Если у вас болят зубы

Художник Владимир Крылов
ЕСЛИ  У ВАС  БОЛЯТ  ЗУБЫ
(будни культурного процесса)

                Если хочешь насолить кому-либо,

достаточно лишь сказать о нём
                какую-нибудь правду.

                Ф. Ницше




Если у Вас болят зубы, не ходите к гинекологу.
С больными зубами лучше обратиться к стоматологу. 
И гинеколог, и стоматолог носят белые халаты, но это разные профессии.

Я вернулся в Москву поздно вечером и запихнул чемодан в угол до завтрашнего утра.
 
Принял душ.
 
Помылся - побрился.

Выпил с возвращением, закусил и упал на диван перед телевизором.

На экране блистал Иван Ургант.
Он восхищался и радовался новому фильму режиссёра Антона Желнова о жизни и творчестве известного московского концептуалиста Ильи Кабакова.
 
Автор и ведущий обсуждали и находили всё новые и новые достоинства и в самом фильме, и в творениях настоящего современного искусства, и в философском осмыслении творческих тенденций сегодняшнего 21 века.

Особый восторг собеседников вызывали огромные суммы, которые теперь стали нормой для рыночной  оценки  работ Ильи Кабакова.
 
А деньги сегодня самый главный и надёжный критерий успеха и в жизни, и в духовном творчестве в том числе.

Фильм так и назвали "Бедные люди ($6000000) Кабаковы".

В ходе беседы выяснилось, что и в Третьяковке прямо сегодня работает выставка произведений  Ильи Кабакова.

Я знал кое-что о творчестве московского концептуализма, несколько месяцев не был на выставках, поэтому  залез в интернет, посмотрел фильм и, забросив чемодан до лучших времён, утром помчался смотреть работы Ильи Иосифовича  в специально организованном пространстве персональной выставки.

Разговоров и о концептуализме, и о Кабакове всегда было много, но и непониманий, разночтений и отсутствия логики в анализе этих явлений хватало. Поэтому некоторый интерес, который возникал в первые моменты обсуждений, чаще всего незаметно перерастал в пассивное равнодушие от чего-то заумного, нелепого и не нужного как от появления в искусствоведческой работе формулы бинома Ньютона.
 

В концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы.
 
И это прекрасно.
 
Идея великая вещь. Но ещё Гегель утверждал, что в искусстве идея должна быть представлена в чувственной форме. То есть, форма и является носителем чувственных качеств произведения искусства необходимых для существования самого феномена искусства.

  А с точки зрения и авторов, и исследователей концептуализма форма не только не важна, но может отсутствовать вообще.
 
И это ужасно, потому что с точки зрения автора пластического изобразительного искусства отсутствие формы невозможно, потому что это невозможно никогда.
        Отсутствие формы уничтожает факт существования пластического изобразительного искусства.
        Идея может существовать без формы.
        Искусство без чувственной формы существовать не может.

А пластическое изобразительное искусство и отличается от других видов искусства именно пластикой формы.

        Именно и только пластика материала и форма этой пластики дают возможность существовать пластическому изобразительному искусству как таковому.

А поскольку художники плохо помнят работы Канта, Гегеля или Шопенгауэра, то и совместное соседство и равноправное проживание рядом  списка жильцов подъезда и голубых танцовщиц Дега представляется и многим художникам, и даже теоретикам либо просто наглостью и глупостью, либо такой абсолютной заумью, преодолеть которую невозможно даже с помощью большой кружки пива с большой воблой.
 
Но скорее глупостью и наглостью.

Не будем трогать воблу.

Но это уже вывод, то есть самая настоящая идея или концепт.
 
А, стало быть, с точки зрения теоретиков концептуализма, эти выводы, то есть идеи и концепты - это самое главное, и после этих выводов уже конкретные проявления творчества концептуалистов  не имеют особого значения или даже не имеют никакого значения вообще.
 
Совсем никакого значения.

То есть и творчество художника Кабакова становится неважным, бессмысленным и ненужным, тем более в качестве творчества в области искусства.

Идея мелькнула где-то в эфирных пространствах поэтического сознания.

        Автор повернулся на другой бок и забыл про идею.

  Возможно навсегда.
 
Но чудо уже свершилось и этого вполне достаточно.

Концепт обозначен.

        Концептуализм состоялся.

И делать ничего не надо.

А с формой всегда столько хлопот!

А если вспомнить, что великий  английский профессор Эрнст Гомбрих уже объявил, что искусства вообще не существует, то и беспокоиться не о чем.

И концептуалисты, и Эрнст Гомбрих пришли к эпатажной и бессмысленной идее: пластического изобразительного искусства нет и быть не должно.

Но несмотря на все высокоинтеллектуальные  рассуждения и публика, и художники, и теоретики по факту продолжают рассматривать Кабакова именно как художника.
 
Именно как художника изобразительного искусства.
 
Более того, как художника пластического изобразительного искусства.

Почему важно не пропустить это слово "пластическое" искусство?

Потому что изобразительное искусство - это и театр, и кинематограф, и балет, и цирк, и т.д.

А пластическое изобразительное искусство - это живопись, графика и скульптура. То есть это творчество, которое для своего существования использует пластику материала и пластическую форму в первую очередь и обязательно.

Существует ли искусство или его  нету вовсе?

Есть ли идея в произведении?

Какова она?

Хороша или плоха?

Добра или омерзительна?

Значительна она или едва заметна?

Всё это дело десятое!

А вот пластика материала в пластическом изобразительном искусстве должна быть обязательно и всенепременно!

Если этой изюминки нет, то и никакой Шопенгауэр не поможет!

Нет пластики материала в произведении изобразительного искусства, то и пластического изобразительного искусства нет и говорить не о чем!

Этого и хотят добиться и концептуалисты, и Эрнст Гомбрих.

Правда, концептуалисты осторожничают и соглашаются, что искусство никуда не исчезает!

Искусство может сохраниться!

Человеческое переживание, трепетание человеческого сердца может  быть выражено и проявлено каким-то другим инструментом.

Это верно, но это будет уже другой вид искусства.

Другая специальность.

Если болят зубы, не ходите к урологу! Там нет зубов!

Попытайтесь найти хоть какого-то стоматолога!

  Поэтому, если опустить это обязательное слово "пластическое", но оставить только "изобразительное", то произойдёт незаметное, но чудовищное по своим последствиям подмена.
 
Если мы говорим "пластическое изобразительное искусство", мы имеем в виду Врубеля, Рембрандта, Эль Греко или Микеланджело. И дело не в том, что эти мастера жили давно и умели рисовать, а Дюшан рисовал плохо. Дело в том, что перечисленные мастера и многие другие художники создавали свои шедевры, используя пластику материала. А Дюшан творил, собирая самые разные предметы в некие композиции, имеющие тот или иной смысл или никакого смысла вообще.
 
Вне всяких сомнений, это творчество.
 
Но это творчество в рамках другой профессии.
 
И такая профессия хорошо известна. Это профессия художника театра.
        Именно художник театра, комбинируя предметы, создаёт на сцене определённое настроение и определённую информацию, необходимую для спектакля.

Те же задачи решает и художник кино.
 
Поэтому инсталляция, перформанс или хэппенинг вполне возможны как варианты творчества художника театра или как формы актёрской профессии, но к пластическому изобразительному искусству живописи, графики или скульптуры такое творчество отношения не имеет.

Запишитесь к стоматологу и с зубами всё будет в порядке.
 
        Гинеколог не вылечит кариеса.

Инсталляция, хэппенинг и перформанс заняли важное место в концептуальном направлении авангардного искусства.
 
Они позволили авторам претендовать на звание художника, называть себя художниками, перебравшись в область театрального и киноискусства, то есть, отказавшись от профессии художника, сменив профессию.

Но нельзя называть себя водолазом, если Вы работаете парашютистом.

Не ходите с больными ушами к проктологу.

Концептуализм особенно интересен для нас, потому что это направление претендует на особое положение в ряду современного авангарда. Авторы и теоретики концептуализма постоянно и многозначительно ссылаются на самостоятельность и глубину своей философской позиции, подчёркивают фундаментальность научной базы, на которую они опираются, и заявляют о наличие своей собственной эстетики.
 
С моей точки зрения это агрессивная подмена.
       
        Я подробно рассмотрел эту точку зрения в книге "Убить искусство".
 
        В короткой статье я приведу только несколько примеров.

Концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии.

Но искусство - это часть культуры.

А культура - это часть идеологии.

И от этого никуда не деться.

Поэтому искусство всегда становится элементом идеологии и практической политики.
 
В частности невозможно избавится от идеологии «художественного текста».

        Это невозможно потому, что нужен какой-то текст, то есть  «язык», а само существование такого «языка» будет иметь непременно идеологическую природу.
 
Молчание, отказ от творчества и пустота, пустые пространства физического вакуума – единственные «формы», свободные от идеологии.  И концептуалисты приходят к этим «формам», заявляя, что это и есть те «формы», которые указывают на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии.

       Такими «формами» называются чистые холсты или просто пустая рама как высшие достижения в живописи.

       Чистый лист писчей бумаги как максимальное достижение в литературе.

       Совершенно нагие манекенщицы, демонстрирующие лучшую в мире модель одежды – её полное отсутствие.

       Полная тишина вместо музыки и т.д. Но это ошибка или преднамеренная подмена, потому что тишина это имитация смерти. И такая имитация уже содержит некоторую идеологию.

В рамках такой тенденции концептуалисты настойчиво  предлагают свои творческие задачи. Им кажется, что они полностью освободились от идеологии!
Браво!
Затруднение состоит в том, что в эту же самую секунду они навсегда и наверняка освободились и от искусства, и от культуры!

Чистый лист писчей бумаги может иметь отношение только к бумажной промышленности или к магазину канцелярских товаров. Он имеет отношение только к материальной культуре. Чистый лист писчей бумаги не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к искусству, ни к духовной культуре!

Чистый холст, натянутый на подрамник, может приобрести любой человек в художественном салоне для самых разнообразных надобностей и этот холст сам по себе не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, как и досточки, из которых сделан его подрамник.

       Самый прекрасный мрамор не имеет никакого отношения к скульптуре, к искусству и духовной культуре, пока он лежит в каменоломне. Но как только скульптор обработал кусок мрамора и осуществил свой творческий замысел, то тут же появилась идеология, а, возможно, и культура, и искусство.
 
       Концептуалисты откровенно выплёскивают вместе с водой ребёнка и прекрасно себя чувствуют!
 
       Осуществив свою сокровенную мечту и освободившись от идеологии, авторы этого направления непременно оказываются выброшенными за пределы духовной культу
ры.

       И более того,  когда их творения создаются из земли, снега, травы, золы, пепла или вообще не имеют материальной формы, в этих случаях авторы концептуального направления оказываются выброшенными и за пределы материальной культуры.

       Они оказываются за пределами функционирования человеческой цивилизации, в полной пустоте и полной ненужности никому кроме самих себя.

Одно из самых ярких открытий И.И. Кабакова - это альбомы.

Илья Иосифович древний и мудрый человек и он, конечно, понимает, что страничка с предложением "Чья это муха"? не может иметь никакого отношения ни к живописи, ни к графике, ни к скульптуре.

Чья это муха - это фраза из 10 букв, которая имеет самостоятельный смысл. А значит, с точки зрения  Ильи Иосифовича, и он  прямо заявляет это в фильме, "чья это муха" это продолжение великой русской литературы.

Действительно. Краткая фраза из нескольких букв как проявление высокой литературы  существует.

Это хокку.

Например Мацукура Ранран:   "Нет, не ко мне, к соседу зонт прошелестел".

Это не русская, но великая литература.

Краткая фраза переполнена трепетанием одинокого человеческого сердца. По этой фразе можно снять фильм с глубоким анализом трепетания человеческого сердца.

А у Ильи Иосифовича: "Чья это муха"?

Формально это литература.

Чья это муха?

Да! Математика - это великая наука.

И кибернетика - это великая наука.

Но если математику перемешать с кибернетикой, получится кибенематика.

Не ходите к гинекологу с геморроем.
 
Фраза чья это муха - конечно творчество. Но это творчество не связано с живописью или литературой. Ближе всего это творчество соприкасается с записной книжкой режиссёра.

Можно легко заметить, что всё творчество авангарда сопровождается стремлением выйти из рамок традиционных искусств в профессию режиссуры. И на каждом шагу эта смена профессии связана с профессиональной беспомощностью.

Для профессионального художника нужен талант и годы тяжёлой учёбы.

Писателю необходим талант, тяжкий труд и житейский опыт.

И для режиссёрской идеи нужен талант. Если режиссура становится профессией, то нужно ещё умение использовать профессиональное мастерство других участников проекта. И это тоже огромный труд.

А для режиссёрской идеи достаточно одарённости и присутствия самой идеи,
        То есть хватит одного концепта.
 
        Это гораздо проще.
 
        Отсюда и концептуализм.

Сальвадор Дали и рисовал, и писал живопись достаточно скромно. Но режиссёрские идеи у него возникали гениальные. И эти концепты вывели его картины на мировой уровень, при скромных возможностях профессионального художника.

Такая тенденция встречается на каждом шагу.

Марк Шагал в 17 лет был беззаветно влюблён.
Они искренно любили друг друга.
Они любили друг друга так, что буквально летали в небесах!

Шагал купил холст и выразил свой восторг как картину.

Режиссёрская идея великолепная!

Рисунок очень слабый, почти никакой!

Живопись средненькая.

Нам настойчиво предлагают этот опус как шедевр пластического изобразительного искусства!

Почему?

Зачем?

Никакая идея не может заменить в области пластического изобразительного искусства беспомощную работу автора.

Если математик не умеет считать - это большое неудобство!

И художник должен уметь рисовать.

Не может быть коряво нарисованного шедевра пластического изобразительного искусства.

Кабаков окончил суриковский институт.

        Конечно, он умел профессионально рисовать.

        Но значительных достижений в его живописи и графике нет.

Вершиной творчества Ильи Иосифовича Кабакова можно считать его инсталляции.

"Человек, улетевший в космос" - это замечательная инсталляция.

        Инсталляция - это упрощённая декорация.

        И если в инсталляцию Кабакова поместить хорошего актёра с хорошим текстом, эмоционально осветить и сопроводить нужной музыкой, то и получится хороший спектакль.
 
Может быть гениальный спектакль.

Но пластического изобразительного искусства там всё равно не будет.

        Художник театра остался один.
 
        Его бросили драматург, актёры, режиссёры, операторы, сто человек съёмочной группы и ему самому, как он смог, пришлось складывать в одну кучу железную кровать, мусор, старые грязные носки и объедки.
 
Режиссёрская идея присутствует!

Элементы декорации найдены талантливо!

Изобразительное пластическое искусство отсутствует полностью!
 
Это очевидно, это наглядно, но никто не хочет этого замечать!
 
Если у Вас заболели зубы, не ходите к эндокринологу!

Там нет зубов!

Художники театра и кино каждый день придумывают десятки инсталляций. И эти инсталляции и по информации, и по мастерству, и даже по концепту  бесконечно превосходят скромные шедевры авангарда.

Художники кино Михаил Александрович Богданов и Геннадий Алексеевич Мясников получили ОСКАР за декорационное решение фильма Сергея Бондарчука  ВОЙНА И МИР.

В этом фильме десятки сложных, масштабных и восхитительных пространственных композиций - инсталляций или декораций.

В частности, в этом фильме по предложению художников была снята едва ли не самая длинная в истории кинематографа непрерывная операторская панорама – панорама Бородинского сражения.
 
Это пространственная композиция работала следующим образом.
 
        Для съёмок панорамы был построен подиум длиной 137 метров. На подиуме были установлены рельсы для плавного движения тележки с операторской камерой. Камера двигалась вперёд, снимая непрерывной панорамой всё, что находилось слева от подиума. Проехав все 137 метров, камера медленно разворачивалась на 180 градусов и, не прекращая съёмки, возвращалась к исходной точке, продолжая снимать теперь уже всё, что находилось справа.

А слева, справа и впереди подиума была создана грандиозная пространственная композиция.
 
Эта композиция включала в себя построенные в зависимости от выразительности кадра и общей ритмики всей панорамы артиллерийские батареи, флеши, траншеи пехотной обороны и весь комплекс бытовых деревенских построек, характерных для того времени.
 
Прямо перед камерой в нужный момент вспыхивали рукопашные бои, мчались конники, стреляли орудия, рушились горящие дома.
 
Чуть дальше от проезжающей камеры, на среднем плане, происходили схватки небольших групп конницы и пехоты, откатывались на новые позиции артиллерийские орудия, конные повозки подвозили снаряды, боеприпасы и отвозили раненых.
Повсюду взрывались пиротехнические заряды, метался испуганный домашний скот, спасались мирные жители.
 
А на дальних планах в дыму и пыли перемещались уже очень крупные массы кавалеристов и пехотинцев, шли полки, скакали эскадроны.
 
Чтобы придумать, рассчитать и построить такую пространственную композицию, нужно было изучить материальную культуру деревенской жизни того времени, оружие, военный костюм и походную утварь улан, гусар, кавалергардов, кирасир, казаков, пехотинцев и ополчения, их знамёна, отличительные полковые значки, султаны на кирасах, киверах и шлемах в русской армии.
 
И эти же самые характерные промышленные и бытовые предметы, но уже во французской армии.
А, если вы помните, во французскую армию входили подразделения армий всех стран Европы.
 
Изучив и переработав весь этот огромный материал, надо было выразительно закомпоновать все статичные и передвигающиеся элементы этой грандиозной пространственной композиции на территории в несколько гектаров. Чтобы вся эта масса предметов, построек, движущихся людей и животных приобрела бы новый и вполне определённый символический смысл и душевное переживание: напряжение великой битвы русского народа за своё Отечество.
 
Затем надо было нарисовать подробную раскадровку будущей кинопанорамы, чтобы согласовать все детали с режиссёром и оператором. И, наконец, запустить всю эту фантастическую пространственную композицию в действие.

Вот это да!
 
Этот профессиональный фейерверк можно смело называть красивым словом инсталляция!

        Такой творческий акт вызывает восхищение!
 
Масштаб замысла, глубина знаний, необходимых для его решения, яркое и богатое воображение и уровень профессионального мастерства – всё здесь присутствует в изобилии.
 
«Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать», –  писал Шатобриан.

А Вы говорите "чья это муха!?

Однажды Антон Павлович Чехов получил письмо от начинающего писателя.
   
        Молодой автор долго извинялся и закончил письмо такими словами: "Дорогой Антон Павлович! Я очень хочу писать. Прочитайте пожалуйста мой рассказ, который я посылаю.

       Может быть у меня есть шансы?

       Может быть мне не стоит закапывать свой талант"?

Чехов ответил краткой телеграммой:

"Лопату высылаю отдельной бандеролью"!

К счастью эта лопата цела!

Илья Иосифович прицепил её к новенькому планшету.

Концепт так и называется: "Лопата".

Новаторство требует масштаба личности.

Новенькое, новинка, эпатаж, двусмысленная смелость, несуразность рождаются легче.

Искусство - это не развлечение и не хохма.

Искусство - это не удовольствие.

Искусство - это даже не эстетическое освоение окружающего пространства.

Искусство - это инструмент переработки физиологических ощущений и всего окружающего нас барионного мира в положительную духовную энергию человеческого переживания.
 
        В энергию трепетания человеческого сердца.

Новая положительная энергия, преодолевая второе начало термодинамики переходит в более сложные пространства для дальнейшего развития.
 
К первоисточнику!

Этот процесс и является смыслом существования искусства, художников, искусствоведов, человеческой цивилизации, солнечной системы, нашей галактики и всего трёхмерного пространства.

Только этот процесс.

Тратить время на то, чтобы сконструировать что-то новенькое, непривычное, эпатажное это дело пустое.

Нужна искусству форм новинка
Как попе третья половинка.







В. Крылов.  Москва. 2018.