Жемч. Ожер. Гл. 19 2018 г. Ч. 1-7 На грани

Дудко 3
Виктор Анатольевич Дудко


ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  ГОД 2018
ЧАСТЬ 1-7  НА  ГРАНИ

Я всё думаю – зачем я всё оттягиваю момент написания этой  следующей части Главы?
Наверное -  понимаю, что ещё раз придётся пропустить через свою душу и сердце всё, что произошло в 2018 году.

Мы остановились на том, что можно с полной уверенностью считать, что уже  в начале 2018 года у Виктора начиналась последняя стадия СЕНИЛЬНОЙ  ДЕМЕНЦИИ… Причём, проявлялась не одна, а одновременно несколько явных стадий этой болезни.

Вспомним их…

Перечисляя эти признаки, я не буду привязывать их к конкретному месяцу первой половины 2018 года.  Они проявлялись по очереди или порой  все одновременно… Какая теперь разница? На этой стадии они все имели право быть…

1. Признаки нарушения памяти – как долговременной, так и кратковременной.

Это самое безболезненное проявление болезни.

Виктор сначала забывал недавние события…
Потом, вспоминая прошлое, стал путать временные показатели событий.

А вот теперь – ГЛАВНОЕ…
До последнего дня своей жизни он ясно и чётко осознавал и понимал всё то, что происходило с ним лично…
Именно это состояние его мозгов и мышления позволяло ему до конца  жизни
принимать самостоятельные решение своего поведения и его неукоснительного исполнения.

2. Перечень нарушений, характерных для органической деменции:

-  признаки снижения способности к абстрактному мышлению (по данным объективного исследования);

Приведу пример…
Я помню, например, как утром начинаю ему рассказывать, что сидя  ночью за компьютером - опубликовала новую часть Главы, рассказывающую о родословной его  дяди. Текст -  прислан  двоюродной сестрой Виктора из АЛМАТЫ (АЛМА-АТА).
Виктор напрягается, переспрашивает. Объясняю. Вижу – не понимает. Ещё раз объясняю. Задумывается и… Теряет к сказанному мной – интерес.

Виктору трудно было понимать и осознавать сказанное ему о вещах – не интересующих его в настоящее время. Было ощущение, что он абстрагируется от внешних влияний, не допускает их в свой внутренний мир.

 - симптомы снижения критичности восприятия (обнаруживается при -  построении реальных планов на ближайший период жизни в отношении себя и окружающих);

Виктора не покидало желание жить дальше и долго. Это прослеживалось в том, как мы мечтали о том, что в следующем году отметим его 85-летие и нашу золотую свадьбу. Он внимательно меня слушал, когда я рассказывала ему о наших планах по этому поводу – кого мы позовём в гости, какие блюда будем готовить для праздничного стола. Он оживлялся и огорчался, что многих уже нет в живых, а иные друзья не смогут приехать по причине болезней или возраста.

Но сам лично он не строил никаких длительных планов на будущее.
Он уже понимал, что время, отпущенное ему для пребывания на нашей грешной земле – сочтено и приближается к концу.

Я видела это по его поведению. Он устал от болезней, от переживаний и стрессов, не оставлявших нашу семью в последнее время и вгонявших его в очередные депрессии… И, конечно, он не чувствовал в себе ни моральных, ни тем более – физических сил для борьбы со всеми этими наваждениями…

Следующие признаки…

- синдром три "А":
- АФАЗИЯ – разного рода нарушения уже сформировавшейся речи; 

Речь… Когда я пишу на страничках своего сайта, я не испытываю затруднений.
Если я забываю подходящее слово, у меня, как и раньше из глубины подсознания выплывает нужное слово, или синоним его.
Может быть, этому помогает вся фраза, которую я вижу на экране компьютера перед глазами. И мне легко воспроизвести недостающее слово…
Но, в разговорной речи -  я, сказав половину фразы и подбирая нужное слово, забываю о чём говорю и …
 
То же самое было у Виктора. Может быть, поэтому он стал мало говорить.
И вот здесь я чувствую огромную свою вину.

Иногда, прочитав заинтересовавший его рассказ в интернете, или увидев взволновавший его сон, он обращался ко мне и хотел, чтобы я его выслушала…
Но я не всегда откликалась на его просьбы. Часто была занята каким-либо делом. Говорила – «Потом!». А потом – забывала. А он ждал…  Но из-за присущей ему скромности – не напоминал…
Наверняка – переживал от моего такого невнимания и обижался. И молчал.
А ведь наступили времена, когда мы разговаривали не так уж часто.
Каждый уже жил - больше своими интересами, отдаляясь друг от друга и не задумываясь о том, как нужно друг другу это общение, и как дорого оно при жизни, тем более в конце её. И тем более, когда две жизни – две души обречены на одиночество вдвоём…

А теперь уже ничего не вернёшь… Прости меня, мой дорогой!...

- АПРАКСИЯ (буквально "бездеятельность") – затруднения при выполнении целенаправленных действий при сохранности способности к движению;

И здесь я чувствую - свою вину… Он ещё мог ходить с палочкой по участку.
А я еже ходила  только с двумя костылями (с подлокотниками) – боялась упасть, так как меня порой могло мотануть резко в сторон. Я боялась, упав - сломать тазобедренный сустав, а это в нашем возрасте уже - не лечится.
Виктор звал меня погулять по участку. У нас даже был свой маршрут: от домика – к беседке, потом мимо  фруктовых деревьев – к зелёному хвойному уголку с можжевельниками, голубой елью и рододендронами, дальше – мимо старого розария – к сауне…
Поворачиваем налево, несколько ступенек вниз – заросшие заброшенные овощные грядки и две теплицы. И дорога назад. Несколько ступенек вверх.
Мини - садик: окруженный со всех сторон  высокой стеной - из не подстриженных и вырвавшихся на волу в небо деревьев туи, с не работающим  фонтаном, квадратными можжевельниками, флоксами и ирисами. 
И вот, наконец – газоны с дорожкой к большому дому, в котором живёт семья Стэллы. Дальше можно пройти к нашему маленькому дому через дом Стэллы или мимо него, вернувшись к фруктовому саду и пострадавшим кустам сирени - от падающего весной с крыши снега.

Но я редко соглашалась на такие прогулки. И он уходил бродить по участку один, хотя вдвоём было бы  легче...
Здесь АПРАСИЯ касалась в первую очередь – меня. Виктор  устав, возвращался, и сев на лавочку у гаража, погружался в думы…
Увидев его из окна домика,я выходила и садилась рядом. Вскоре мы возвращались в свой домик.

Но эти прогулки становились всё реже. И наступил день, когда Виктор перестал выходить из дома.
 
- АГНОЗИЯ – разнообразные нарушения восприятия при сохранности сознания и чувствительности. К примеру, пациент слышит звуки, но не понимает обращенную к нему речь (слухоречевая агнозия), или игнорирует часть тела (не моет или не обувает одну ногу – соматоагнозия), или не узнает определенные предметы или лица людей при сохранном зрении (зрительная агнозия) и т.п.;

- личностные изменения (грубость, раздражительность, исчезновение стыда, чувства долга, немотивированные приступы агрессии и т.п..

Относительно АГНОЗИИ…

И у Виктора и у меня появились затруднения со слухом.

Покупали слуховые аппараты. Не помогали. В результате, включая телевизор увеличивали громкость на максимум. Стэлла приходя, просила убирать звук, от которого можно было оглохнуть.
Позже добавилось то, что слова, произносимые по телевизору - сливались.
Виктор перешел на титры…
Но и это не помогало. Сливались буквы титров на экране.

Несколько лет назад Виктору делали операцию на левом глазу по поводу глаукомы.  Доктор ошиблась и сделала неправильный разрез. Виктор ослеп на левый глаз. В следующий раз ему на правом глазу меняли хрусталик. Оперировавшая глаз доктор объяснила ему причину ослепшего левого глаза.
Поскольку, кроме хрусталика и на правом глазу была глаукома, зрение вернулось не полностью.

Так что, кроме признаков СЕНИЛЬНОЙ  ДЕМЕНЦИИ, у Виктора были ещё проблемы со слухом и зрением…

Пока ещё он передвигался по комнате, он порой смотреть телевизор стоя, вплотную приблизившись к экрану...

3. Нарушение социальных взаимодействий в семье и на работе.

Здесь опять я виню себя.

Так уж получилось, что большая часть  должностей, занимаемых мной в разных организациях - были руководящими. С тех пор у меня до конца жизни сохранился назидательный (командующий) тон. Это получалось против моей воли. Я понимала, что это может раздражать, но это как-то получалось само собой.

Виктор раньше не обращал на это внимания. Но  в последнее время его болезни, порой мои интонации выводили его из себя. И не только – интонации, но и смысл того, что я говорила.
Понятно, что став слабее, он часто мог пролить чай, или плеснуть из тарелки суп на стол, на себя… Машинально я говорила – «Витя! Обожжёшься! Подвинь кружку ближе!» И он взвивался – «Надоела! Что ты всё время меня учишь!»
А то и ещё хлещще. Он, который в жизни не ругался, будучи раздраженным, мог послать меня на три буквы. В ответ я огрызалась – «Скажи адрес!».
К счастью, мы понимали оба то, что это – эмоции на раздражающие действия…

Молчание – на 2 минуты… Я понимала его состояние и – извинялась за тон… Спокойствие  за столом воцарялось…

4. Отсутствие проявлений ДЕЛИРИОЗНОГО изменения сознания в момент постановки диагноза (нет признаков галлюцинаций, больной ориентируется во времени, пространстве и собственной личности, насколько ему позволяет состояние).

ДЕЛИРИОЗНЫЕ  изменения. Собственно, это – галлюцинации.
Я уже рассказывала о первом случае галлюцинаций в больнице у Виктора.
Это произошло в 2016 году.
В 2017  году это явление  получили своё дальнейшее развитие…

У Виктора начались необычные явления.

Тогда, по незнанию, я эти явления объясняла с оптической памятью глаз.

У Виктора появилось раздвоенность увиденного.
Правым глазом он видит то, что происходит перед ним в настоящий момент.
Мозг и глаз видит всё в замедленном темпе и запоминает в виде записи на «киноплёнке».

В какой-то момент Виктор, продолжает видеть перед собой правым глазом – то, что происходит в настоящий момент. Одновременно  перед левым (не видящим) начинает прокручиваться запись предыдущих видений.

Но давайте – о конкретных примерах.

ПРИМЕР  ПЕРВЫЙ…

Мы верим с Виктором, что в нашем домике вместе с нами живут наши АНГЕЛЫ – ХРАНИТЕЛИ.

Иногда мы видим их тени или чувствуем их присутствие.
Порой видим тени наших любимых собачек, ушедших в мир иной и похороненных рядом в лесу «на собачьем кладбище».

Но это из другой темы…

В этот раз – недавно, в ноябре 2017 года, Виктор в проеме открытой двери очень реально видел женщину, худенькую, в платье в цветочек, лица не рассмотрел, проходящую из туалета по нашему коридорчику к выходу…

Мы всё гадали – кого же он мог увидеть? По фигуре и по одежде она нам никого не напоминала.
Теперь с опозданием, вспоминаю, что  к какому-то большому празднику Стэлла пригласила жену  местного госарбайтера убраться в нашем домике, когда после очередной больницы мне это было не под силу сделать самой.
Она действительно была худенькой и на ней было то ли платье, то ли – халатик в цветочек. Но это я просто «придумывала» оправдание увиденному Виктором.

Получается, что длительное время спустя, Виктор "увидел" в коридоре фантом этой женщины?

Теперь я понимаю, что это были – галлюцинации из серии ДЕЛИРИОЗНЫХ явлений

ВТОРОЙ  ПРИМЕР…

За несколько дней до Нового Года, Виктор утром лежит в постели на своём диване.  Просит меня подойти.

У него в ногах на высокой тумбе стоит телевизор. От края экрана до стены  - сантиметров 40.
Виктор просит меня посмотреть на этот пустой промежуток от телевизора до стены и спрашивает – вижу ли я что-нибудь?
Я – ничего не вижу. Он объясняет мне, что в этом воздушном промежутке он видит идущие кадры какого-то другого фильма или передачи…
Причём уверяет меня, что видит это тем глазом, который ничего не видит…
У меня сначала мелькнула радостная мысль – возвращается зрение левому глазу.
Может, помогли лекарства? Больше года регулярно в 6 утра и в 6 вечера он капает в глаза прописанные ему капли.
Ну, а вдруг? И то, что видит раньше ничего не видящий глаз, это … ???

Поговорили, обсудили и… временно забыли.

ЕЩЁ  ПРИМЕР…

ПЕРВОЕ  ЯНВАРЯ.
ВТОРОЙ  ЧАС  НОЧИ…

Вчера, после того, как у нас на прочь за 20 минут до новогоднего боя курантов, вышел из строя электрощиток в доме у Стэллы, мы встречали НОВЫЙ ГОД при свечах.

Мы теперь ещё те – «едоки и питоки». Виктор посидел за столом со всеми минут 30, а потом пересел на диван у стены, ожидая, когда и я последую его примеру и мы вместе потопаем в свой домик.

Саша с братом – Сергеем, покурив на лоджии первого этажа, в которую выходила дверь комнаты, где все сидели за новогодним столом, вернулись и сели на свои места.
Спиной к Виктору, сидящему на диване, находился Саша. Сергей сидел напротив него, с другой стороны стола.

Виктор неожиданно видит повторение этого действия.
Он  видит сидящего перед ним – Сашу и  одновременно начинает перед ним от двери лоджии проходить мимо него  – Серёжа, который в это время уже сидит за столом…
Было впечатление того, что запустили повторно кадры уже просмотренного фильма…

И  ЕЩЁ  ПРИМЕР…
ПЕРВОЕ  ЯНВАРЯ…

Утром Виктор пошел в туалет.
Неожиданно перед ним – видение…
Падает снег. Снежинки крупные, медленно спускаются сверху – вниз.
Небольшой ветерок дует на них и они под его влиянием откланяются чуть в сторону.
Картина была настолько реальной, что хотелось снежинки потрогать руками.

Подобные галлюцинации у него периодически повторялись.

Позже – в августе 2018 года, когда Виктор уже не вставал с постели, у него появились новые непонятные явления.

Помню шел по телевизору сериал про жизнь польской певицы – Анны Герман.
Этот сериал уже однажды показывали - давно, но мы тогда смотреть не стали, так как увлеклись какой-то другой передачей.
Поэтому в этот раз мне захотелось посмотреть фильм про Анну Гермон полностью.
Две-три серии Виктор молчал. Потом стал ворчать, говоря, что – надоело, мы всё это видели. И стал мне перед каждой новой серией рассказывать её содержание.

Я удивлялась. Во-первых он не помнит вообще ни одной передачи, а здесь – фильм, который показывался чуть ли не год назад, да ещё со всеми подробностями…

Виктор стал убеждать меня, что он каждый день «видит» передачи, которые будут идти только на следующий день. Поспорили… И пару раз провели эксперимент.
Он рассказывал мне содержание передачи – «НОВОСТИ», которые будут передаваться завтра. И действительно - содержание его рассказа совпало с передачей, которая была показана на следующий день.
 
Возможно – совпадение… Но продолжать этот эксперимент не стали. Я итак из-за его повторяющихся галлюцинаций боялась, что он сходит сума.
 
Скорее всего у Виктора  была разновидность ДИЛИРИОЗНЫХ проявлений ДЕМЕНЦИИ, когда привидевшиеся галлюцинации больной принимает за реальные события. А его прежние способности – логического мышления, и программирования (в данном случае – предстоящих или последующих событий) позволяли спрогнозировать продолжение событий передаваемых телепередач.

Тогда я ещё не знала, что это признаки СЕНИЛЬНОЙ  ДЕМЕНЦИИ – старческого слабоумия… При этой болезни человек не всегда в состоянии отличать реальные события от привидевшихся ему. И чем больше проблем со здоровьем, тем слабее способность понимать грань между этим миром и придуманным.

Шел 2018 год…

Стэлла продолжала заботиться о нас двоих. Теперь она ежедневно в наш домик приносила завтрак и обед.  Виктор перебирался с дивана, на котором спал – за стол. Я мыла посуду. Это у меня ещё получается…

Виктор продолжал слабеть. Иногда у него не было сил побриться и позавтракать или пообедать за столом.

Но вот ему трудно стало вставать.
Тогда мы стали придвигать стол к дивану. Помогали спустить ему ноги и сесть за стол, сидя на постели.

Наступил момент, когда ему стало трудно садиться самому. Стали подкладывать под спину диванные подушки…

Я приносила миску с тёплой водой для умывания, Виктора усаживали в постели уже не спуская ноги вниз. На колени клали дощечку. Покрывали её красивой салфеткой или – полотенцем и «сервировали» импровизированный столик.
Он пока ещё управлялся ложкой сам.

А ещё позже - приставили к постели табуретку вместо столика и кормили Виктора с ложечки. Кружку с чаем или компотом он  ещё держал сам.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ