Цикл зарисовок Подростки

Лариса Григорьева
               

В электричке напротив меня разместились двое юношей с рюкзаками примерно шестнадцати лет от роду.  Девочки, тоже с рюкзаками, устроились на соседней лавке.
        Я украдкой разглядывала мальчиков. У одного из них было нежное, милое, почти девичье   лицо с серыми глазами и  острым носиком, светло-русые волосы стрижены под бокс.  Как только электричка тронулась, он вытащил толстую книгу и, начиная с середины, стал читать. Я разглядела название: «Война и мир» Льва Толстого. Второй мальчик показался чуть старше из-за лица, которое сейчас уже светилось мужественной красотой.  Он был  темноволосый, кареглазый,  тоже стрижен под бокс,   в руках держал смартфон и иногда что-то читал там.  Несколько раз юный мужчина тайно фотографировал девочек на соседней скамейке, посмеиваясь и заговорщицки, чуть подталкивая своего товарища.
        Мои студенты такого же возраста, поэтому поговорить с ребятами было любопытно.
        – Вы читаете такое серьёзное произведение! – обратилась я к юноше с книгой. – Интересно или из-за ЕГЭ?
        – Мне интересно! – он серьёзно взглянул на меня.
        – А бумажный вариант – это намеренно? – продолжала я расспрашивать.
        – Да, мне нравится читать бумажные книги, – ответил паренёк, как будто недовольно, и снова уткнулся в книгу.
 Другой юноша с любопытством прислушивался к нашему разговору, и я не могла его не спросить:
         – А, вы «Войну и мир» читаете, наверное, в электронном виде?
         – Нет, – засмущавшись, ответил он, – мне не надо, не пригодится в профессии.
         – Как это не пригодится! – возмутилась я.  Во мне мгновенно заговорил дух преподавателя, и я наставительно произнесла краткую речь:
        – Вам же жить ещё долго, долго в социуме.   Такие книги просто повышают грамотность, всякую: психологическую, социальную, историческую, и легче вам будет понимать разные обстоятельства, с которыми ещё придётся сталкиваться  в  жизни. –  Меня, как говорится, «понесло», хотя, конечно, понимала, что никакими наставлениями таких взрослых уже мальчиков не изменишь. Пожалуй, я бы ещё продолжила свои рассуждения, но, слава Господи, заметила, что поезд наш остановился.  Я торопясь подхватила свою сумку и, пожелав удачи своим юным попутчикам, быстро пошла к выходу и, едва  успела сойти по ступенькам, как двери  захлопнулись, и электричка тронулась, унося ребят, которым предстоит заменить  в этой жизни нас – старичков.
                ***
В субботу народу в трамвае не много, хотя места почти все заняты.  Впереди,  напротив входа едут три подростка лет по пятнадцать, чистенько и скромно одетые, ничем не приметные. Вдруг на одной из остановок заходит мужик, среднего роста и возраста с давно нестриженой шевелюрой, располагается на сиденье впереди меня, которое сбоку, рядом с кондуктором, и, не ожидая, когда женщина потребует оплаты проезда,  громко заявляет:
    – Не оплачу! Не приставай! При этом он подмигнул мне, вытащил из кармана четвертушку водки и, глотнув из неё, выматерился. Сосед мой, пожилой мужчина хмыкнул и произнёс как будто одобрительно:
      – Давай, давай!
Нарушитель,  похоже, обрадовался поддержке и ещё больше обнаглел. Снова обматерил,  неизвестно кого, и жадно отпил несколько глотков горячительного.  Рука его была разрисована татуировкой, на  пальце поблёскивало  золотое кольцо. Мне захотелось куда-нибудь пересесть подальше от этого, наверно, психически ненормального человека.
Подошла кондукторша и потребовала купить билет.
    – Я тебе сказал, отстань. Скоро выйду! – последовала реакция забияки.
Женщина решительно нажала кнопку требования остановки и  пригрозила:
    – Сейчас вызову полицию! Трамвай остановился.
Дебошир  удивительно безропотно встал и быстро вышел.
При этом один из мальчиков, свидетелей всего происходившего, небрежно произнёс:
     – Брякнуть бы его! – и добавил уже более решительно, – печатка у него толстая на пальце.
 Один из приятелей хмыкнул, другой выругался нецензурно  и все трое весело и громко засмеялись.
 Молодой мужчина, заметив, как осуждающе,  я разглядываю подростков, произнёс:
    – Теперь все они  такие!
    – Я не успела ответить, потому что вдруг донеслось:
    – Помогите же кто-нибудь!
Я повернула голову и увидела, как мальчишка, вызвавший у меня антипатию своим сквернословием, уже подтягивал пожилую женщину в вагон. Потом он уступил ей место.  Вот так!
                ***
Отмечали торжественную дату. Пришли  друзья и наша дочь Лида, с которой  живём в одном доме, но в разных подъездах.
   – Так, а внуку надо особое приглашение! – дед  пошёл к телефону, но дочь остановила его:
   – Не надо. Сказал, что сейчас  будет.
  Чуть позже мы с Лидой  на кухне:
   – Мама, у нас проблема. Коля учиться стал плохо, домой приходит ночью. Разит от него табаком и алкоголем. Губную помаду как-то разглядела на лице.
    – Да, ты что! Ему же ещё  пятнадцать только! И кто это его губной помадой?
    – Подруга эта старше его лет на пять. Работает в автосервисе. Зовут её Галя. Я  с ней поговорила. Просила оставить Колю, он же ещё школьник. Ты знаешь, мам, я её ненавижу! Она развращает мальчика.
     Раздался звонок в дверь.
     – Ну, вот и Коля! – я открыла, оказалось, наш сосед с шахматами.
     – Лида, мужики теперь надолго с игрой.  Пойдём к тебе, может быть я смогу  поговорить с внуком.
      Все уже поели и мы, распрощавшись с гостями, отправились, на восьмой этаж в соседнем подъезде. Лида повернула ключ в замочной скважине, но дверь не открывалась, явно внутри она была на задвижке. Вижу, лицо дочери вспыхнуло и она   раздражённо, громко постучала. Через минуту щёлкнула задвижка, дверь открыл Коля. Вид у него был несколько растерянный. Позади него я разглядела тёмноволосую, ярко красивую девушку.
    – Чего закрылся-то?! Коля не успел ничего ответить, потому что дочь почти закричала, обращаясь к Гале:
     – Я просила тебя отстать от моего сына!
     – Вон отсюда!!
Галя юркнула за дверь, а Лида довольно грубо усадила сына на стул.
     – Мы волнуемся.  Обещал же догнать... И вдруг  здесь эта деваха…
     – Она хорошая! – вдруг воскликнул внук, глаза его блеснули слезами.
     – А, ты! А, ты!.. – Коля уже с ненавистью смотрел на мать. Мне стало страшно и душно. Внук сорвался с места и скрылся в своей комнате, хлопнув дверью.
     В звенящей тишине всхлипнула дочь. Я погладила её по плечу:
        – Всё-таки не оскорбил мать, не посмел!
        – Я пойду, попробую Колю успокоить. Поговорю с ним.
                ***
Приятель рассказывает:
         – Школу ремонтировали. Крышу. Завезли шлаку тонны три. Выгрузили во дворе. Куча громадная! Жара. Запарка! А тут пацаны у нас, на каникулах, подзаработать пришли. Видно, впервой. Оформили их.  Всё как положено. Я бригадиром… Ну, как привык, построже, с запасом, сначала втык им – про никчёмность и разгильдяйство современной молодёжи!  После – задание «перетаскать  кучу шлака на крышу и распланировать там».
       Утром это было. Уж к вечеру ближе добрался до школы проверить как юные работнички «баклуши бьют», а кучи-то и нет! Сидят ребятишки на крыльце, лица серые, осунувшиеся. Один из них тихо так, хрипло:
      – Задание выполнили. Проверяйте.
      Второй, похоже, вообще не в состоянии был говорить, а, когда поднялся и  пошёл, хромая, не распрямился,  как старик!
      Ещё бы!  Работы-то  на три смены было,  а они – за одну!  Вот, мужики! Я уж оправдываться не стал, только сказал им, чтобы завтра на смену не выходили. Потом премию им выписал.
                ***
      Да. Подростки особый народ.  Себя вспоминаю в четырнадцать. Будто и не я это.   Случай со мной был тогда.
       Жили в маленьком городке. Иду по своим делам через привокзальную площадь. Вижу, вроде, большая семья. Двое взрослых и  дети, стоят кучкой, обсуждают что-то, а чемоданы и упаковки – несколько в стороне. Откуда-то сбоку подходит мужик, спокойно, как свои, подхватывает две сумки и шагает восвояси. На мгновение я обалдела и, тут же громко, очень громко закричала:
     – У вас вещи украли! Вон, вон, уносят! – показала рукой.  Один, из взрослых, подхватился, догнал вора, отобрал.
     Меня поблагодарили, и я, очень довольная собой, пошла дальше до привокзального магазина, поднялась на крыльцо и вдруг – объятия сзади, как клещи, прижали меня к твёрдому мужскому телу. Я, задыхаясь от несвежего запаха и страха хотела закричать, но рот мой уже предусмотрительно зажали ладонью.   Услышала горячий шёпот:
         – Я тебе нос отрежу, героиня!
     Люди мимо проходят.  Никто на нас не обращает внимание. Я заплакала. Ладонь, зажимающая рот ослабела. Затем захватчик вытер свою руку сзади об мою кофточку и слегка толкнул меня вперёд. Я оглянулась, не сразу, но когда посмотрела – никого подозрительного. Конечно, я забыла, зачем шла. Бежала домой так,  будто стая злых собак преследовала.