Конвенция Монтрё, ангелы и черти

Галина Коревых
      В мои давние студенческие времена предметы делились на категории любимых, интересных, сдаваемых, тяжёлых и совершенно недоступных.  Если История экономических учений лишь в форме учебника, не считая дополнительных лекций, представляла собой двухкиллограммовый кирпич, не оставлявший надежд на перекачку всей этой премудрости в мозг даже за всю жизнь,  предмет не пугал: от нас требовалось лишь ориентироваться в эпохах, формациях, производительных силах и как на то смотрели современники. 

    Но вот бывали и жуткие предметы, требовавшие лишь огромного объема механической памяти: История дипломатических отношений.   Кроме прослушанного курса лекций,  нам предлагался учебник в трёх томах, отпечатанный на тончайшей и нечеловечески прочной бумаге (возникало подозрение, что на коже бедных студентов).  Шрифт мелкий, интервалы между строками минимальные.  А в тексте...  одни имена и даты,  даты и имена.  История переговоров,  условия заключённых соглашений.  Одна фактология. 

     Мне же было двадцать лет, и при всём уважении, наполнить эти сухие данные эмоциональной привязкой, чтобы запомнить, я не могла.   С первым томом я залегла перед экзаменами на диван и, борясь со сном, читала главу за главой,  стараясь мысленно пересказать прочитанное перед следующей.    Мама жалела меня и иногда приносила витамины: почищенную морковку или яблочко. 

    Настал день экзаменов.  Три тома не были освоены - я застряла на Локарнских соглашениях: середина первого тома.  Были еще кое-какие лекции.   У аудитории, куда ныряли одна за другой жертвы, я стояла, почти теряя сознание, зная, что сейчас произойдёт страшное.  Я понимала, что это - препятствие, которое мне не дано преодолеть в жизни просто по своей биологии:  я не способна заучить столько дат и имён. 

     Передо мной сдавал Коля.  Его имя, как серьезного эксперта-политолога, не засоряющего нынешние телевизионные экраны, можно теперь найти в Википедии.  В то время он восхищал меня уже блестящим знанием английского и тем, что таскал мне, девчонке,  серьезные книги на английском, которые были интересны ему самому.  Так, например, я прочла Тропик Рака и Тропик Козерога Генри Миллера. Он был парадоксальный мыслитель и мне нравилось задавать ему всевозможные вопросы: ответ всегда был неожиданным.

      Так вот, когда Коля, сдававший все и всегда лишь на пять, вышел с четверкой, я ощутила могильный холод.  Сдавать меня физически втолкнули - мужества войти не хватило.   Тяну. Билет:  1. Локарнские соглашения 2. Конвенция Монтрё.  Ликованию не было конца:  соглашения были свежи в памяти, а по Конвенции была классная запись лекции.   Мне казалось, что я ответила гениально.  Но серьезные экзаменаторы, переглянувшись сообщили:

          - Бросаем вам спасательный круг.  Может ли маленькое государство проводить политику нейтралитета?

В голове закрутился вихрь: Швейцария, Куба...

             - Да!  Если оно будет играть на противоречиях  противостоящих друг другу крупных государств.

             - То есть, вы сформулировали принцип биполярной системы. Ну ладно, живите...

        Не чуя ног, я вышла, сжимая в потных ладошках зачетку с тройкой. 

                ***

           Десятилетия спустя, будучи выброшенной социумом в компанию пенсионеров, выживающих подножным кормом, я добывала на жизнь уроками.  Однажды пришла ко мне студентка-выпускница МГУ в поисках уроков французского языка.   Она готовилась к защите диплома и изучала дипломатическую переписку по его теме: Конвенция Монтрё. 

            Я онемела, услышав роковое название документа.  Кому - документ, а кому - судьба.   Прийдя в себя, я погрузилась в изучение текстов того времени.  Сквозь призму жизненного опыта и нынешней доступности в оригинале (ведь во времена страшного экзамена я ещё не знала французского) Конвенция показалась родной и близкой.  Переписку я читала впервые и была поражена ее, с одной стороны, казуистичностью, а с другой - примитивом.

      Девочка блестяще защитилась.  И я, было, уже забыла о моем маленьком историческом совпадении...   Как вдруг - по правилу троицы - грянули события с Турцией.  А вот теперь - и требования закрыть Босфор.   Мне показалось на мгновение, что я волей случая, снова оказалась в теме, вот только...    Международное право и история международных отношений, похоже,  становятся анахронизмом:  верх берут хаотичная реальность и нигилизм.


PS Ну и, наконец, Конвенция важна, как система взаимного уважения государств, но стратегически для России она больше не является жизненно важной, ... но лишь при нынешнем состоянии защищенности. Наше завтра покрыто мраком неизвестности.