Народная артистка России Леонора Куватова ч 2

Нина Тур
               

                напечатано в ж Рампа 11. 2018   и ж Балет (мск)            

    О сценической карьере выдающейся балерины,  Народной артистки России Леоноры Куватовой я уже писала.
Теперь хотелось бы рассказать о других сторонах ее многогранного таланта.
50 лет  - таков стаж ее работы в театре, из них — 25 лет в качестве прима- балерины.
Она является художественным руководителем Башкирского хореографического колледжа и вот уже десять лет — главным балетмейстером БГТОБ ( театра оперы и балета Уфы).
«Как я вижу работу художественного руководителя? Главное — выстроить репертуар. Основа его — классика. Именно классические балеты держат артиста в форме; наполненные глубоким смыслом,  они так же дороги балеринам и танцовщикам, как, например, Гамлет для драматического актера.»
Репертуар обширен — более 30 балетов. Представлена и мировая классика «Жизель»  (1841) и «Корсар» (1856) Адольфа-Шарля Адана, прелестный комический балет Петера Гертеля «Тщетная предосторожность» (1864), «Сильфида» Германа Северина Левенсхольда, «Баядерка» и  «Дон Кихот» Людвига Минкуса,   и русский: вершина  балетного искусства «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик»(1892) Петра Ильича  Чайковского, балет «Раймонда» (1896) Александра Константиновича Глазунова; и национальная - «Журавлиная песнь» Л.Степанова-З.Исмагилова, «Аркаим» Л.Исмагиловой, получивший в этом году премию Салавата Юлаева. На музыку вальса И.Штрауса-мл. Шамиль Терегулов поставил в 2003 балет «Голубой Дунай».
XX век представлен балетами «Ромео и Джульетта» и «Золушка» Прокофьева, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.
«Когда-то мы с Терегуловым мечтали, чтобы в нашем театре шли те же спектакли, что в Большом и Мариинском, - продолжает Леонора Сафиевна, - благодаря нашему хореографическому училищу это произошло: мужской состав кордебалета значительно увеличился, качественно вырос и выровнялся кордебалет, и стало возможным ставить такие балеты, как «Спартак», «Анюта», «Легенда о любви»
  Главный балетмейстер Шамиль Терегулов, (ушел из жизни в 2008) начал сотрудничество с Юрием Николаевичем Григоровичем  в 1993 балетом  «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, в 1995 были  поставлены «Дон Кихот» Минкуса,  «Щелкунчик» и  «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
После вынужденного перерыва Куватова сумела продолжить эту традицию: в 2012 был поставлен  «Корсар» Адана,
май 2013 - «Спартак» Арама Хачатуряна, причем без единой купюры, всё как в Большом!
2016 - «Легенда о любви» Арифа Меликова.
  «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Викторовича Васильева (март 2015)  - еще одна яркая страница в истории нашего балета. Успех был оглушительным, а каждая репетиция с хореографом В.Васильевым — бесценный мастер-класс.
В таких приглашениях сказывается точный художнический расчет руководителя: он дает возможность нашим артистам расти и воспитываться на лучших образцах, заставляет их тянуться за мастерами,  учит правильным сценическим манерам и изысканному стилю танца. Работа с величайшим балетмейстером современности — это школа на всю жизнь.
Количество постановок, осуществленных  за эти 10 лет, впечатляет:
2009  «Прометей» Рустэма Сабитова
2010 «Марионетка» И.Стравинского
2010 «Вальпургиева ночь» Ш.Гуно и «Неклассический дивертисмент»
2011 «Семь красавиц» Кара Караева
2012 «Корсар» Адана
2013 «Коктейль изо льда и пламени»
2014 «Двенадцатая ночь» ( затем была реконструкция театра)
2016 «Легенда о любви» А.Меликова
2017 «Журавлиная песнь»,
«Тщетная предосторожность»- обновленная версия,
«Аленький цветочек» В.Купцова  и  «Мир балета» - спектакли для детей. С последним даже выезжали в отдаленную часть города, во Дворец Культуры Химиков. Как дань памяти нашему земляку, замечательному писателю С.Т.Аксакову, в честь которого и было начато в 1910 на народные деньги строительство Аксаковского дома ( теперь это здание целиком занимает театр оперы и балета) был задуман с директором театра И.Р.Альмухаметовым балет на сюжет его знаменитой сказки «Аленький цветочек» .
2018 «Времена года» - неоклассический балет
9 октября 2018 прошла  премьера  молодежного балета-шутки «На футбол», о чем  сообщил даже всероссийский канал «Культура». Труппа работала с энтузиазмом, им нравился эксперимент, открывший  много ярких индивидуальностей: Вратарь — Р.Кадыров показал себя одновременно и техничным, и артистичным; молодые артисты кордебалета Маргарита Шафикова -Девушка и Давид Цирцвадзе — Юноша весьма удачно проявили себя в партиях, требующих определенного драматизма: влюбленные болели за разные команды! Образы болельщиков решены с мягким юмором, во многих мизансценах зрители улыбались.
«Уберем длинноты, - говорит Куватова, - и балет, безусловно, займет свое место в репертуаре».
«У нас в театре поставлена вся балетная классика, - говорит Куватова, - это очень обязывает. Но нужны и современные постановки, часто открывающие новые имена, дающие возможность артистам кордебалета проявить себя». Воспитана и своя балетмейстерская школа: Ринат Абушахманов, выпускник БХУ,  а затем и Академии русского балета (б.ЛХУ) выступил хореографом-постановщиком балетов «Том Сойер» Павла Овсянникова (2008),  «Семь красавиц», «La marionnette». Сарьян Сулейманов стал лауреатом третьей  премии конкурса «Арабеск 2018», проходившего в апреле 2018 в Пермском театре оперы и балета.          
В БХК художественный руководитель Куватова  и директор Олия Галеевна Вильданова, обе выпускницы ЛХУ (с 1991 — Академия русского балета им. Вагановой) придерживаются традиций лучшей в мире балетной школы, и их выпускникам легко влиться в любой  театр.   
«Что в моем активе? Народные артистки РБ Гульсина Мавлюкасова, Римма Закирова, Айслу Гайнетдинова, Заслуженная артистка РБ Алсу Зиннурова — мои ученицы с 10-18 лет, с первого класса до выпуска».
Для набора в балетное училище она сама просматривает множество детей, в первую очередь — внешние данные, пропорциональность сложения. Например, в этом году из 120 выбрано... 6, из них только трое поступят в БХК.  Начитанная,  эрудированная, человек с широким кругозором, а с другой стороны, много танцевавшая на сцене, она  может и образно объяснить, с привлечением исторических и художественных ассоциаций,  и  показать. А после выпуска озабочена будущей сценической судьбой своих воспитанников.  «Моя задача как педагога,  - продолжает  Куватова, -  не только дать ученикам хорошую  классическую школу, но помочь нашим выпускникам быстро войти в репертуар театра. Для этой цели  ставим в учебном театре с ними целые балеты: «Волшебная флейта» Риккардо Дриго (либретто и хореография Андрея Меланьина), и «Арагонская хота» (хореография  Виана Гомес де Фонсеа Херардо),  и «Шопениана» (хореография Михаила Фокина) и даже «Лебединое озеро» - вершину балетной классики. В 2016, юбилейном году БХК, выпускным  был новый национальный балет на музыку Николая Попова «Водная красавица- Хыухылу», в 2017- «Снежная королева», в 2018 — «Морозко» и «Как стать балериной», хореография А.М.Полубенцева  - сложное сочинение, состоящее из 13 номеров, от экзерсиса, классики, исторического танца — до пантомимы на музыку Вагнера. Ученики  уже с детства понимают, какие блестящие перспективы им открывают: возможность репетиций с гениями балета, а выпускники стремятся попасть в наш театр именно из-за его богатого репертуара».
 Театр и колледж приглашают на гастроли. Побывали в Лондоне, Милане, в июне этого года с огромным успехом прошли выходит гастроли в Генуе: «Дон Кихот», подряд 7 спектаклей, и все с аншлагом. В сентябре пригласили  в Пермь с балетами «Легенда о любви», «Анюта», «Спартак». В декабре собираются на гастроли в Германию с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком». В 1973 году, когда на первые заграничные гастроли «Звезды балета», организованные  Министерством культуры СССР, от ведущих театров  послали лучших солистов,  Башкирский театр оперы и балета  представляла только Л.Куватова. Так наш балет  вышел на мировую сцену, при Ш.А.Терегулове были гастроли во Франции и Италии, и теперь  главный балетмейстер театра Л.С.Куватова уверенно держит достигнутый уровень.