Artes liberales. Музыка и гармония

Руслан Богатырев
Великий Боэций примерно 1500 лет назад закрепил очень разумный базис знаний: septem artes liberales, семь свободных искусств. Это тот минимум знаний, который был призван отличать свободного гражданина Рима от раба. Увы, сегодня этот базис разрушен до основания.   

Как показывает практика общения, люди имеют колоссальные проблемы с навыками логической аргументации и умением вести диспут. А тогда это должны были уметь даже школяры. Музыка была фактически основой гуманитарных наук, оставаясь в рамках наук математически точных.

Боэций (Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius, 480–524) — латинский Аристотель, "последний римлянин", древнеримский философ, теолог, поэт, математик, государственный деятель, сыграл огромную роль в формировании основ свободных искусств и наук (artes liberales), переводе на латинский язык древнегреческих трактатов великих учёных и создании собственных учебников, построении новой системы образования.

Поскольку изначально знали искусства лишь благородные и свободные люди, то искусства также получили название artes ingenuae или artes liberales, благородные или свободные искусства. В то время искусства (artes) трактовались как симбиоз науки и искусства. Т.е. как искусства, которые опираются на строгий научный фундамент.

Семь свободных искусств — это (1) грамматика, (2) диалектика, (3) риторика (trivium, тривиум); (4) арифметика, (5) геометрия, (6) музыка и (7) астрономия (квадривиум, quadrivium).

1. Грамматика являла собой основание познания, включала изучение алфавита (произношение и написание), частей речи, а также обучала толкованию содержания и форм литературных произведений.

2. Диалектика (логика) содержала изложение системы категорий Аристотеля, давала наставления в искусстве построения доказательств, ведении диспута, сообщала сведения формально-логического характера.

3. Риторика учила словесности в её практическом применении, искусству красноречия, составлению стихов и прозы, включала элементы права.   

4. Арифметика была наукой о числовых началах, лежащих в основе мира, пропорциях, определяющих мировую гармонию и все её проявления, включала аллегорические толкования чисел и пропорций.

5. Геометрия излагала, как правило, "Начала" Евклида, а также основы географии, иногда медицины, химии, минералогии.

6. Музыка (как наука о времени) представляла собой сложный теоретический предмет, весьма далёкий от реального музицирования. Она во многом сближалась с арифметикой, особенно в тех аспектах, которые касались интерпретации мировой гармонии.

7. Астрономия давала представление о строении неба, часто не отличалась от астрологии.

Изучение семи свободных искусств должно было подводить к восприятию высшей мудрости — философии, а в средние века — теологии. Своими корнями семичастный канон уходил в философию Платона.

Боэция высоко почитал Данте Алигьери. Не случайно в его энциклопедии средневекового миросозерцания "Божественной комедии" в числе праведников, украшающих рай, названы два выдающихся деятеля того периода Боэций и Бенедикт Нурсийский. Первый — как мудрец, воплотивший в себе высочайшие нравственные достоинства, второй — как носитель идеала христианства, его высочайших, по мысли великого флорентийца, истин. 

Именно Боэцием было завершено формальное разделение системы семи свободных искусств на две ступени, соответствующие двум уровням образования — тривиуму и квадривиуму. Именно с Боэция начинается прочное бытование в средневековой школьной традиции термина "квадривиум". Музыка изучалась как математическая дисциплина квадривиума, где числовая основа преобладает, и на её примере может быть показана "первичная сила чисел".   

Среди руководств по наукам квадривиума последними были написаны его "Le institutione musica" ("Наставления в музыке", между 500 и 507 гг. н.э.). Трактат о музыке состоял из пяти книг, из которых четыре сохранились полностью, а пятая — частично. Музыка в понимании Боэция — это не искусство, а наука, причём наука теоретическая, которая сводится к основанию своему — науке о числе.

Один из важнейших разделов музыкально-теоретической системы Боэция — его философия гармонии (музыки). По Боэцию, именно Бог дал миру гармонию, чтобы "совершенные части слились в совершенное творение". Единство — непременное условие гармонии. Боэций пишет: "Всё, слагающееся из противоположностей, объединяется и сочетается некоей гармонией. Ибо гармония есть единение многого и согласие разногласного".   

Мировая гармония отражается в устройстве человека и в музыке, которая есть её звуковое проявление. Отсюда знаменитая доктрина Боэция о трёх музыках:   

1. Музыка мира, мировая музыка — Musica Mundana;
2. Музыка человека, человеческая музыка — Musica Humana;
3. Музыка инструмента, инструментальная музыка — Musica Instrumentalis.    

Мировая музыка (harmonia mundi) — гармония мира, Вселенной, она является прообразом для остальных видов музыки или гармонии.   

Человеческая музыка — это многообразная гармония в человеке, в человеческом теле, в человеческой жизни и деятельности, гармония души и тела.   

Инструментальная музыка понимается как собственно звучащая, производимая человеческим искусством, будь то вокальная или инструментальная в современном смысле.   

Учение Боэция о трёх музыках имеет связь с ещё одной триадой понятий: harmonia, concordia, consonantia. Это три реализации божественной гармонии.   

1. Harmonia — гармония (красота) божественных сущностей.
2. Concordia — красота одушевлённого мира, согласие в одушевлённых вещах.
3. Consonantia — гармония, вошедшая в звуки, музыкальная гармония в нашем смысле.    

Знаменитый итальянский теоретик музыки, педагог и композитор Джозеффо Царлино (Gioseffo Zarlino, 1517–1590), автор важнейшего трактата "Le istitutioni harmoniche" ("Установления гармонии"), по мнению крупнейшего музыкального теоретика современности Юрия Николаевича Холопова (1932–2003), был последним, кто имел в виду единство музыкальной и всеобщей гармонии, видел жизнь музыки как воплощение обобщающей закономерности мировой гармонии в живую ткань музыкальных организмов.

Начиная с Нового времени (примерно с 1640 г.), рационализация музыкальной теории, особенно в эпоху Просвещения, повлекла за собой нарушение равновесия между духовным содержанием и звуковой, физической стороной музыки в пользу последней. Музыкальная наука стала интересоваться исключительно "телом" музыки. Но тогда "выхолащивается сама наука о музыке, лишаясь того живородящего начала, которое, находясь за пределами физического звучания, тем не менее входит в него и одухотворяет звуковые формы".   

Быть может, настало время вернуться к истокам позабытых учений о гармонии и к более глубокому пониманию истинной роли Музыки…