Глава 7. Происшествие на Луне

Аркадий Журавлев
После девятичасового отдыха команда собралась в кают-компании на завтрак. Большой голографический экран и две боковые стены овального зала кают-компании отображали рассвет в Гималаях. Воздух был морозно-свеж и в этой гималайской свежести стоял бодрящий запах свежесваренного кофе. Джумга пришла на 10 минут раньше других и подготовила помещение к завтраку. Каждый день на звездолёте начинался в определённом стиле. Обычно кто-то из сменившихся с вахты настраивал изображения на экранах, Сервировал стол. Распоряжения кухонному оборудованию по поводу приготовления завтрака отдавал уже каждый сам по собственному усмотрению. В дни, которые должны были быть особенно напряженными,  Когда психологический климат и утренний настрой были особенно важны, антуражем завтрака занималась Сэнса. В настоящий момент балом правила Джумга. Это был её день. День её профессии, её роли в команде.

Экипаж сразу понял её настроение. Сегодня они завтракали на «вершине Мира», сегодня им предстояло понять этот мир. Все входящие в кают-компанию на миг останавливались, оценивая обстановку, а потом дружески улыбались Джумге, которая еще какое-то время добавляла детали в эту завораживающую картину.

- О, вот он твой сюрприз, - прогремел своим бархатным басом Гунсмас, входя в зал быстрым бодрым шагом.

- Да, - кокетливо улыбнувшись мужу, сказала Джумга. Поправляя причёску, - думаю сюрпризов сегодня будет море!

- Дай-то Бог, чтобы они все были такими же приятными, - вставил Титан, укладывая сыр на тосты.

- Доброе утро всем! –среди Гималаев на главном экране проявилось «облачко» с изображением Йонсмаса и Хенси, они завтракали в кабине боевого катера, - Вас приветствует станция «Луна»! О, да у вас завтрак на «крыше Мира»?Хорошо!..  А у  нас тут не так романтично. Да и день тоже романтики не обещает.

- Привет, ребята — ответил Гунсмас и его приветствие дружно подхватили остальные, — Как спалось на новом месте?

- Хорошо спалось. Командир, - ответил Хенси, - у нас тут тоже красиво — есть настоящие восход и закат. Не то что у вас на звездолёте! Правда, после вчерашнего кино, что Джумга нам прислала, пришлось принять снотворное, а то разные мысли так и одолевали.

Да, у нас такая же история, - сказал Гунсмас, - а сегодня вообще день глобальных открытий будет. Джумга научилась читать глобальную информационную сеть землян. Интернет, называется. Знания по всем областям сможем читать на родном языке, наш электронный переводчик решил эту задачку. Мы все сегодня будем изучать каждый свою сферу, а потом соберём конференцию. Чтобы свести всю обработанную информацию воедино. Думаю и вы примете в ней участие.

- Да, постараемся. - сказал Йонсмас, - наши роботы залатали купол. 16 дыр было в нём. Сейчас восстанавливают шлюз и обследуют энергетическую систему. Жертв больше не найдено. Остаётся разминировать центральный зал, запустить реактор, ну, и так, по-мелочи, проводку восстановить.

- Да, у вас там большая стройка, - удовлетворённо сказал Гунсмас, - не зря мы всю армию роботов со звездолёта перекинули на Луну. Если так дальше пойдет, нам придётся самим уборку тут делать, да огороды обрабатывать!

- Не переживай, кэп, - сказал Йонсмас, - ваши Горничная и Садовник стоят трёх-четырёх наших универсалов, справятся!

Завтрак закончился. Хокс, Титан, Джумга и Сэнса расположились на своих рабочих местах здесь же, в кают-компании. Эверест уступил место рабочим обоям. На индивидуальных секторах экрана появилась служебная информация. Гунсмас и Айерг отправились в рубку, где вахту несла Луара. Все. Кроме Гунсмаса. Погрузились в море Интернета. А командир принялся руководить из рубки операцией на Луне.

Боевой катер стоял неподалёку от станции на вершине небольшого холма. Только самая его верхушка – мачта со средствами наблюдения и связи,  находилась в зоне прямой видимости станции. Остальная часть была надёжно скрыта вершиной для маскировки и для защиты в случае взрыва.

На первом месте стояла задача разминирования центрального зала станции, в котором была сосредоточена львиная доля наблюдательной аппаратуры и системы управления станцией. Было очень важно не допустить взрыва. Все попытки обнаружить взрыватель не увенчались успехом.

Исходя из того, что главный вход усиленно заминирован, да ещё и рядом была рассыпана взрывчатка, решили проникать в зал через запасной люк, через щель которого производилось первое обследование.

Йонсмас и Хенси управляли процессом из кабины катера. Все незадействованные в разминировании роботы были выведены со станции и стояли под прикрытием холма рядом с катером.

Два универсальных робота в голубых скафандрах возились с люком запасного выхода. Специальным инструментом они миллиметр за миллиметром загибали и отламывали обшивку двери так, чтобы ни малейшая вибрация не передалась на стены зала. Очень медленно и точно они «обгрызли» дверь по периметру на 10 миллиметров так. Чтобы её можно было легко вынуть из проёма. Рядом стоял грузовой робот, в который кусочек за кусочком складывались обломки. В конце работы на дверь закрепили, выдвинутый из грузового работа манипулятор с присоской, которым её плавно, не касаясь стенок. Вынули  из проёма.

Один из роботов, со специальными мягкими чехлами на ботинках осторожно вошёл в зал на три шага, остановился и  начал осматриваться, , вертя головой из стороны в сторону. Изображение с его камеры транслировалось на катер, благодаря чему  Йонсмас и Хенси тщательно просмотрели зал, а затем начали рассматривать обратную сторону центрального входа.

С трёх сторон к двери центрального входа и окантовке люка были прикреплены небольшие коробочки.

- Магнитные взрыватели, - сказал Хенси, - работают на открывание.

Вошедший в зал робот, аккуратно пошёл к двери, останавливаясь после каждого сделанного шага и оглядываясь по сторонам.  Бот подошёл к сложенной в центре зала взрывчатке. На полу, заваленный мешками и банками взрывчатки блеснул небольшой металлический предмет.

- А вот и еще один исполнительный механизм, - сказал Йонсмас, - думаю он управляется и тем, что закреплено на двери и чем-то ещё.

- Похоже на то, - подтвердил Хенси, разглядывая предмет на полу.
В зале было темно. Свет шёл только из вскрытого дверного проёма. Робот не использовал подсветки, чтобы не активировать оптический взрыватель, если б такой был установлен где-то в зале. Поэтому картинка на экране в катере не была чёткой.

- Может подсветим? - спросил Йонсмас.

- Слишком опасно, - сказал Хенси, - но и так, не имея четкой картинки,  мы не сможем ничего определить.

- Попробуйте пока разминировать центральный вход, - предложил Гунсмас, следящий за операцией из рубки звездолёта.

Йонсмас повёл робота к двери центрального входа. Очень аккуратно тот встал на просыпанную взрывчатку у люка и замер. Теперь бот №2 проделал тот же путь и встал по другую сторону люка.  Йонсмас написал и передал им программу разминирования. И оба робота синхронно поднесли к датчикам электромагниты. Затем, по команде, синхронно включили их. Теперь исполнительные механизмы взрывателей были заблокированы. Роботы установили защитные чеки и сняли взрыватели с двери.

- Фу--ух, дверь разминирована, - облегченно воскликнул Йонсмас.

- Хорошо, давайте ещё раз осмотрим помещение, - сказал Гунсмас.

Робот снова обошёл в темноте весь зал, вертя головой. Ничего подозрительного найдено не было.

- Что ж, давайте будем выносить взрывчатку, - сказал Хенси.

Никто не возражал. Второй робот открыл центральный вход. К которому уже подъехал грузовой робот. Аккуратно роботы вдвоём загрузили в грузовик взрывчатку, лежащую у входа. Затем методично. Накрывая участки пола спецальным герметичным коробом, сдули с него просыпаное взрывчатое вещество. Затем были убраны ещё три закладки по периметру зала. Грузовик вывез опасный груз за пределы станции в специально для этого собранный накануне контейнер. Оставалось только разминировать центральный пост. Звездолётчики заметно повеселели. Большая часть опасной кропотливой работы была выполнена.

- Что же там за коробка лежит под мешками? - спросил Гунсмас.

- Мне ничего  в голову не приходит на этот счёт, - сказал опытный в военных делах Хенси, - ничего подобного я раньше не видел. Видимо, что-то придумали новое после нашего отлёта. Давайте попробуем всё же как-то получше разглядеть это место, подсветим рассеянным светом как-то.

Гунсмас подумал и сказал:

- Да, пожалуй у нас нет другого варианта.

Йонсмас дал указание роботам и они внесли в зал лист обшивки и две легкие колонны, применяемые для ремонтных работ, в качестве домкратов, Найденные во время починки оболочки станции. Не делая лишних движений, лист закрепили на колоннах над взрывоопасной кучкой. Затем начали светить на лист снизу, плавно добавляя мощность фонариков. Подсвечиваемый лист металла тускло освещал заминированную часть центрального поста. Камера бота №1 дала чёткую картинку, показывая чёрный продолговатый предмет. Стенке его были очень гладкие. Теперь в приборе стали видны ряды маленьких отверстий.

- Думаю это сопла, из которых при взрыве выливается что-то расплавленное, - предположил Хенси, - специально для безвоздушного пространства, где взрывной волны не бывает. А распространяются только продукты взрыва. Достаточно, света. Не надо добавлять мощности больше!

Все замерли, разглядывая незнакомую адскую машинку, похожую на страусиное яйцо, только чёрного цвета и истыканное иголками.

- Выключите подсветку, - приказал Хенси.

Свет погас и на экранах в катере и звездолете предмет снова стал расплывчатым.

- Давайте загоним в зал грузовик и начнём складывать туда мешки и банки, лежащие сверху, не соприкасающиеся с этим яйцом, - предложил Гунсмас, - будем максимально сокращать мощность возможного взрыва. Если уж предотвратить его не удастся, так хоть разрушения минимизируем.

- Да, давайте минимизировать, но не загонять сюда грузовик, а по мешку выносить на улицу, а там уже вывозить грузовиком, - сказал Хенси, - Взрыв может произойти каждую секунду и детонация наполненного этим дерьмом грузовика в зале нам не нужна.

- Хорошо, - согласился Гунсмас.

Один робот брал взрывчатку и нёс её к  выходу из зала, другой здесь забирал её и выносил наружу, где уже грузовик челночными рейсами вывозил её на склад. Работа была выполнена на треть, когда во время подъёма очередной банки, камера бота №1 разглядела красное свечение из отверстия в «яйце». Два рубинового цвета луча вышли из него. Один луч попал на лежащий рядом мешок, другой же достал до ближайшей стены. В то же мгновение картинка погасла, а катер сильно тряхнуло и грунт под ним задрожал. Тотчас включился плазмогенератор, удерживая катер от сползания по склону. Камера наружного обзора успела запечатлеть яркую вспышку внутри станции, Которую было видно через «отвисшую челюсть» шлюза. Затем показывали только камеры, установленные на станции. Оба робота не выходили на связь. Грузовой робот, по-видимому лежал на боку, но его камера работала, показывая повёрнутое изображение центрального корпуса. Половина его была разрушена. Другая своей формой напоминала один из лунных кратеров. Всё  пространство внутри станции было заполнено пылью.

- Йонсмас, Хенси, у вас всё на катере нормально? - тревожно спросил Гунсмас.

- Мы в порядке. - ответил Йонсмас, растерянно глядя на картины разрушений, - Такой мощный взрыв! А ведь мы большую часть взрывчатки оттуда вынесли. Что бы было, если б там всё, что было заложено,  рвануло?!

- Боюсь, что тогда бы рухнул купол и вся станция погибла бы. - сказал Гунсмас, - а так мы потеряли только центральный зал. Хотя в этом мало утешительного, так как без оборудования, которое там находилось, станция нам не нужна.. Но... Но мы сделали всё, что было в наших силах.

- Самое печальное ещё и в том, - добавил Хенси, - что теперь мы не узнаем, что же там случилось, ведь записи. Которые там были , тоже погибли.

- Насчёт записей, возможно всё не так плохо, - возразил ему Йонсмас. - банк данных должен был быть защищён достаточно хорошо, если только в нём не было системы самоликвидации. И она не сдетонировала.

Все трое молчали, наблюдая как медленно-медленно опускается пыль внутри станции.

Йонсмас составил задание для второй бригады роботов. Вскоре они уже поднимали опрокинутый грузовик у входа в разрушенное здание центра управления. Затем они принялись обследовать местность вокруг.

Купол получил ряд небольших повреждений. Некоторые стоящие рядом здания также получили мелкие повреждения. Основной удар на себя приняли стены и крыша здания центрального корпуса, в котором и был эпицентр взрыва.

- Давайте, ребята. Бросайте все силы на разборку завалов, - сказал Гунсмас, - Надо быть осторожными там, может быть что-то не взорвалось. Надо привести всё в безопасный вид и попробовать найти архив или то, что от него осталось. Надо починить купол, закрыть шлюз и произвести консервацию станции. На этом пока всё. Целый рабочий день мы тут потратили, но зато, как могли, минимизировали ущерб. Давайте задание роботом, а сами отдыхайте. Джумга мне доложила, что они обнаружили очень много нового, но чем больше ищут. Тем всё больше запутывается. Похоже, что нам понадобится не один день, чтобы разобраться во всём том, Что произошло на Земле за время нашего отсутствия. И для этого понимания было бы хорошо посмотреть хоть какие-то оставшиеся материалы из архива станции.

- Понятно, командир, - ответил грустный и уставший Йонсмас, - будем искать архивы. Конечно. Сначала удостоверимся в том, что больше ничего не взорвётся.

Гунсмас переключился на кают-компанию, в которой кипела работа. Четверо звездолётчиков с горящими глазами сосредоточенно скачивали и читали информацию, каждый по своему направлению. День пролетел для них незаметно. Все были поглощены своей работой.

- Минуточку внимания, - обратился к ним Гунсмас, - мне нужно сделать важное сообщение.

Все четверо подняли головы на центральный экран. Вид у них был уставший и немного потерянный. Было ясно, что многого они пока понять не могут и каждый бьётся над решением своей задачи без особых успехов. Гунсмас продолжал:

- На Луне нам не удалось полностью разминировать зал.

Он увидел, как напряглась фигура Сэнсы. Она сжала кулачки и отвела глаза от экрана, боясь услышать что-то нехорошее про Хенси. Гунсмас её сразу же успокоил:

- С нашими ребятами всё в порядке. Удалось вынести примерно три четверти всей заложенной взрывчатки. Полностью смогли разминировать центральный вход. Но вот центральный пост был заминирован неизвестным нам устройством. Мы так и не поняли на что оно вообще среагировало и что именно его привело в действие. При подъёме ботом банки с взрывчаткой оно взорвалось. Бригада роботов Погибла. Здание разрушено. Остальная территория станции почти не пострадала. Сейчас вся доступная ребятам техника ведёт разбор завалов, поиски архива. Ну и будут консервировать станцию. К сожалению, Больше нам там делать в ближайшее время нечего. Через один-два рабочих дня ребята должны присоединиться к нам.

Гунсмас тоже выглядел уставшим. «Ни что так не утомляет, как неудачная работа», - подумал он, отпил из стакана воды и продолжил:

- Я правильно понял, что пока мы не готовы собрать конференцию по Земле? Что вам потребуется ещё не один день. Чтобы досканально во всём разобраться?

- Думаю ещё день-два, - ответила Джумга.

- У меня есть вопрос, касающийся безопасности ребят на Луне, - продолжал Гунсмас, - Титан, ты как кибернетик, можешь уже сейчас, ну, как бы предварительно, сказать, есть ли угроза для нашей экспедиции на Луне. Могут ли земляне сейчас напасть на них, если они как-то засекли взрыв?

Титан откинулся на спинку кресла и широко расставил руки на столе, посмотрел в свой экран, подумал над ответом несколько секунд и сказал:

- Как я понимаю, у них есть техническая возможность добраться до Луны за несколько дней. Есть ядерное оружие, которое может быть опасным для нас. Но вот засечь взрыв на обратной стороне Луны, думаю они не могут. И как я понимаю, мы заранее сможем засечь их корабли, летящие к Луне и у нас будет масса времени, чтобы либо оттуда улететь, либо подготовиться к защите. Я не вижу никакой угрозы от землян, командир. Тем более у нас под контролем Интернет и телевидение, из которых мы должны если что узнать, что взрыв засекли. Как я понял. На Земле есть два государства, обладающих в той или иной мере техническими возможностями по достижению Луны — США и Россия. Информация из этих стран уже под особым контролем.

Титан замолчал и самодовольно улыбнулся, как бы спрашивая, достаточно ли его ответа. Гунсмас кивнул и сказал:

- Хорошо, друзья. Мы отчаянно поработали сегодня. Предлагаю поужинать и отдохнуть. Хочу только предложить ещё следующее. Давайте,  Пока мы не почувствуем, Что каждый насытился знаниями по своей теме, не будем ничего обсуждать совместно. Понимаю, что это не просто. сделать, особенно внутри семейных пар, но думаю, что это очень важно — соблюсти как бы чистоту мнения каждого до обсуждения. Как бы это сказать, давайте просмотрим весь фильм до конца, а потом обсудим его вместе. Согласны?

Все поддержали его, Гунсмас высказал общее мнение. За ужином в этот день тема жизни на Земле нарочито не обсуждалась, но все звездолётчики смотрели друг на друга изучающе, пытаясь понять, какое же впечатление на них произвело то, что они узнали.
Ели сосредоточенно. В глазах каждого читалось разочарование и печаль. Казалось экипаж был обижен на землян.

На отдых расходились буднично и устало. Гунсмас поручил Титану руководство операцией на Луне, а сам, будучи по графику завтра вахтенным, решил присоединиться к изучающим жизнь землян.

Продолжение следует