Былинные земли. Поворот, часть 15

Василий Азоронок
(Продолжение)

                Мы стали очень сильными. В погоне за
                материальным благополучием можем осушить
                болота, мелиорировать низины и перепахать
                земли, можем понастроить электрических станций
                и повернуть русла рек…
                Мы научились гнуть природу.


СЕЛЛЯВЫ С «УЛИЦЫ»

Еще раз напомним – 1722 год стал годом возрождения Поулья, когда Селлявы там поселились.

Что их привело на противоположный конец "улицы" - в южное Поулье, на берег Ульянки-Уллы? Можно только догадываться. «Боленские паны», Радзивиллы уже не играли той роли, что сопутствовала им в период расцвета Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, давление с запада снизилось. Снова возрождалась слава Полоцка, воскрешалась духовность, заложенная предками.

Первоначально Селлявы селились вблизи Полоцка, на Туровлянке. Их род зафиксирован там в 1563 году, при описании земель ходоками Иоанна Васильевича Грозного. Селлявы владели почти всей волостью Веденичи: «Богдану Селяве» (через одно «л», - авт.) принадлежали 5 деревень, «Василью» – три деревни. А больше всех имел «Иван Селява», за которым числился центр волости, с церковью Ильи Пророка. Он же владел церковной деревней (два двора) и еще четырьмя обычными деревнями. Скорее всего, тот же Иван («Селлявин», так в тексте) отмечался в волости Лепль, наряду с Воловичем и Омструхом, которые распоряжались «сельцами Белое и Ледное», стоящими «по обе стороны озера Лепль».

Спустя сто лет владения Селлявов расширились. Энциклопедия истории Беларуси засвидетельствовала, что Ушачи – «известные с 16 столетия как село в Полоцком воеводстве, владение А.Селлявы, затем его сынов». По состоянию на 1642 год, Томаш Кмитынич Селлява имел Ореховно, которое располагалось на важном наезженном пути - торговом шляхе из Лепеля в Полоцк.

Кмитыничу поклонялись. За участие в венской битве и заслуги в деле с неприятелем король Ян III (автор "вечного мира" между Русским царством и Речью Посполитой) одарил его серебряным ожерельем с изображением Девы Марии, которое считалось наиценнейшей семейной реликвией и хранилось на видном месте в Поулье.

Учитывая, что весь ушачский край – лесисто-озерная область издревле использовалась монастырями и была насыщена религиозной собственностью, то судьба некоторых Селлявов легла в духовную сферу. Один из них стал архиепископом полоцким (униатским), а второй - митрополитом киевским. Еще известно, что Петр Селлява в 1832 году возвел церковь Воздвиженья Святого Михаила Архангела. В польском Словнике сказано, что она была "надгробной", что рождает некую таинственность: с чем это было связано? Место определено как Глыбочка в восточной лепельской стороне и включало в себя "церковную весь". Предположительно, туда тянулись земли виленских монашек - бернардинок. Так, может, Петр Селлява ставил церковь-надгробие в монастырском приюте?

Поклонение роду и древним ценностям, основанном на силе духа, отразилось в обустройстве жития. В Поулье была уникальная по тем меркам частная библиотека, книгами из которой пользовались окрестные жители, а в местной капличке, с тремя алтарями - Иоанна Крестителя, Богородицы и Христа - устраивались молебны.

Выходцы из семейного круга пользовались доверием в местной среде. На протяжении многих лет маршалками Лепельского повета становились Францишек, Йозеф, Петр, Антон Селлявы.

(Продолжение следует).


На снимках (из интернета) ушачское Поозерье: островок-сердечко на одном из водоемов; вид части озер сверху, фото белорусского фотомастера Сергея Пыткевича.
01.12/18