Как судьба стучится в дверь

Григорий Френкель
               
                Судьба – это мелодия жизни.
                Жан-Поль Сартр.               

Судьба и жизнь
      Тема судьбы – это лейтмотив всех наших размышлений о человеческой жизни. Кто из нас не задумывался о роли судьбы в жизни человека? «Каждому человеку предназначена своя судьба, которой невозможно избежать», – узнаем мы еще в детстве, делая первые робкие шаги в эту самую жизнь. И вскоре обнаруживаем в отношении к судьбе два разных подхода. Одни говорят, что все события неотвратимы и заранее предопределены, что нам только кажется, что мы поступаем по собственному желанию, а на самом деле нами движет судьба.  Другие считают, что все зависит от случая или от нашего выбора, т.е. судьбы нет, есть свобода выбора. Во все времена все культуры мира решали эту проблему.

      Многие не верят в судьбу. Уместно поэтому спросить: существует ли вообще такое явление как судьба? Где корни этого понятия? Слово "судьба" происходит от корня "суд" и обозначает суждено в значении "судить", "приговор". Возможно "судьба" –  от "суд Божий" (по аналогии "спасибо – спаси Бог") или "судьба" – суть бытия. Судьба как рок – от слов речь, реку, пророк или польско – украинского "вирок", обозначает "приговор". Такие синонимы судьбы как доля, участь, удел связывают с понятиями часть, делить в том смысле, что индивидуальная судьба – это часть общей коллективной судьбы. Здесь обнаруживается изначальная связь судьбы и счастья, с-частья, т.е. «со своей частью».

      Может мы и не так «суеверны», как Пушкин, но кто из нас не волновался, заглядывая в будущее с помощью «вечной» гадалки – цыганки? Втайне все мы понемногу верим в искусство предсказания, в приметы, вещие сны, верим в судьбу и неотвратимый рок. Что в нашей жизни не связано с судьбой? Судьбе приписываем мы все свои невзгоды и радости. Судьба дарит нам счастье. От судьбы принимаем подарки и уроки. Судьба предоставляет шанс. Судьба подсказывает, как быть. Судьбу не обмануть ни баловням судьбы, ни жертвам судьбы. «Судьбоносный» ряд гораздо длиннее, но не будем искушать судьбу.

      О судьбе пишут французские романы, английские баллады и русские повести. Почему так привлекательны для нас произведения на тему судьбы? Потому что они раскрывают таинственную суть мира, связывая воедино самые важные человеческие понятия жизни и смерти, счастья и страдания, в них, по словам Гоголя, человек встречается с историей и судьбой, проявляя свое достоинство и «простое величие».
 
      В калейдоскопе суетных будней, пробираясь сквозь поток проблем, ситуаций и обстоятельств, мы не замечаем простых, но важных вещей в окружающей нас жизни. Мы не видим причин своих жизненных событий, поэтому результат неизвестных нам духовных законов называем таинственной судьбой (фортуной, удачей, когда она добрая, счастливая, или роком, если – злая, несчастная). Интуиция подсказывает нам, что происходящее не случайно, что есть какие-то неведомые нам закономерности бытия, и верим, что судьба есть.  Наблюдая себя со стороны, мы убеждаемся в этом всякий раз, когда безуспешно пытаемся наладить свою жизнь по-своему.

      Судьба – это испытание, данное человеку как урок для познания и накопления опыта.  С нравственной точки зрения судьба дается человеку как награда или как наказание.  Полосы радостей и горестей чередуются в нашей жизни. Преодолевая трудности, мы испытываем положительные эмоции удовлетворения. Жизнь – терпеливый, но строгий учитель. Повторяя свои уроки, он может, если мы его не слышим, забрать у нас наше дорогое. По-настоящему мы умеем ценить только то, что однажды потеряли.  Так, проходя через горечь, муки и боль, добиваемся мы своего.
 
      Итак, перед нами вопрос: человек сам творит свою судьбу или его жизненный путь предопределен и ему остается лишь угадывать ее тайные знаки?

      Трудно согласится с тем, что человек является хозяином своей жизни: слишком уж тесно связан он со своим окружением, культурой, историей. Сомнительно и то, что наша жизнь находится во власти случая. Такие простые события, как совпадение обстоятельств, неожиданная встреча, опоздание или, не дай Бог, травма, только на первый взгляд кажутся случайными. Позднее во взаимосвязи событий мы ретроспективно обнаруживаем логику, находим особый (может судьбоносный) смысл, который может изменить всю нашу жизнь. Ставшие прошлыми события пережитого все чаще представляются нам не игрой случая, а логически неизбежными, что заставляет нас иначе видеть окружающее.

      Еще труднее согласится с теми, кто утверждает, что все строго предопределено и находится во власти безликого закона причинности. Но человек не хочет быть игрушкой в руках судьбы, он всегда устремлен к свободе и желает стать творцом своей судьбы. Так свободны ли мы в своих поступках, или наша самостоятельность иллюзорна?

      Наше будущее – это нечто нереальное. Его, вроде, нет, но есть живое предчувствие, например, предстоящей беды. Откуда берут свои знания о будущем пророки и ясновидцы? Где находится информация, которую получают восприимчивые предсказатели – медиумы, шаманы, гадалки? Их предсказания бывают образными и причудливыми, указывая лишь на направленность будущих событий, а могут быть очень конкретными. Но все они уверены, что будущее так же реально существует как прошлое: они видят его. Мудрому не нужно дожидаться прихода будущего, чтобы узнать, что оно готовит нам.

      Нас интересует не только что такое судьба, где она находится, как проявляется, но и отношение человека к судьбе. Судьба определяет связь человека с миром и потому оказывается важной частью его внутреннего мира. Душевная работа, связанная с происходящими и ожидаемыми событиями, не покидает человека. Он непрерывно в поиске, в процессе выбора: подчиниться, смириться или изменить ситуацию. Он творит. Так приобретается и накапливается его внутренний опыт – «сын ошибок трудных». (Опыт – это  то, что получаешь, не получив того, что хотел).
 
      Человек одновременно живет в царстве природы и в царстве духа, потому его действия могут быть и свободными, и неизбежными. В природе незаконное существовать не может, а в человеке может быть всё, включая незаконное. Он может даже отказаться от своей человечности. Такое понимание природы человека предполагает наличие у него свободной воли и способностей осознанного выбора. Можно сказать, он потому и является человеком, что обладает свободой выбора и волей, но ими он обладает лишь в их полярной взаимозависимости с судьбой.
 
      В жизни нет ничего случайного, все происходящее имеет свою причину. Человеческая деятельность состоит из непрерывно связанной цепи причин и следствий, где результат (следствие) любого действия в прошлом есть причина действия в настоящем или будущем. В основе восточной идеи кармы и западного принципа судьбы лежит одна и та же схема причинности: каждое наше действие – поступок, слово, мысль, малейшее душевное движение – имеет соответствующее последствие. Мы пожинаем то, что сеем.
 
     Реакция человека на внешние или внутренние стимулы без участия осознанного выбора и свободной воли – это то, что мы называем предопределенностью, неизбежной судьбой.   Практически у человека всегда есть выбор, кроме тех роковых случаев, когда человек своей прошлой деятельностью не только ограничил, но совсем лишил себя возможности свободного выбора в данной ситуации. Даже когда мы не можем повлиять на внешние обстоятельства своей жизни, за нами все же остается возможность принятия своего решения в любой неблагоприятной ситуации, хотя бы своим выбором отношения к происходящему (которое тоже будет иметь свои последствия).

      Искусство жить – это творчество осознанного выбора в поиске смысла жизни, счастья и свободы, умение направлять свою волю так, чтобы без ущерба для других реализовать себя в мире. Не потому ли все наши намерения оцениваются совестью, которая вызывает чувство собственной виновности (угрызения совести) в случае неверного решения или намерения. Совесть молчит, когда выбор касается сферы полезного или абстрактного, где действуют другие критерии и цели достижения.

      «Совесть – это внутренний голос, который несет весть о нашем временном успехе или поражении в «искусстве жизни», - сказал Эрих Фромм. Большинство людей, по его мнению, оказываются несостоятельными в искусстве жизни не потому, что они слабы, не могут приспособиться и овладеть ситуацией. Просто они не видят свой выбор, пропуская распутье на своей дороге, когда еще можно было принять решение и развернуть свою судьбу в том или ином направлении по своему усмотрению. Счастье – это не призрак, который хочется поймать. Положительная оценка своей жизни приводит к удовлетворению, которое можно назвать счастьем.

 
Судьба и воля
                «Судьба ведет того, кто этого желает,               
                и тащит того, кто ей сопротивляется».               
                Восточная мудрость.               
               
      Можно ли себе представить человека, лишенного своих корней: без судьбы, вне культуры и духовной среды обитания? Культура – это бульон, в котором люди могут сосуществовать в человеческом облике. Она складывается и развивается по духовным законам, которым подвластны ее носители, их судьбы и судьба общества в целом. Осознавая себя как уникальную неповторимую личность со своей судьбой, мы обнаруживаем прочные связи с другими людьми, событиями их жизни, их судьбами. Это хорошо просматривается на примере родственных уз. Родовая принадлежность обещает нам не только болезни и патологии, связанные с генетической наследственностью, но и все родовые проклятья и заклятья, проходящие через нас от прошлых поколений к будущим. Не зря говорят «на роду написано».

      У человека есть два вида наследственности: биологическая и культурная (негенетическая) память.  Каждый из нас несет на себе печать разных культур: семейной, национальной, религиозной, культуры времени и места. Кроме того, мы тащим на себе груз не только своей судьбы, но также – часть общей судьбы сообщества, которому мы себя относим. Проявление судьбы и культурной принадлежности во многом есть процессы самоопределения. Наш жизненный путь или то, что мы называем участью, поприщем, призванием, предназначением во многом есть наш выбор или то, как мы себя видим, или сами себе приписываем.
 
      В отличие от инстинктивного поведения животного у человека между побудительным мотивом и действием стоит свобода выбора. Человек призван постоянно делать свой выбор в тяжелых условиях давления сложившихся внешних обстоятельств и внутренних своих наклонностей, пристрастий. Это создает коридор возможностей и ограничений для принятия решений в каждой конкретной ситуации.
 
      Выбор животного (еды, самки, укрытия) – это лишь инстинктивное предпочтение, зов природы. Только человеку принадлежит возможность осознанного нравственного выбора. Это та область, где мы можем говорить о степени свободы и необходимости, о совести и долге, о цели и целесообразности, о намерении, критерии и оценке выбора.  Человеку свойственно подчинять свои намерения ценностям и действовать на основе принципов.
 
      Мы находимся во власти разных тенденций и побудительных причин независимо от того, осознаем ли эти стимулы и верим ли в судьбу. Судьба (планида наша) – это не какое-то мистическое явление, находящееся за пределами нашего понимания на какой-то загадочной планете, которая руководит нами. Судьба как неизбежность обнаруживается внутри нас – в наших желаниях и долге, замыслах и намерениях, либо вне нас – в «роковом стечении обстоятельств», когда она воспринимается особенно остро, с привкусом обреченности, «безысходности предначертанных событий».
 
      Судьба и воля – неразлучны, иначе наказание и награда теряют свой смысл. Когда мы, к примеру, направляем свою волю в соответствии с долгом, то чувствуем себя во власти судьбы (чужой воли). Когда же поступаем по совести – чувствуем себя свободными. Согласование судьбы со свободой человека невозможно, если узко толковать судьбу как слепой рок, а свободу как произвол и своеволие. Свобода воли состоит не в том, чтобы удовлетворять любое желание своей личности, иначе она превращается в рабство. Свобода человека может пониматься лишь как отсутствие ограничений личности для её духовного развития и нравственного совершенствования. Нравственный выбор как любой творческий процесс дает человеку ощущение свободы. «Только свободный может творить, только творящий свободен».

      Свобода – понятие относительное. Абсолютной свободы вообще нет, ибо это означало бы свободу от закона причинности. Духовная свобода указывает лишь на степень независимости человека от своих желаний и долга, отражающих его судьбу как необходимость. Свобода воспринимается на опыте как возможность выбора. «Правильного» выбора не бывает – есть только сделанный выбор и его последствия. Нравственная оценка выбора всегда связана с совестью, а не с логикой.

      Свободный выбор – это целенаправленный поиск наилучшего решения в конкретной ситуации с намерением изменить то, что эта ситуация человеку предоставляет, чтобы в соответствии со своими ценностями и возможностями сознательно действовать для своего будущего. Выбор своей позиции и поведения в любой своей ситуации меняет эту ситуацию и придает ей новый смысл.
 
      Человек свободен поступать по своей воле и делать свой выбор, но он не властен над его последствиями. Это – закон духовной жизни человека, такой же непреложный как физический или биологический. Результат осуществленного выбора так или иначе отразится на внутреннем благосостоянии человека. Только намеренное осознанное действие связано с ответственностью в том смысле, что неминуемо изменит наш характер и сознание, духовные возможности и границы нашей свободы, а также создаст в нашей судьбе (или не создаст, если оно бескорыстно) новую причину – мотив к действию в будущем. Действие этого закона независимо от религиозной, национальной, социальной принадлежности и степени его осознания или принятия. Каждый из нас отвечает только за то, что совершил свободно по своему выбору посредством собственной воли, направленной к осознанной цели.

      Направление наших намерений играет решающую роль в последствиях осуществленного выбора. Воля человека может быть направлена в соответствии с корыстным (ради себя) или бескорыстным (ради других) желанием, мотивом, намерением. Мотивированные поступки значит преднамеренные. Намерение – это то, чего мы хотим от реализации своего желания. (В каббале намерение – одно из основополагающих понятий).

      Можно сказать, судьба – это корни наших намерений (откуда они растут). Одни намерения рождаются по необходимости как следствие прошлой нашей деятельности. Другие намерения формируются в процессе свободного выбора и оказываются мотивом – причиной поступков и событий, происходящих по воле человека, за которые он несет ответственность. Мы не можем отрицать свою ответственность и винить кого-то другого за то, что происходит в нашей жизни, т.к. сами своей прошлой деятельностью создали предпосылки нынешних обстоятельств. Человек всегда достоин того, что с ним случается.

      Человек свободен в той мере, в какой осознает себя и свои действия. Когда он не видит свой выбор, неизбежные события наступают независимо от его воли («по воле рока»). Когда мы преследуем свои интересы и наши поступки эгоистичны, мы находимся во власти причинно-следственного закона и наше будущее предопределено. Мы не жертвы преследующего нас рока, не злая судьба давит нас, а наше собственное прошлое. Человек, находящийся во власти привычки или внешних обстоятельств, не может быть свободным. Полная предопределенность судьбы совершенно лишает человека внутренней свободы, а значит и ответственности. Только в результате осознанного выбора события могут происходить по воле человека.

     Судьба проявляется как необходимость, если мы не осознаем свой выбор. Свобода – не противоположность необходимости (неизбежности судьбы), но возможность, осознав ситуацию, разорвать ее причинно-следственную связь. Свобода и необходимость – два аспекта одной и той же судьбы, потому что человек сам, обладая возможностью выбора и свободой воли, оказывается соучастником формирования своего жизненного пути. В той степени, в какой человек обладает духовной свободой, он может изменить свою судьбу, но не вопреки нравственному закону, а благодаря нему.
 
      Иначе говоря, мы можем сами формировать свою будущую судьбу бескорыстными (без привязанности к результатам) действиями. Бескорыстные поступки исправляют характер (наклонности), очищают совесть, расширяют нравственное сознание и область свободного выбора, т.е. ведут к свободе. Это и есть естественный путь самосовершенствования человека. Этот духовный механизм лежит в основе всех йогических практик буддийской традиции и методик Каббалы в иудаизме.

      В анализе побудительных причин происходящего в человеческой жизни особый интерес представляет та часть осознанного, которая является следствием нашего свободного выбора. Именно эта часть, самая сердцевина человеческой сущности в том смысле, что подымает человека над природой, устремляет его к духовному совершенству и является главным в этике всех религий, философий, корнем всех культур. Духовное развитие человека нельзя понять в рамках биологической теории эволюции, не знающей цели и смысла. Самосознание человека подсказывает, что он сам, своею волей, своей возможностью свободного выбора может участвовать в своем развитии.