Сад, музыка, любовь, Сен-Санс

Ольга Сергеева -Саркисова
   Я продолжаю бродить по нашему саду и обдумывать дальнейшие планы посадок.Что же ещё мне посадить в саду? Хожу и раздумываю, не забыть бы чего...
   Ещё я обязательно посажу тюльпаны - белоснежные, как снежные вершины гор, как Фудзияма... Этот сорт красивых цветов вывели голландские цветоводы и назвали именем "Анна Павлова", посвящая их всемирно известной балерине- Анне Павловой, первой и совершенно блистательной исполнительнице "Умирающего лебедя" под музыку Камиля Сен-Санса.
 Эту музыку знают все. Это произведение - торжество лирики и прекрасной грации. Анну так никто и не превзошёл. Хотя Майя Плисецкая тоже его исполняла замечательно. Это был апофеоз импровизации в хореографии. Над этим проектом с Анной работал Михаил Фокин - известный балетмейстер того времени. Наверное, мне заодно придётся завести и лебедей на озере, озеро в двух шагах, а белые лебеди - это очень красивое зрелище. Анна Павлова имела у себя на пруду в Лондоне лебедей и часто с ними фотографировалась. Жаль, прожила мало -всего 49 лет, простыла на гастролях в Гааге, и ушла за несколько дней до своего пятидесятилетия.Обидно.
  Вспоминается, как я кормила из рук белоснежных лебедей в Норвегии, в Осло и в Мюнхене. Очень грациозные птицы и верные, являются символами любви. Всегда живут парой. Если один из них погибает, второй никогда себе не заводит замену, и вскоре сам уходит за своей любимой. Природа нас многому учит- вот как удивительно устроен мир.
  Сен-Санс не разрешал при жизни исполнять эту сюиту "Карнавал животных" - или, как он называл- зоологические фантазии, этот чудесный путеводитель по инструментам. В нём представлены все инструменты и их возможности своеобразно раскрываются через образы животных, которых он парадирует, туда входил и "Лебедь" наряду с "Черепахой","Курицами и петухом","Кенгуру","Слонами", "Пианистами", "Королевским маршем льва","Персонаж с длинными ушами (осел), "Антилопы", "Кукушка в глубине леса","Птичник", "Ископаемые"- это всё сделано с юмором и является пародией на людей, музыкальной иронией над человеческими качествами современников и их произведениями, в которых высмеиваются - медлительность , болтливость ,  крикливость, звуковое подражание, музыкальные метафоры, пассажи, передающие бег, рычание и крики животных, назойливость передаётся в том, как настойчиво кукует кларнет, слоновья тяжеловесность в движениях, "птичник" - царство неугомонных кларнетов и флейт, шутка по поводу "мертвецов" в "ископаемых", конечно, в этих частях сюиты остроумно высмеиваются и музыкально пародируются все образы и характеры кроме "Лебедя", он безупречен, лишён элементов иронии и сарказма, исполняется часто на двух фортепьяно и виолончели, хотя есть и другие переложения на другие инструменты.
 Это было великое балетное соло - "Умирающий лебедь", хотя сама музыка Сен-Санса не содержит в себе ничего, что связано с образами смерти, и он был очень удивлён такой трактовкой его музыки сначала, но когда посмотрел это в исполнении Анны Павловой, пришёл в восторг, и поцеловав ей руки, одобрил. Эта музыка стремится выразить лишь изящную, трогательную и мечтательную пластику птицы, тонкие вибрации, а "Умирающим" его сделал Михаил Фокин с Анной Павловой, но благодаря им лебедь благополучно превратился в"Бессмертного лебедя". Сен - Санс разрешил исполнять отдельно его ещё при жизни, а остальные части сюиты - нет, боялся показаться легкомысленным. Хотя такие музыкальные традиции высмеивания и пародирования существовали всегда и до него в музыке.
 Озеро с лебедями мне пригодится к рассказу о П.И.Чайковском про "Лебединое озеро", а другие тюльпаны - красные с белыми полосками- "Тюльпаны Рембрандта" тоже украсят мой сад, их продают у нас, закуплю непременно, а тут и фиалки заставят вспомнить Макса Волошина и и его возлюбленную Черубину, Андре Моруа, Наполеона с его любовью к Джозефине. Полынь растёт в саду и тоже напоминает Волошина, как он в Крыму зажигал её ладонью, это магия. Длань над травою простирал и она горела... Чудеса! Об этом знали все.
В поезде одна женщина в разговоре про сад поделилась секретом, какую малину лучше сажать в саду, чтобы был большой урожай. Я её обожаю, как и мои внуки. Она рассказала, что с одной ветки снимает до двух кг малины, а ведь посадила всего год назад, и сорт называется "Бабье лето". Тут я подпрыгнула даже, так как вспомнила, что мой друг Юрий Малецкий(его уж нет на земле) написал книжку "Indian summer"- в переводе "Бабье лето" или золотая осень "Индейское лето". Посажу обязательно этот сорт. Цветов много посажу в саду и буду с ними разговаривать...о жизни.
Язык цветов я с детства уже знала,
мне бабушка об этом рассказала,
и Флора кое-что на ушко нашептала,
когда в садах я, и полях гуляла.
Букет цветов- это послание любви ...
засушенный букет - отвергнутой, конечно.
Тимьяна веточку подольше сбереги,
она главнейшая в любви примета.
Коленопреклонённый ваш герой,
терзается он от любви при этом,
мечтает сердце он своё вам подарить,
об этом мальва вам расскажет по секрету.
Цветок жёлтой акации прекрасной нас убедит,
что все старания напрасны.
Не ошибайтесь, выберите -белый,
и пользуйтесь всегда этим умело.
Узнаем по нему, что - долго
« любовь та тайною  для всех была».
Ветка  Акации  душистой,
невестой белоснежной, чистой ,
и свежестью в букете расцвела.
А скромный колокольчик, василёк-
о благородстве и изяществе намёк.
Ещё, вот нежный клевер белый -
и значит, клятву он тебе даёт:
его " любовь навечно", верь мне!
Она уж точно" не умрёт!" -
Об этом амарант нам скажет и астра,
тонкости в любви подскажет.
Фиалки с незабудкой - «не забудь»!
В любви ты верный должен выбрать путь.
А красная гвоздика говорит
- "любовь вас поджидает у порога",
до поцелуя уж совсем немного...
и сердце музыку в груди творит.
И роза алым цветом скажет тоже, что
-"страсть его костром горит"...о,Боже!
Не может жить без вас он на земле-
цветы поведали об этом мне.
Если тебе он мил- дай маку слово...
«давай любить друг друга, я готова"-
Вот, что цветок тот скажет о любви,
его на всякий случай сбереги.
Горошек соберу душистый я,
букетик нежный подержу в руках, друзья,
а кто прочтёт моё послание,-
тому, известно, шлю я  - "до свидание!"
  Читайте знаки, верные друзья!
  цветы помогут, это знаю я.
  Интересно всё получается - всё взаимосвязано. Вот, так что сад ...- это не просто деревья и цветы, это приглашение к разговору о времени и прекрасных людях, чувствах и отношениях, о музыке, живописи и всех остальных видах искусства.
Иногда вспоминаю слова Цветаевой:-
"За этот Ад, за этот бред,
Пошли мне сад на старость лет"...Сад действительно подарок для души, а порой спасение от всего,место свиданий с собой и прошлым... 
 *На десерт от меня. Ну, не могла не поделиться чудесным рецептом. И экономным!
А вот и рецепт... взять из сада своего или чужого и нарезать дольками разные, и даже самые непригодные яблоки, хотя таких не бывает, всё сгодится,(1-1,5 кг) сделать сироп обычный для варенья, добавить побольше тонко соломкой нарезанные корочки мандаринов,(Гр 300-400), лучше свежие или отварить старые корочки быстро и добавить к яблокам, когда варенье сварится, добавить перед концом ложку столовую корицы и ванилина щепотку, всё тщательно перемешать. Получается сказочное варенье, можно брать дольки рукой- отличная закуска для коньяка.
   Любимое варенье моих детей и гостей. А к нему ЧАЙ БУДДЫ : взять в саду большие листья гортензии, свернуть в трубочки, как папироски, подсушить дня два, затем нарезать эту сигаретку ножницами на кусочки, ещё подсушить до полной готовности, собрать в баночку и заваривать по нескольку кусочков- чай сладкий, душистый, какой любил сам Будда... )) Шикарный рецепт! Наслаждайтесь!
Вот какие мысли навеял мой сад мне, а я поделилась с вами...сколько планов!
Ещё для справки.
* Яблоки зелёные по цвету очень полезны при малокровии - в них много железа, при диабете - в них фруктоза, вместо сахара, при стрессе - гормон радости. Косточки непременно есть, там фермент - средство против онкологии.
Хочу подсказать вам место, где растут самые вкусные ягоды и овощи,- вишня, смородина, крыжовник, малина, слива, груша и тд.- вишня размером со сливу и всё остальное в таких же пропорциях. Смородина - как вишня. Она чёрная, спелая и очень вкусная. Есть под Самарой такое местечко - "Солнечная поляна" и "Богатырь". Там турбазы или квартиры можно снять. Всё на берегу Волги. Там очень плодородные необычные почвы, каких нет нигде, вот там и растут такие вкусные, крупные фрукты и помидоры сказочные! Если приехать туда отдыхать, то можно вдоволь поесть этой вкуснятины. А варенье какое будет! Все обзавидуются.
***  На фото Анна Павлова в своём доме в Лондоне с лебедями.