398 Крайняя земля в океане 9 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

398. Крайняя земля в океане. 9 августа 1973 года.

Сводка погоды: Норвежское море. БПК "Свирепый". Четверг 9 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 3.0°C, средняя: плюс 4.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.2°C. Восход солнца – 03:34, заход солнца – 23:38 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Ян-Майен (Остров Ян-Майен, Норвегия). Скорость ветра - 6 м/с. Волнение моря - 4 балла. Длинная пологая океанская зыбь.

С 9 августа 1973 года БПК "Свирепый" по приказу из Главного штаба ВМФ СССР, продублированном главным штабом ДКБФ и командованием 128-й БРК 12-й ДиНК ДКБФ, находился в одиночном боевом патрулировании на переходе в открытый Атлантический океан в район Северо-Восточной Атлантики на рубеже Фарерские острова - остров Исландия. В 07:55 мы прошли Гринвичский или Нулевой меридиан, а в 11:25 последний, то есть крайний раз, видели землю, - это были Фарерские острова. Теперь перед нами был только открытый простор Атлантического океана.

За 3 часа 30 минут экономического хода со скоростью 14 узлов или 25,93 км/ч (мы в этот раз не торопились) БПК "Свирепый" преодолел почти 91 км или 49 морских миль, затратив 4900 кг топлива. 6-8 августа 1973 года, поспешая и преодолевая сильное волнение моря на пути в точку рандеву с нашей атомной подводной лодкой в Норвежском море, мы затратили много топлива, поэтому командир корабля экономил, помня о том, что погода в Северной Атлантике меняется практически мгновенно и мы можем "застрять" на ходу против ветра и мощного встречного волнения. Нам уже нужна была заправка топливом...

В ходе боевого патрулирования задачей БПК "Свирепый" является "нахождение в постоянной боевой готовности к применению ракетного оружия при поступлении соответствующего приказа главнокомандования". Для этого необходимо выполнить ряд требований: обеспечить боевую устойчивость корабля, то есть быть постоянно настороже, в поиске, вовремя обнаруживать воздушные, надводные и подводные цели, распознавать их, классифицировать, вести за ними наблюдение с выдачей целеуказания для применения корабельного оружия по предназначению. Главное при этом - вовремя уничтожить противника и не дать ему возможности уничтожить нас...

Боевая устойчивость противолодочного надводного корабля обеспечивается его техническими возможностями, боевой и политической подготовкой экипажа и тактикой ведения боевых действий на море (талантом и мастерством командира корабля). Наши боевые задачи в боевом патрулировании: поиск и уничтожение подводных лодок (ПЛ) "вероятного противника"; обеспечение развертывания в районах боевой службы своих (наших) ПЛ и возвращения их в базу; охрана районов базирования своих (наших) ПЛ;
охранение и прикрытие конвоев, десантных отрядов, ударных сил флота.

Тактические свойства БПК пр.1135 типа "Буревестник" в море:
- способность длительно вести боевое патрулирование против ПЛ в сложных морских и погодных условиях с использованием различных средств обнаружения ПЛ;
- способность осуществлять длительное слежение за обнаруженной ПЛ самостоятельно или с использованием самолётов и вертолётов;
- способность эффективно применять различное противолодочное оружие как по данным собственных средств обнаружения и наведения, так и по наведению других сил и средств;
- наличие хорошо оборудованного, компетентного и информированного главного командного пункта (ГШ, ГКП ВМФ) для управления совместными действиями разнородных противолодочных сил.

Правда, наши создатели и мы сами хорошо понимали и знали, что БПК пр.1135 типа "Буревестник" (наш БПК "Свирепый") не идеальный боевой корабль и мы не застрахованы от боевого воздействия "вероятного противника", что мы тоже имеем недостатки боевой устойчивости. Вот главные недостатки БПК пр.1135 типа "Буревестник":
- меньшие, по сравнению с ПЛ, дальности взаимного обнаружения (ПЛ "видит" и слышит нас за десятки миль, а мы можем обнаружить ПЛ своими средствами обнаружения за 20 миль);
- небольшая, по сравнению с авиацией, поисковая производительность (противолодочные самолёты "видят" большую акваторию моря, могут свободно и быстро перемещаться над морскими районами, а БПК пр.1135 типа "Буревестник" имеет ограничения по скорости хода);
- отсутствие скрытности от средств наблюдения противника (БПК пр.1135 типа "Буревестник", как говорится, "у всех на виду");
- малая боевая устойчивость при использовании только собственных средств обороны (БПК пр.1135 типа "Буревестник" имеет средства ПВО и ПЛО, но недостаточные для длительной обороны при массированной атаке сил противника);
- необходимость боевого обеспечения (БПК пр.1135 типа "Буревестник", как и все боевые корабли, периодически нуждается в топливе, пресной воде, продуктах питания, медицинской помощи, боеприпасах, информации, ремонте и т.д.).

Тактические недостатки одиночного БПК пр.1135 типа "Буревестник" компенсируются применением противолодочных кораблей в составе корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) во взаимодействии с авиацией и своими (нашими) ПЛ. При этом возможности и боевая устойчивость БПК пр.1135 типа "Буревестник" сильно возрастают (в разы), потому что БПК пр.1135 типа "Буревестник" обладали мощным и самым современным противолодочным оружием. Даже сейчас в одиночном боевом походе в Северо-Восточной Атлантике наш БПК "Свирепый" имел внушительный, авторитетный и опасный вид и статус. Кроме этого, мы должны были быть готовы к боевым действиям с КПУГ (корабельным поисково-ударным группам) кораблей "вероятного противника", в составе которых обязательно должны были быть либо ДЭПЛ (дизель-электрические подводные лодки), либо АПЛ (атомные подводные лодки), эсминцы охранения, ну и, конечно, авианосцы США-НАТО: ударные авианосцы (CVA), атомные ударные авианосцы (CVAN), противолодочные авианосцы (CVS), лёгкие авианосцы (CVL), десантные вертолётоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT)... Куда ж американцам без них?

Эти КПУГ ВМС США-НАТО тоже не просто так бороздят моря и океаны, они тоже учатся искать наши советские АПЛ, учатся уничтожать такие опасные корабли, как наш БПК "Свирепый". Вот почему они так тщательно следят за нами и посылают свои патрульные самолёты и вертолёты, чтобы знать, где мы находимся, чем занимаемся и чего хотим.., а хотим мы того же самого: осуществлять поиск вражеских ПЛ по наводке из ГШ ВМФ СССР, либо в назначенном районе моря-океана, либо на вероятном курсе патрулирования вражеских ПО и АПЛ, КПУГ и одиночных кораблей; затем осуществлять слежение за обнаруженной вражеской ПЛ (АПЛ) либо вплотную, либо на расстоянии эхо контакта; уничтожение вражеской ПЛ или АПЛ то того, как она применит своё ракетное или торпедное оружие. Вот и вся наша боевая задача на БС (боевой службе). Всё просто...

Всё было просто и уже привычно, нам всем казалось, что после выполнения срочного боевого приказа по обеспечению испытательного пуска новой баллистической ракеты с новой советской АПЛ мы все молодцы и достойны награды. Погода в четверг 9 августа 1973 года была холодной (всё же Норвежское море, близость Северного полярного круга, Северная Атлантика), но без осадков и сильного волнения, даже ветер в этот день был не больше 6 м/с. Только сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 на открытом сигнальном мостике испытывали неудобство, потому что на ветру (по ощущениям) температура воздуха была минус 1.2°С (на самом деле температура окружающего воздуха по приборам была плюс 5.0°С).

В 11 часов 25 минут 9 августа 1973 года мы в последний раз видели землю. На этот раз действительно это был не крайний, а последний раз мы видели далеко-далеко от нашего корабля крайние скалистые берега Фарерских островов. На фотоиллюстрации слева скалистый обрыв-гора острова Фуглой, а в центре и справа - северная оконечность островов Вийой, Борой и Куной. Остров Фуглой (Fugloy, дат. Фуглё - "птичий остров") - самый восточный остров в архипелаге Фарерских островов, его координаты: 62°20;06; с. ш. 6°18;06; з. д. Гороподобные утёсы острова Фуглой возвышаются над морем на высоту 420-621 м. На острове кроме птиц, травы, скал и двух небольших посёлков рыбаков и скотоводов ничего нет. БПК "Свирепый" проходил мимо этих островов севернее на расстоянии 15-20 миль (24,14 - 32,1869 км) за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Дании, которой принадлежат Фарерские острова. Слежки за нами со стороны датских или иных натовских ВМС не было.

Как видно на фотоиллюстрации Атлантический океан внял нашему ночному обращению и в 12:00 9 августа 1973 года встречал нас практически "ласково", то есть без особого волнения. Юго-восточный ветер стих до 2 баллов (лёгкий ветер 1,6 - 3,3 м/с), но чувствовался лицом, потому что корабль ходко шёл по крупной ряби поверхности океана. Волны не опрокидывались и выглядели изумрудно-прозрачными на просвет, когда сквозь облака вдруг проскальзывали солнечные лучи. Волны были короткие, высотой до 0,3 м и длиной 1-2 м, но всё равно ощущалось дыхание Атлантического океана, потому что повсеместно были огромные и длинные пологие холмы океанской зыби. Вероятно, из-за этой океанской зыби моряки первобытной древности представляли океан в виде колоссального живого дышащего существа...

Что нас ждало в Океане? Чего он нам приготовил? Лично я ничего не знал о том, куда идёт БПК "Свирепый", какой боевой приказ получил командир корабля, что нам поручено сделать... Эта непонятность и неизвестность неприятно тревожила и я не мог ничего сказать моим друзьям-годкам, кроме того, что "начальству виднее". Всё таки досадно, когда людям, которым доверили содержание, обслуживание и управление боевым оружием и техникой не сообщают практически ничего о том, что мы делаем, куда идём, где находимся и зачем всё это... Такое ощущение, что мы все "винтики" какого-то организма-машины лишённые воли, мнения, мыслей, тревог и желаний и от нас требуется только одно - беспрекословное механическое послушание, тупое, бессмысленное, но профессиональное... Мне и годкам это не нравилось, поэтому я немного рассердился и пошёл к замполиту.

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин внимательно выслушал меня, пожевал губами, тоже немного рассердился и сделал мне выговор...

- От вас, Суворов, я такого не ожидал! - сказал сердито Дмитрий Васильевич. - Уж вам-то должно быть ясно и понятно, что матросы не задают вопросов, что у матросов только одни ответы. Не вы ли это говорили адмиралу? Помните?
- Помню...
- Так что же вы проявляете слабину? Почему задаёте вопросы вместо того, чтобы дать на них ответы самому? Взяли бы, да ответили своим друзьям-годкам, что мы на БС (боевой службе), что это постоянная боевая готовность к встрече с вероятным противником, что мы в постоянном поиске и нам не нужен особый приказ или задание куда-то идти и что-то делать... Мы и так делаем то, что нам приказано.
- Да, но ничего не происходит! - в сердцах перебил я замполита.
- Ничего! - с усмешкой успокоил меня капитан 3 ранга. - Произойдёт. Обязательно произойдёт и вы ещё почешетесь, когда это всё произойдёт. Это я вам обещаю как пить дать...

- Передай годкам, чтобы не будили Лихо пока оно тихо, - сказал мне на прощание заместитель командира корабля по политической части. - Океан встречает нас тихо, но это пока он спит или отдыхает. Завтра всё может быть иначе, поэтому будьте готовы, приключения у вас будут.
- А на счёт того, что личному составу экипажа корабля нужно рассказывать где наш корабль находится и мимо каких островов и мест мы проходим, это вы правы. Матросы это должны знать, чтобы потом хвастаться перед девчонками и друзьями. Добро. Продолжайте читать лоцию по КГС или пишите боевые листки. Это можно, это хорошо, это нужно. Я скажу командиру, думаю, что он разрешит...

Лоция северной части Атлантического океана / Гидрогр. упр. Воен.-Мор. Сил. - [Ленинград] : тип. ГВМС, 1947-1949. - 4 т.; 26 см. Ч. 1: Фарерские, Шотландские и Оркнейские острова. - 1948. - [12], 378 с., 1 л. карт. : карт. давала чёткое навигационное описание северной части Атлантического океана, островов и берегов, дна, условий мореплавания и т.д. Я с увлечением читал лоцию и делал выписки не только для боевого листка, но для полноформатной корабельной стенгазеты, посвящённой Атлантическому океану - я хотел добавить романтики в нашу походную вахтенную и подвахтенную жизнь...

- Атлантический океан, - я говорил вслух и писал в тексте "передовицы" стенгазеты - это второй по величине океан после Тихого океана. Название океана, вероятно, произошло от имени титана Атласа (Атланта) из древнегреческой мифологии или от легендарного острова Атлантида, который должен быть где-то в глубинах, над которыми проходит БПК "Свирепый".

Атлантический океан имеет площадь примерно 91 560 000 кв. км. Его береговая линия сильно изрезана, образует много морей и заливов, особенно в северной части, но в целом берега Атлантического океана совпадают дру с другом и если их сомкнуть, то "шов" между ними будет минимальный. Конфигурация берегов Атлантического океана свидетельствует о том, что он образовался в результате выхода магмы из недр земли из срединного атлантического хребта. Поперёк этого подводного хребта располагаются многочисленные трещины, которые, несомненно, сопровождались разрушительными землетрясениями, волнами цунами, штормами, ураганами и другими природными катастрофами. Правда было это сотни миллионов лет тому назад.

В Атлантический океан впадают воды множества рек (больше, чем ы любой другой океан) и он располагается во всех природных климатических зонах от Северного полюса через тропический экватор до Южного полюса, поэтому в Атлантическом океане мощные тёплые и холодные течения, которые сильно влияют на погоду на нашей Земле, в частности, в Карибском бассейне, в Северо-Восточной Атлантике, в Европе.

Атлантический океан в целом делится на северную и южную части (по границе экватора). Северная граница Атлантического океана - географическая линия Северного Полярного круга. Интересно, что этой границе соответствуют некоторые подводные хребты. Берега северной части Атлантического океана сильно изрезаны, скалистые, гороподобные, "дикие". Северная часть Атлантического океана соединяется с Северным Ледовитым океаном тремя неширокими проливами. На северо-востоке Девисов пролив шириной 360 км (на широте Северного Полярного круга) соединяется с морем Баффина (Северный Ледовитый океан). В центральной части Северной Атлантики, между Гренландией и Исландией, находится Датский пролив шириной в самом узком месте всего 287 км. На северо-востоке, между Исландией и Норвегией, располагается Норвежское море шириной около 1220 км, где находился наш БПК "Свирепый".

- 9 августа 1973 года в истории нашего корабля (БПК "Свирепый") знаменательное событие - опять вслух повторял я свои строки передовицы стенгазеты.
- Мы впервые вышли в открытый Океан на линии между Гренландией, Фарерскими островами и Британскими островами (примерно, с координатами 62.390370, -8.907191 - автор), - писал я в тексте к перерисованной из лоции схематичной карте Северо-Восточной Атлантики.
- Недавно мы были в Норвежском море и поднимались на север до Северного полярного круга, а перед этим были в Северном море, которое также относится к Атлантическому океану и на востоке через проливы Скагеррак и Каттегат смыкается с Балтийским морем (Балтийскими или Датскими проливами), где мы тоже побывали, стояли на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания).

- Теперь мы прошли мимо тоже датских Фарерских островов и видели край земли в виде островов Фуглой, Вийой, Борой и Куной. Эти острова - царство морских птиц и животных, а океанские воды вокруг кишат планктоном и рыбой.
- Где-то здесь в холодных глубинах Атлантики шныряют крупные стальные рыбины, вооружённые баллистическими зубами, которые мы должны найти и выбить ем все их "зубы". Так что "ойкать" не будем, а будем идти вперёд. Только вперёд прямо по курсу и быть внимательными и осмотрительными вдвойне, потому что впереди сам "батюшка" Океан и мы здесь с ним "один на один"...

Я нарисовал "батюшку Океана" в образе бородатого Нептуна с белой пенистой, как штормовые волны, бородой, с короной из "завёрнутых" гребней волн, с трезубцем в виде трёх баллистических ракет и в мантии из сети, "утыканной" рогатыми морскими минами. Я не стал писать "морской бог", чтобы не дразнить замполита, а использовал уважительное слово "батюшка" (подспудно я так задабривал морского бога Океана), но нарисовал его грозным, строгим, воинственным, потому что я знал, что сейчас, в данное время, БПК "Свирепый" проходит на районами размещения на дне гидроакустических станций американской противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System или "Звуковая Система Наблюдения" - гидроакустическая противолодочная система ВМС США, предназначенная для обнаружения и опознавания подводных лодок).

Остальную часть данных лоции о Центральной и Южной Атлантики я не стал переписывать и оформлять, потому что нам там, вероятно, уже не бывать, да и время уже было позднее. Стенгазета получилась красочная, ёмкая, интересная и я с гордостью и радостью отнёс её замполиту. Дмитрий Васильевич только взглянул на неё, тут же восхитился, обрадовался, вчитался в текст, ободрительно хмыкал, потом щедро меня похвалил, быстро собрался, схватил рулон стенгазеты об Атлантическом океане, отправил меня "в ленкаюту или куда ты хочешь отдыхать", а сам побежал в каюту командира БПК "Свирепый". Я устало побрёл в ленкаюту и больше эту стенгазету не видел...

Фотоиллюстрация: 9 августа 1973 года. Северная Атлантика. Район между Гренландией и Фарерскими островами (Дания). БПК "Свирепый". Этот снимок я сделал зеркальным фотоаппаратом "Зенит-ЕМ" на чёрно-белую негативную фотоплёнку ПО "Свема" Фото-130, светочувствительностью по ГОСТ 130 ед. (DIN - 23 ед., ASA - 160 ед.) через окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М в сильном приближении, поэтому изображение получилось зернистым. Слева скалистый обрыв-гора острова Фуглой, а в центре и справа - северная оконечность островов Вийой, Борой и Куной. Остров Фуглой (Fugloy, дат. Фуглё - "птичий остров") - самый восточный остров в архипелаге Фарерских островов, его координаты: 62°20;06; с. ш. 6°18;06; з. д. Для нас эти острова были "краем земли"...