Страсть познания

Олег Аникиенко
       Отобрать одну из  картин художников Возрождения с изображением ученого – затруднительно.  Таких полотен много. Чаще на них мудрецы сидят над толстыми книгами при свечах или изучают глобус.  Философ, астроном или географ, анатом, механик, столяр – образ ученого в те времена создавал каждый поэт и художник. Дух Ренессанса витал над Европой.
    …Отступал мрак средневековья. Ослабевало влияние церкви на умы. Складывались идеалы новой эпохи – культ красоты, разума и творчества. Человек вновь становился в центр мироздания. И смысл его жизни уходил от рабского служения Богу - к познанию мира и себя в нем.
     Время бурлило открытиями. Новые земли, страны, народы… Границы обитаемой Ойкумены раздвинулись.  Менялась картина мира. Новая космология, медицина, инженерия…Новый герой – гуманист, искатель…
       «Если путь твой к познанию мира ведет,-
         Как бы ни был он труден – вперед!» (Фирдуоси)
     На картине голландца Вермеера – собирательный образ молодого ученого в момент его научного порыва. На миг он оторвал взор от лежащей на столе книги. Из окна струится свет, словно взывая к отважным открытиям на благо родины. Художнику удалось передать и естественность ситуации, и напряжение   мысли творца. Глобус на шкафу, рукописи и чертежи на полу…
        Ученый изображен в момент работы ума и сердца, своей ищущей души. Другие художники писали картины с  позирующими учеными, рядом со своими фолиантами. Вермеер передал  дух эпохи. Его ученый захвачен страстью познать еще одну тайну мироздания…

                Ян Вермеер Дельфтский, «Географ» (1669 г.)