Святой дух

Сергей Шестак
СВЯТОЙ ДУХ
 
Тема статьи. Святой Дух не является Богом. Это некая неодушевлённая сила, исходящая от Бога, с помощью которой можно и созидать, и разрушать.
 
 
Ориген «худо мыслил о Сыне, ещё хуже о Святом Духе» (Иероним[1]).
 
Евсевий Кесарийский (ученик Оригена) учил, «...что Дух Святой не одного и того же существа с Отцом и Сыном» (Иероним[2]).
 
Руководители ариан – патриарх Константинопольский Евдокий (360-370) и епископ города Кизик «богоненавистный» Евномий (ум. 394) – «не сочли за дерзость объявить Сына рабом и слугою Отца, а Духа – рабом и слугою Сына» (Фотий, 6: 2).
 
По моему мнению, Святой Дух бывает двух видов – самостоятельной разумной личностью и некой неодушевлённой силой, исходящей от Бога.
 
Евангелисты рассказали о нечистом духе, как о самостоятельной мыслящей личности. Следовательно, Святой Дух тоже должен быть самостоятельной мыслящей личностью. Святой Дух и нечистый дух – антиподы: творят разные дела.
 
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мат. 12: 43-45).
 
Если есть нечистый дух, живущий в человеке, значит, есть и чистый, тоже живущий в человеке. По моему мнению, таким чистым духом был Святой Дух, который сказал Симеону, что тот не увидит смерти, пока не увидит Христа.
 
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук. 2: 25-26).
 
Нечистый дух может подчинить себе человека. Некий человек был одержим немым духом, – то есть человек был немым. Иисус изгнал этого нечистого духа: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мар. 9: 17-25). Святой Дух тоже может подчинить себе человека. «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук. 12: 11-12).
 
По моему мнению, есть также неодушевлённый Святой Дух. Его можно уподобить, например, с компьютером, электричеством, атомной энергией, оружием, работу которого определяет тот, кому Бог даст этого Святого Духа. Им можно созидать, лечить, защищаться и можно разрушать, нападать, убивать.
 
Иисус оказал апостолам доверие: наделил их необычными способностями. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 2). Иисус дал апостолам полномочие судей: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20: 23).
 
Некто Анания и его жена Сапфира обманули апостола Петра: утаили часть денег, вырученных от продажи имения. Пётр решил, что они обманули Бога. «Не твоё ли всё было? – Пётр сказал Анание. – Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому? Ты солгал Богу». Анания вдруг умер.  Сапфира, не зная участи мужа, подтвердила, что тот отдал все деньги. И тоже умерла (Деян. 5: 1-11).
 
По моему мнению, эти люди не умерли бы, если бы их судьёй был Иисус: ни один нынешний судья не приговорил бы их к смерти только за то, что они не отдали все свои деньги. Зачем убивать? Верни деньги и не прими в общину.
 
Сам Епифаний Кипрский не смог отдать все свои деньги: со слов автора его жития, он оставил себе четыреста златиц якобы для покупки божественных книг.
 
Я считаю, что смерть Анания и Сапфиры на совести Петра. Афанаситы сняли ответственность с Петра: они утверждают, что Бог убил этих людей.
 
По мнению апостола Павла, Иисус – это образ Бога. Иисус «есть образ Бога невидимого» (Кол. 1: 15). Поступки Иисуса – известны. Он никого не убил. Но мог убить, показав это на смоковнице. Иисус увидел у дороги «одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мат. 21: 19). И человек умер бы, если бы Иисус захотел. А если он никого не убил, значит, и Бог не убивал Ананию и Сапфиру.
 
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5: 38-44).
 
Иисус говорил это кому? Он говорил это своим ученикам – апостолам, которые мстили и не прощали. Ученики жили по правилам, которые отверг Иисус. Все жили так. Они были людьми той жестокой эпохи.
 
Апостол Пётр не был исключением: первая мысль апостолов Иакова и Ионна была убить своего оппонента. Они предложили Иисусу уничтожить самарийскую деревню только за то, что жители не дали им ночлега. Иисус ответил: «Не знаете, какого вы духа. Сын Человеческий пришёл не губить души людей, а спасать» (Лук. 9: 55-56).
 
По моему мнению, смерть 102 человек на совести пророка Илии: он сжёг их небесным огнём (4 Цар. 1: 9-12).
 
По моему мнению, смерть 42 детей на совести пророка Елисея. Дети смеялись над ним, «говоря: "Иди, плешивый!"... Он проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка» (4 Цар. 2: 23-24).
 
Бог показал на примере Петра, Илии и Елисея, почему Он больше никому не даёт Святого Духа: первая мысль человека – убить своего оппонента! Как я предполагаю, Бог не причастен к смерти этих людей. Иисус – образ Бога. И он никого не убил. Ни один нынешний судья не приговорит ребёнка к смерти только за то, что тот обозвал его плешивым. А если злой судья не приговорит ребёнка к смерти, тогда совершенный Бог – тем более! Бог, дав пророкам Святого Духа, оказал им доверие. По моему мнению, этим Святым Духом была некая неодушевлённая сила, которой можно и созидать, и разрушать. Пётр, Илия и Елисей воспользовались Святым Духом на своё усмотрение.
 
Афанаситы боятся объявить смертного человека ответственным за свой поступок и не боятся повесить убийства на совершенного Бога.
 
От святого до сатаны – один шаг. Иисус сказал апостолу Петру: «Отойди от меня, сатана!» (Мат. 16: 21-23). И вся вина Петра заключалась только в том, что он не хотел смерти Иисуса.
 
Очевидно, Пётр, Илия и Елисей были самыми совершенными людьми того жестокого времени: у Бога не было в распоряжении других людей. По моему мнению, любой нынешний правозащитник, оказавшись на их месте, поступил бы аналогичным образом: ему внушили бы с детства, что врагов и отступников от веры надо убивать.
 
Святой Дух Бога и Святой Дух апостолов отличались друг от друга. Апостолы, получив Святого Духа, начали говорить на разных языках, но не могли, например, создавать тварей. Бог сознательно ограничил возможности их Святого Духа, зная о последствиях.
 
«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мар. 3: 28-30).
 
По мнению афанаситов, Иисус сказал это арианам: они считали, что Святой Дух – это творение Бога. Ариане утверждали, что Иисус сказал это афанаситам: они объявили Святого Духа – Богом.
 
В Божество Святого Духа не верили даже некоторые афанаситы, жившие во второй половине IV века. «Теперь спрашивают: "Что ж скажешь о Святом Духе? Откуда вводишь к нам чуждого и незнаемого по Писанию Бога?" И это говорят даже те, которые умеренно рассуждают о Сыне!» (Григорий Богослов[3]).
 
По моей версии, Григорий объявил Святого Духа Богом только потому, чтобы Римский папа Дамас согласился признать его патриархом Константинопольским. Василий Великий, друг Григория, не считал Святого Духа Богом: он ограничился описательными выражениями, рассказывая о Святом Духе на собрании посвящённому дню памяти мученика Евпсихия. Григорий придумал объяснение задним числом: дескать, Василий боялся ариан – шпионов императора Валента. Объяснение, на мой взгляд, неправдоподобное: Василий на этом собрании не побоялся назвать Иисуса Богом.
 

[1]  77. Письмо Иеронима к Паммахию и Океану. Т. 2. С. 368.

[2] «Апология против книг Руфина». Книга вторая, 16-17. Т. 5. С. 61

[3] «Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе», 1. Т. 1. С. 376.