Материя, сознание, дух, Абсолют

Сергей Бахматов
    Любая теория должна основываться на постулатах, а все понятия, используемые в них, чётко определены. Таким образом, прежде чем выдвигать идею о двуедином мире, то есть единстве духа и материи или первичности их в отношениях к друг другу, надо дать чёткие определения как первому, так и второму. Любое понятие может быть определено через другие лишь в замкнутой системе понятий, пусть даже и расширяющейся. Типичный пример - человеческий язык, где значение одного слова определяется через другие. С определением материи дело обстоит иначе, так как, у неё имеется бесконечное многообразие проявлений. Пытаясь определить понятия для разных проявлений материи, мы неизбежно уйдём в «дурную бесконечность». Поэтому универсальное определение материи требует Абсолюта, как некую первооснову мира, самодостаточную и не требующую объяснения через другие понятия. Это единственный способ от ухода в «дурную бесконечность» в попытках определения сущего. Что мы должны и можем предположить относительно Абсолюта? Только то, что он существует, если мы не солипсисты, и он активно отображается сам на себя. Если бы он существовал, но не отображался бы активно сам на себя, то для человечества это было бы равносильно его небытию, так как никто и ничто, нигде и никогда не обнаружило бы для него своего существования. Активное отображение Абсолюта самого на себя можно выразить в понятии Дух. Дух является атрибутом Абсолюта, в чём и заключается их единство. В простонародье это называется законами природы, а у физиков - фундаментальными взаимодействиями. На сегодня (говорят, что достоверно) известно существование четырёх фундаментальных взаимодействий (не считая поля Хиггса). Сколько на самом деле существует таких фундаментальных взаимодействий, человечеству неведомо. Вполне возможно, что человечеству не суждено узнать о них всех, и мы живём в одном из параллельных миров, о существовании которых даже не подозреваем. Таким образом, материю можно определить как проявленную для человечества сущность Абсолюта через его Дух. Дух же определим как атрибут Абсолюта, посредством которого он являет или не являет его сущность. Можно предположить, что бытие Абсолюта проявляется для человечества не только в качестве материи, но и в пространстве и времени, в которых проявленная материя может быть представлена в его сознании. Законы активного отображения Абсолюта самого на себя могут быть неоднородными (микромир, макромир, мегамир), что означает неоднозначность понятия времени и пространства. Наконец, Абсолют и атрибут его (Дух) вечны и безграничны, поэтому результат творчества этого «дуэта» в качестве некой сущности не может быть определен абсолютно точно. Это по поводу «вещи в себе» Канта. Вещь, которая познаётся, является для человека источником информации. Источник информации, имеющий бесконечную энтропию, не может восприниматься человеком адекватно, так как восприятие различия его естественным образом  ограничено. Человек может воспринимать и оценивать информацию только из источника, энтропия которого конечна. Только в этом случае способность его к восприятию даст ему возможность познавать нечто с некоторой долей определённости. Поэтому знания его (например, о микромире) могут быть только статистическими. Статистическая наука играет роль фильтра, чтобы ограничить бесконечную энтропию источника информации и согласовать её с возможностью восприятия различения у человека. В макромире, в котором человек живёт,  любая сущность являют собой источник информации, более согласованный с возможностями различения, а значит, и познания человека, хотя абсолютно точного знания о сущности и в этом случае не будет. Здесь роль «согласующего фильтра» играют органы чувств человека через ощущения.

    Сознание - это свойство высокоорганизованной «живой» материи, поэтому его можно определить через Абсолют и его атрибут (Дух) следующим образом. Сначала проявленная через дух сущность Абсолюта (материальный мир) активно отображается на другую проявленную сущность (высокоорганизованную материю), а затем высокоорганизованная материя отображается сама на себя, что в совокупности определяет сознание и его продукт. Обращая внимание на то, что оба типа материи есть порождение духа в тандеме с Абсолютом, можно сказать, что сознание - это проявление духа на высшей стадии эволюции материи, когда в материальном мире появляется высокоорганизованная материя. Сознание своим существованием обязано появлению у высокоорганизованной материи способности хранения и различения отображений материального мира с последующим их анализом и синтезом. Разум предполагает помимо анализа и синтеза ещё и моделирование, то есть умозрение. Последнее даёт возможность предвидеть результаты действий, что означает возможность выбора их согласно тому или иному критерию. Это приводит к тому, что высокоорганизованная материя, наделённая сознанием и разумом, в свою очередь активно отображается на окружающий её материальный мир и изменяет его. Разум позволяет сохранять или изменять критерии, на основании которых происходит моделирование будущего, в зависимости от совпадения или различия желаемых и полученных результатов деятельности. Процесс формирования устойчивой системы критериев моделирования будущего означает познание объективных законов действительности на основе опыта.   
   
    Чем определение материи и законов природы через Абсолют и Дух отличается от пантеистического определения? У пантеистов в роли первоосновы (Бога) является природа, а это уже следствие, то есть проявленная для человечества сущность Абсолюта через дух. Отличается это и от гегелевской Абсолютной Идеи, так как у Гегеля развитие происходит по законам диалектики, а это уже очеловеченная версия Духа. У Абсолюта и его атрибута (Духа) нет никаких противоречий, а есть активное отображение Абсолюта самого на себя, что выражается для человека в обезличенных фундаментальных взаимодействиях. Лишь в проявленной для человека сущности Абсолюта (природе) сознание человека различает противоположности и познаёт сущности в их саморазвитии.       

   Теперь проанализируем определение материи Ленина: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях….».  Сразу возникает вопрос: кто дал? Ответа нет. Ощущения это что?  Материальны ли они? Если они материальны, то получается «вложенное» определение, когда нечто определяется через само себя. Если по отношению к Абсолюту это допустимо, то по отношению к ощущениям - нет. Наконец, такое определение ещё и относительно, так как, например, кварки, лептоны и т.д. ныне считаются материей, а во времена Ленина об их существовании было ничего неизвестно. Определение материи как первоосновы всего сущего должно включать всё, что было, есть и будет, так как первооснова существует вечно.

   Немного о понятии Бога в религиозном и научном понимании. В религиозном понимании Бог - это трансцендентное существо, которое является творцом материального мира и всего сущего. Трансцендентность его проявляется в том, что он не может относиться к миру, созданным им, так как тогда получится, что он создал и самого себя. Коль он не принадлежит к созданному им миру, то он в принципе непознаваем и является предметом исключительно веры. Чтобы не только верить, но и знать о его существовании придётся принять, что Бог - это двуединство Абсолюта и его атрибута (Духа). Такое определение должно подойти для всех, кроме субъективных идеалистов, крайнюю позицию которых представляют солипсисты. Абсурд солипсистов не в методе их доказательства своих утверждений, а в полном убожестве их выводов, из которых следует отрицание разума у человечества, его возможности какого-либо познания объективной реальности, а также всех понятий, связанных с ней. Такая позиция неконструктивна, а значит, она бесполезна и не согласуется с практикой.

   Что касается диалектики применительно к человеческому обществу и его образу жизни, то онтология её заключается в способности человеческого разума к различению сущностей, а значит, - к познанию окружающей действительности. Поскольку любая сущность представляется человеку в своих явлениях, то познать её можно только в противоположных её проявлениях. Отсюда происходит известное «всё познается в сравнении». Если человек является субъектом, который не только познаёт сущность путём различения её проявлений, но и способен творчески соединять противоположности, в которых она проявляется так, чтобы она являлась нужным ему образом, то он занимается моделированием действительности. Сначала анализ сущности, потом синтез нужным для человека образом. Синтез можно считать гармоничным, если он приводит к ожидаемой цели. Какова цель? Благо человека и общества. Поэтому гармоничный синтез - это не только знание законов диалектики, но и способность различения добра и зла, что подразумевает интеллект человека.
    Всё это говорит о том, что диалектика - это не только наука или инструмент познания человеком действительности, но и в значительно большей степени - величайшее искусство. Интеллект, как известно, проявляется в способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. Но самое главное - это применять всё это на благо своё и общества, то есть различать добро и зло. Последнее обстоятельство делает из диалектики величайшее искусство. Если принять во внимание, что абсолютно точное различение добра и зла для человека невозможно, то и диалектикой в совершенстве никто не владеет. Можно приблизиться к гармоничному синтезу противоположностей (разрешить противоречие), но это удел только гениев.
Здесь надо отметить, что все сущности взаимосвязаны, поэтому окончательный синтез подразумевает комплексный подход с учётом всех их взаимосвязей.

   Что представляет благо для общества? Есть такие понятия как свобода и справедливость, которые всегда были вечными ценностями для человечества. Понятие «свобода» путём анализа «расщепляется» на противоположности «произвол и рабство». Гармоничный синтез этих противоположностей будет выражаться в понятии «свободы», которое несёт человечеству добро и является требованием морали. Здесь надо обязательно рассмотреть связанное с понятием свободы понятие справедливости, которое представляет собой единство противоположностей, а именно: личное и общественное. Если признавать неразрывную связь понятий свободы и справедливости, то можно сделать вывод, что в несвободном обществе не может быть справедливости, а в несправедливом обществе не может быть свободы. Если они существуют, то существуют вместе. Понятие свободы так же, как и справедливости охватывает все сферы человеческой деятельности, то есть экономику, политику и духовную сферу. Следовательно, если мы стремимся к благу общества, мы должны заняться гармоничным синтезом для этих понятий во всех трёх сферах бытия, получив при этом желаемое устройство общества.

    Не претендуя на истину, представлю свой вариант такого синтеза. Для рассмотрения понятия свободы придётся рассмотреть ещё одно связанное с ней понятие. Это понятие управления. Управление является благом для человечества, так как позволяет получить эффект синергии от совместных действий при разделении и обобществлении труда в сообществе. Однако управление подразумевает иерархию и подчинённость, что может нарушить баланс между личным и общественным, то есть справедливость. Управление, основанное по необходимости  иерархически, может выродиться в доминирование (господство), если нет контроля, организованного снизу, то есть гармонический синтез понятия свободы из противоположностей (произвола и рабства) не состоится.  Управляющее воздействие направлено от субъекта к объекту, а обратная связь всегда направлена от объекта управления к субъекту управления и представляет собой контроль. Поскольку контроль можно считать управляющим воздействием, то суперсистема, которую представляет собой человеческое общество, должна иметь такую структуру управления, где субъектами и объектами управления становятся все уровни иерархической системы власти, а приоритетом обладает самое нижнее звено, обеспечивая при этом народовластие. Недопущение в обществе доминирования кого-либо в чём-либо требует контроля в виде демократических процедур на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности. Под демократическими процедурами понимается стандартный набор, включающий периодическую выборность, надзор и отзыв в случае необходимости. Контроль в общественных делах может быть эффективным только тогда, когда он пронизывает всю систему управления и имеет направление снизу вверх, а не сверху вниз или по горизонтали. Используя эти принципы, можно разработать и конкретную модель иерархической системы общественного управления, которая включала бы экономические, политические и правовые аспекты жизни общества, но эта задача слишком сложна, чтобы быть представленной здесь, и, конечно же, не может быть решена одним человеком. Всё, о чём говорилось выше, имеет отношение к управлению, то есть к условиям, в которых общество будет развиваться свободно. Чтобы было легче понять этот фундаментальный закон управления, нужно рассмотреть другую схему управления (ныне действующую везде), где контроль направлен исключительно сверху вниз. В этой схеме высшее звено власти никто не контролирует. Это неизбежно приводит к полной деградации качества всей структуры управления.
 
    Что касается личной свободы индивида, то эта свобода определяется его волей следовать выбору, основанному на общечеловеческих ценностях, которые приводят к благу как индивида, так и общество, в котором он живёт. В этом состоит гармоничный синтез его личного и общественного как необходимости. Без этого не будет как личной, так и общественной свободы.

    Анализируя понятие справедливости, нельзя обойти понятие собственности. В понятие собственности имеется противоречие между противоположностями личного и общественного. Гармоничный синтез здесь будет заключаться в том, чтобы определить, что должно быть личной и общественной собственностью? Это противоречие возникает лишь в отношении средств производства, поскольку  принцип справедливости «каждому своё» означает, что каждый должен обладать тем, что заслужил, и это является благом для общества. Если же рассматривать собственность на средства производства, то синтез здесь должен быть таким, чтобы не ограничить общественную свободу, исключив эксплуатацию человека человеком. Частная собственность на средства производства может быть исключена из гармоничного синтеза сразу, так как предполагает использование наёмного труда и эксплуатацию. Государственная собственность также не может рассматриваться как гармоничный синтез, так как преимущество во владении собственностью получают представители государства. Остаётся один вариант - общенародная собственность, где все граждане государства имеют одинаковое отношение к средствам производства, а вследствие этого эксплуатация невозможна. Государственная и общенародная собственность на средства производства отличаются друг от друга коренным образом по способу создания, организации и управления. Общенародная собственность создаётся по инициативе, исходящей снизу, за счёт общенародных средств. На предприятиях, созданных таким образом, устанавливается социалистический рынок труда. Если бы в СССР это было так, то приватизация и залоговые аукционы в России 90 г.г. прошлого столетия, где государство распродавало частным лицам СВОЮ собственность, стали бы невозможными.

   Есть ещё один важный аспект понятия управления экономикой, который связан уже не с общественной свободой как таковой, а с эффективностью управления. В условиях мобилизационного проекта, где все ресурсы должны быть сосредоточены на решение первоочередных задачах общества и должны быть решены в кратчайшие сроки, централизованное планирование приобретает важнейшее значение, однако по мере решения первоочередных проблем и начала инновационного развития, более эффективным будет планово-рыночное управление. Это следует из того, что нельзя запланировать принципиально новое. Всё новое создаётся внизу, а не планируется сверху.

    Несколько слов об общественном бытие и общественном сознании. Здесь имеется некоторая путаница в понятиях. Если рассматривается всё общество в статике, то, конечно же, первое определяет второе. Общество, живущее при буржуазном строе, будет иметь буржуазное общественное сознание. Однако человек или группа людей может иметь сознание, отличное от общественного сознания, являясь частью последнего. Если эти люди, придя к власти тем или иным способом, сумеют провести, например, социалистические преобразования в обществе, то спустя некоторое время изменится и всё общественное сознание. То есть сознание группы людей делает общественное сознание активным в паре бытие-сознание.