ДПИ. Яков Плинер

Валентина Томашевская
С Яковом  Плинером  меня познакомили мои друзья после выхода книги «Даугавпилсский пединститут».  Яков Плинер известный в Латвии политик. К его мнению прислушиваются.  Он был депутатом Думы города Рига (1987-1988 гг.) и депутатом VII, VIII  и IX сейма Латвийской Республики, председатель  фракции «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ,  2003–2013 гг.).  Партия ЗаПЧЕЛ была переименована  в 2014 году в «Русский союз Латвии» (РСЛ). В 1993 году Я.Плинер основал Рижскую общеобразовательную частную среднюю школу «Эврика». Школа отметила в 2018 году 25-летний юбилей. Президент фонда  «Родители детям» (с 1998 по сегодняшний день).

Яков Гдальевич  -  доктор педагогических наук, автор многочисленных выступлений, статей в прессе, книг. Одна из его книг называется «Уполномочен заявить…»,  сборники стихов «Ароматы Латвии», «Восхищение»….
Активная жизненная и политическая позиция. В свое время Яков  Плинер  был кандидатом в мастера спорта СССР. Человек широкой души, с юности среди друзей, коллег. Его жизнь интересна встречами с политическими деятелями Латвии, с людьми искусства, с педагогами.

Родился Яков Плинер в Резекне. Его отец, Гдалий Савельевич Плинер, был бригадиром жестянщиков в Резекненском общестроительном тресте. Он умел делать из жести - черной и белой, оцинкованной -  все: крыши, вентиляцию, а в частным порядке – ведра, лейки, формочки для печений…  Мать, Мира Яковлевна, была швеей.

Яков Плинер учился в Даугавпилсском пединституте с 1965 по 1970 годы на биофаке. В студенческие годы он познакомился с Тамарой Першиной, которая училась на филфаке ДПИ, второй ее специальностью стала музыка. Девушка играла на фортепьяно. Родом она из города Рассказово Тамбовской области. После первого курса Яков и Тамара  поехал к родителям  девушки. Родители дали согласие на брак. Рассуждали они так: «Запретим, а потом дочь будет несчастна по их вине». Молодые люди пошли к председателю райисполкома.  Он дал разрешение, и брак  зарегистрировали в течение нескольких дней.  Сейчас у них двое детей и двое внуков. Отметили золотую свадьбу.

Яков Плинер о ДПИ

Думаю: институт был хорошей моделью интеграции. Звучала в стенах ДПИ и латышская, и русская речь.Не было вражды между студентами и преподавателями разных национальностей. Студенты не делились по национальностям при размещении в общежитии. Студенческое научное общество тоже было совместным. Кто желал, тот пел в латышском хоре, танцевали народные танцы. Спортклуб и секции – совместно, КВАТ – в основном русскоговорящие. Каждый мог найти дело по душе.

Почему я стал педагогом? Во-первых, мои родители с большим уважением относились к профессии учителя и врача и не раз нам с братом Павлом говорили: «Это самые высокие люди на Земле!» Во-вторых, не будучи пай-мальчиком, я с класса седьмого увлеченно «работал» вожатым  младших классах; организовывал для малышей  походы, соревнования что-то рассказывал, и ведь оно слушали, слушались, уважали.

 Поскольку к моему окончанию средней школы старший брат, Павел, уже завершил учебу в Ленинграде (Первый медицинский институт имени академика И.П.Павлова), то я и поступил в ДПИ. В то время очень хороший пединститут.


     При подготовке к вступительным экзаменам жил или ночевал на матах спортзала общежития на улице Гоголя.  Жил в студенческие годы в общежитии на Парадес.
 
К вступительным экзаменам часто готовился в квартире Б.З.Волковича, так как был знаком с ним ранее. Удивлялся огромному количеству книг в его жилище. Он был уже старшим преподавателем ДПИ, получал, насколько помню, 190 рублей, но 30-50 рублей ежемесячно тратил на книги. Жена, Мара, очень расстраивалась из-за этого.

 Уже тогда я восхищался энциклопедичностью его знаний и тем, что он находил общий язык как с профессорами, так и с уборщицами. Я не был активным КВАТовцем, но время от времени принимал участие.  Нравился девиз: «Каждый КВАТовец  - уборщица, каждый КВАТовец – профессор!»   

    Несколько раз играл с Борисом Залмановичем в настольный теннис, но легко выигрывал. Я тогда был перворазрядником, он играл где-то между  III и II разрядом.

Кстати, на  II разряд в настольный теннис играл в молодости  и  И.А.Штейман.
С обоими поддерживал связь до конца их дней, как и с Л.Ф.Кейраном. Все они дарили мне свои труды, а я им - свои книжки.

Сожалею, что Борис Залманович так и не защитился – распылялся, разбрасывался. Колоссален его двухтомник «Сионистское движение в Латвии (1918-1940), издательство DU, «Saule», 2008, 2009. Но по ней он защищаться не стал, был уже на пенсии, было ему около 72-х лет, да и платить нужно было около 2000 латов. Советовался со мной по этому вопросу.  И.А.Штейман же, когда новые власти ему не нострифицировали* советские научные степени, взялся и в 72 года защитил в ЛУ латвийскую докторскую.Признавался мне что он конформист. Не осуждаю, это дало ему возможность получить звание профессор-эмеритус**.
_________________________
*Нострификация - (от нем. Nostrifikation, от лат. noster — наш и лат. facere — делать) (приравнивание — процедура признания образовательных документов иностранных государств, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории данного государства

**Эмерит (от лат. emeritus «заслуженный, отслуживший, старый») — обозначение для профессоров, преподавателей высшей школы, а также для католических и протестантских (реже православны) священников, которые в связи с преклонным возрастом освобождены от ряда своих ежедневных служебных обязанностей. Статус эмерита не равнозначен статусу пенсионера. Если вышедший на пенсию профессор или преподаватель полностью прекращает исполнение профессиональных функций, то эмерит продолжает частично выполнять свою работу.

Яков Плинер – выпускник биофака ДПИ.  Рассказ о годах учебы

Учиться на биофаке – биология - наука о жизни, «био» - жизнь, «логос» - учение – было интересно. Ботаника, анатомия, физиология и гигиена человека, генетика, геология и многое другое; а также химия – неорганическая, органическая, физическая и коллоидная, химическая технология… Прав был М.В.Ломоносов: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Были у нас интересные полевые практики в имении «Илгас» и на агробиостанции ДПИ. Ночью с еще с довоенным магистром Шульцем (приезжал к нам из Риги, изучал Lepidoptera- чешуйчатых бабочек). Ночами с прожектором на растянутую простыню ловили, определяли бабочек.

Преподаватель Кейран просил меня помочь Шульцу (он был без одной руки, в свое время его призвали на службу в легион Waffen SS…). Я и помогал, да и самому было интересно: собрал коллекцию латвийских бабочек (оставил в своей первой школе).
На вступительных экзаменах, сдавая химию старшему преподавателю Звигулису (имя не помню, он нам не читал лекций), я правильно решил задачу, но опасался, что поставил совсем другой г-моль в формуле вещества. Звигулис мог поставить «двойку», не разбираясь, если абитуриент вместо формулы бензола пишет формулы этилового спирта. Он же попросил отложить листочек, разобрался, знаю ли я, что это за вещества и – поставил «пятерку». Все зависит от человека!

     Пишу экзаменационное сочинение; по рядам гуляет, тогда не знал, дама, декан филфака А.А.Виксне. Зная, что дамы бальзаковского возраста благоволят к юношам, шепчу:»Вы не проверите ли мое сочинение?» Она на весь зал: «Молотой тшеловэк! Если бы это было по-латышски или по-немецки, а бы вам провэрыла, а по-русски я не специалист». Получил «4», по физике тоже «4»; поступил. С такими оценками и с двухгодичным стажем слесаря-монтажника я поступил бы в тот год и в МГУ.

     Классными профессионалами были Аркадий Андреевич Кривов (старший преподаватель - неорганическая химия) и Эмилия Иосифовна Рафалович (старший преподаватель – ботаника; не любил я этот предмет  - зубрежка, но оценивал ее знания). Помню и старшего преподавателя Гирта Каспарсона – зоология позвоночных  - интересный человек, но пил, опаздывал на лекции и консультации. Любил пошутить. Зачет ставил автоматом, на экзамене никого не заливал, в отличие от строгих А. А. Кривова и Э.И.Рафалович.

    Сдаю экзамен по анатомии, принимает молодая женщина, старший преподаватель, последствии кандидат наук Сондоре. Нервничаю, показываю на себе бицепсы, трицепсы, мускулюс стерноклендомастондеус. Она: «Остановитесь, есть плакаты, скелет, муляжи… Не показывайте на себе, иначе дойдете до такого места-органа, что на себе показать мне не сможете».

    Владимир Михайлович Горский – кандидат биологических наук, доцент ДПИ, до войны доктор Краковского университета.Читал нам генетику и зоологию беспозвоночных. На экзаменах он подбрасывал чуть ли не до потолка таблетку, ловил ее ртом, запивал одой из колбы. Однажды я чуть не провалил у Горского экзамен. Вопрос «десятиногие раки». Думал, что знал о них все: хитиновый покров, фасеточные глаза, однокамерное сердце, двадцать с лишним конечностей, зачем и чему служат. Он: »Но что же главное у них?» Я скороговоркой все повторил. «Идите, не знаете!» Мы, биологи, были дружной группой, переживали, болели, ждали друг друга. Кто-то из нашей группы вышел и сказал, что Владимир Михайлович велел, если Плинера найдут, чтобы зашел. Захожу, он начал трясти меня за грудки и кричать:»Вы же умный, умный, умный, как могли не знать что главное – эт пять пар ходильных ног!» Хоть это было и в названии опроса , да и говорил я об этом лишь не сказал,что это главное. Поставил «хорошо» и отпустил. Стипендия была спасена.

      Гунар Янович Гулбис, доцент, кандидат химических наук, в то время декан химфака – перворазрядник по десятиборью. Как-то на первом курсе в спортзале он предложил мне сыграть до пяти побед. Стыдно признаться, но я даже думал, не проиграть ли мне, чтобы он лучше ко мне относился. Но решил, что это не порядочно, буду играть по-настоящему. Я выиграл 5:1. Он сказал, что подготовится и возьмет реванш. Позже при встрчах всегда говорил, что еще не готов. Так никогда больше и не сыграли. Позже Гунар Янович был хорошим ректором института. Заболел малокровием, перешел в Латвийский Университет, в Риге и лечился, мужественно боролся с болезнью много лет.

     Генрих Силов, старший преподаватель, заведующий кафедрой физкультуры, как и Гунар Гулбис, двухметрового роста, мастер спорта СССР. Первым в Латвии прыгнул в высоту два метра в 50-х годах прошлого, XX века*. Я пять лет играл первую ракетку ДПИ, был призером Даугавпилса, был вторым в спартакиаде студентов ЛССР. По просьбе Силова, выступал и по штанге, тоже был призером. Помню как Силов (легкоатлет в 35-40 лет)  выпил шесть литров молока, чтобы выступать по тяжелой атлетике в тяжелом весе.

 * Генрих Силов – рекордсмен Латвии, педагог, тренер, почетный даугавпилчанин. С 2003 года в Даугапилсе проводятся  спортивные турниры имeни Генриха Силова.  Возглавляя долгие годы кафедру физвоспитания в педагогическом институте, Силов-старший воспитал целую когорту чемпионов, мастеров и просто любителей спорта. Продолжили дело Генриха Силова его брат и сын - оба Юрия Силова занимались легкой атлетикой на хорошем уровне. И именно благодаря сыну Генриха Силова, Юрию, ныне директору Дома Москвы, в Даугавпилсе прошли легкоатлетические международные соревнования среди юниоров четырех стран-соседей.13-14 декабря 2018 года в легкоатлетическом манеже Даугавпилса состоится 10-й турнир  имeни Генриха Силова по прыжкам в высоту.

   Леонид Францевич Кейранс, доктор, профессор,  читал нам методику преподавания биологии. Интеллигентный, сдержанный, знающий, умный. У него я защищал на 4-ом курсе курсовую работу. Получил «пять», и единственную на факультете  - дипломную:  «Воспитание диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в теме «Главные направления эволюции». Кейранс сказал, что это зачатки научной работы и что мне не придется сдавать госэкзамены. Потом получилось, что я не сдавал лишь один экзамен, а три пришлось сдавать. Не послушал Леонида Францевича и не поехал в АН ЛССР на собеседование по физиологии растений для поступления в аспирантуру. Послушался его и с его подачи был приглашен в Ригу прочитал по этой теме учителям-латышам и русским  по две лекции. Это в 23 года.

   В 50 лет я задумался, что после меня останется только черточка между датами рождения и смерти. Для самовыражения и самоутверждения сделал три шага: защитил в институте педагогики и психологии  Латвийского университета докторскую диссертацию по теме «Организация сотрудничества  педагогическом процессе школы, на основе его демократизации и интенсификации».
 Издал книгу «Эврика» - демократические начала и сотрудничество в школе» на основе своих публикаций, а также выиграл чемпионат гиревиков-сениоров.

   Мой крестный отец по вступлению  партию КПСС Б.З.Волкович. Я директор сельской школы в Талсинском районе. Волкович был в Риге и приехал ко мне в гости. Сидим за столом, принимаем по капельке, и я ему рассказываю, что мне предлагают вступить в КПСС, а я, не желая тратить время на собрания и выполнение каких-то поручений, - отказываюсь. Он: »Неправильно. Во-первых, чем  больше будет умных людей в партии, тем лучше. Во-вторых, ты сможешь эффективнее решать проблемы школы.

Педагогические советы доктора педагогики
Якова Плинера

Из книги от Якова Плинера «Педагогические и поэтические строки». Издательство Рига, 2013.

Такие простые сложные истины

Актуальной проблемой школьного образования является вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей.
Успешность ребенка в школе и в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его.
Мини-пособие по обучению и воспитанию

Правила общения

Сохраняйте в общении с детьми дружелюбный тон. Покажите ребенку, что вы его любите, уважаете. Можно выразить свое недовольство поступками ребенка, но не им самим. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно может перейти в неприятие.

Как поддержать самоценность ребенка

Безусловно, беззаветно принимайте ребенка. Заинтересованно выслушивайте его рассказы о переживаниях и потребностях. Чаще проводите время с ребенком (играйте, читайте, обсуждайте, гуляйте и т.п. Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справится сам. Помогайте, когда он просит. Поддерживайте каждый успех.  Проявляйте доверие к ребенку, делитесь с ним своими чувствами. Конструктивно, без истерик решайте конфликты. Используйте в общении приветливые фразы, ласковые слова. Обнимайте своего ребенка несколько раз в день.

Психотерапия неуспеваемости

Правило первое: не бей лежачего. «Неуд» - достаточное наказание, не стоит дважды наказывать за одно и те же ошибки. Нужны не новые упреки, а спокойная разумная помощь.

Правило второе: не более одного недостатка в день. Знайте меру. Иначе ваш ребенок перестанет реагировать на ваши замечания, «отключится», станет нечувствительным к вашим словам и оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Посоветуйтесь с ребенком и начните ликвидацию с тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Отделяйте оценку личности ребенка от оценки его работы. Положительная оценка должна относиться к юному человеку, что будет способствовать желанию учиться. Критика должна быть более безличной: такие задачи нужно решать в одно действие, а не в два», а не «Как ты мог не решить эту задачу?!»

Правило пятое: ваша оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неудачами.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого ребенка, которого не за что было бы похвалить. В идеале ребенку нужна похвала, похвала и еще раз похвала.

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо дробно, дифференцированно. При дифференцированной оценке у ребенка не будет чувства полной неудачи. Возникает мотивация учения: еще не все знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а субъектом, соучастником, тогда и результаты не заставят себя ждать.

Teмперамент детей – зло или благо?

     Как правило, и в школе, и дома мы одинаково обучаем и воспитываем детей, что, конечно же, неправильно.
     Даже выращивая растения, которым необходим полив и свет солнца, садовод знает, что одни растение нуждаются в обильном поливе, другие - в умеренном, а третьи – в незначительном. Одно растение он высаживает на солнечной стороне, другие – в тени.
      Также и с детьми. Индивидуальные свойства ребенка коренятся в его темпераменте, определяшщем и его поведение и переживания.
      В обучении и воспитании необходимы дифференциация и индивидуальный подход к детям.
     Teмперамент – интегральный компонент индивидуальности. Он не только определяет динамику психической деятельности но и лияет на развитие и проявление личностных качеств, стиль деятельности на достижение сели и, следовательно, на результат.

Как организовать работу с учетом тeмперамента ребенка?

      Флегматика могут побудить к деятельности только значимые для него сигналы, т.к. для его нервной системы характерна инертность. Мотивирующим моментом может стать использование изучаемых факторов в будущем.
     Медлительность мешает ему быстро запоминать, быстро понять, быстро сделать, но зато запоминает он обычно надолго. Помочь такому ребенку можно, используя наглядность: схемы, таблицы, графики, рисунки. Самостоятельная работа дается флегматику легче, чем фронтальная.
    Таким детям целесообразно давать задания на длительный период времени (проекты, доклады, сочинения), дабы он самостоятельно мог организовать свою работу.
    Сангвиник обычно наделен любознательностью.
У холерика ярко выражена потребность в самореализации.
Меланхолик, как правило, интроверт. Он медленно входит в работу.
Темперамент детей – это  не зло и не благо, а независимая от нас и от них данность.
Темперамент нельзя переделать, но зная и считаясь с ним, необходимо правильно и в школе и дома использовать лучшие качества детей.