Зелёный луч

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или
невыдуманные истории нашей юности)

«У стенки»,  это так говорят, когда корабль стоит у пирса, в своей каюте я жил один. Только на время океанских походов ко мне подселяли прикомандированного из экспедиции или из какого-нибудь морского НИИ. Так происходило из-за того, что я-то был в штатном составе экипажа, а вся «наука» заявлялась к нам из самых разных мест нашего союза.
Что было неоспоримым плюсом для корабельной жизни. Был полновластным хозяином каюты, а на время плаваний знакомился с интересными людьми, которые у меня во время похода как бы  гостили. С ними мне везло, как правило, попадались очень хорошие «гости».
В этот раз, о котором я рассказываю, гостем стал Юра, бывший выпускник «Макаровки». Шел он в поход с нами впервые, было видно, что знал об особенностях корабельной жизни на «научниках», поэтому серьезно подготовился. Подготовка состояла из целого ряда заготовленных хобби и далеко идущих планов, связанных с фотолюбительством. Любил человек фотографировать больше чем кто-то другой. Это-то, в конечном счете, нам и «вышло боком».
Но одна из его домашних заготовок меня очень поразила. Я бы до такого не додумался. Идея была в вырезании узоров на разделочных досках. Ну ладно камея, это можно понять, их очень искусно вырезал из слоновой кости Вася Олада, мастер на все руки,  я о нём уже писал, но вот на деревянных досках вырезать, это совсем уж неожиданно и «покруче» вязания будет. Вязанием у нас тоже кое-кто из мужиков занимался. Результатов этого труда я не видел. Но надеюсь, что нервы они себе хорошо укрепили.
С этим соседом Юрой мне было легко, мы нашли общий язык и общие интересы. Но пока мы не подружились, он пытался вырезать эти свои узоры на разделочных досках. Только очень скоро он эту затею забросил и фокусировался в основном на фотографии.
Тут надо заметить, что фотографировали, в общем-то, в то время все. По крайней мере, у всей команды были фотоаппараты. Мало того из мичманов были штатные фотографы с казенными «телевиками» и прочими длиннофокусными объективами с хорошим увеличением. Занимались они фотосъёмкой самолётов разведчиков НАТО. Эти «партнёры» регулярно нас облетали и фиксировали  все передвижения корабля. Или истребителей и штурмовиков вероятного противника, которые любили отрабатывать на нашем пароходе боевые заходы. Думали, наверное, что мы их боимся. Хотя сами были условно «сбиты» для отчёта  из фоторужья наших военных фотографов. И, конечно же, у нас была фотолаборатория, где проявляли и печатали эти необходимые контрразведке фотографии. Само собой свои любительские фотки мы по знакомству тоже там печатали. Но вот снимать каждый день и всё подряд на самом корабле, а не во время увольнений при заходах особо не практиковалось. Юра же фотографировал постоянно, недостатка в пленке у него не было. Кроме бесцельного фотографирования была ещё одна навязчивая идея, на которую он и меня "подсадил" - идея поймать в кадр «зелёный луч». Явление это было описано в популярном журнале «Наука и жизнь» и было оно настолько редким, что мало кто его видел, а тем более смог сфотографировать. Можно увидеть и зафиксировать, скорее всего, только в море. Из-за того, что необходим открытый горизонт, чистый воздух и свободное от облаков небо. Если повезёт, то случается это оптическое явление всего на несколько мгновений в момент исчезновения солнца за горизонтом или наоборот, появления его над ним. Суть его заключается в разложении белого солнечного света на спектральные составляющие при  прохождении через атмосферу.
И вот, увлеченные этой идеей, вооруженные своими «Зенитами-ЕМ», заряженными цветной плёнкой мы с Юрой каждый вечер на закате выходили на охоту за «зелёным лучом». Во время этих прогулок, каких только красот мы не наблюдали! И, конечно же, фиксировали всё это на плёнку. Заодно могли ещё предсказывать погоду на следующий день по старым морским приметам, которым меня обучил ещё наш «дед» с БГК-636. Их немного, но точнее этих примет ничего пока не придумали. Они доказаны жизненным опытом и спутниковые снимки погоды «просто отдыхают». Привожу полностью для тех, кто их ещё не знает. «Солнце красно поутру – моряку не по нутру, солнце красно с вечера – моряку бояться нечего. Солнце в тучу – жди моряк «бучу», солнце в воду – жди хорошую погоду». Вот и вся морская премудрость прогнозирования погоды.
Но, то ли не та прозрачность атмосферы попадалась, то ли теплые восходящие потоки портили это дело, но поймать «зелёный луч» нам так и не удавалось за всё время этого плаванья. Зато удалось вызвать подозрение у специально обученных людей по наблюдению за экипажем. Кто взял Юру «на карандаш», достоверно неизвестно, но варианта только два – особист или замполит.
У Юры уже давно появился как бы новый приятель, рефрижераторный механик. Что было очень подозрительно и похоже на "прощупывание" с помощью осведомителя. Он так настойчиво набивался в друзья, что это влечение не могло не броситься в глаза. Я предупредил об этом Юру,  он согласился. Тоже мол, недоумевает, как человек из совершенно другой корабельной структуры прямо-таки становится, чуть ли не родным и буквально ходит по пятам.
Финалом этого интереса был коварный и неприятный ход «работников невидимого фронта». Произошло это в момент нашего возвращении в родную гавань. Корабль долго ждал на рейде разрешения на заход. Все были на нерве и больше обычного раздражены задержкой. И вот команде объявляют, что в этот раз будет устроено показательное прохождение таможенного досмотра.
Какого ещё таможенного досмотра! Народ недоумевал. Военные корабли никакая таможня не трогала. Может быть, формально и подписывались необходимые бумаги при пересечении границы, но никаких досмотров никогда не было.
Но самое неприятное случилось тогда, когда команда уже махала ладошками, стоящим на пирсе женам. На борт поднялись какие-то люди, изображавшие «таможню», хотя форма была обычная, военно-морская. Вся эта затея была "шита белыми нитками".
И эта «компашка» вваливается только в мою каюту и требует предъявить все вещи к досмотру! У меня «шары» от удивления как у «собаки Баскервилей», никогда ещё такого не было. А я брал в поход кассетный магнитофон с записями музыки, любил слушать в наушниках перед сном. Так вот все эти кассеты, которые были очень хрупкими, если кто помнит, как это было, я любовно упаковал в свои же носки. Такая вот у меня креативная защита от поломки и повреждения содержимого. И вот, открывают эти «псевдо таможенники» мои вещи. А там куча коробочек и каждая в своём носке лежит. В результате, вся команда корабля с огромным нетерпением ждала, когда самая последняя кассета будет вынута из самого последнего моего носка.
Но истинной целью был, конечно же, Юра. Это стало ясно по тому факту, что у него отобрали все его пленки, по сути дела все попытки сфотографировать «зеленый луч». А заодно и все результаты его научных работ. Как я узнал позже, их отдали только спустя два месяца так и не найдя там никаких нарушений.
У меня же тогда не отобрали ничего, я попал «под раздачу» просто так, за компанию. Но эти неприятные минуты мне дорогого стоили. И повлияли на дальнейший выбор своего пути.