Женщины в жизни маршала Победы

Владимир Аганин
   Унтер-офицер Г.К.Жуков закончил Первую Мировую войну кавалером двух Георгиевских крестов и с августа 1918 года находился в рядах Красной Армии.  Вступил 1 марта 1919 года в РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном, с войсками Деникина и Врангеля. В Гражданскую под Царицыном помкомвзвода Жукова ранило осколком гранаты в левый бок. Также раненый политрук эскадрона А.М.Янин вынес друга с поля боя, а затем на телеге отвёз Жукова в саратовский госпиталь. В госпитале Георгий Константинович заболел тифом, и целый месяц его выхаживала юная гимназистка по имени Мария. Милосердие и чудесные голубые глаза пленили помкомвзвода Жукова, и он влюбился в неё, ласково прозвав "Незабудкой". После излечения Г.К.Жуков получил месячный отпуск и отбыл на родину. А Мария "Незабудка" вместе с сестрой Полиной Николаевной Волоховой, которая была подругой Янина, вернулась в родную Полтаву.

   После окончания Рязанских кавалерийских курсов осенью 1920 года Жуков назначен командиром взвода, затем эскадрона; в августе 1920 года принимал участие в боях с десантом Улагая под Екатеринодаром, в декабре 1920 — августе 1921 года участвовал в подавлении крестьянского восстания на Тамбовщине. За участие в подавлении Антоновского восстания был награждён в 1922 году орденом Красного Знамени.
   Когда Жуков командовал отрядом красноармейцев, который боролся с бандами Антонова, его отряд оказался в посёлке Анна Воронежской губернии. Там в одном из домов за печкой он и увидел свою будущую жену Александру. Александра вместе с сестрой Надеждой прятались от красноармейцев - их старший брат Алексей был антоновцем.
   Александра Диевна Зуйкова до встречи с Жуковым  учительствовала в одной из деревенских школ. Георгий Константинович зачислил грамотную девушку в штаб отряда на должность писаря. В 1922 году они поженились, правда, за частыми переездами документы были утеряны [Да и были ли они вообще? По закону до 44-го года регистрация браков в загсах не требовалась]. Вторично брак Александра Диевна Зуйкова и Георгий Константинович Жуков заключили уже в Москве в ноябре 53-го года.

   Последующая служба Жукова связана с Белоруссией. Командует эскадроном 38-го кавалерийского полка 7-й кавдивизии. В белорусском городе Сыроде проживал Павел Макарович Заренок, который в ту пору был мальчишкой. Он рассказывал, что у двоюродной сестры его батьки Ганны от командира эскадрона Жукова родилась дочь Матрёна, когда красноармейцы уже покинули деревню. Про Ганну Заренок говорил так: "Не особо молодая, годов двадцать, но что красавица - так это точно, в неё нельзя было не влюбиться. Жуков часто к ней ходил".
   Сам Георгий Константинович в своих мемуарах о том коротком периоде службы напишет:
   "...Жили мы разбросанно, по деревням, квартировались в крестьянских избах, пищу готовили в походных кухнях, конский состав размещался во дворах. Все мы считали такие условия жизни нормальными, так как страна наша переживала исключительные трудности. В начальствующем составе армии люди были главным образом молодые и физически крепкие, отличавшиеся большой энергией и настойчивостью. К тому же большинство из нас были холостыми и никаких забот, кроме служебных, не знали".

   Новую встречу Г.К.Жукова с Марией Волоховой следует отнести к 1922 году. Тогда в Полтаве умерли родители Марии, и она переехала в Минск к старшей сестре Полине, которая к тому времени уже стала женой Антона Митрофановича Янина. Дома Жукова и Янина - командира и комиссара полка - стояли рядом, и два друга были практически неразлучны. А в 1926 году у Полины и Антона Митрофановича рождается сын Владимир. Жуков был в восторге от малыша и всё время говорил о том, что самая большая его мечта - иметь сына.
   Жуков практически состоял в гражданском браке с Марией, так как он не хотел, чтобы А.Д.Зуйкова жила в Минске. Александра всё время неожиданно приезжала в Минск, а Жуков делал ей дорогие подарки и отправлял обратно в Воронежскую губернию. Но в 1928 году Александра написала Георгию Константиновичу, что беременна от него и рожать приедет в Минск.

   Когда Александра Диевна родила девочку Эру, она сказала Георгию Константиновичу, что больше его никогда не покинет. В ответ Жуков ушёл к Яниным и продолжал жить с Марией. А в июне 1929 года Мария Николаевна родила Жукову дочь Маргариту. Месяц спустя (6 июля 1929 года) Жуков зарегистрировал Маргариту в загсе в качестве своей дочери и оформил метрическое свидетельство. Так она получила фамилию Жукова и отчество Георгиевна.
   В этом же году происходит печальное событие - умирает от тифа Полина Янина. Трёхлетний Володя остаётся без матери. Янин, ставший вдовцом, предлагает увезти Марию Николаевну с грудной дочерью в Минводы, где живут его отец и братья. Она соглашается, и Янин оформляет служебный перевод. Но перед отъездом говорит Жукову: "Ты запутался. Забудь о Марии и дочери, я о них позабочусь сам". Янин с Марией и детьми живут сперва в Минводах, затем в Кургане и Краснодаре. В 1942 году полковник Янин погиб под Сталинградом, а его сын Володя умирает от ран после Керченского десанта.
   А Г.К.Жуков продолжает жить с Александрой Диевной и в 1937 году у них рождается вторая дочь Элла.

   Судьба Марии Николаевны и её дочери Маргариты сложилась следующим образом. В 1948 году Маргарита Георгиевна приехала в Москву, поселилась у знакомых своей матери и самостоятельно поступила в МГУ. Георгий Константинович только через полгода узнал, что дочь поступила в престижный вуз и сняла комнату. В своём письме к ней он подчеркнул: "Я потрясён, что ты сдала экзамены на отлично. Ты - моя дочь!".
   Мария Николаевна Волохова пережила Г.К.Жукова на десять лет и умерла в возрасте 87 лет в Москве. Говорят, что она никогда не участвовала ни в каких интригах, сохранила здравый ум, память и последние годы жизни диктовала дочери воспоминания об отце.

                ***

   Водитель маршала Александр Николаевич Бучин называет Г.К.Жукова настоящим мужиком. Немудрено, что Георгию Константиновичу было просто необходимо как-то снимать свои стрессовые ситуации, ведь он постоянно работал на износ, мотался по передовой, лично производил рекогносцировку. Бучин называет его феноменально выносливым человеком, который праздников и выходных не знал и от других того же требовал, причём постоянно, всю войну.
   Повышенный интерес маршала к женскому полу подтверждается многими свидетелями и очевидцами. Известен случай, который послужил в дальнейшем поводом для неприязни маршала И.С.Конева к Г.К.Жукову. На Калининском фронте в штабе Конева была красивая женщина - Антонина Васильевна, ставшая впоследствии женой маршала Конева. Слух о её красоте дошёл до Жукова, и он приехал в штаб Конева, который в это время отсутствовал. Между Жуковым и Антониной Васильевной состоялся разговор, из которого Георгий Константинович понял, что ему здесь "ничего не светит". Жуков уехал ни с чем, а Антонина Васильевна затем выслушала от Ивана Степановича выговор: "Как? Ты встречалась с Жуковым? Что он от тебя хотел? Зачем поехала к нему?". Он очень хорошо знал Жукова, был наслышан о его романах.

   В это время (в период битвы за Москву) неожиданно судьба подарила Г.К.Жукову настоящую любовь - Лидию Владимировну Захарову. Александр Николаевич Бучин вспоминает: "В самые мрачные дни битвы за Москву, как солнечный лучик, появилась девушка лет двадцати, фельдшер. У Г.К.Жукова она, Лида Захарова, дослужилась за войну до звания лейтенанта медицинской службы. Более доброе, незлобивое существо трудно себе представить. Мы привязались к ней все, но она, конечно, никогда не забывала, что прислана следить за здоровьем Георгия Константиновича. Застенчивая и стыдливая, Лидочка терпеть не могла грубостей и положительно терялась, когда занятый по горло Георгий Константинович отмахивался от её заботы. Иной раз уходила от него со слезами на глазах..."

   Лида стала "фронтовой женой" маршала Жукова. Её единственную он брал с собой на передовую. Как говорит А.Бучин, от "неё была польза - порошок там дать, банки поставить, спину растереть, да и просто настроение поднять ласковым словом".
   Своих отношений, по словам Бучина, Георгий Константинович и Лида особо не афишировали. На людях Лида постоянно соблюдала дистанцию. В машине с нами не ездила. Только сзади, с охранниками. Жила, правда, в одном вагоне с Жуковым. Но там же жили и три генерал-лейтенанта...
   Далее А.Бучин рассказывает:
   "Однажды, в июле 1944 года, в нашей маленькой группе был праздник - мы поздравляли Георгия Константиновича с награждением второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. И Лиде поручили вручать Жукову громадный букет... Лида была трогательна в своём отглаженном форменном платьице с лейтенантскими погонами, орденом Красной Звезды и медалью "За боевые заслуги"! Даже взгляд Жукова потеплел. Нам показалось, что в тот момент он был гораздо счастливей, чем когда-либо".
   До конца войны Захарову наградят ещё не раз. Это будут: орден Красной Звезды и орден Красного Знамени, три иностранных награды, включая крест, и пять советских медалей.

   Кстати сказать, Лида Захарова более чем за 10 лет близости с маршалом дважды могла стать его законной супругой. Формально Жуков был холостым и всё время мечтал иметь сына. Но Лидия сделала два аборта и, как утверждают очевидцы, оба раза это были сыновья.
   Однако из-за Лиды маршал Жуков имел и большие неприятности. Так на банкете Победы, который проходил сразу же после Парада, Жуков сидел за одним столом с Верховным Главнокомандующим и, когда маршал взял слово, то начал своё выступление так: "Если бы меня спросили: когда за всю войну мне было тяжелее всего, то я бы ответил, что осенью и зимой во время обороны Москвы, когда практически решалась судьба Советского Союза".
   Сталин неожиданно оборвал его словами: "Вот вы, товарищ Жуков, вспомнили оборону Москвы. Правильно, это было очень трудное время. Это была первая победоносная битва нашей армии при защите столицы. А вы знаете, что многие её защитники, даже генералы, получившие ранения и отличившиеся в боях, оказались не отмеченными наградами и могут не получить их, так как стали инвалидами!".
   На упрёк Жуков ответил так: "Товарищ Сталин, я, как и вы, тоже не отмечен наградами за эту битву, хотя все работники Генерального штаба награждены орденами Ленина (Шапошников, Антонов, Штеменко и другие). Вполне допускаю, что мною допущен в этом деле просчёт, и мы поправим это".
   Тут Сталин ударил кулаком по столу так сильно, что хрустальная ножка высокого фужера обломилась, и красное вино пролилось на скатерть. Вождь, перебивая Жукова сказал: "А вместе с тем вы не забыли наградить своих бл..ей!". Наступила гробовая тишина, в ходе которой Сталин поднялся, удалился из-за стола и больше не вернулся.

   Следует отметить, что отношения с Лидией Захаровой не мешали Жукову флиртовать с другими женщинами.
   А.Н.Бучин рассказывал: "Помню, в Берлине после войны к нам приехали артисты из Киева. Так после представления Георгий Константинович с какой-то актрисой уехал кататься на моторной лодке. Мы все волновались, как бы они не разбились".

   Но и после войны отношения Жукова с Лидией Захаровой не закончились. Когда Жукова назначили командующим Одесским военным округом, Лидия Владимировна поехала с ним. Она уходила из дома, только когда к Георгию Константиновичу приезжала из Москвы законная супруга - Александра Диевна. Лида не настаивала на том, чтобы оформить отношения. Когда у Жукова начался роман с Галиной Семеновой, Лидия без скандалов вернулась в Москву. Впоследствии, став министром обороны, маршал помог ей получить отдельную квартиру. Туда Захарова въехала вместе с мужем – Валентином Игнатюком. С ним она прожила почти 40 лет. В начале 90-х бывшая фронтовая возлюбленная Жукова погибла в автокатастрофе.

                ***
   В феврале 1948 года приказом министра вооружённых сил Николая Булганина Жуков был переведён с должности командующего Одесским военным округом на должность командующего Уральским военным округом. Лида Захарова поехала за ним в Свердловск. Но в 1950 году Жуков в Свердловске познакомился с врачом, выпускницей Казанского медицинского института Галиной. Именно ей суждено было стать последней любовью 54-летнего маршала. Галина Александровна Семёнова была младше Георгия Константиновича на 30 лет.
   У Жукова случился микроинфаркт, и молоденькая врач Галина приехала к больному домой. Больше она от него не уезжала - влюбленных связала настоящая страсть.

   Окончательно вернувшись в Москву в 1953 году, маршал Жуков организовал получение своей новой и пока "тайной жене" и её матери, Клавдии Евгеньевне, квартиры на улице Горького. Устроил он Галину и на работу в госпиталь имени Бурденко. Однако жена Георгия Константиновича Александра Диевна боролась за своё счастье, как могла, связывая мужу руки.

   В 1957 году Галина родила 61-летнему маршалу четвертую дочь, которую назвали Марией. Они были счастливы, но еще почти 8 лет Жуков разрывался между новой семьей и цепко державшейся за него Александрой. Однако в январе 1965 года Георгий Константинович разрубил этот гордиев узел и официально вступил в брак с Галиной. Судьба отвела им не много времени: в 1973-м Семенова скончалась от рака.
   Георгий Константинович этой потери пережить не смог. Он перенес инфаркт и впал в кому. В 1974 году национального героя не стало.
   Хотя Жуков завещал похоронить себя рядом со второй женой, Л.И. Брежнев, занимавший в те годы пост генсека, распорядился кремировать маршала, а прах захоронить у Кремлевской стены. Даже после смерти национальный герой не мог принадлежать себе – он принадлежал народу, за который сражался в Гражданскую и Великую Отечественную.