Время об информации и информация о времени

Сергей Горский Москва
                Быть или не быть: вот в чём вопрос!

                Уильям Шекспир «Гамлет»



ЧАСТЬ I. ВРЕМЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ

«Информация – это информация, а не материя или энергия», – так весьма тонко и иронично подметил основатель кибернетики Норберт Винер ещё в далёком 1948 году [1].

«Всё есть информация», – спустя ровно полвека, в 1998-м, во всеуслышание заявил знаменитый Джон Арчибальд Уилер [2].

«Вселенная на самом деле – шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением», – вторил ему Пол Дэвис год спустя  [3].

«Столетнее развитие физики тоже учит нас, что информация является ключевым игроком в физических системах и процессах. Действительно, современная тенденция, начало которой было положено Джоном Уилером из Принстонского Университета, состоит в том, чтобы считать физический мир состоящим из информации, которой случайно сопутствуют энергия и вещество. <…>

Голография может быть проводником к лучшей теории. На что похожа фундаментальная теория? Цепь рассуждений, включая голографию, подсказывает некоторым ученым, в частности Ли Смолину, из института Теоретической Физики Ватерлоо, что такая окончательная теория должна оперировать не полями, даже не пространством-временем, а обменом информацией между физическими процессами. Если это и вправду так, то взгляд на информацию, как на строительный материал Вселенной, найдёт достойное воплощение», – заключил Якоб Бекенштайн ещё 4 года спустя, в 2003-м [4].


ЧАСТЬ II. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ О ВРЕМЕНИ: КАК СВЕСТИ ВРЕМЯ В МОГИЛУ

Ньютон считал математическое время Абсолютом, текущим одинаково вне зависимости от условий:

«Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей  сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью» [5].

Он отличал абсолютное математическое время от обыденного относительного времени, познаваемого чувствами:

«Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или  изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год» [5].

Эйнштейн отверг математическое абсолютное время Ньютона и сделал его исключительно относительным, заявив, что время – это то, что показывают часы:

«все трудности, касающиеся определения “времени”, могут быть преодолены тем, что вместо слова “время” я напишу “положение маленькой стрелки моих часов”» [6].

Время Эйнштейна заболело шизофренией, расщепилось на внутреннее и внешнее время, которые начали якобы показывать совершенно различные “положения маленькой стрелки моих часов” в зависимости от скорости равномерного и прямолинейного движения и системы отсчёта.

Фактически, заболевшее шизофренией время Эйнштейна приказало долго жить. Проще говоря, дало дуба, склеило ласты, откинуло копыта, превратившись в некую навязчивую иллюзию, наподобие тени отца Гамлета:

«Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим – не более чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая» [7].               

Впору сказать: «Чур меня, чур» и перекреститься. Мол, изыди демон!

                Благой ли дух ты, или ангел зла,
                Дыханье рая, ада ль дуновенье,
                К вреду иль к пользе помыслы твои…

                Уильям Шекспир «Гамлет»
 

ЧАСТЬ III. ВОСКРЕШЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ИЛИ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Либо можно вспомнить гамлетовское: “To be, or not to be: that is the question.” В смысле: Быть времени или не быть?

Ответ на вопрос или как минимум информацию к размышлению на эту тему спустя почти 6 десятилетий после вышеуказанной сентенции старика Эйнштейна, вскорости ушедшего в мир иной, даёт Ли Смолин:

              «Время – вот единственное фундаментальное понятие» [8].

«Я считаю, что время реально и имеет значение для фундаментального описания природы. А вот пространство, возможно, – иллюзия вроде температуры или давления: полезный способ организации представлений о вещах в больших масштабах, который, однако, едва ли годен для того, чтобы видеть мир как целое» [8].

«Иными словами, Эйнштейн был неправ. И Ньютон. И Галилей. В движении нет относительности» [8]. 

Время – «фундаментальное понятие», а не бесправный довесок к пространству! Время реально, а не иллюзорно! Время абсолютно, а не относительно!

Таким образом шизофренические демоны прошлого века излечиваются, превращаясь в ангелов века нынешнего, навязчивые иллюзии превращаются в ненавязчивую реальность, а давшие дуба призраки норовят возродиться в жизни наподобие воскресшего чудесным образом две тысячи лет назад Спасителя.

Распятое теорией относительности время умирает в прошлом, ХХ веке, чтобы воскреснуть к вечной жизни в виде Творца и Вседержителя в веке нынешнем, XXI: http://www.proza.ru/2018/09/03/260

Времени – быть!

С воскресением, Время!





1. Норберт Винер  «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», 1948
2. John Archibald Wheeler “Geons, Black Holes & Quantum Foam: A Life in Physics.” New York, W.W. Norton & Company, 1998, pp. 63-64
3. Пол Дэвис New Scientist, 30 January 1999
4. Якоб Бекенштайн Scientific American, August  2003
5. Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии», 1687 год
6. Альберт Эйнштейн «К ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ», 1905 год
7. Письмо Альберта Эйнштейна в связи со смертью его друга Мишеля Бессо, 1955 год
8. Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего»,  2013 год