Армянская церковь. Молдова

Григорий Аванесов
На фото: Армянская церковь Святой Богородицы в Кишиневе

Узнав, что я армянин водитель, который вез меня из Бельц в Кишинев привез меня на улицу Пушкина. Там находилась Армянская церковь. Мне было очень приятно увидеть церковь. Я обошел ее, чтобы полюбоваться.

Это был период массового отъезда армян из независимой Молдовы. Приехав в Питер я прочитал про эту церковь.

Армянская церковь Святой Богородицы находится в историческом центре города Кишенева. Датой основания церкви называют 1804 год.

Церковь возвели на средства армянина Оганеса, сына Акопяна и других богатых представителей армянской общины. Имена всех спонсоров перечислены на памятной табличке, расположенной над входом в храм. Автор проекта знаменитый архитектор - Варданян из Ясс.

В архитектурном плане церковь Святой Богородицы представляет собой однонефное здание с полукруглой апсидой, к которому с западной стороны присоединяется колокольня с шатровым перекрытием. Классические черты армянской сакральной архитектуры прослеживаются в стрельчатых арках, декоративных колоннах и капителях.

В 1917 году к зданию церкви был пристроен портик из тесаного камня, архитектором которого выступил знаменитый русский архитектор с итальянскими корнями – Александр Бернардацци.

Под портиком находится три захоронения. Одним удостоившихся такой чести стал драгоман Манук – бей, высокопоставленный чиновник и важная персона в Османской империи. По некоторым данным его настоящее имя Эмануэл Мырзаян и он был армянином.

Он смог бежать от турок вместе с сотней других единоверцев, прихватив казну турецкого визиря, и нашел пристанище в Кишиневе, который в то время находился под юрисдикцией России.

В 1885 году была проведена значительная реконструкция храма, которая существенно изменила его облик - возведен новый купол, увеличена высота башен и стен, полностью заменена крыша и перекрытия.

На сегодняшний день церковь действующая, и хотя нуждается в реставрации интерьера. Размеры церкви небольшие, но выглядит она солидно и монументально.

Бывая в Кишиневе я заходил в церковь помолится.