Сказка Муравьишка-дизайнер

Лариса Евсикова
               
             Жил-был в одном лесу Муравьишка. Он ничем особо не отличался от обыкновенных муравьёв, но, возможно, лишь своими крупными размерами да не по-детски волевым характером. Малыш был смышлёным, но вот никак не мог понять, что такое «невозможно». Когда он слышал такое выражение от взрослых: «Это сделать невозможно, просто потому что это – невозможно!», то всегда удивлялся: «Почему же невозможно? Надо только захотеть»…

Так вот. Бежит он как-то по привычной дорожке, спешит по своим неотложным муравьиным делам, а тут – глядь! прямо на его пути огромная свалка мусора. Туристы оставили. Свалили они в кучу и пустые консервные банки, и пакеты, и пластиковые бутылки, и скомканные бумажные стаканчики, и очистки от овощей и фруктов, – да чего там только нет! Стоит Муравей, затылок чешет: «Вот так-так! А как мне быть? Обходить большую кучу долго, а времени в обрез. Скоро солнце сядет, все входы в муравейнике на ночь закроются. Придётся ночевать на улице».

Попробовал Муравьишка пройти сквозь эти завалы, да непростое это дело. Он в мусоре бродил-бродил, как по лабиринту, чуть не заблудился. Да и опасно там! Того и гляди: тебя или банкой придавит, или влезешь во что-нибудь липкое, а потом лапки не отдерёшь. Попытался он обойти это препятствие, да тут уже и стемнело. Пришлось Муравью залезть на дерево и ночевать в пустом дупле.

Наутро он спустился вниз, а там лесной народ собрался возле кучи мусора.
– Да что это такое?! – гневно провозглашала полевая Мышь. – Пришли эти туристы, отдохнули, получили удовольствие, а мы теперь страдать должны?
Бабочки, пчёлы, белки, ежи, птицы и стрекозы слушали её, покачивая головами от возмущения.
– И главное, прямо над моей норкой, – продолжала сердиться Мышь. – Хорошо хоть есть запасной выход, а иначе бы мы с детишками померли с голоду под этими завалами.
– Это просто возмутительно! – подхватывала Белочка. – Неужели так трудно собрать мусор в пакет и унести с собой или хотя бы закопать? Какое безобразие!
Все загалдели, каждый на свой лад выражая праведный гнев.

– Кхе-кхе! – вдруг откуда-то сверху послышался старческий кашель. – Я прошу прощения, что вмешиваюсь в ваши дела, но, по-моему, эта проблема вполне решаема.
Все подняли головы и увидели старую и всеми уважаемую Ворону. Она на свете уже прожила не менее ста лет и многое на своём веку повидала.
– Каким это образом, – пискнула полевая Мышь, – эта проблема решаема? Мы что, должны убирать эту кучу мусора? Да у нас никаких сил не хватит.
– Зачем убирать? – пожала плечами Ворона. – Можно из неё сделать что-нибудь красивое и полезное.
– А что можно сделать «красивое и полезное» из мусора? – послышался гвалт собравшихся. – Мусор он и есть мусор. Его надо уничтожать!
– Ну-ну, не торопитесь с выводами. Всегда можно плохое обернуть для себя хорошим. Главное, чтобы желание было, – провозгласила мудрая Ворона.
– Это как?!
– Да очень просто! Например, можно эту кучу превратить, например, в альпийскую горку… – и, видя, растерянные взгляды присутствующих, поторопилась добавить:
– Это маленькая горка, ну для вас, это – сопка, на которой растут красивые и диковинные цветы. Надо только завалить эту кучу камнями, глиной, кусочками коры, почвой, и посадить семена растений. Вот и всё! Я видела, как это делают садовники.
– Здорово! – восторженно крикнул Муравьишка. – Давайте проголосуем: кто согласен из кучи мусора сделать альпийскую горку? Я за! – и он поднял лапку.
– Ну-у, я как бы тоже не против, – поёжилась полевая Мышь, – но у меня целый выводок малышей, их надо кормить, растить. А здесь работы невпроворот. Извините, но мне некогда, – и она поспешно ретировалась.
– Нам тоже некогда! – взлетели бабочки. – Жизненный срок у нас короток. Да и не приспособлены мы для тяжёлого физического труда. Извините, но мы ничем помочь не можем, – и они упорхнули.

Постепенно место возле кучи опустело, все разбежались по своим неотложным делам, и Муравьишка остался один.
– Что ж, – озадаченно потёр он нос, – придётся делать мне одному эту альпийскую горку. 
– Да ты что?! – опешила Ворона. – Для тебя эта куча мусора, как для меня – египетская пирамида. Ты тут сто лет один будешь трудиться. А муравьи столько не живут.
– А что делать? –  расстроился Муравей. – Мне очень понравилась ваша идея.
– Х-м... если понравилась, значит, тебе её и воплощать.
– А как?
– Собирай народ и постарайся их зажечь этой идеей. Твои сородичи-муравьи тебе помогут: натаскают палочек, веточек, камушков мелких. Ласточки набросают тебе куски глины. Они же из глины лепят себе гнёзда, вот и тебе помогут. И камни покрупней нужны, чтобы закрепить основание. А иначе дожди начнутся, и вся работа лисе под хвост.
– И всё? И больше ничего не надо? - поспешил в путь Муравей.
– Ты сначала хотя бы это сделай! – крикнула ему вдогонку Ворона. – А потом надо покрыть эту горку почвой, перегноем и посеять семена цветов.
– Я понял! – послышался ответ уже издалека.

Старая птица уселась поудобней и, прикрыв глаза, пробурчала себе под нос: «Этот муравьишка явно не от мира сего. Поднять лесной народ на такую сложную задачу – это невозможно. Невозможно ни при каких условиях! Особенно сейчас, когда у всех малыши, их надо кормить, растить… дела… дела… – она зевнула. – Зря я подбросила ему эту идею. Если у малыша ничего не получится, он очень расстроится», – и Ворона погрузилась в глубокий сон.

Но выспаться ей не удалось. Шум, гам, хлопанье крыльев заставили её встрепенуться. Она сидела на дубе и с распахнутым от удивления клювом наблюдала за происходящим. Над кучей мусора кружили ласточки. Их собралась целая стая. Они то взлетали, то пикировали вниз, сбрасывая кусочки глины. Работа кипела, а Муравьишка, как настоящий прораб, с ветки дерева управлял строительством:
– Вот ещё сюда! Сюда кидаем! Выше по склону, а теперь левее!
Одни ласточки улетали на крутой глинистый берег реки, а другие возвращались уже с полным клювом. Вскоре весь мусор был покрыт кусками глины.

Когда глина подсохла под горячими лучами солнца, за дело принялись полевые мыши, бурундуки и хомячки, принёсшие с собой кусочки гравия. Они ползали по куче и заделывали пустоты и щели этими мелкими камушками. Им помогали белочки. Шустрые зверьки с пушистыми хвостами так и метались, вкрапляя в неё кусочки хвойной коры, шелуху от шишек и веточки деревьев.
Вслед за мышами и белками пошли муравьи. Они все неровности покрывали сухими ёлочными иголками и кусочками почвы. Замыкала шествие целая вереница серьёзных дядек – навозных жуков. Они сосредоточенно катили перед собой навозные шарики вверх по куче, а муравьи им помогали.
– Навоз – это очень хорошее удобрение для цветов. Без него никак нельзя! – руководил работой Муравьишка, облетая глиняную кучу вокруг на большой стрекозе, выполняющей роль его вертолёта. Ему сверху всё хорошо было видно. – Распределяйте шарики равномерно. Вот здесь пропустили, – и он указывает на верхушку горки толстой соломкой.
Вслед за жуками пошли ежи и зайцы. Они подкатывали камни. Даже Ворона не удержалась и несколько раз слетала на речку за галькой. А бобры, как заправские каменщики, укрепляли основание горки. Они укладывали гальку – отполированные камни – вместе с глиной один на другой по всему периметру. 

Всё! Работа закончилась. Горка готова. Осталось только посеять семена цветов. Но для начала надо дождаться дождя.
Муравьишка залез на дерево и, разместившись возле Вороны, с волнением смотрел на то, что получилось.
– Ну ты даёшь! – удивилась Ворона. – Как это тебе удалось всех убедить взяться за такую сложную работу?
– Да убедить-то несложно… Но если пойдёт сильный дождь, то вся наша работа насмарку.
– Да не переживай ты! – успокоила его собеседница. – Если что-то и испортится, поправить несложно. Самое трудное уже позади. Пусть сейчас глина хорошенько подсохнет… Кстати! Знаешь, как это называется, чем ты занимаешься?
– Как? – заинтересовался Муравьишка.
– Дизайн ландшафта. А ты, выходит – дизайнер.
– Да ладно… – смутился малыш. – Какой я дизайнер? Это же ваша идея.
– М-да, идея-то моя, но воплотить её смог именно ты. Вот тебе честь и слава.
 
Через несколько дней прошёл дождь. Горка выстояла. Правда, немного осела и уже не выглядела такой высокой и остроконечной. Да это и нестрашно! Главное, что само строение выдержало испытание дождём, значит все труды и старания не напрасны.
С первыми лучами солнца прилетели бабочки, шмели и пчёлы. Они бросали на влажную почву горки семена цветов, которые вскоре принялись и пустили корни.
Всем нашлась работа по плечу, все были рады принять участие в этом невероятно захватывающем деле.

С тех пор на месте мусорной кучи расцветают полевые цветы. Они каскадом спадают по склону горки, создавая неповторимый яркий колорит. Лесному народу – радость, а Муравьишке заслуженная слава дизайнера.

Вот не зря в народе говорят: «Глаза боятся, а руки делают».


               


                (Иллюстрация художника Галины Польняк)