Комментарий на Символ веры

Андрей Николаевич Миронов
Видеоверсия статьи: https://youtu.be/iCCooFwfuiQ      

       Символ веры – краткое и точное изложение основ христианского вероучения, утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
       Символ Веры состоит из двенадцати членов, каждый из которых содержит догмат православной веры.

       1 член.
       Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
       Русский текст: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

       Верую – то есть выражаю своё отношение к невидимому как видимому, неочевидному – как очевидному. Верующий не просто признаёт учение Церкви, но прилагает его к своей жизни, ибо «вера без дел мертва» (Ик. 2:20); «вера же есть осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1).
       Иногда веру противопоставляют знанию. Однако, строго говоря, есть только вера, знание – у Бога. Мы не знаем, вращается Земля во круг Солнца или наоборот, мы просто верим учёным, утверждающим, что вертится Земля, в то время как наши глаза свидетельствуют об обратном. Наблюдая за окном дождь, мы не знаем, идёт дождь в действительности или нет – мы доверяем своим органам чувств. И так во всём, с большей или меньшей вероятностью достоверности.
       Православная вера зиждется не на фанатической и безосновательной уверенности, но на живом и реальном действии Духа Святого, многочисленными свидетельствами в преданиях Церкви и личным опытом верующих людей: «тщетно именуется христианином тот, кто не имеет в себе благодати Христовой ощутительно» (прп. Симеон Новый Богослов). При этом и людям внешним довольно будет аргументов: исторических, вероучительных, духовно-нравственных, логических и собственно научных (то есть подтверждённых наукой) оснований веры.   
       Верую, а не веруем – форма используемая в богослужебной практике, так как вера – личное дело каждого, область свободного волеизъявления человека. Вера одного человека может послужить другому, но нельзя верить за других.
       во единаго Бога Отца
       Единаго – то есть единственного. Мы веруем не в одного из множества богов, но Единственного в своём роде: нет Бога, кроме Того, Кого Церковь исповедует Богом.
       С другой стороны, мы исповедуем единство как единение. Единение возможно между кем-то и кем-то. Бог один по существу, но троичен в Лицах. Таким образом, три Лица Пресвятой Троицы образуют единство между собой.
       Существо Бога познаваемо только Богом, тварь не может познать Творца. При этом, человеку доступно приобщение к нетварням энергиям Господа, то есть проявлению Его божественной сущности, что достигается уподоблением Творцу, участием в таинствах, жизни по заповедям. Человеку также даны некоторые понятия о природе и свойствах Божьих, которые, впрочем, следует рассматривать как их слабые земные отражения.
       Бог есть абсолютный, самодостаточный Дух. Он пресвятой, всеблагий, всеправедный, всемогущий, премудрый, неизменный, вездесущий, всеведующий, вседовольный.
        «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И лишь христиане вправе утверждать это, ибо любовь не может пребывать в пустоте, любовь всегда имеет вектор, всегда на что-то направлена и ничтожна, если обращена только к самому себе. Поелику Бог неизменен и Любовь существовала прежде создания мира, то где как не в Троице, между Отцом и Сыном в Духе Святом могла существовать любовь?
       Три Лица, иначе – ипостаси (Отец, Сын и Святой Дух) – разнятся по образу своего существования. 
       Отец – собственное имя Первого Лица Троицы. Свойство Отца в том, что Он не рождается. Мы называем Бога Отцом, потому, что от него рождается Сын – (вочеловечившееся Бог Слово), через которого, живя по заповедям, то есть уподобляясь Сыну, мы все усыновляемся Отцу, не по естеству, но по благодати.
       Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым
       Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
       Бог называется вседержителем, потому, что держит в Своей силе и в Своей воле всё существующее. Он есть Бытие. Свт. Григорий Палама: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует лишь в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».
       Бог – Творец, создатель мира, как видимого, так и невидимого. Под небом понимается невидимый мир духов, то есть ангелов, часть из которых в последствии отпала от Бога и обратилась в демонов. Под землёй – всё прочее творение Божье (звёзды, планеты, атмосфера, животный и растительный мир и т.д.), то есть видимый, чувственный мир. При этом, ангелы, хотя и называются духами, но не имеют туже природу, что Бог – Дух абсолютный. Ибо ангелы, будучи тварью, не лишены тонкой телесности и иногда предстают человеку зримым образом. Образы Божьи – человечество Иисуса Христа, а так же явление голубя и гласа во время крещения Господня, не были явлением Бога по естеству. 
       В акте творения участвовал не один только Отец, а в равной степени все Лица Пресвятой Троицы сообразно своей форме бытия: Отец, как бы зачинатель дела, творит через Сына в Духе Святом. Тем же образом Отец Небесный устрояет, подает и созидает всё в нашем мире до сего дня и часа. Аналогично действует обратная связь: человек приходит к Отцу в Духе через Сына.

       2 член
       И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.
       И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;

       И во единаго Господа Иисуса Христа
       Вновь, читаем «во единаго...», то есть единственного Сына и Господа Иисуса Христа, единого в Троице с Отцом и Святым Духом. Господь – одно из имён Бога, применяемое как к Пресвятой Троице, так и к каждому Её Лицу. Сим удостоверяется, что, Тот, о ком идёт речь, действительно Бог. Иисус – значит «Спаситель». Этим личным именем наречён вочеловечившийся Бог Слово (Вторая Ипостась Пресвятой троицы). Христос (по-гречески «Мессия») – «помазанник». Помазанниками в Ветхом Завете назвали Царей, Первосвященников и Пророков по данной им от Бога благодати, выражаемое в символическом помазании их священным миром. Именование Сына Божьего Христом указывает на то, что его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа, подаваемые Царям, Первосвященникам и Пророкам.   
       Сына Божия, Единороднаго
       Вочеловечившись, Бог Слово не перестал быть Сыном Божьим, ибо в Богочеловеке Иисусе Христе не образовалась новая сущность. В Нём неслитно, а равно неизменно, нераздельно и неразлучно соединились две природы: божественная и человеческая. Таким образом, Иисус Христос – подлинно Бог, подлинно человек, подлинно Сын Божий. Следовательно, Его можно именовать как Богом, так и человеком, и Богочеловеком.
       Сына Божьего называют единородным, так как по божественной природе, Иисус Христос – единственный Сын Бога Отца, и поелику рождён из существа Отца, един с Ним по существу.
       Иже от Отца рожденнаго прежде всех век
        «Прежде всех век» сказано, дабы не подумали, что было время, когда не было Сына Божьего. Бог Сын рождается прежде того, как появилось время и вне времени, то есть вечно. Это рождение ни когда не начиналось и не заканчивалось, оно совечно Отцу. Бог Слово суть Вечный Сын Божий.
       Рождение Сына от Отца не есть отделение некоторой части, как если бы Отец чего-то лишился. Это рождение неразлучное. Господь родился, но не отделился. Он единое Существо с Отцом и Святым Духом. 
       Света от Света
        «Света от Света», значит Бога от Бога. В Писании Бог неоднократно сравнивается со светом. Например: «Я свет миру» (Ин.9:5); «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Так же, этими словами Отцы Церкви пытались несколько объяснить акт рождения Предвечного Сына, нераздельность и единосущность Сына и Отца. Так, например, Солнце есть свет и рождает свет, но рождаемый свет неотделим от источника света и оба они имеют одну природу.
       Бога истинна от Бога и;стинна
       Сын Божий называется Богом в том же смысле, что и Отец: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Иисус Христос есть истинный Бог, рожденный от истинного Бога: «да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5:20).
       рождена, несотворена, единосущна Отцу;
       Подобно тому, как всяк рождённый – одной природы с родителем, так Сын Божий одной природы с Отцом. Если бы Сын был сотворён, то не был бы Богом, ибо творение не равночесно творцу и не одной с ним природы. Поелику Сын Божий есть Сын, Он рожден, несотворен, а равно единосущен Отцу, то есть одной природы, единого Существа с Богом Отцом.
       Смысл каждого слова триады вытекает друг из друга, и столь подробное изложение кажется излишним.  Связанно это с тем, что Отцы ещё первого Вселенского Собора сделали некий акцент в этом вопросе, чтобы максимально ясно изложить православную веру о природе Иисуса Христа против ереси Ария, вносившего нестроение в Церковь и учившего о том, что Бог Слово хотя и родился, но во времени, следовательно, не единой с Отцом природы и есть творение Божье, а не Бог.   
       Имже вся быша
       Отец творил через Сына, на что и указывает Символ веры, вторя словам Писания: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

       3 член
       Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
       для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком

       Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
       Бог, будучи вездесущим, всегда пребывает на земле и на небе. Бог сошёл с небес – означает, что Господь отказался от вечного блаженства по своей любви к падшему творению. Божественные свойства Иисуса Христа остались при этом неизменными. В этом смысле, Слово сошло с небес не покидая их.
       Слова «Сшедшаго с небес» – выражают то, что «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Бесплотный Дух умалился до вещества, Творец сочетался с тварью. Божественное Слово соединилось с человеческой природой, и зримым, по человеческому естеству, образом, явилось людям, для людей и спасения их ради.
       От чего Господь восхотел нас спасти? От дьявола, от греха и смерти. Ибо сатана соблазнил на грех, а за грехом пришла смерть. Человек попал под власть дьявола, став удобопреклонным ко греху, а по смерти душа человеческая следовала во ад, где как грешники терзались так и праведники не имели блаженства по причине разобщённости с Богом. 
       Ни Цари, ни Первосвященники и не Пророки, не были способны исправить повреждённую в грехопадении прародителей человеческую природу. И ни какая личная праведность не могла избавить человека от многовековой пропасти между ним и Отцом Небесным. Смерть царствовала над миром, ибо человек отпал от источника жизни духовной и телесной. Требовался Тот, Кто станет связующим звеном между Богом и человеком, соединит в Себе божественную и человеческую природы, чтобы исправить последнюю в Самом Себе.
        «Нужно было человеку освятиться человечеством Бога» (свт. Григорий Богослов).
       Так свершился беспрецедентный в истории мира сверхестественный акт. Бог Слово вочеловечился, дабы исполнить Предвечный Совет о человеке, ибо Господь прежде сотворения человека знал о его падении. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим» (свт. Ириней Лионский).
       и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася 
       Воплотился значит облекся в человеческое естество. Как это произошло?
       Духом Святым Бог Слово вошёл в утробу Девы Марии и в сверхъестественном зачатии, соединился с человеческим естеством. Не переставая быть Богом Он стал душою и телом, причастился роду человеческому, стал одним из нас (вочеловечился).   
       Воспринятое естество, как и естество каждого человека, носило печать первородного греха, заключаемого в непорочной страстности: тленности, смертности и подверженности страданиям, однако не было обременено каким либо родовым грехом, то есть грехом ближайших предков, по причине благочестия родителей Девы и Её личной праведности. При этом важно понимать, что первородный грех является личным грехом Адама и Евы, в отношении же потомков  – последствием греха, а не собственно грехом.
       Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры»: «...исповедуем, что Христос восприял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он восприял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха... Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови... Он восприял все, для того чтобы все освятить. Он был искушен и победил, для того чтобы приготовить нам победу и дать естеству силу побеждать противника...».
       Богочеловек Иисус Христос, по воспринятому от непорочной Девы естеству, не только был избавлен от порочных страстей, но не был способен ко греху, ибо будучи человеком, не перестал быть Богом, имея две природы и две воли, добровольно подчинил человеческою волю божеству. В свою очередь, непорочная страстность в человеческой природе Иисуса Христа была необходимым условием спасения человечества, ибо «Что не воспринято, то не исцелено» (свт. Григорий Богослов).

       4 член
       Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.
       распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,

       Иисус Христос служил людям. Он проповедовал, пророчествовал и совершал различные чудеса. После сего был оклеветан и предан смерти через распятие во время, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат. Имя Понтия Пилата внесено в Символ веры, дабы подчеркнуть историчность Христа и обозначить время, когда был распят Спаситель.
       Исповедуем, что Христос был распят за нас. Не вместо нас, хотя и достойных осуждения, но ради нашего спасения. Господь пострадал за грехи человечества, не имея личного греха, и ни кто другой не смог заменить бы Его на Голгофе в деле нашего спасения.
       Страдания Его были подлинны, а не мнимы, как учили некоторые, считавшие, что Христос принял лишь вид страданий. Страдал человеческой, а не божественой природой, ибо божество не может страдать. Страдания и смерть Господь принял добровольно, но не в том, смысле, что Его тело было подобно первозданному Адаму и Христос своей волею причинял или попускал боль, вопреки естеству, но в том смысле, что добровольно пришёл на землю имея цель пострадать и умереть, добровольно попустил Себя распять когда пришло время, и страдал по естественным причинам. Поелику воля божья предвечна, то есть предшествовала страданиям и самому человеческому естеству, и в силе божьей было всё остановить, даже запретить естеству что-либо чувствовать – мы говорим о добровольности страданий. Так, три отрока в вавилонской печи избавлены были от естественного действия огня, но не потому, что тела их были первозданными, но во воле Божьей.
       Противное, сему, прп. Иоанн Дамаскин в своей книге «О ста ересях вкратце» относит к неправославному учению афтартодокетов, учивших, что «тело Христа с самого своего образования было нетленным. И что Господь претерпел страдания, они исповедуют, я имею в виду голод, и жажду, и утомление; но утверждают, что Он претерпел их не таким же образом, как мы. Ибо мы переносим страдания по естественной необходимости, Христос же, по их словам, переносил их добровольно и не был рабом законов естества».
       В данных словах, впрочем, не отвергается добровольность страданий в том значении о котором говорилось ранее. Он же в «Точном изложении православной веры» пишет: «Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все – как добровольное. Ибо, желая – Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер».
       Не сами по себе страдания и смерть были целью Господа Иисуса Христа. Не для того Господь претерпел мучения и умер, чтобы преподать некий урок или совершить другое внешнее действие. Господь – врач. Нельзя исцелить смертельно больного видами чужих страданий  и нельзя исцелить здоровое.
       Для человеческого рода страдания и смерть Христа имели не внешнее, но собственное и притом метафизическое значение. Проповедовать, совершать чудеса и умереть на кресте могли бы и пророки, но сего недостаточно.
       Для того, Господь и воплотился, чтобы пострадать, умереть и в Себе, Богочеловеке, исправить повреждённое человеческое естество: «Так как грехопадением было повреждено все существо человека, и тело, и душа, и ум, то Господь принял все это греховное существо, чтобы восстановить всего человека» (свт. Кирилл Александрийский).
       Каким точно образом произошло исцеление нам не ведомо. Виновниками тому были как безграничное смирение Господа во время тяжких мучений, так и сама смерть и воскресение. На кресте, превозмогая боль, Христос ни малейшим движением души не изменил Богу, смертью же и воскресением, получил втрое рождение.
       По разлучению души с телом, дух Божий как и было положено душе человеческой опустился во ад. Что представлял собой ад? Место без Бога. А чья душа посетила его? Богочеловека.
       Свершилось! Нет больше непроходимой пропасти, нет неразрушимой стены. Бог и человек разлучились на небе, а сочетались на земле. «Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!...» (из огласительного слова на Пасху свт. Иоанна Златоуста).
       Тело же Христа погребли в пещере. Сказано о погребении для уверения в том, что Иисус действительно умер, а после воскрес.
       Победа над дьяволом в преисподней, ещё не была окончательной победой над смертью.   
 
       5 член.
       И воскресшаго в третий день по Писанием.
       воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),

       Исповедуем, что по прошествии трёх дней Господь воскрес из мёртвых, то есть восстановил к жизни своё мёртвое тело, сочетавшееся с душой. Но воскрес не прежним. Апостол Павел Христа называет вторым Адамом, потому, что Он как бы скинул «кожанные ризы» падшего прародителя, исправил в Себе повреждённое человеческое естество. Тело Его стало бессмертным, нетленным, бесстрастным, каким было в раю у первого Адама. И как первый Адам есть родоночальник всего человечества, и тем сообщил нам своё падшее естество, так Господь стал новой главой для людей, которых соединяет посредством веры и причастия своему бессмертному Телу, которое есть Церковь Христова, а каждая клетка её – человек.
        «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22).
       Воскресением Своим, Господь смертью смерть попрал. Конечно, люди как и прежде продолжают умирать. Победа над смертью, означает здесь во-первых личную поведу над смертью первенца из мёртвых, то есть Христа. Во-вторых, смерти нанесён такой удар, после которого она ещё присутствует в мире, но учесть её уже предрешена и со вторым Пришествием Христовым будет уничтожена окончательно. 
       Воскресение произошло на третий день согласно Писанию, то есть как возглашали пророки Ветхого Завета. Например, образом пребывания во аде и последующего воскресения Христова является трёхдневное пребывания во чреве кита пророка Ионы и его последующее освобождение. 

       6 член.
       И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
       восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

       На сороковой день после своего Воскресения Господь Иисус Христос вознёсся на небеса с горы Елеон, очевидцами чего были его верные ученики. Речь идёт о телесном (человеческом) вознесении Иисуса Христа, ибо божеством, Он всегда пребывал на Небе. Вознесение ознаменовало окончание земного служения Христа и то, как по Втором пришествии Господа в Царство Небесное возьмутся все верные.
       Слова «Седяща одесную Отца», то есть по правую руку от Отца, следует понимать духовно. Сие означает, что Господь Иисус Христос имеет с Отцом одну славу и власть. Человеческое естество не умолило чести Бога Слово.

       7 член.
       И паки грядущаго со сла;вою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
       и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.

       Веруем во Второе Пришествие Христа. Если при первом, вочеловечившийся Бог Слово явился в зраке раба, и незаметно для большинства, то в конце времён Он явится во славе, судить живых и мёртвых. В сей миг, всё преобразится, живые и мёртвые восстановятся в нетленных телах, очищенных от первородной порчи. Люди окажутся подобными первозданному Адаму.
       Суд Божий означает, что Истина откроется людям в полноте и со всей очевидностью. Перед нами обнажатся грехи от создания мира: злые дела, тайные помышления и движения сердца. Нечистота греха и слава Добра будут настолько разительны и очевидны, что не возможно будет грешникам ни оправдаться чем либо, ни опровергнуть своё зло. Знания упразднятся. Станет явной всякая клевета и неправда, обличится коварство как коварство, подлость как подлость, всякое зло, как зло... С другой стороны, явятся дела правды во славе их виновников.
       И тогда, верные обретут полноту блаженства в Царствии Небесном, которое не имели ещё по разлучении души с телом, а грешники низвергнутся «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Вероятно, духовное состояние праведников не будет чем-то недвижимым, но они смогут вечно возрастать в Боге и всё более приобщаться к радости. 
       При этом, Страшный Суд будет окончательным, ибо окончательным, то есть неизменным, станет выбор людей в силу полноты открывшейся им Истины. Подобно тому, ангелы лишь раз сделали выбор, между злом и Добром.
       Отпавшие навечно укоренятся в пороке, а спасённые обретут, непадательное состояние, чего не имел первый Адам, ибо не претерпел до конца все пути уготованные ему Господом. Не потеряв свободы воли, верные окажутся не способными ко греху: «Велика свобода – быть в состоянии не грешить; но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить» (блж. Августин). Так в Боге человечество обретёт полноту свободы и более не распорядится ей не разумно.
       Вероятно так же, что на Страшном Суде те люди, что были осуждены на суде частном, с учётом посмертного опыта, и, наконец, полноты Истины, открывшейся им во Втором Пришествии Иисуса Христа, смогут выбрать добро и присоединиться к верным чадам Церкви.
       Обретение Царства Небесного не означает возвращение в Эдем.
       Царство или Небесный Иерусалим – явление вселенского масштаба, преображённый мир и вечное блаженство праведников. Времени не будет (Откр. 10:6), а Бог будет всё во всём (1Кор 15:28), то есть ни что не чистое не воспрепятствует Богу воцарится в нас, ибо не войдет в Царство Небесное ничто нечистое (Откр. 21:27). И всё будет предано Отцу через Сына в Духе Святом. Царство ни когда не окончится, оно вечно.
       Что конкретно будет собой представлять Царство, о том можно сказать так: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
       Когда это произойдёт мы не знаем, дабы всегда готовились встретить Господа чистыми делами и мыслями. Впрочем, имеем некоторые знаки, например, Царству Небесному будут предшествовать три с половиной года правления антихриста (Откр. 13:5), некой личности, которая будет выдавать себя за Мессию и ему поклонятся все отпавшие от Истины (Откр. 13:8).
       Готовится же мы должны во-первых к суду частному, он и будет для нас Страшным, ибо произойдёт в обозримом будущем. И поелику не ведаем когда каждый из нас умрёт, должны быть готовы к тому на всякий день и час.

       8 член.
       И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
       И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

       Дух Святой – третья Ипостась Пресвятой Троицы. Мы называем Духа Господом в том же смысле, что и Сына и Отца, то есть исповедуем Его истинным Богом, единосущным, равночестным Отцу и Сыну. Господь – жизнедатель, без него нет жизни. Духовная жизнь человека есть жизнь в Духе Святом. При этом, данное свойство животворящего Духа нельзя рассматривать в отрыве от Троицы в целом, ибо Бог – Троица в Лицах и единица по существу.
       Ипостасное (личное) свойство, иначе – форма бытия третьего Лица Троицы есть исхождение от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Духа – человеческому уму не постижимо, довольно нам знать, что это не одно и тоже. Строго говоря, ни рождение ни исхождение применительно к Богу, не могут иметь собственное значение этих слов, равно как и любое определение Бога – условно. Мы говорим: Сын рождается, а Дух исходит, для различения свойств, и вторя словам Господа, а не потому, что ведаем существо того и другого.
       Однако, имеем некоторые образы.
       Так, например, равноапостольный Кирилл, просветитель славян, для понимания ипостасных свойств предлагал следующее сравнение: Солнце (Отец) рождает свет (Сын) и от Солнца исходит тепло (Дух).
       Ещё: ум рождает мысль, а мысль имеет некоторые сердечные свойства и смысл. Виновником же того и другого остаётся ум. И если ум уподобить Отцу, мысль – Сыну, смысл – Духу, то как отделить смысл от ума и мысли? Так Дух Святой исходит от Отца и сопутствует Сыну. Равно свет от солнца несёт тепло. Тепло сообщается предметам. А мы приобщаемся Духа Святого через Сына. 
       В нашей обыденной жизни мы не мало общаемся. Произносимые слова могут быть одинаковы по форме, но разные по духу. От одних слов веет теплом, а от других холодом. Так и говорят: у этого человека дух чистый, а у того не чистый.
       Святой Дух есть как бы восхититель, выразитель, наполнитель и завершитель дел Божьих. Отец творит через Сына, и на всё что творится Богом и совершается людьми во славу Божью налагается Дух Божий. Он словно сургучная печать на божественной грамоте, удостоверяющая достоверность слов и подлинность её подписавшего. Духом открываются нам тайны Божьи, Духом Божьим проверяем: от Бога ли то или иное? Наша духовная жизнь и есть ни что иное как стяжание Духа Святого. На это направлены посты, молитвы, бдения, все наши усилия и чаянья. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
       Исполненные Духа Святого волю Отца Небесного глаголили пророки: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Догмат о богодухновенности Ветхого Завета введён в Символ Веры, дабы ни кто не думал, что книги Ветхого Завета есть плод человеческих мудрований. На то, что книги Нового Завета написаны по вдохновению Духа, Символ Веры не указывает, ибо данный вопрос не был предметом спора в Церкви.

       9 член.
       Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
       И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

       Церковь есть собрание всех живущих и усопших православных христиан под единой главой Господом Иисусом Христом, объединённых верою, любовью Божьей, священноначалием и святыми Таинствами.
       Церковь – единство в Духе Святом, людей, пытающихся жить по Евангелию.
       Церковь есть Тело Христово (Еф. 1:22-23). «Как члены нашего тела с головою составляют один живой организм, водимый главою, так верующие, крещением втелесяемые Христу, как главе, с Ним образуют один телесно-духовный организм» (свт. Феофан Затворник).
       Существует расхожее выражение Фейербаха: «человек есть то, что он ест». Отчасти это справедливо, в том числе, что касается жизни Церкви. Ибо Церковь объединяет людей не только единством веры и крещения, но и Святой Чашей, когда в таинстве Евхаристии, подаются истинные Тело и Кровь Христовы. Приобщаясь Святым Дарам человек духовно и телесно единится со Христом и во Христе друг с другом, составляя одно целое.       
       Церковь едина, то есть одна и неделима по существу. Нет множества Церквей, есть раскольники полностью или частично потерявшие единение со Святою Церковью и самочинные сборища. Она создана один раз и ни когда не пребудет. Самостоятельность поместных Церквей не означает оторванность друг от друга, всё они суть члены одного богочеловеческого организма, единой Церкви, разделённой территориально и историческими судьбами народов. Православные Церкви подобны ветвям одного дерева питающихся единым соком от его корней.
       Верить в Церковь, означает верить в её спасительное значение, деятельно следовать её Преданию, то есть Священному Писанию, определениям Вселенских Соборов, опыту духовной жизни святых Отцов. 
       Церковь называют святой потому, что Она освящена святостью Её главы и основателя Иисуса Христа. Если вочеловечиванием Бога Слово освятилось человеческое естество, то Духом Святым, поданным через Сына, освятилась человеческая общность, именуемая Церковью. С того времени как Дух Божий сошёл на апостолов Церковь имеет дар благодати совершения святых таинств. И даже простой мирянин, не в силу личного благочестия, но в силу причастности святой Церкви способен совершать таинство крещения.
       Церковь так же свята потому, что её составляют святые, то есть угодники Божьи. При этом свят – ещё не означает безгрешен. Сие обстоятельство не препятствует Ей оставаться святой, ибо к слову грешник надлежит здесь добавить – кающийся. Покаяться значит измениться. Церковь свята по своему предназначению: приняв святое крещение, человек не становится святым в силу совершенного таинства, но встаёт на путь святости, духовного совершенствования и доброделанья. Церковь – это больница, где духовно больные люди прилагают силы и средства для избавления от недуга (страсти) и её проявления – греха. В помощь тому берут пост, молитву и участие в таинствах. В свою очередь, нераскаявшиеся грешники отсекают себя от святой Церкви нежеланием исправления и упорством во грехе.
       Церковь называют соборной (иначе – вселенская, ближе к оригинальному тексту – «кафолическая»). Это Греческое слово выражает высшую степень всеобъемлемости и полноты.
       Господь пришёл спасти всё человечество, на каждом уголке Земли, спустился до самого ада, и обратил проповедь ко всем народам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20).
       Церковь называется соборной, потому, что Она не ограничена во времени и пространстве, включает в Себя все истины и средства необходимые для спасения человека в полноте сообщённые Церкви от Её создания. И подобно тому, как в каждой Евхаристической чаше и на каждой литургии присутствует весь Христос, а не какая то его часть, так поместная Церковь, будучи частью Вселенской, не вмещает в себя лишь часть Её благодати, но обладает всей полнотой церковности. В этом смысле каждая местная Церковь управляемая епископом кафолична.
       Церковь называется апостольской, так как Она берёт начало от апостолов, ставших первыми членами Церкви и которых Сам Господь избрал на служение. От апостолов непрерывно и неизменно сохраняет Церковь и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. Епископы рукополагают священников и каждый епископ ведёт свою историю от того или иного апостола через множественную череду непрерывных рукоположений. Разрыв подобных связей означал бы потерю даров Святого Духа и как следствие, недействительность дальнейших рукоположений и совершаемых таинств.
       При этом личные дары Духа Святого не наследуются и не приемствуются. Вообще, любой Божий дар, есть дар, то есть свойство сообщённое человеку, но не собственное свойство человека, как если бы он имел благодать без Бога.
       Есть благодатные свойства человеческого естества – основание для принятия Духа Божьего, ибо человек создан по образу и подобию Творца. Например, каждый человек по своей природе наделён дарами богопознания, разумом, совестью, ощущением неправоты… которые, впрочем, в продолжении греховной жизни умаляются и извращаются, от того порочные страсти иногда называют извращёнными добродетелями. Есть дары, которые имеют силу от причастности святой Церкви и священству в частности. И потому мы не вправе судить о действительности таинств по тому насколько праведен священник или нет. И есть дары личные. Но и они случаются по причине, когда душа праведника, очищаясь от грехов, позволяет Духу Божьему воссиять в ней и даже телу придать некие признаки будущей славы. Посему случается, что тела святых, не подчиняются закону тяготения, а по смерти сопротивляется естественному тлению.
       Чем больше отверстие в стене, тем больше света проникает внутрь и чем больше сора и меди высвободит человек из души, тем более золота сможет приемлить. 

       10 член.
       Исповедую едино крещение во оставление грехов.
       Исповедую единое крещение во оставление грехов.

       Исповедовать – значит открыто признавать, следовать исповедальному учению.
       Крещение – таинство, приняв которое человек становится членом Церкви и может принимать участие в других таинствах. Крещение есть духовное рождение, оно совершается над человеком только раз и потому называется единым. Как физическое рождение возможно только однажды, так и духовно родится можно только раз.
       Крещение совершается во оставление грехов, поскольку крещаемый принимает решение оставить греховную жизнь и встать на путь покаяния. Оставление грехов означает, что человек рождается для святой, безгрешной жизни.
       Конечно, подобное решение можно принять и не крестясь, но в этом случае не происходит перерождения человека, он остаётся оторванным от спасительного тела Церкви, Её таинств и следовательно, благодати Божьей.
       В крещении человек разрешается от прежних грехов, а в дальнейшем – в таинстве исповеди. Однако, последствия греха прародителей, остаются с ним до всеобщего Воскресения, ибо как и не принявшие крещение, крещённые продолжают стареть, страдать и умирать.
       Духовное рождение как и всякое другое таинство не происходит механически, в силу совершённого священнодействия. Вот, что по этому поводу пишут святые Отцы: «…твердо верующим Дух Святой дается тотчас по  Крещении, неверным же и зловерным и по Крещении не дается» (прп. Марк Подвижник). «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет» (свт. Кирилл Иерусалимский).
       Суть крещения хорошо обрисовал прп. Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия... кается... в прежних грехах своих и очищается от них в таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». Как видим, крещение подобно всеванию семени, прорастить которое есть дело всей последующей жизни человека.
       С вознесением Иисуса Христа в Церкви продолжается начатое Им дело спасения человеческого рода. И хотя вне Церкви нет спасения, страшно и невежественно думать о Боге, будто бы Он не даст и самой возможности спастись тем людям, которые не приняли крещение по независящим от них причинам. Ибо Господь пришёл для спасения всех, и любовь Божья не потерпит того, чтобы дать человеку бытие и обречь его на вечные страдания.
       Подлинно, не родившийся духовно (Ин. 3:5) и не питавший себя Телом и Кровью Христовой (Ин. 6:53) царства Божия не наследует. Но по окончанию времён, всё будет предано Богу, упразднятся и формы приобщения ко святому Телу Христову, принятые в видимой, земной Церкви, но не само приобщение. И кому как не крещёным и не причащённым проповедовал Христос сойдя во ад и вывел из него всех, кто внемлил этой проповеди?
       Впрочем, это не значит, что вхождением в Церковь можно пренебречь. Если человеку проповедано Евангелие и он гнушается Церковью, тем самым выражает своё неверие и нежелание спасаться, а так же гордость и неразумие, думая себе «У меня Бог в душе…», «Мне не нужны посредники…» и, что он сам, без Церкви, Богом установленной спасения нас ради, способен спастись. «Не лишение таинства, а презрение к таинству влечет за собой осуждение» (Митрополит Московский Платон (Левшин).
       В свою очередь и формальное членство в Церкви не является пропуском в Царство Небесное. Трудно спастись тому, кто не приобщился церковной жизни. В свою очередь, приобщённый идёт верной дорогой ко спасению, но если только прилагает к тому необходимые усилия. В противном случае, бит будет больше первого, о чём поведал Сам Господь (Лк. 12:47-48). А свт. Иоанн Златоуст, глядя на одновременное умножение и развращение христиан так рассуждал «Такие (люди) подают повод к хуле на Бога более, не-жели когда бы они не были христианами. Какая мне нужда во множестве? Только больше пищи для огня».

       11 член.
       Чаю воскресения мертвых.
       Ожидаю воскресения мёртвых

        «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20) – читаем мы в последних строках Святого Писания. Ожидаем Второе Пришествия Христа которое ознаменует воскресение мёртвых и окончание седьмого дня творения, то есть дня человеческой истории.
       Мир станет другим. Живые преобразятся и мёртвые воскреснут. Тела людей когда либо живших и живущих станут духовными, нетленными, бессмертными, не будут иметь увечий, болезней и прочих недостатков, которые даже имели во время земной жизни человека. Господь восстановит мёртвых из праха, как сотворил из праха первого человека. При этом, всё же речь идёт не о новом творении людей, а о их воскресении, то есть в прежних, собственных телах, но духовно свойства.   
       О дне же и часе том, мы не ведаем. 

       12 член.
       И жизни будущаго века. Аминь.
       и жизнь будущую. Аминь

       Будущий век наступит после всеобщего воскресения и Суда. Праведники обретут полноту блаженства, однако каждый в меру духовного возраста: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:41). И не одна лишь душа, но и тело будет участвовать в духовной радости.
        «Молчание есть тайна будущего века...» (прп. Исаак Сирин).
       Блаженство то неизъяснимо и оно в безмолвном созерцании Бога. Бог будет всё во всём (1Кор 15:28), а человек в Боге, и лишь Им одним, всесовершенным и всеблагим будут занято сознание и всё существо человека.
       Если же человек зол, то как сделаешь его счастливым в мире, где злу больше нет места? Если спасение в любви, покаянии и смирении, как спасти того, кто не желает любить, каяться, смиряться? Так, осуждённые, то есть не пожелавшие жить в чистоте, не примерившиеся с правдой, погнушавшиеся раскаяньем и любовью Божьей «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Не потому, что Бог не желает им спасения, но потому, что сами отвергнут Бога, источник радости и подлинной жизни.
       Спасение, как и погибель человека не приговор, но отражение духовного состояния человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). И если для земных и воздушных жителей солнечный свет бывает в радость, греет и дарует им жизнь, тот же свет для подземных тягостен и горяч. Посему уже в сём веке ад и рай внутри человека.
       Аминь – то есть истинно так, верно, да будет.

А.Н. Миронов. 2018 г.