Песни дорог войны. Комсомольская песня

Владимир Калабухов
                ИСТОРИЯ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПЕСНИ»

     Сборник песен «Нам дороги эти позабыть нельзя» (сост. А.П. Павлинов и Т.П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005). Его название – это слова из песни «Эх, дороги…» поэта Льва Ивановича Ошанина и композитора Анатолия Григорьевича Новикова. В сборнике есть и «Комсомольская песня» 1947 года поэта Александра Аркадьевича Галича и композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого, как воспоминание о двух войнах – гражданской и Великой Отечественной, выпавших на долю комсомола. В 2018 году комсомол отметил свой столетний юбилей.

     О многих комсомольских песнях поведал в 1988 году, когда отмечалось 70-летие комсомола, Юрий Михайлович Чичков (1929 – 1990) – советский композитор, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. Вот его рассказ «Комсомольская песня»:

     «Трудно себе представить нашу жизнь без песни. Как верный друг, шагает она рядом с нами, вдохновляя на доблестный труд, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Её берут с собой моряки, уходящие в далёкое, трудное плавание. Она звучит высоко над Землёй, на борту орбитальной космической станции, где живут и трудятся советские космонавты. Но есть в песенной антологии нашей страны страница особенная, неповторимая. Это песни Ленинского комсомола, песни молодых, ставшие важной строкой в биографии многих поколений, частицей истории Родины.

     Говорят, что у песни короткий век. Я бы сказал: далеко не у каждой. Есть, конечно, такие, что, прозвучав однажды, уходят от нас навсегда. Это песни-однодневки. Но речь не о них, а о тех настоящих произведениях песенного искусства, которые украшают и согревают нашу жизнь.

     Комсомольская песня всегда была вместе с народом – на всех этапах строительства нашего Советского государства. Чем труднее было время, тем большего напряжения человеческих сил требовалось, тем нужнее оказывалась песня. И действительно, всё, что было значительного в жизни страны, в жизни молодёжи, можно воскресить в памяти по песням. Они как бы вобрали в себя дыхание времени, стали его своеобразным символом. Помните: «Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону» или «Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка!»

     Мои сверстники, наверное, часто вспоминают стадион «Динамо» во время молодёжных праздников песни, когда хор в 50 тысяч голосов – все присутствовавшие – подхватывал известные слова «Комсомольской песни» Марка Фрадкина и Евгения Долматовского «Комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой», запевал «Марш коммунистических бригад» Анатолия Новикова и Владимира Харитонова. Тысячи юношей и девушек заполняли вокзальные перроны во время проводов молодых москвичей на целину. И над всем этим многолюдьем звенело: «Едем мы, друзья, в дальние края» – песня Вано Мурадели и Эдмунда Иодковского. Советские композиторы всегда старались идти в ногу со временем. Песни рождались как отклики на важнейшие события. Они превращались в боевое оружие новых поколений. Так случилось с «Орлёнком».

     Вы, конечно, помните эту гордую, полную трагизма и в то же время оптимистическую музыкальную новеллу композитора Виктора Белого. Поэт Яков Шведов говорил, что, когда он работал над текстом, в памяти вставал образ друга его юности, комсомольца Герасима Фейгина, погибшего при подавлении кронштадтского мятежа. Впервые песня прозвучала со сцены театра МОСПС, ныне Театра имени Моссовета, и вскоре стала одной из самых любимых песен молодёжи. Услышав её, Николай Островский написал авторам: «Мне очень понравился «Орлёнок». Наша песня, комсомольская. Спасибо. Ваш Н. Островский».

     С новой, невиданной силой зазвучал «Орлёнок» в годы суровых военных испытаний. Песня вела в бой, вдохновляла на подвиги. Никогда не изгладится в памяти людской имя певца Александра Окаёмова, в свой последний час перед казнью запевшего в лица фашистам эту песню: «Лети на станицу, родимой расскажешь, как сына вели на расстрел». Так легенда стала жизнью, помогла человеку бросить вызов врагам.

     Композиторам часто задают вопрос: как создаётся песня? Однозначно ответить нельзя. Каждая песня рождается по-своему. Одна складывается долго, трудно. Другая – на одном дыхании. Третья возникает исподволь, постепенно, неосознанно, а потом словно лавина обрушивается и только бы удержать её, запомнить, записать вовремя. Твёрдо знаю лишь одно: хорошую песню можно написать только о том, что волнует, что пережил, «пропустил» сквозь своё сердце. В качестве примера сошлюсь на историю создания знаменитой «Песни о Каховке».

     Режиссёр Семён Тимошенко попросил поэта Михаила Светлова написать песню для его фильма «Три товарища».

     «Каховка – это моя земля, – вспоминал впоследствии Михаил Аркадьевич. – Моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, своих товарищей». Песня была готова через сорок минут. И когда удивлённый режиссёр спросил поэта, как же это так у него получилось, за сорок минут, Светлов ответил: «Ты плохо считаешь, прошло сорок минут плюс вся моя жизнь».

     Я не удивляюсь, когда слышу мелодии наших комсомольских песен на улицах Берлина, Гаваны, Праги, Парижа. Прочный успех советской песенной культуры обусловлен её глубоким гуманистическим содержанием, высокими художественными достоинствами. Песня – лучший агитатор, говорящий правду о нашей стране, утверждающий стремление советских людей, молодёжи к прочному миру во всем мире. И не случайно именно советская песня композитора Анатолия Новикова и поэта Льва Ошанина стала «Гимном демократической молодёжи», гимном молодых борцов за мир, их своеобразным музыкальным паролем.

     Её текст приобрел немало поэтических вариантов. Французы, например, пели ещё один куплет про песню, которую полицейские упрятали в тюрьму, но она сломала решётку и полетела белым голубем над Парижем. У итальянцев – свой вариант: о подвигах партизан, боровшихся с фашизмом. Я слышал, как африканцы, у которых совсем другой музыкальный строй, пели «Гимн демократической молодежи» удивительно точно и выразительно. Поистине настоящая песня не знает границ!

     Я постоянно упоминаю имена поэтов и композиторов, но не следует забывать, что за каждым удачным их произведением незримо стоят замечательные дела молодых строителей нашего государства. Особенности песенного жанра требуют, чтобы и мелодия, и поэтические строфы рождались из непосредственных наблюдений над жизнью, из событий, встреч, общения с людьми. Их дарят нам поездки на ударные комсомольские стройки, беседы с молодёжью. Именно благодаря им появились на свет замечательные песни моих коллег: Александры Пахмутовой «Надо мечтать», «Смелость строит города», «Не расстанусь с комсомолом», «Орлята учатся летать», «И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна»; Игоря Лученка «Комсомольская юность», этот список можно продолжать и продолжать.

     Меняется жизнь. На смену одному поколению молодёжи приходит другое. А песни юности наших отцов «Вперёд, заре навстречу», «Там, вдали, за рекой» и по сей день поют комсомольцы, поют так же вдохновенно, как их деды. В этом видится и преемственность поколений, и то, что лучшие песни Ленинского комсомола, 70-летие которого торжественно отмечает в эти дни вся наша страна, имеют такую же непреходящую ценность, как лучшие произведения живописи, литературы, живут жизнью долгой и счастливой».

     Есть два одноимённых произведения с названием «Комсомольская песня» – авторов Марка Фрадкина и Евгения Долматовского, а также Василия Соловьёва-Седого и Александра Галича, о последней песне и пойдёт дальше наш рассказ.

     ...1947-й. Два года, как завершилась ужасная катастрофа ХХ века – вторая мировая, а для нас – Великая Отечественная война. В 1947 году в СССР прошла первая послевоенная денежная реформа, с 1 апреля объявлялось о снижении розничных цен (с 1947 до 1954 оно было ежегодным). Страна залечивала тяжёлые раны, заново отстраивала разрушенное хозяйство. Молодёжь, комсомольцы, в первую очередь – герои-победители всегда и во всём были первыми. С песнями и прибаутками отправлялись молодёжные эшелоны туда, где крепкие руки и светлые головы были так нужны. В пути звучали песни лирические, весёлые, песни дорог войны – довоенные, фронтовые и песни-воспоминания. Одной из последних, созданных в тот год, стала «Комсомольская песня» композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907 – 1979) и поэта Александра Аркадьевича Галича (Гинсбурга) (1918 – 1977). Эта песня как-то уже в 2008 году, в год 90-летия А.А. Галича, прозвучала в исполнении Сергея Яковлевича Никитина (рожд. 1944) как «Комсомольская прощальная». Всякое бывает с названиями песен. Например, в Интернете можно послушать одну и ту же «Комсомольскую песню» – «Комсомольскую прощальную» в исполнении и С.Я. Никитина, и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова. Об истории настоящей «Комсомольской прощальной» может быть подготовлен свой рассказ.

                КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

     Музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Галича, 1947

     Протрубили трубачи тревогу.
     Всем по форме к бою снаряжён,
     Собирался в дальнюю дорогу
     Комсомольский сводный батальон.
          До свиданья, мама, не горюй,
          На прощанье сына поцелуй;
          До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
          Пожелай нам доброго пути!
     Прощай, края родные,
     Звезда победы нам свети.
     До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
     Пожелай нам доброго пути!
          Все, что с детства любим и храним,
          Никогда врагу не отдадим,
          Лучше сложим голову в бою,
          Защищая Родину свою.
     До свиданья, мама, не горюй,
     На прощанье сына поцелуй;
     До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
     Пожелай нам доброго пути!
          Прощай, края родные,
          Звезда победы нам свети.
          До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
          Пожелай нам доброго пути!

     На снимках из Интернета слева направо, сверху вниз:
     – Ю.М. Чичков, композитор, автор рассказа «Комсомольская песня»;
     – В.П. Соловьёв-Седой на монете 2 рубля Банка России к 100-летию композитора;
     – А.А. Галич, поэт, автор слов песни;
     – С.Я. Никитин и ансамбль им. А.В. Александрова – исполнители песни.

     Смотреть ВИДЕОклип и слушать "Комсомольскую песню" в исполнении Ивана Дмитриевича Шмелёва:

     http://www.youtube.com/watch?v=llweYjxOd0s. 

     По материалам сайтов Интернета.

     Возвращение к содержанию сборника «Песни дорог войны»  –  http://www.proza.ru/2015/02/16/1876.
 
     2018 – 2020