Ив. Забелин. Материалы о Русской иконописи. Ч. 1

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
(Собранные Ив. Забелиным)

7059 (= 1551 год).

7059 года Февраля 23. Царские и соборные определения о живописцех и о честных иконах.
Да во царьствующем же граде Москве и по всем градом по царьскому совету митрополиту и архиепископом и епископом бречи о многоразличных церковных чинех, пачеж о святых иконах и о живописцех и о прочих чинех церковных по священным правилом, и каким подобает живописцом быти и тщание имети о начертании плотского воображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистой Его Матери, и Небесных сил и всех святых, иже от века Богови угодивших.
Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнословцу, не смехотворцу, не сварливу, не зависливу, не пьяницы, не грабежнику, не убийцы, но и паче ж хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасеньем; не могущим же до конца тако пребыти по закону женитись и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным на часте и во всем извещатись, и по их наказанию и учению жити в посте и в молитвах и воздержании со смиреномудрием, кроме всякаго зазора и безчинства и с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Его Богоматери и Святых Пророк, и Апостол, и Священномученик, и Святых мучениц, и Преподобных жен, и Святителей и Преподобных отец, по образу и по подобию, по существу, смотря на образ древних живописцов. И знаменовати с добрых образцов. И аще которые нынешние мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди творити и тщание о деле Божии имети; и Царю таких живописцов жаловати, а святителем их бречи и почитати паче простых человек. Також тем живописцом приимати учеников и их разсмотряти во всем и учити о всяком благочестии и чистоте и приводити ко отцом духовным. Огцы ж их наказуют по преданному им уставу от святителей, како подобает жити христианом, кроме всякого зазора и безчинства; и тако от своих мастеров со вниманием да учатца. И аще которому открыет Бог таковое рукоделие; и приводит того мастер ко святителю. Святитель же разсмотрев, аще будет написанное от ученика по образу и по подобно, и увесть известно о житии его ж в чистоте и всяком благочестии по заповедем живет кроме всякого безчинства; абие благословив, наказует его и во пред благочесно жити и святого оного дела держатися со усердием всяцем. И приемлет от него ученик той честь, яко же и учитель его, паче простых человек.

По сих же святитель наказует мастера ж ему не поборати ни по брате ни по сыне ни по ближних. Аще кому не даст Бог такового рукоделия, учнет писати худо, или не по правилному завещанию жити; а он скажет его горазда и во всем достойна суща и показует написание иного, а не того; и святитель, обыскав, полагает таковаго мастера под запрещением правилным, яко да и прочии страх приимут и не дерзают таковая творити. А ученику оному иконного дела отнюдь не касатися. И аще которому ученику открыет Бог учение иконного писма и жити учнет по правилному завещанию; а мастер учнет похуляти его по зависти, дабы не приял чести, яко ж он прият; святитель же, обыскав, полагает таковаго мастера под запрещением правильным; ученик же приемлет вящшую честь. Аще кто от тех живописцов учнет талант сокрывати, еж ему Бог дал, и учеником по существу того не отдаст, таковый осужен будет от Бога, сокрывшим талант в муку вечную.
Аще будет кто от самех тех мастер живописцов, или от их учеников учнет жити не поправилному завещанью во пьянстве и не в чистоте и во всяком безчинстве; и святителем таковые в запрещении полагати, а от дела иконного отнюдь отлучати и касатись того не велети, боящеся словеси реченнаго: проклят творяй дело Божие с небрежением.
А которые по се время писали иконы, неучась самоволством и самоловкою и не по образу, и те иконы променяли дешево простым людем поселяном невеждам; ино тем запрещение положити, что бы училися у добрых мастеров; и которому Бог даст, учнет писати по образу и по подобию, и тот бы писал; а которому Бог недаст, и им в конец от таковаго дела престати; да не Божие имя таковаго ради писма похуляетца. И аще которыи не престанут от такового дела, таковии Царьскою грозою накажутся, и да судятца. И аще они учнут глаголати; мы тем живем и питаемся - и таковому их речению не внимати. Понеже незнающе таковая вещают и греха себе в том не ставят; не всем человеком иконописцем быти - много бо и различна рукодеиства подаравана быша от Бога, ими же человеком препитатися и живым быти, и кроме иконного писма; а Божия образа во урочь и в поношение не давати.
Такоже архиепископом и епископом по всем градом и весем и по монастырем своих предел испытывати мастеров иконных, и их писем самим смотрити; и избравше кои ждо их во всем пределе живописцов нарочитых мастеров, да им приказывати надо всеми иконописцы смотрити, что бы в них худых и безчинных небыло. А сами архиепископы и епископы смотрят над теми живописцы, которым  приказано, и брегут таковаго дела на крепко; а живописцов онех брегут и почитают паче простых человек. А велможам и простым человеком тех живописцов во всем почитати и чесно имети за то честное иконное воображение.
Да и о том святителем великое попечение и брежение имети комуждо во своей области, что бы гораздыя иконники и их ученики писали с древних образов; а от самосмышления бы своими догадками Божества неописывали, Христос бо Бог наш описан плотию, а Божеством неописан, яко же рече Святый Иван Домаскин: неописуйте Божества, не лжите слепии, просто бо невидимо и незрително есть. Плотиж образ вообразуя покланяюся и верую и славлю Рождшую Господа Девою. А иже от хитрых и от гораздых мастеров живописцов укрыет который талант, что ему Бог дал, иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужден, скрывшим талант в муку вечную. И того бо ради живописцы учите учеников безо всякаго коварства, да не осужени будете в муку вечную.

*

У Святой Троицы пишут перекрестье, ови и у среднего, а иные у всех трех. А в старых писмах и в Греческих подписывают: Святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. Ныне подписывают у среднего Иисус Христос да Святая Троица - и о том розсудити от божественных правил, како ныне то писати? И о том ответ; опосле столпцев писати живописцем иконы с древних образов, как Греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы. И подписывати: Святая Троица, а от своего замышления ни чтож претворять.

*

На иконах пишут: Приидите людие Трисоставному Божеству поклонимся, - и в исподнем ряду пишут цари и князи и святители и народи, которые живи суще; и о том поразсудити? Такоже пишут и Пречистыя Богородицы образ в деянии, иже есть на Тихвине, и цари и князи и народи предстоят молящесь, котории живи суть; и о том разсудити от святых отец писании, достоит ли писати живых и мертвых, на святых иконах молящихся? И о том ответ. От древних Святых Отец предание и от пресловущих живописцов Греческих и Руских свидетельствуют, и на святых иконах воображены и написаны. Якож на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста, не токмо царие и святители и цари и прочае народы многая множество всяких чинов, також и на Покров Пресвятыя Богородица, егда виде Святый Андрей Богородицу молящуся со всеми святыми за весь мир, - безчисленная множества народа писано; також и на Происхожение Честнаго Креста, не токмо царие и князи, но и множество безчисленно народа написани суть. На Страшном же Суде, на иконах, воображают и пишут не токмо святых но и неверных, многие различные лики ото всех язык.


7131 (= 1623 год).

Царю Государю и В.К. Михаилу Федоровичу всеа Русии бьет челом сирота твой Коломенскаго епископа иконничишка Ивашка Иванов сын Сподоба. Жалоба Государь мне на Коломенскаго съезжей избы на сторожа на Лариона Ильина сына: деелось Государь в прошлом во 130 году Ноября с девятого числа, тот Ларион отдал мне сына своего Казму на урочные годы на пять лет учить иконному делу; и запись Государь мне тот Ларион на сына на своего дал, что сыну его от меня не дожив своих рченых пяти лет не збежать и не покрасть, а будет сын его Ларионов, не дожив урочных лет, от меня пократчи збежит, - и в записи Государь написано: взяти мне на том Ларионе по записи заряду десять рублев; а ту запись писал сын его Ларионов Корнила. И в прошлом Государь во 130 году Июня в 14 день тот Ларион сыну своему Казме велел от меня збежать; и по его Государь веленью сын его Казма от меня збежал, пократчи; а тадбы взял лавочных вопчих денег пять рублев тридцать алтын; а нынеча Государь тот сын его Казма живет у него Лариона. Милосердый Государь (т) пожалуй меня сироту своего, вели Государь мне по того Лариона дать свою Государеву грамоту на Коломну к губному старосте к Павлу Похвисневу, и вели Государь его поставити на Москве со мною с очей на очи, и вели Государь мне на него в том дати свой Царьской суд и управу по его записи в заряде и в тадбе. Царь Государь смилуйся пожалуй.

131. Сентября в 3 д., дать грамота.

(Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских. М. 1850. Кн. 7. Отд. II. Материалы. С. 1 - 5).