Национальная политика большевиков в Молдавии

Виталий Чумаков
Национальная политика большевиков по борьбе с русским языком в Молдавии

Юдобольшевики, возглавившие Октябрьский переворот в России 17-го года, были одержимы идеей мировой революции.  «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!», поэтому "Великий Октябрь " воспринимался большевиками как первый шаг к достижению главной цели – торжеству революции во всемирном масштабе. Этой идее была и подчинена национальная политика большевистского руководства.

Отсюда и идея Вождя мирового пролетариата Владимира  Ленина на разделение урезанной после революционных событий территории России на союзные республики при создании СССР в расчёте на то, что к ним будут присоединяться и другие соседние государства, охваченные революционным порывом. Но такие оптимистические надежды не оправдались: Польша и думать не желала пойти по пути созданных Белорусской ССР, Румыния по пути Украинской ССР. а Финляндия по пути Карельской республики.

После создания из бывшей Малороссии Советской Украины требовалось её заселить украинцами. в которых с большевистской напористостью стали превращать русскоязычное население бывших малороссийских губерний, отказывая им в праве на официальное использование русского языка.

 В 1918 году, воспользовавшись распадом России, ослабленной революционной лихорадкой, румыны заняли область между Днестром и Прутом. В интересах мировой революции следовало пресечь такую наглость румын и вернуть Бессарабию в зону пролетарской революции, но для это в Советской России просто не было сил.

Появилась идея создания Молдавской автономной республики в граничащих с Бессарабией районах по левому берегу Днестра. Организовав в советской части Приднестровья молдавскую государственность, большевики получали возможность требовать присоединения к ней Бессарабии, ссылаясь на принцип самоопределения народов. Что позволило бы «революционизировать всё положение на Балканском полуострове» и, в свою очередь,содействовало бы победе мировой революции в Европе.

Руководители Украинской ССР со столицей в Харькове, в которую входили земли предполагаемой автономии указывали на то, что национальный состав населения рассматриваемой территории не даёт оснований для учреждения такой республики из-за незначительной доли самих молдаван среди населения этих территорий. Но эту проблему поручили решить видному деятелю революционного движения Абраму Гринштейну. Тот руководствовался принципом «везде должны быть свои люди».

Как и всё, что делалось в СССР, официально республику организовывали «по просьбам трудящихся». Поэтому органам власти предписывалось созывать население на митинги и собрания, где принимались заранее подготовленные резолюции с соответствующими «просьбами»

Председатель украинского совнаркома (правительства) Влас Чубарь посмотрел в потолок и объявил, что в предполагаемой автономии молдаване составляют "большинство" населения. Сессия приняла требуемое историческое решение в ночь на 12 октября 1924 года. Теперь нужно было срочно создавать молдаван для Молдавской Автономной ССР.

Задача оказалась трудной. Даже по данным Всесоюзной переписи населения 1926 года молдаване составляли 30,1% от всего населения (украинцы – 48,5%, русские – 8,54%, евреи – 8,48%). А главное, сами молдаване (даже настоящие) в значительной степени обрусели, слились с русским (малорусским и великорусским) населением и не желали выделяться в отдельную национальность. Молдаване плохо знали молдавский язык, который  был совершенно не развит и представлял собой набор сельских говоров. Поэтому предпочитали русский, игнорируя украинский.

Специальная комиссия по проверке состояния межэтнических отношений, действовавшая в республике весной 1926 года, установила: «Все учреждения перешли не на молдавский и украинский языки, а на русский» Но "Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять"( Сталин) Было решено срочно «принять все меры к тому, чтобы изжить создавшееся ненормальное положение». Постановили: украинизацию и молдаванизацию проводить одновременно. Главным являлось вытеснение из региона русского языка, уничтожение среди местного населения русского самосознания.

Школы с русским языком обучения переводились на молдавский и украинский. Очень скоро таких школ не стало хватать не только для русскоязычных украинцев и молдаван (об их интересах никто и не думал), но даже для обслуживания великорусов в местах их численного преобладания (например, в Тирасполе). Считавших себя как молдаван старательно продвигали по служебной лестнице, независимо от способностей и квалификации.

Почти исключительно их же принимали в местные вузы (на сей счёт существовали секретные инструкции). Это уже нарушало права не только великорусов, но и украинцев, составлявших в республике большинство. Однако интересы этого большинства в данном случае откровенно игнорировались. Большевики были убеждены в том. что проведение именно такой политики «укрепляет революционизирующее влияние АМССР на трудящиеся массы Бессарабии и Румынии».

«Советская Молдавия должна стать плацдармом коммунизма и активно содействовать прорыву империалистической цепи в одном из самых слабых её звеньев». Так думали в Кремле, так думал  «главный молдаванин» Хаим Богопольский, как и сменивший его в 1930 году Илья Ильин (Бройтман).

Лишь к концу 1930-х годов, когда надежды на мировую революцию развеялись, молдаванизацию и украинизацию постепенно стали сворачивать (не прекращая, однако, совсем).


В 1940 году удалось отобрать у румын Бессарабию. На большей её части, действительно молдавской, собрались организовывать новую союзную республику. Молдавская АССР была уже не нужна. Но просто так её ликвидировать в Кремле не сочли возможным. Ведь это бы означало признание того, что строилась МАССР на фальшивых основаниях. А большевики свои ошибки не любили признавать.

Автономию разделили. Большую часть сохранили за УССР, а шесть районов соединили с новообразованной Молдавской ССР.


Из этих шести районов лишь в двух – Дубоссарском и Слободзейском – молдаване составляли большинство населения. И ещё в одном – Григориопольском – их было немногим менее половины. В остальных преобладали украинцы.В который раз в советской практике в состав национальной республики включались инонациональные территории. Таким образом создавалась почва для будущих межэтнических конфликтов. Так необдуманно и недальновидно закладывались своеобразные мины под единство СССР. Эти мины одна за другой рванут на рубеже 1980–1990 годов. В том числе и в Приднестровье.

Большевики, породившие СССР, выродившиеся и либерально разложившиеся в верхних эшелонах власти, и убили его в 1991 году в возрасте 69 лет. Я на свете и то уже на десяток лет дольше живу. Такой вот печальный итог неправильной национальной политики и ослабления с последующей ликвидацией руководящей роли КПСС.

(По материалам https://x-true.info/75601-kak-...