...Иерусалим увидит свою погибель "от предательства любви, ибо он не мог распознать любовь Бога в Его Сыне".
Кому принадлежат эти слова? Кому-то из Апостолов? Или кому-то из богословов периода раннего христианства?
На эти мысли наводит лексика произнесенной фразы.
Но нет, сказана она в двадцать первом веке, в конце ноября 2018 года, нынешним Папой Римским Франциском, невольно заставляя вновь вернуться во времена, когда многие думали, что пришел Мессия, и чем это всё в конечном итоге обернулось.
Вспоминая о Христе, вспоминают и о Понтии Пилате, ибо эти двое связаны на вечные времена, как и Христос с Иудой Искариотом:один велел казнить Его, но после того, как Иуда предал Его.
Так что можно сказать, что все трое оказались повязанными одной нитью.
Отсюда и интерес к этим двоим, неотлучными "персонажами" последних дней и мгновений жизни Христа.
С Иудой Искариотом, судя по всему, давно "разобрались", навеки приклеив ему "звание" предателя, даже само имя его превратив в нарицательное, а с Понтием Пилатом, похоже, не совсем разобрались до сих пор.
Это утверждение может показаться странным, ведь кажется, что о нем известно не так уж мало, если не "всё".
Взятки, оскорбления, лихоимство, бесчинства, злоба, беспредел, казни невинных, без суда и следствия, ужасная и бессмысленная жестокость,- так характеризовал "стиль" правления прокуратора Понтия Пилата в письме императору царь Ирод Агриппа Первый.
Казалось бы, характеристика дана настолько исчерпывающая, что добавить к ней что-то иное, более смягчающее облик Пилата, просто невозможно.
Но вот парадокс! В Греческой, Коптской и Эфиопской церквях Понтия Пилата почитают как святого мученика.
Сначала святой мученицей была признана его жена Прокула, и многие сочли, что она та самая Клавдия, которой передает привет апостол Павел во Втором послании Тимофею.
Признана потому, что просила своего мужа Понтия не казнить Христа.
Но Пилат все-таки казнил, так почему его вдруг объявили святым мучеником?
Спустя годы после казни Христа появились, как минимум, три Апокрифа, в которых утверждалось, что Пилат ни в чем не виноват, что он тайно принял христианство и был верным последователем Христа.
Всё это никак не согласуется с историческими фактами,- Пилат был отозван из Иудеи за всё то, на что жаловался царь Агриппа первый, и, по одним сведениям, окончил жизнь в ссылке, по, другим, - покончил самоубийством.
В любом случае, говорить о его святости, по крайней мере, странно.
Почему же в трех церквях не только заговорили, но возвели в святые мученики и стали почитать?
Вполне возможно, что на принятие такого решения повлияла утверждаемая в апокрифах мысль о том, что Христос простил Пилата, а тот стал его ревностным почитателям.
Для верующих людей не всегда нужны факты, скорее всего, вовсе не нужны, для них достаточно собственной веры.
Кроме того, известно, что Добро и Зло - две стороны одной медали.
Может ли Добро переходить в Зло и наоборот? Вполне. Хотя злодею стать честным и порядочным человеком крайне сложно, а грань добра иногда бывает крайне тонкой, и человек не всегда даже понимает сразу, что неожиданно для себя уже переступил её.
Человеку же, облаченному властью, эти "переходы", видимо, даются без особых терзаний. Ему нужно удержаться на своем месте, и он делает для этого всё, что считает нужным.
Так поступал и Понтий Пилат.
Кроме жестокого правления своими подданными, он не забывал угождать римскому императору. В 1967 году в Кейсарии - административной столице римской империи в Иудее - при археологических раскопках был найден камень с частично сохранившимся посвящением - "божественному Августу Тиберию от префекта Иудеи Понтия Пилата".
Вполне возможно, что этот камень был частью памятника, возведенного в честь Августа.
Это не первый артефакт, свидетельствующий о времени правления Пилата. В 2017 году при раскопках у поселения Рамат Бейт-Шемеш обнаружили участок дороги, который был проложен две тысячи лет назад, в период римского правления. И среди камней здесь нашли монету с именем прокуратора Иудеи, отчеканенную в 29 году.
Недавняя сенсация о том, что найдено кольцо Понтия Пилата, в сущности сенсация частичная. Оно было обнаружено еще пятьдесят лет назад, когда после Шестидневной войны 1967 года, израильские археологи начали раскопки в крепости Иродион, к югу от Иерусалима.
Тогда были найдены тысячи артефактов разной степени сохранности. И среди них кольцо - древний бронзовый(некоторые СМИ пишут - медный) перстень с полустершейся надписью.
И только недавно, с помощью средств современной технологии, удалось очистить его и увидеть рисунок:кувшин вина, окруженный надписью - Пилато.
Разумеется, тут же начались споры. А Понтия ли Пилата это кольцо?
И мог ли он носить такое простое, не золотое кольцо, как было ему положено по должности?
Одни выдвигают версию, что он носил его во время работы и использовал как печать, другие утверждают, что это, скорее всего, было кольцо не самого Понтия, а одного из его рабов.
Как бы там ни было, сам Понтий Пилат вряд ли думал, что он навеки будет присутствовать не только в Евангелиях, но и здесь, в земле Иудеи, где будут находить предметные доказательства его существования.
Но история Пилата - это в значительной степени не только история Христа, но и Иерусалима, погибавшего и возрождавшегося, находившегося многие столетия и тысячелетия под чужеземным управлением, и избавлявшегося от него.
Но как в таком случае следует относиться к "предупреждению" Папы Римского Франциска?
Нынешний Папа - человек эмоциональный, он нередко делает заявления, которые не могут не вызывать удивления своей неоднозначностью, в частности, о Сатане или гомосексуалистах.
И еще в нем можно заметить одну особенность:он слишком "влезает" в политику, чего человеку божьему все-таки не следует делать, тем более, в политику современную, где "черт ногу сломит".
Рецепт же Папа выдает один и тот же на все случае жизни, как воспитательница в детском саду:дети, помиритесь и живите дружно.
Но если ее призыв естественен, то призыв Папы наивен. Можно ли примирить Зло и Добро? Можно ли их ставить на одну доску?
А у Папы временами так и получается,- ставит, как, к примеру, в случае с Украиной, не "замечая", что на самом деле там творится, не "видя" насилия над православием.
Да, прихожане в Украине относятся к другой Церкви, но ведь они тоже христиане. Почему же Папа не возвысит свой голос в их защиту? Он - любитель вмешиваться в разные политические конфликты, в частности, пытаясь примирить иудеев и мусульман?
Где та любовь к ближнему, к которой он постоянно призывает?
Что касается Иерусалима, то он всегда был не просто городом, но символом назревающих в мире перемен. После казни Христа появилась новая мировая религия и "прославился" Понтий Пилат.
Прошли глобальные изменения на Ближнем Востоке и в мироустройстве - от падения Римской империи и появления Османской, от падения Османской империи и до возникновения двух страшных мировых войн...
Похоже, что-то трагическое и разрушительное набухает и в сегодняшнем мире.
И с чего бы это вдруг вновь "вылез" на поверхность Понтий Пилат?