История Тамани часть 9

Николай Мринский
Согласно заключенному в 971 г. мирному договору Русь обязалась не нападать ни на Болгарию, ни на Византию, ни на её крымский анклав - «Корсунскую страну». Через крымские порты с IX века шёл важный торговый транзит - нефтяной. Крупнейшие месторождения нефти находились тогда на Кубани, которую контролировали хазары, а её основным потребителем была Византия, Константинополь. Там нефть и продукты её перегонки использовались для освещения, отопления и изготовления смертоносной зажигательной смеси - «греческого огня». Сосуды с плоскими ручками (амфоры), заполненные чёрным земляным маслом (нефтью)  с Тамани доставлялись в Херсон. Там, вероятно, её перегружали в более крупную тару для отправки в столицу или использовали на месте. Благодатная земля, завоёванная на Таманском п-ове, передавалась по наследству. Она же являлась местонахождением Зихской епархии, глава которой подчинялся напрямую Константинопольскому патриарху. Христианство и высочайшая в те времена византийская культура очень сильно привязывали к империи Таманский и Керченский п-ова, пожалуй, даже сильнее, чем экономика. Разворачивается крепостное и церковное строительство. Примечательно, что с рубежа IX и X вв. и до наших дней сохранился храм Иоанна Предтечи, настоящий шедевр византийского храмового зодчества, возведённый в Боспоре (Керчь) в VII-VIII вв. Известны свинцовые печати церковных иерархов епархии: архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в., и Григория. Одно время Зихскую кафедру занимал выходец из киево-печерской братии архиепископ Николай - по происхождению русский.

Вообще ранняя история русской церкви тесно связана с Тмутараканью. Большую дискуссию в XVIII в. среди историков вызвала и тема её географического нахождения. Тмутаракань искали под Рязанью (В.Н. Татищев) и под Астраханью (А. Лызлов, П. Рычков). М.М. Щербатов - видный историк и публицист считал, что она находится вблизи Азова. И.Н. Болтин полагал, что Тмутаракань находилась в верховьях р. Ворсклы. Оригинальным для своего времени было мнение академика Г.З. Байера, который писал в 1736 г., что «Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне называется место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического (Азовского) моря». Мнение Байера было близко к мнению другого историка - Эммина, который так же считал, что княжество находилось на о. Тамань. Из этого вытекает, что до определённого момента историки не могли локализовать место расположения Тмутараканского княжества. Существовало и несколько версий того, с какого времени начало существовать княжество. А вот о том, где-же находилась Тмутаракань нам поведал один очень любопытный экспонат-источник, впрочем, о нём ниже. Из исторических источников особенно любопытна «Повесть временных лет» которая довольно подробно описывает жизнь княжества в XI в. Итак, летопись сообщает нам, что князь Владимир Креститель, раздавая земли сыновьям, отдал или «посадил» на княжение в Тмутаракани Мстислава (умер в 1036 г).

Примерно в это же время хронист из Византии Иоанн Скилица сообщает, что в византийских владениях в Крыму вспыхнул мятеж, под предводительством крещёного хазарина Георгия Чулы. Помог византийцам в подавлении мятежа «брат архонта Владимира Сфенг». Современный историк Лев Прозоров сделал предположение что Сфенг судя по быстроте его действий, княжил неподалеку от Крыма, а именно в Тмутаракани. Наверное, можно согласится, однако, летопись сообщает, что тут ещё с 988 г. княжил сын Владимира Крестителя. Как объяснить это противоречие русского и византийского источников? Предположительно, перед тем как уйти воевать с Византийской Империей Великий князь Святослав Храбрый разделил княжение между сыновьями, дал землям славян правителей – олицетворявших власть, вокруг которых они бы могли сплотиться в случае опасности. Такой, которая пришла под стены Киева в 968 г. в виде орды печенегов. Вероятно, в Тмутаракани он посадил одного из своих сыновей «Сфенга» (его имя можно так же прочесть как Свен, Звенко, Звяга) который и княжил там до своей смерти. Судя по имени, он был язычником, нигде в источнике не говорится о том, что он был христианином. Возможно, летописец, сообщая о начале княжения сыновей Владимира в своих землях, несколько ошибся, Владимир мог раздать престолы в землях, но вот некоторые его сыновья ещё не могли княжить, и раздача была произведена что называется «заранее». Владимир мог пообещать Мстиславу княжение в Тмутаракани, но в это время там ещё княжил Сфенг. Это объясняет, почему летопись так поздно сообщает нам о начале деятельности Мстислава в Тмутаракани.

О сколько-нибудь серьёзной деятельности князя мы узнаём в летописи под 1022 г., когда сообщается о всяческом укреплении и расширении пределов княжества; о походе Мстислава на касогов и его знаменитом поединке с князем Идаром (Редедей) в год 6530 (1022). Летопись гласит: один из 12 сыновей Великого князя - Мстислав, получил Тмутаракань в княжение от своего отца. Победы над кочевыми племенами способствовали утверждению власти молодого князя, прозванного в народе удалым и храбрым. В 1016 г. Мстислав помог Византийскому императору отобрать у хазар Тавриду (Крым) и был вознаграждён золотом. Уже то что князь начал действовать в своей земле так поздно указывает на то, что он и княжил в ней не так уж давно, возможно после смерти Владимира Крестителя, возможно позже. Возможно, он просто бежал из Киева во время борьбы за Киевский стол после смерти Владимира. Ведь, как известно, Тмутаракань служила пристанищем для князей самого авантюрного нрава. И не удивительно, что Мстислав мог бежать сюда в поисках лучшей доли. А может он княжил в Тмутаракани и раньше, но под присмотром язычника Сфенга и после его смерти стал действовать самостоятельно. Может показаться странностью, что князь христианин послал сына под присмотр дяди язычника, но стоит помнить, Русь в это время только начинали крестить и о сколько-нибудь сильном влиянии христианства на жизнь даже княжеского двора, говорить не приходится. Об этом писал выдающийся русский историк И.Я. Фроянов в своей работе «Начало христианства на Руси».

И через пол века от рассматриваемых нами событий на Западе Руси будет существовать вполне себе языческое Полоцкое княжество, где княжил знаменитый князь-чародей Всеслав Полоцкий. Там, в качестве некоего «символа» и будет находится несколько христианских священников. Да и Мстислав вполне себе вчерашний язычник, судя по языческому имени. Ещё это можно увидеть в описании его поединка с воеводой касожским. То есть до этого князь не уделял новой вере серьёзного внимания, и лишь победив, построил церковь. Это, возможно и объясняет то, почему Мстислав так поздно включился в борьбу «Владимировичей» (сыновей Владимира Крестителя) за Киевский Престол. У него попросту не было сил для этой борьбы, и только начав княжить сам после 1015 г., укрепив положение княжества, победив касогов, (адыгейцы в русских источниках) мобилизовав хазар, которые жили в его княжестве, он включился в борьбу против Ярослава Хромца (напомним, сперва Ярослав Владимирович носил именно прозвище Хромца, и только потом стал Мудрым). В ряде исследований можно сталкиваться с тем, что Сфенга и Мстислава отождествляли. Однако, это весьма сомнительно, уж слишком серьёзное противоречие в источниках. Изложенное объясняет разночтения в них, хотя и не претендует на стопроцентную правильность. Переходя к описанию поединка сразу отметим, что у касогов тогда слово - «Редедя» - не являлось именем, а означало должность. Адыгское слово «уэр-и-дада» - «отец воинов», то есть «воевода». Имя же этого «редеди» - Идар. Итак, летопись продолжает, что пришёл Ярослав к Берестью.

В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошёл на касогов. Услышав же это, князь касожский Идар вышел против него. И, когда оба полка друг против друга встали, Идар, по обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством. Он предложил Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Прольём напрасно много крови. Давай сойдёмся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь всё что имею: богатства, землю, жену и детей. Если же я одолею, то возьму твоё всё». И принял Мстислав вызов его: «Да будет так». Тогда продолжал говорить Идар князю Тамаркая (Тмутаракани) Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». Сложили с себя наземь оружие и крепко схватились бороться. В долгом, тяжёлом поединке, стал изнемогать Мстислав, ибо велик и силён был высокий Идар. В критическую минуту боя призвал на помощь тогда Богородицу, крепкий и коренастый Мстислав: «О пречистая Богородица, Царица Небесная, помоги мне! Если же одолею Идара, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю, выхватил нож, и поразил им касогского предводителя в гортань. Богатырь Идар был фактически зарезан. Коварство и нарушение слова было присуще тогда русским князьям. Мстислав, пойдя в землю Идара, забрал всё и дань возложил на касогов. Вернувшись в Тмутаракань, заложил храм в честь Святой Богородицы (1022-1024 гг.) и воздвиг его, что стоит и до сего дня в Тмутаракани». Это была одна из первых каменных древнерусских церквей и её построение именно в камне воспринялось народом торжественно, как Божественный знак.

Продолжение следует в части  10             http://www.proza.ru/2016/12/20/1610