Введение в Технологическое общество

Виктор Постников
Введение в "Технологическое общество" Жака Эллюля 
(Jacques Ellul. The Technological Society. Vintage Books, N.Y., 1964) 

В "Технологическом обществе", Жак Эллюль  сформулировал законченную и мощную философию нашей технической цивилизации.  Будучи менее детализированной, чем у Торнстейна Веблема в “Инженерах и Ценовой Системе”,  она, тем не менее, расширяет горизонты поиска следствий от избытка инженеров.  Книга Эллюля более колоритна и проницательна, чем "Человек и Техника" Оскара Шпенглера;  в сравнении с ней книга Шпенглера кажется устаревшей и вялой — и она более аналитична, чем трилогия Льюиса Мамфорда — хотя Эллюль обращается к историческим свидетельствам реже и с меньшей точностью, чем Мамфорд.  И она явно превосходит по видению и систематике книгу Зигфрида Гидеона “Механизация  отдает команды”, которая одна из немногих дает читателю представление о том, что для будущего и настоящего может означать доминирование техники.   В целом, несмотря на отдельные неточности,  "Технологическое общество" заставляет нас заново проанализировать то, что автор называет главной трагедией цивилизации.

Несмотря  на  большой упор Эллюля на эрозию моральных ценностей, вызванной техницизмом,  его книга это не трактат нео-луддита и не социологический апокалипсис. Он показывает, что хорошо знаком с жалобами технофобов  и по большей части избегает их клише.  В самом деле, он разбирает их с большим умением, чтобы показать насколько пусты их утверждения.  Но он и не напускает на себя высокий моральный тон и не жалуется.  Его вклад гораздо более существеннен.  Он анализирует роль техники в современном обществе и предлагает систему мысли, которая с некоторой критической модификацией,  может помочь нам понять силы, стоящие за развитием технической, характерно нашей цивилизацией.

Большая часть идеосинкратического словаря Эллюля осталась несмотря на трансатлантическую миграцию, что позволяет нам обратить внимание на особый смысл, который он придает базовым понятиям. Под техникой, например, он имеет ввиду гораздо больше, чем машинную технологию. Техника для него  отвечает любому комплексу стандартизованных средств для достижения определенной цели. То есть, она превращает спонтанное и интуитивное поведение в поведение рациональное и намеренное.  Технический Человек зачарован результатами техники, немедленным  приведением стандартизованных устройств в работу.  Он не может не восхищаться красочной эффективностью ядерного оружия.  Более того, он готов  никогда не прекращать поиск  “наилучших путей”  достижения заданной цели.

Наша цивилизация –   становится все более технической:  под этим Эллюль понимал постоянно расширяющееся и необратимое правление техники во всех областях жизни.  Это цивилизация, занятая поиском постоянно совершенствующихся средств для выполнения плохо обусловленных целей.  Действительно, техника трансформирует цели в средства.  То, что когда-то ценилось само по себе, сейчас получает ценность только, если помогает получить нечто другое.  И наоборот, техника превращает средства в цели. “Ноу-хау” имеет теперь главную ценность.

Главное влияние техники наиболее очевидно, конечно, в экономике. Она производит растущую концентрацию капитала (как было предсказано Марксом).  Огромные концентрации капитала требуют повышенного контроля со стороны государства.  Как только возникают ограничения  внутри частного бизнеса, планирование переходит  на уровень всей экономики.  Доминирование техники приводит к централизации экономики (несмотря на сравнительно незначительные усилия по децентрализации отдельных промышленных фирм);  это объясняется тем, что  при достижении техникой определенного развития,  другой альтернативы для планирования уже нет.  Но этот процесс неизбежно безличный.

Только неискушенный человек может верить в то, что движение мира к централизации вызвано махинациями злых правителей.

Интеллектуальная основа экономики сама становится технизированной. Технический экономический анализ подменил собой старую политическую экономию, в которую в значительной степени входила моральная сторона экономиической деятельности.  Таким образом, доктрина была конвертирована в процедуру.  В этой области, как и в других, инженеры сформировали тесное братство, со своим эзотерическим словарем. Более того,  они стали заниматься больше тем, что есть, а не тем, что должно быть.

Политика в свою очередь превратилась в арену, на которой соревнуются конкурирующие технологии.  Инженер видит страну совсем не так, как видит ее политик:  для инженера, страна это всего лишь еще одна область, в которой он может примерить разработанные им инструменты.  Для него, страна – это не выражение воли народа, не божественное творение, и не место для классовой борьбы.  Это предоставляющее услуги предприятие, которое должно действовать как можно эффективнее. Он судит о государствах в терминах их способности эффективно использовать технику, а не в терминах справедливости.  Политическая доктрина  вращается вокруг того, что полезно, а не достойно.  Цели выпадают из поля зрения и эффективность занимает центральное место.  В качестве политической формы, наилучшим образом приспособленной к массовому и беспринципному использованию техники, диктатура подходит лучше всего.  И это в свою очередь сужает выбор возможных демократий: они или будут использовать некоторую версию эффективной техники – или предпочтут централизованный контроль и пропаганду – или  сдадутся диктатуре.

 Ограничить правление техники становится все более затруднительным.   Общественное мнение не  может осуществлять контроль, т.к. само в большой степени ориентировано на “эффективность”  и техника рассматривается как главный инструмент экономики,  политики, искусства или спорта.

Не понимая, что техника делает с ним и с окружающим его миром, современный человек охвачен тревогой и чувством незащищенности.  Он пытается приспособиться к переменам, которые не может понять.  На место обсуждения идей приходит пропаганда. Техника подавляет идеи, которые ставят под вопрос ее правление и оставляет для публичного обсуждения только те идеи, которые соответствуют  ценностям технической цивилизации.  Социальная критика отменяется, т.к. технические средства не позволяют  подключиться к ней большому числу людей.

 По мнению Эллюля, люди несчастны в технической цивилизации.  Даже внешнее проявление счастья  покупается за счет общего молчания.  Технологическое общество требует от людей согласия с тем, что, по мнению этого общества, им должно нравиться;  для тех, кто не соглашается, она предлагает отвлечение— побег в культуру  технических массмедиа.  И процесс вполне  естественнен: каждый отдел технической цивилизации отвечает на социальные потребности с помощью техники. Прогресс затем состоит в постоянно прогрессирующей дегуманизации — деловом, бессмысленном и в конце концов самоубийственном подчинении технике.

Важным положением согласно Эллюлю,  является то, что  техника производит все без плана; никто не задумывал и не организовывал ее доминирование.  Наша техническая цивилизация не является результатом некоей макиавеллиевской схемы.*  Это просто подчинение ‘законам развития”  техники.

Раширяя и обсуждая свой тезис, Эллюль открывает возможность для широкого обсуждения социальных, политических, экономических и философских аспектов техники в современную эпоху.  Мы не должны соглашаться с ним, чтобы увидеть, что происходит.  Он дает провокационную книгу  для того, чтобы мы сами пересмотрели наши представления и увидели ошибки в нашем прогнозе будущего.  Поступая так, он помогает нам видеть дальше банального утверждения о массовом обществе и расширяет понимание этого общества.

Роберт К. Мертон
Колумбийский университет
 январь 1964


* Но этого не скажешь в отношении Четвертой промышленной революции (4IR), задуманной Западом и Китаем. - ВП


[Комментарий. Возможно я начну переводить книгу Эллюля.  Совершенно понятно почему она не переводилась в Советском Союзе. Что меня еще поражает. Развал Союза, взрыв Чернобыля, падение самолетов, взрыв подводных лодок, близость ядерной войны совсем не пошатнули веру в технику. По-прежнему "космос" и ракеты" занимают умы наших людей. Любопытно также, что враждебность между Россией и США не влияет на их кооперацию в космосе. Вполне возможен вариант войны на земле и дружбы в космосе. И это уже настоящая фантасмагория. - ВП ]

В подтверждение моих слов

USA TODAY
'Instantly unites us': Russian launches to space from US, 1st time in 20 years, amid tensions over Ukraine
Emre Kelly, Florida Today
Wed, October 5, 2022 at 10:23 PM