Сказки моего детства Буратино

Валерия Исмиева
(данный текст является лёгкой модификацией моего поста на ВК от 26 декабря 2016 г.)

А славные были сказки и их экранизации! Добрые. Наполненные архетипами выше крыши, но как же ненавязчиво! Даже о подлостях и гнусностях они рассказывали без злобы и ненависти. Например, коварные Кот и Лиса выглядели в истории про Буратино обаятельно, что не удивительно - ведь какие прекрасные артисты исполняли их роли, и какие песни пели... Сколько оттенков взаимоотношений, и как зорко подмеченных!
...Буратино - чем не параллель с толкиновским невысокликом? на первый взгляд - полное ничтожество. Мало того что доверчивый, так и вообще кукла, взявшаяся неизвестно откуда, все норовят подёргать за ниточки. Глупый ребёнок, сбежавший от папы Карло и поверивший рассказам Лисы про Поле чудес, куда она, естественно, назвалась единственным проводником...
Вообще история Буратины - хороший путеводитель по Страшному бессознательному, но облечённый в формы не страшные и даже смешные, ведь смех отпугивает демонов. Буратино, как полагается в юнгианском процессе индивидуации, шаг за шагом встречается со своими искушениями, и он учится на ошибках, но ох как не сразу... что взять с него - дурачок, наверное, собрат Ивана-дурака (но где-то неподалёку маячит другая кукла в памяти благодарного читателя -  девочка Суок из "Трёх толстяков" Ю. Олеши, притворявшаяся прекрасной куклой. Какой сюжет! В детстве я мечтала всех хороших героев объединить, и рисовала счастливо взявшихся за руки Суок и Буратино... чем не неосознанный образ достижения юнгианской Индивидуации?)
 Буратино, маленький деревянный человечек, страстно и воодушевлённо желающий справедливости, наивный Буратино, храбро вступившийся за Пьеро и не подозревавший, с кем связался, и за то чуть не изжаренный Директором Театра. Не это ли - непонимание - придавало ему такую решительность? Он просто не знал, что Карабасов надо бояться!
...те, кто росли на этих историях, а не на образах битвы на уничтожение и очень "реалистичных"  "Войнах престолов", усвоили опыт деревянного мальчика как ценнейший урок жизни. К чему были все усилия Алисы, даже Базилио державшей за дурачка, над которым она с удовольствием и смаком смеялась и оставила его ни с чем ( впрочем, и сама оставшись с тем же)? Урок был очень простой: доверчивость - ещё полбеды... (в конце-концов Буратино  не идиот, он учится разбираться в опасных связях): вот если озлобишься и/или пустишься в интриги на поле искушённых в манёврах - превратишься в нищего и обязательно проиграешь, обобранный... Или в смешного Карабаса Барабаса, которому бороду намотали на ёлку. Или в продавца пиявок (о, какая метафора) Дуремара, вопившего Тортилле: "Постой, плавучий чемодан! А сколько в этом золотом ключике весу-то?"... А потому - будь сметлив и быстр, но иди своей дорогой - посмеёшься последним, как Буратино. И именно потому, что вот этой самой живой кукле этого не надо (может, в это трудно поверить) - злобного торжества над врагами. Да ведь смысл жизни не в том - это понимает и ребёнок.

...прежде я всё думала: какой странный финал. Имею в виду не Пиноккио в переводе Н.Петровской, а сказку А.Толстого: раскрытие волнующей тайны нарисованного на холсте очага завершается тем, что Буратино становится обладателем собственного Театра. Ну при чём тут театр?! - недоумевала даже внучка автора Т.Толстая, считавшая, что деду не удавались финалы. Театр! Тоже мне, вознаграждение!
...пока меня не осенило: обладание волшебным Театром - да это же метафора бога как творца и режиссёра: "Весь мир - театр, а люди в нём - актёры". То есть Буратино получил власть над душами и судьбами. Маленький смешной человечек, золотое дитя, сокровенный младенец по Юнгу, самодвижущееся колесо по Ницше, кукла в руках алчных манипуляторов по социальным раскладам, - в итоге стал добрым богом (пусть не во всеобъемлющем христианском смысле, а, скажем, как дэва и дэви в индуизме или асур в зороастризме).
...Хорошие книги наивны? Нет. Они внешне простодушны, но дают больше, чем подозревает искушённый читатель: они попадают в живую часть души и поддерживают в ней огонь надежды, не давая зрению покрыться ледяной коркой уныния и недоверия. Это спасёт от бед? Нет. Но поможет выстоять. Встретить поддержку - порой откуда не ждёшь: помощь приходит тем, кто от неё не отказался. Значит, нужные книги ты в детстве читал - откликается В.Высоцкий...