Война калечит души!

Василий Храмцов
                ВОЙНА КАЛЕЧИТ ДУШИ!
        «Он мне рассказал, что старик отец его, по имени Горча, человек нрава беспокойного и неуступчивого, поднялся однажды с постели, снял со стены длинную турецкую пищаль и обратился к двум своим сыновьям, одного из которых звали Георгием, а другого – Петром:
– Дети, – молвил он им, – я иду в горы, хочу с другими смельчаками поохотиться на поганого пса Алибека (так звали разбойника-турка, разорявшего последнее время весь тот край). Ждите меня десять дней, а коли на десятый день не вернусь, закажите вы обедню за упокой моей души – значит, убили меня. Но ежели, – прибавил тут старый Горча, приняв вид самый строгий, – ежели (да не попустит этого бог) я вернусь позднее, ради вашего спасения, не впускайте вы меня в дом. Ежели будет так, приказываю вам – забудьте, что я вам был отец, и вбейте мне осиновый кол в спину, что бы я ни говорил, что бы ни делал, – значит, я теперь проклятый вурдалак и пришел сосать вашу кровь».
                Алексей Константинович Толстой:  «Семья вурдалака».
 Может быть я немножко переусердствовал, начав свой текст с отрывка из классического произведения Алексея Толстого. Но моя ли вина в том, что я был современником солдат, вернувшихся с Великой Отечественной войны, с войны из Афганистана? Я сам видел, что это были уже другие люди, совсем не такие, какими уходили из дома. У них были покалечены души. И обнаруживалось это в самых разнообразных их поступках. Поэтому я и вспомнил старика Гочу.

Особенно выделялись те, которые считали, что все теперь им чем-то обязаны.Но об этом ниже.

А возвращались с Победой в места, в которых оставляли стариков, женщин да детей. Все четыре года войны, а потом и в мирное время, не расставались эти люди в селах с тяпками да вилами, трудились, не разгибая спины. Отличными тружениками были допризывники. Они рано повзрослели и всю тяжелую и ответственную работу брали на себя.

Вернувшиеся с войны мужчины стали бригадирами, председателями, устроились в МТС механизаторами, шоферами. А те, кто пережил лихолетие в селе, все так же трудились, как заводные, не расставаясь с тяпками и вилами. Не было им замены.

 С пятого по седьмой класс - до 1951 года - я тоже каждое лето работал то на пахоте, то на сенокосе. Верхом на лошадях. Все в том же составе: допризывники и мужчины, по болезни или инвалидности не призванные в армию, да женщины. И  еще красавицы девчата! Как же они расцвели! Не налюбуешься! А ровесникам их, призванных в армию к окончанию войны, пришлось служить по семь-восемь лет.

Ну, а где же те, на которых я намекнул? Их было много, они имели разное обличие. Но суть оставалась одна. Но сначала я расскажу о судьбе тихого, работящего человека со сломанной, покалеченной душой. Войну прошел человек, а с жизнью добровольно расстался дома. Этот случай произошел двадцать лет спустя после Победы.

 Я познакомился с Николаем Косачевым, когда он был бригадиром маленькой типографии, печатающей  районную газету. Район только что восстановили после разукрупнения «укрупненного» по воле Н.С.Хрущева. Вернули ушедших на другие работы наборщиков и печатников. Николая назначили бригадиром. Редактором определили партийного работника, почти не знакомого с издательством газеты, тоже фронтовика.

 Я переселился в «новый» старый райцентр в качестве заведующего отделом газеты. Снял жилье и взялся засаживать доставшийся мне огород. Расспрашиваю у местных жителей, где приобрести рассаду помидоров?

- Да я Вам дам, у меня в парнике готовые, - пообещал Косачев. Свой огород они с женой уже засадили. После работы мы пришли к нему домой. Он стал выкапывать саженцы, а я стоял рядом и наблюдал. И тут появилась его жена. Не спрашивая, кто я такой и откуда взялся, она накинулась:

- Что, сам не можешь вырастить, по чужим побираешься? А ты, – обратилась она к Николаю, - все готов отдать? Тащить из дома – это легко. В дом надо тащить!

Она еще говорила какие-то гадости. В моей душе все перевернулось, и хотелось бежать отсюда, заткнув уши. Но не бросать же Николая! Я уже повидал на своем веку многих таких сварливых женщин и спокойно ждал, пока бригадир соберет мне пучок саженцев. Не стал объяснять ей, что совсем недавно поселился в райцентре и еще ничего не успел сделать для выращивания рассады. Молчал и Николай. Но я понимал, чего это ему стоило.

В типографии мне рассказали, что жена Косачева постоянно скандалит, особенно при людях, когда есть зрители. Как на показ. А тут еще редактор, не вникая в дела типографии, по поводу и без повода орал на бригадира. Вот уже два «кровопийца» на одного! Николай всегда отмалчивался. А однажды, после особенно жестоких нападок на него так называемого администратора, а дома – женушки мы узнали, что он повесился. Попросил жену сходить на почту, заказать переговоры с дочерью. И когда она вернулась, нашла его мертвым.

 Причитала, конечно. Но вряд ли до нее дошло, почему он наложил на себя руки.  Для того ли он шел под пули, вырывался из окружения, каждый день рисковал жизнью, чтобы дома его костерили, на работе унижали? Расстроенная войной психика не выдержала всего этого.

 А вот вам настоящий «вурдалак»! Когда в Алейске входил он на базар, продавцы не знали, как уберечь от него свой нехитрый товар. А чем тогда торговали? Кто-то собрал десятка два яиц, кто-то вынес немного творога или коровьего масла, предлагали огурцы, лук и чеснок пучками, картошку молодую.

И вот идет этот "бравый вояка" по рядам с презрительной миной на лице. На груди его военной формы – Звезда Героя. Что захочет, то и берет с прилавка, не расплачиваясь. А если кто-нибудь воспротивится, начинает кричать: «Мы кровь проливали, а вы…!» И приступает переворачивать ведра, сбрасывать корзинки, топтать продукты. Женщины плачут, собирая остатки. А он, навредив целому ряду, исчезает с базара.

Мужики пробовали его подкараулить. Но у него была налажена разведка. В те дни, когда они его ждали, он не приходил. Стоило им прекратить дежурство – он тут как тут! И снова разбой и женские слезы.

 Потом он неожиданно исчез. Но объявился в другом месте. Тревожные сведения стали приходить из сельских магазинов. Подъезжает мотоцикл с коляской. Заходит человек в форме со Звездой Героя на груди. И начинает: дайте мне это, дайте то. А в магазине-то не густо. Заберет почти все и укатит.

Мне рассказал о нем Валерий Павлович Яковлев, пусть земля ему будет пухом, который долгое время лечился, был заведующим книжным магазином в Алейске. Он - фронтовик, не раз ранен, имел боевые награды. А до этого работал в сельском магазине, вдвоем с другим продавцом. Они уже знали об этом «Герое Советского Союза».

 Вот и к их магазину подкатил мотоцикл. Из коляски бойко выпрыгнул «герой», отряхнул пыль с одежды, приосанился и отправился в магазин. Валерий Павлович видел это через окно и шепнул напарнику: «Отдавай ему все, что попросит». А сам выскользнул за перегородку к запасному входу. Бывший разведчик знал, что делать.

- Встречай Героя, продавец! - представился вошедший. - Постановление партии и правительства читал? Героям Союза давать все бесплатно. Подашь счет в сельсовет, и тебе стоимость вернут.

Он приказал сдать ему кассу. Стал показывать на более дорогую теплую и летнюю одежду, на продукты. Когда «герой» увлекся выбором, что еще присвоить, Валерий Павлович подошел к нему со спины и ударил его по голове бутылкой из толстого зеленого стекла. Оглушенного грабителя связали. Не избежал той же участи и мотоциклист. А дальше было дело техники: звонок из сельсовета в милицию, прибывший «воронок». И прощай, кровопийца!       

Был знаком я с двумя «афганцами». Эти после возвращения из Афганистана так и не вписались в мирную жизнь. Пробовали. Их охотно брали на работу. Но долго они не задерживались. Постепенно выяснилось, что они дошли до отупения, до безразличия ко всему.

 Семен в родное село не вернулся, залег на койке в заводском общежитии. После смены его всегда видели с газетой в руках. Он не позаботился о прописке, и милиция изъяла у него паспорт. Стоило сходить и забрать, но он не шел: сами принесут! Как воевавшему в Афганистане ему выделили квартиру в новом доме. Условие было одно: произвести внутреннюю отделку за свой счет. Но он и не думал этого делать. Из общежития его выселили. На работе сократили. Он стал мотаться по дачам.

 Там у него обнаружился кум, тоже «афганец». И этот нигде не работал. Они украли с дач все предметы из цветных и черных металлов. Даже стеклянные трехлитровые бутыли брали и меняли их на стакан вина в частных застройках города. Попутно  промышляли на свалке. Там и отравились, выпив содержимое выброшенной кем то бутылки.  Вполне закономерная участь.

    Еще вспомнил об одном фронтовике с искалеченной психикой. Он прошел всю войну. Лежал в госпитале с ранением - вылечили. Домой вернулся живым и здоровым. Дрался с парнями за официантку столовой и взял ее в жены. Работал в откормсовхозе скотником. Воровал все, что попадет под руку. А в свободное время – беспробудно пил. Кто мог ему, здоровяку, перечить? Дочурка-подросток иногда его останавливала. Но и ее он слушал редко. Бушевал в доме, не задумываясь, что творит. Переворачивал мебель, выкидывал в окно единственную ценную вещь -  швейную машинку, бил посуду.  Снова работал, снова воровал, продавал и пил. Так и прожил свою жизнь.

А теперь можно порассуждать.

Каждый человек, рано или поздно, сталкивается с необходимостью  дать собственную оценку своему существованию. Он задумывается о смысле жизни и обосновывает значимость самого себя. Это – естественная  потребность взрослого человека. Без этого он не может нормально жить. Не может и мобилизовать свои силы и способности на полезное обществу дело. 

Если же он не видит смысла в своей повседневной деятельности, не чувствует поддержки со стороны общества и близких людей, мнением которых он дорожит, если он не защищен психологически  своим коллективом, то у него рождается душевная усталость и равнодушие. Он начинает испытывать неудовлетворенность жизнью. В особо неблагоприятной ситуации у него происходит, выражаясь научным языком, торможение рефлекса цели. Вот и возникает потребность утопить свое «горе» в пьянстве, в браваде. А иногда доходит до суицида, что и произошло с бригадиром Косачевым.

 Итак, одной из основных причин безразличия к жизни, самоубийства или покушения на него, беспробудного пьянства у бывших военнослужащих является искалечившая психику война. Ну и утрата  служебной или жизненной перспективы, смысла жизни в их субъективном понимании. Война калечит души! А ведь на земном шаре она никогда не кончается. Поэтому борьба за мир – святое дело, востребованное во все времена.