой хваткой медвежатника впился в горло. Зубы не сжимает, но держит крепко. Я его и тянула за цепь, и уговаривала. Бесполезно,  не отпускает.Мальчишка от страху дергается. Глаза выпучил. Говорю:  «Хоть не дергайся, лежи спокойно, сожмет же зубы, и все, каюк». Села перед ними на корточки,упрашивала Джульбарса, чтоб отпустил. Не слушается. Рычит злобно. Тогда я свою руку между мальчишкой и собачьим носом просунула и за ошейник начала тихонько тянуть, уговаривая. Он видимо, мой запах учуял. Не сразу, но повиновался. Но шерсть на загривке не опустил. Напряженный весь был. Я легла на него всем телом, говорю этому «воину»: «Вставай и  иди очень медленно, не беги» .  Ушел, слава Богу, целый. Так, вот кто оказывается,  мне голову продырявил. Собака  его помогла вычислить.

Может быть, так все бы  и закончилось. Я чувствовала себя отмщенной. На Джульбарса смотрела с еще большим восхищением. Но, неееет. Не той породы оказались эти люди.Война только разгоралась.  Полянка, наша корова,прибежала домой с огромной пикой в стегне. Бежит, а пика болтается,все больше, и больше раздирая  мясо. Корова, просто, обезумила от боли. Мама, слава Богу, дома была. Вырвала пику. Кровь едва остановили. Обработали. Все недоумевали, кто это мог сделать? Но я уже знала, кто. Тревога в сердце поселилась. Через день Джульбарс потерялся. И ночью домой не пришел. Я места себе не находила. Всю округу оббегала. Душила обида и злость подступала тягучим комом к горлу. Пакостно! Подло! Что за люди? Чего им не имется?
 
Утром Джульбарс пришел, весь измученный,избитый, в ранах и кровоподтеках. Ногу волочил. Назавтра шишка вздулась на стегне. Ветеринар горсть дроби вырезал из этой шишки. Стреляли, говорит, в него на поражение, да промимили. Охотники некудышние это сделали. Свободно гулять Джульбарса мы  больше не отпускали.

 Потом, на маму напали, ночью.Причем сзади. Она с фермы шла. Говорит, даже не знаю кто. Мало того, что у нее плохое зрение было, еще и в темноте сразу разве разберешь. Лицо говорит скрывал. На броду поймали. Караулили точно. Мама и орудие пыток принесла-проволоку, в три ряда смотанную. "Били- говорит- по голове, по рукам. Напали из кустов. Удалось вырваться и проволоку отобрала. Нападающему  тоже досталось от меня. По жопе, говорит, не слабо отлупасила".

Это было для моей психики- пределом и я задумала "черное дело". Перед дедом начала крутиться, то дробь ему в патроны помогаю засыпать, то пыжи бью. Несколько дней ходила, пока не подсмотрела, куда он ключи от сейфа с ружьями прячет. Еще одна оказия. Их собака, вроде бы ее Сильва звали, днем запускает, узнает. А ночью лаять будет. Ее я усиленно подкармливала. Ублажала. Вечером как -то заявилась к деду, чтоб проверить узнает мой голос собака, не узнает. Узнала, родная . Не лает. Еще на шаг ближе к цели. Правда дед как- то подозрительно на меня посмотривать начал. Че по ночам- то носит?

"Ну что- думала я- ключ знаю где, собака приручена.Теперь я пристально следила за домом, где жил этот пацан. Вычислила, что он вечером, почти в одно и тоже время в туалет ходит. Опрожняется перед сном. Вот тут,думаю, я тебя и заловлю. Для чего было нужно ружье? Убить? Нет. Мне хотелось, чтоб он чуть пораньше, сделал то, что делает в туалете. Хотелось посмотреть, как его будет трясти под дулом оружия. Слабый человек, тоже может быть сильным, когда держит в руках эту огнедыщащую штуку. То, что может получиться, как получится,ни о каких последствиях я не думала. Меня душили не только свои, но и мамины слезы.

Выбрав ночь,удачно взяв дедову двухстволку, два потрона, пробралась задворьями к дому этого пацана, залезла в огород, засела в траве. Ночь лунная была. Я еще не успела даже умоститься поудобней, как все пошло не по моему плану. Двустволку из моих рук кто- то грубо выкрутил. Сама я от крепкого поджопника улетела в траву, потом мое ухо оказалось в цепких руках. И кого- бы вы думали? Моего деда Миши. Он, оказывается следил за мной. Захотела обвести вокруг пальца бывалого охотника. До самого дома мы шли молча. Я только слезливо пыхтела, вспоминая обидные слова родного человека. Он меня зверенышем обозвал. А шипел- то как? И глаза злючие, перезлючие.И лицо съеденное в войну черной оспой, побелело так, что каждый шрамик выден был. Я хоть и втягивала голову в плечи со страху, и глаза на всякий пожарный прищуривала, но за каждым его движением пристально следила. Настороженно. Если, что, думаю, сдую. Перед домом он повернул меня лицом к себе,сильно сильно встряхнул и просто выстонал из себя: "Татьяна, что ты придумала то а? Что я тебе плохого сделал, что ты меня, под старость лет,  в каталажку -то решила упечь?". «Короче, говорит, спать иди... Завтра в шесть- к Мохнашке. В тайгу пойдем, разговор будет".  Утром я не шла, а тащилась, как побитый щенок к намеченному месту. Дед уже был там. Курил. Молча встал,осмотрел мою обувь, мне стало значительно легче: заботится, значит у меня есть шанс выжить. Я внутренне заулыбалась. Но дед грубо  кинул "Пошли" и быстрым шагом начал углубляться в тайгу. Я реально не поспевала за ним. После стрессов- слабость.Эту ночь, глаз с глазом не сомкнула.А ноги то у него ого длиннющие. И ходит даже одышки нет. Не идет, а плывет по лесу. А шли- то в сопку. Уже через несколько метров начала задыхаться. Думаю сейчас упаду и помру, так стучало сердце. А дед мне еще жизненные истины вдалбливает, и заставляет повторять по нескольку раз. "Бог, говорит, дал человеку жизнь, и никто не имеет права ее отбирать, как бы тяжело не было. Это не война, а воруг не враги, а люди. Есть подлые люди, но на них своя управа найдется. Он на свою подлость сами и нарвутся, понимаешь меня? Это закономерность". Помню, как шумела в тот день тайга. Я смотрела на спину деда и мне хотелось сквозь землю провалиться. Больше слушать я не могла. Остановилась, потом рванула в сторону.Сначала хотела бежать куда глаза глядят.Там помру...Узанете еще... Поплачете... Потом думаю: "Раньше- же помру, догонит дед и прибьет". Без сил упала на землю и разрыдалась... Плакала долго, пока икать не начала. Дед отпаивал меня из фляжки чаем. Ждал, когда, я успокоюсь. Потом, говорит: "Ну, а теперь расскажи, что тебя заставило за ружье- то взяться?". Говорю: "Гребенка". "Какая гребенка?". "Розовая, которую мне дядя Вова привез".  Больше ничего не могла сказать, да дед больше и  не расспрашивал.

Междуусобная война прекратилась. Не знаю, ходил дед к родителям того мальчишки, не ходил.Или мамино воспитание подействовало. На своей шкуре боль почувствовал. Джульбарса забрали домой.Мы прощались молча.Посмотрели друг на друга и все. Внутри образовалась - пустота. В школе нас, к моему ужасу,  с тем мальчишкой на одну парту посадили. Он сначала ерзал, все не мог умоститься поудобней. На перемене как- то подошел, встал напротив и долго смотрел на меня. А я на него. Глаза у него были необычные- серые, с поволокой, с огромными ресницами."Как у коровы"- подумала я. На лице конопушки. Я непроизвольно закрыла рукой, то место на голове, где был шрам. Он даже испугался. Говорит: «Болит?». Говорю: «Нет!».- «Ну ладно, тогда». Засмеялся.

 Потом были совместные походы.  Причем девчонки прыгали по болотным кочкам, а он  подхватывал меня на руки и переносил, чавкая по  жиже сапогами. Было сильно неловко, перед подругами, но я не сопротивлялась. Наверное, для него, это важно было. На конях гоняли по пашне, наперегонки вместе.Купались в холодной, горной речушке, купали там лошадей.Тайну знали только я и он. Потому у меня с каждым разом все больше и больше благодарности к нему на сердце откладывалось. Один раз он мне даже жизнь спас. Как- то ехели за жимолостью в Пакаю. На тропинке медведь свежие метки пооставлял. Я перед выездом,как назло, разнуздала коня, жалко было, постоянно стирал губы до крови. Все, кто были,конечно справились с лошадьми, а меня, обезумивший от страха конь, понес по лесу.Не зашибло ветками только потому, что я сильно прижалась к крупу, обхватила руками  шею коня и голову вниз опустила, сбоку. Видимо инстинкут самосохранения сработал. Хорошо, что ехала без седла. Мальчишка ехал на только объезженном, молодом, потому непослушном, жеребце.Но все таки догнал нас и  потихоньку оттирая с тропы, смог направить моего коня в сопку. Где он, на крутизне, остановился и покорно позволил засунуть удила в рот.
 Один раз мы с этим мальчишкой встретились ночью. Он долго не пропускал меня, крепко держал за руку. Что-то видимо сказать хотел, но так и не сказал. Ушел быстрым шагом.
 
С Джульбарсом встретились через несколько лет. Была у родных. Узнал меня. Кинулся с радостным визгом. Старый. Седой. Когда я уехала, говорят, выл долго.

Светлая память моим родным и так- же  Джульбарсу, самому преданному, и самому искреннему другу. И мальчишке тому, с серыми глазами,  тоже светлая память. Жизнь к нему не ласковой стороной повернулась.Очень рано "ушел" из жизни.Убили его в драке. Причем говорт драку он сам спровоцтровал. От горечи и отчаяния.Невыносимо  было осознавать, что  жена с его родным братом закрутила. После похорон все подтвердилось. Даже девяти дней не дождались, сбежали из села. На похоронах я не было, жила в то время далеко. 

Декабрь 2018

Фото с интернета.Собака очень похожа на Джульбарса