Огромный клад спрятан в Быковом озере?

Евгений Золотов
Некоторые ветлужане – как костромские, так и нижегородские, полагают, что в стародавние времена сподвижники Степана Разина схоронили огромный клад в водах бессточного Слепнева озера, образовавшегося, по всей вероятности, в результате падения метеорита.

Дан приказ ему на запад

Глубокое озерко находится в глухих лесах на юго-востоке от Поназырева, ближе к границе с Кировской областью. Кстати, не так далеко - уже практически на вятской территории расположено другое немелкое озеро - Быково, где тоже, по легендам, спрятаны несметные сокровища, награбленные разбойниками. Но не могут быть эти клады везде?

К подобным версиям давно неравнодушно дышат поназыревцы. Судя по публикациям в районной газете, один из местных кладоискателей был близок к тому, чтобы «озолотиться», но заговорённый клад в очередной раз отвернулся от простого человека. Одна из последних публикаций на сей счет говорит о том, что, возможно, ни на Слепневом, ни на Быковом озерах клада нет, а если его и искать, то на водоёмах тоже метеоритного происхождения, но возле Ветлуги, а не за многие десятки километров на восток. Как туда потащишь пусть и благородный, но тяжёлый металл?

Например, довольно любопытно в этом отношении озеро Летячьи Ямы недалеко от села Троицкое Шарьинского района, куда, по слухам, простых рыболовов не пускают. Перетащил с Ветлуги все что надо, заговорил клад – пусть его ищут потомки многие века.

Ведь не секрет, что некоторые поназыревские рыболовы облюбовали озера, которые ближе к заброшенной деревне Киевская Старица. Причем, едут туда на несколько дней с провизией и выпивкой. Тут не только, наверное, чужие поплавки померещатся, но и клад под ближайшей сосной. А вот на берегах Слепнёва озера не так уютно, не говоря уж об окрестностях Быкова озера, где бродит свой, вятский йети…
Сява, третьим будешь?

Между тем, исследователи Александр Косарев и Евгений Сотсков в книге  «Заговоренные клады и кладоискатели» озвучили предание, записанное со слов жителей Костромской губернии.

«Приезжал он (якобы Степан Разин) с Лялиных гор. На Ченебечихе (большое селение в Ветлужском уезде) стояло большое черемисское село и церковь была Успенская. Село Успенское на Ченебечихе он сжег, церковь разорил, церковный колокол бросил в озеро. За это поплатился. Чтобы вымолить прощение - бросил в озеро золото. На восточной стороие озера есть камень велик, а на камне - зарубки, вроде бы крест, а от того камня идти к берегу, и у берега будут уступчики. С последнего уступа можно достать клад, а последний уступок на сажень в воде. Кто достанет - одна десятая себе, остальное отдай на дела Божьи. А колокол в озере издает гул каждый год в Успеньев день».

Александр Косарев и Евгений Сотсков эту версию считают неплохой. Ведь каждый из нас твердо знает, что Степан Разин некогда жил на самом деле и грабил окружающих граждан вполне профессионально. Но для сравнения они приводят еще одну, несколько иную информацию на эту тему, опубликованную в книге фольклориста и литературоведа Владимира Морохина «Легенды и предания Волги-реки».

«Ляля жил в горах у самой Ветлуги неподалеку от Варнавина. (Теперь эта местность называется Лялины горы.) В Чснебечихе стоял монастырь. Этот монастырь Ляля разграбил. Колокол сбросил в реку Большую Какшу. Золото же положил в бочку и бочку опустил в озеро, привязав его цепями к пню. Монастырь в настоящее время не сохранился».
 
«Замечаете, события начинают принимать интересный оборот»? – спрашивают авторы книги «Заговоренные клады и кладоискатели». Появляется уже не только легендарный Степан Разин, а некий Ляля (по другой версии его звали Сява, теперь так называется посёлок на реке Большая Какша в Шахунском районе Нижегородской области). Но и Ляля, несмотря на свою нежную кличку, тоже разграбил, поганец этакий, некий монастырь, а также сбросил колокол в реку и тоже (совершенно непонятно зачем) утопил добытое непосильным трудом ветлужан золото в озере.
Интересно, что и сейчас напротив Ченебечихи, если смотреть через протекающую с юга реку, находится местность, называемая - Саввин бор. Сохранился и населенный пункт, названный по имени знаменитого в тех местах разбойника. В бору есть даже Савина грива, о которой известно, что это именно то место, где ветлужский разбойник якобы закопал сокровиша из ограбленного его шайкой монастыря.

А на ларе – сундук золота

Впрочем, и эта версия к разгадке места захоронения колокола и сокровищ не приводит. Но есть и другая информация на сей счет в этнографических очерках «Клады, паны и разбойники», подготовленных в 20-х годах прошлого века костромским краеведом Василием Смирновым. Правда, в том тексте река Какша почему-то называется Кокшей (возможно, это и правильно), но мы будем использовать современное географическое название.

«Повыше села Воскресенского за восемь верст в Ветлугу впадает река Б. Какша. Вверх по ней есть деревня (теперь пустошь) Ченебечиха. От Ченебечихи три версты есть Подборная грива. От Подборной гривы верст 20 вверх по Какше есть Быково озеро, не очень велико, продолговато, один конец на летний восток, а другой в зимний запад. Из озера бежит речка Медянка в Б. Какшу. Версты полторы от речки по озеру три кучи костей, от костей по берегу была изба пятистенная 3 ряда, выкопана, в земле против озера лестница о семи ступней; от лестницы на берегу, сосна на парьей вверчена и на том озере погреб в печатную сажень вышиной и шириной, в этом погребе денег два винных перереза серебра, ларь меди, на ларе сундук золота, на сундуке пудовка медная мерять деньги, 12 турок, 12 пистолетов, 12 тесаков, паникадило, храмовая Богородица. Кто эти деньги найдет, паникадило отдать в Вознесенскую церковь, а Богородицу в Шляпинской скит, да выстроить семипрестолную церковь, да еще останется выстроить город. Кто сделает истинную правду, и друг друга не обманет, то и можно получить».

Так в Быково озеро Сява, он же Ляля, он же Степан Разин сбросил бочку с храмовыми сокровищами? А икона Богородицы из подвала? Это же полное откровение! Не та ли это икона, которую разбойники некогда с улюлюканьем выволокли из разоренной ими церкви?

Колокол все-таки был

Однако все это догадки. Зарыли ли грабители добычу на Савиной пустоши? Либо они все что было, спрятали в подвале избушки около Быкова озера? А может быть, доставшиеся им сокровища они все же утолили в том же озере? Но Косарев и Сотсков не зря столько лет отдал разработке гипотезы о разинских кладах на Ветлуге – от села Рождественское Шарьинского района до города Варнавина Нижегородской области, а также в окрестностях оных на десятки километров восточнее. У них есть и четвертая версия, «объединенная с пятой».

Всю эту порой противоречивую информацию «устаканил» некий этнограф А. А. Ширя, на записи которого то и дело ссылался Василий Смирнов.«Быково озеро есть близ Ченебечихинской мельницы. В озеро впадает речка Медянка, Будто бы клад в озере! Есть еще озеро - Соловецкое (речка и через него протекает). У того озера бор - Белая грива. Там было становише разбойников, строения и крест медный. И далее. В Шахунских лесах, среди болот есть Соловецкое озеро. По его берегам жили разбойники. Через эти места шла Ратная тропа. А у разбойников параллельно и короче шла Черная тропа. Говорили, будто по берегам озера спрятаны сокровища».

Опрос местных жителей когда-то показал, что, скорее всего, колокол, некогда сброшенный с Ченебечехинской колокольни, лежит где-то под слоем речных наносов. Некоторые даже припоминали, что в детстве вставали на него при купании. Но за прошедшие века неуемная людская молва прибавила к этой самой истории и Стеньку Разина, и тайный подвал с сокровищами, и затопленные бочки с золотом.

Кладоискателям – путь на восток

Нижегородский писатель Сергей Степанов недоумевает: «Для чего разбойники бросили в воду с таким трудом добытые ценности? Ведь достать их обратно в те времена было весьма затруднительно. Версия с набитым добром подвалом мне как-то ближе. Да и звучит она естественней. Во-первых, если в тех местах действительно располагалась бандитская «малина», то вряд ли она находилась рядом с большим и старинным населенным пунктом.

Другое дело Быково озеро, которое и сейчас лежит достаточно далеко от обжитых мест. С точки зрения «лихих людей» устроить именно там свое становище и хранилище было бы просто идеально».

Теперь попробуем отыскать все эти объекты на карте, призывает Сергей Степанов. Как мы видим, река Большая Какша намного дальше от нынешнего нижегородского села Воскресенского, чем говорится в записях. Но если мы посмотрим на карту Нижегородской области, то найдем там как минимум три села с таким же названием - Воскресенское: «А не может ли быть такое, что село с таким названием находилось и рядом с Ветлугой, а позднее его переименовали, либо оно исчезло вовсе?».

А не вспомнить ли нижегородским исследователям, что прежде город Ветлуга назывался селом Верхнее Воскресенское? Тогда все сходится. Деревня Ченебечиха до сих пор находится на карте и обозначается как разрушенная деревня, Подборную гриву на карте найти невозможно, поэтому отсчитывая те самые двадцать верст, вверх по Большой Какше попадаем на озеро, один конец которого смотрит на запад, а другой на восток. Из этого озера вытекает речка, впадающая в Какшу, к сожалению не обозначенная как Медянка. По всем признакам видно, что это как раз то самое Быково озеро, где, возможно, до сих пор хранится один из разинских кладов.