Круиз

Зоя Спраусер Елисеева Буркхарт
Огромный плaвучий дом, а по сравнению с морем, океаном , это маленький, живой, никогда не засыпающий мирок, медленно курсирующий от порта к порту.
В мирке есть покорный рабочий интернационал, весь говорящий по-английски с приятным акцентом, вернее с приятными разнообразными акцентами.  Большинство работников родом из Румынии, Венгрии, Мексики, Украины, Молдавии. Есть и из стран Азии, но не так много, как их много в США .  Я помню, про себя отметила, что я почему-то сравниваю коллектив работников лайнера с Америкой и ее национальностями.
Внутри самого интернационала тоже существует подразделение на ступени, где на низшей находятся уборщики кают, а на высшей образованные профессионалы, музыканты.  Музыканты лайнера, которых я приметила в один из первых дней, и которые оказались из Одессы, были  красиво и церемонно одеты в черные фраки и шляпы; им аплодировала сытая публика, сидящая в зале, в центральной части корабля, у винтовой большой лестницы - месте главной "тусовки" в центре большого лайнера, который называется мид-шип (mid-ship). Винтовая, охватывающая с двух сторон полукругом центральный зал со столиками большая лестница, ярко освещена и украшена к рождеству.  Она сразу мне напомнила фильм "Титаник" и после этой мысли у меня всегда было чувство Титаника при взгляде на эту лестницу.  Я чувствовала себя частью какого-то большого праздника, частью праздно-шатающейся публики, и в то же время было что-то трагичное и безысходное в этой мысли, додумывать которую до конца не хотелось. Музыканты принадлежат к особому уровню артистов, который я думаю стоит как-то в стороне от всех остальных.  Я всегда наделяю артистов, к какому бы жанру они не принадлежали, особыми, высшими что ли, качествами.  Это работники искусства.  Искусство - это преимущественно красиво.  Когда говоришь "искусство",  думаешь автоматически о красивых созданиях искусства, шедеврах, но не о ширпотребе, который внес некрасивые и раздражающие элементы в красоту.  Знаете, в центре Парижа есть музей Жоржа Помпиду, музей авангардистского искусства.  Вот это, на мой взгляд, удивительно уродливый компонент, который не украшает, а наоборот.  Снаружи это выглядит как вечная стройка с лесами, а внутри, подстать внешнему уродству, так называемые "авангардистские" произведения искусства - абсолютно уродливые творения из современных материалов, типа кусков металла.  К красоте всегда особое отношение.
Титаник вспоминался мне всегда на лайнере, особенно когда я оказывалась у вышеупомянутой лестницы, что в центре корабля. Так же как на Титанике, тут был мир богатых и бедных, только немного в другом выражении.  Сцена сменилась, актеры сменились, декорации поменялись через сто лет, но вот люди остались такими же людьми, и человеческое понятие о счастье, благополучии, человеческие усилия и человеческие чувства и страсти остались такими же.  Чувство бедных и богатых сменило свою одежду, свой покров за сто лет, но это такое же горькое чувство, когда смотришь глазами наблюдателя на одних- богатых, и на других-бедных, которые обслуживают богачей.
Я слушала молодого мужчину, румына, что обслуживал в круглосуточном маленьком кафе.  Слушала его страстный рассказ-мечту о том, как его жена и он работают несколько лет на круизных лайнерах, копят деньги, чтобы купить в Бухаресте квартиру и позволить себе осесть и завести ребенка.  Это был хороший, честный, простой человек, который любил пообщаться, но было видно, что ему это не всегда удавалось.  Будем надеяться, что его мечты сбудутся.
В кафе на девятом или десятом этаже, куда мы всегда ходили завтракать в открытого типа буфет-кафе, я говорила с украинкой и мексиканкой  -  официантками.  Обеим было примерно лет по 35 - 38.  Они жаловались на 12- часовой рабочий день и сравнительно низкую оплату.  Работают практически без выходных.  Да и куда ты выйдешь с лайнера?  Общаться с пассажирами персоналу не разрешается помимо работы.
Однажды перед сном я лежала в своей каюте и меня посетил очень интересный натуральный кошмар.  Это была как бы фантазия, но если вдуматься, то это обычная ежеминутная быль курсирующего лайнера.  Была ночь.  Я представила ночной океан.  Темнота и мрак.  Вода идет на несколько миль в глубину, где живет всякая морская живность на дне.  В огромной толще воды тоже живут всякие рыбы и морские животные.  Все это темное,  живое, разнокалиберное, снующее.  Сверху этой огромной живой темноты движется, скользит по гладкой волне, маленький светящийся мир людей, пять тысяч душ. Это маленький городок со всеми удобствами, что придумала современная цивилизация.  Как страшно вдруг лишиться электричества, получить пробоину и начать тонуть. Светящийся разбалованный маленький городок посреди неумолимого морского мира природы, который веками живет по своим законам пищевой цепи.  Когда я все это себе представила, мне стало очень страшно оттого что я маленькая частичка этого светящегося городка в огромной темноте океана. Я подумала, что видимо этих заядлых круизников, что буквально живут на лайнерах, которых мы там встретили и с которыми не раз беседовали, такие мысли никогда не посещают.  Они вероятно абсолютно уверены в непоколебимости, неистребимости и невозможности никакой аварии маленького мирка.  Если бы это было не так, разве люди бы бывали в семнадцати, сорока, а то и семидесяти круизах?  Разговаривая с обитателями лайнера, пассажирами, мы узнали о том, что некоторые пары, особенно пожилого возраста, буквально живут в круизах.
Очень примечательно, что после того, как мы вернулись из круиза домой, в Калифорнию, через короткий промежуток времени, в новостях сообщили, что произошло два очень неприятных инцидента поломки, крушения круизных лайнеров.  Один практически стал тонуть вблизи берегов Италии, а второй, еле-еле добрался без воды и работающих туалетов, до порта.  Я только могу себе представить, что испытали эти захваченные врасплох авариями пассажиры.  Это безмерное, бьющее через край счастье вдруг резко сменяется на кошмар, в который не хочется верить и который надеешься пережить, потому что так хочется выжить!  Мне почему-то кажется, что этих пассажиров, что пережили что-то подобное - крах корабля, страх гибели - видимо не заманишь на борт долгое время.
Я не пережила такой страх, но я пережила своего капризного супруга в круизе, который половину времени куксился и депрессировал.
На этом мои заметки заканчиваются, и в который раз приходится пожалеть, что не записала впечатления по свежей памяти.
Декабрь 2011
Zoia Eliseyeva
(Zoia Vladimirovna Eliseyeva from California/Arizona, USA.
Divorced Sproesser in December 2014; Divorced Burkhart in August 2006.)