Ацкая программа о фильме Г. Ноэ Экстаз 2018 г

Валерия Исмиева
Warnung: этот текст вообще-то спойлер)

На мой взгляд, притчу о безднах внутри человека способен снимать Ларс фон Триер. Но Ларс - эстет. Здесь же вам предложат про то же, но, так сказать, на уровне массового танцпола. Дело не в качестве игры автора, а в её тарджет-групп: Ларс снимает для другого поколения или для другого культурного кластера. Гаспар обращается прежде всего к тем, кто мало рефлексирует, отсюда его наглое внедрение в ткань фильма рекламного неона со слоганами и включение у зрителей рефлексов собаки Павлова. "Необратимость" - его рук дело, кто помнит.
И вообще-то вспомнятся разные киноработы на сходные темы, однако с социальным вектором (например, от "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" до "Голодных игр-1"), но спускаться в адище опустошённой человеческой экзистенции добровольно всё-таки никто не хочет (даже Феллини пожалел своего "Казанову", а чем не танец марионетки замышлял снять...). Кроме, кажется, упомянутых в начале текста двоих.

"Экстаз" снят Гаспаром Ноэ по реальным событиям двадцатилетней давности. И тут нужна пауза.
...
ну, вот... Основной цвет картины - красный. Основной ракурс - сверху вниз. Основное действие - танец и активная устремлённость к суициду. Основная страсть - похоть и воля к смерти.

Манера интерактива напомнит Ларса. Никто ничего не объяснит. Это вы сами решите (вы же, вы смотрите на это безумие сверху - ну, вы поняли, о чём я), что же перед вами - мистический триллер про то, каково там, в преисподней, бытовая ли драма-моралите о вреде неумеренного поглощения наркотиков (но это объяснение не прокатит, потому что к смерти устремятся активнее всех те, кто в рот ни грамма не брал), антиутопический прогноз будущего Европы (оно уже наступило, кстати, если кто не заметил), оттенки серого, то бишь тут красного, экстатической секты (а что этому противоречит в фильме? ничего в общем-то). Засасывающая, как воронка, клаустрофобная атмосфера, инфраосвещение в красных и отчасти зелёных тонах инвольтируют тела, периодически совершающие конвульсивное передвижение по безвыходному замкнутому маршруту к спальне-конуре, сортиру и электрощитовой, как подшипники в колесе, чтобы опять прийти в проклятый танц-зал, где демонического вида толстяк-негр по кличке Папочка с нарощенной жёлтой хейариной до пупа крутит убойный винил, ухающий басами до самых отдалённых уголков этого странного дома на отшибе и где вроде как происходят репетиции для нового шоу, перерастающие в оргию обречённых.
Ноэ предлагает вам побыть в шкуре этих юных добровольцев самоистязания (картина начинается с монологов участников будущего шоу о том, на что они готовы идти ради своего успеха в танцах - а вот на что.... и далее то самое кино), пока не замутит и не затошнит (часть зрителей сбегает ещё на стадии невинно-автоматических (!) плясок и назойливо-дебильных разговоров о трахе), а остальные уже понимают, что влипли и лучше не рыпаться (расслабиться и получать удовольствие точно не получится), и проверить собственную выносливость, досмотреть до конца); пока ракурс не перевернётся вверх тормашками, а чёрный постепенно поглотит вспышки красного, прям как в одном фильме Эйзенштейна...
Финальные слоганы на экране - чем не надписи на пачке сигарет: "Жизнь - это коллективное невозможное", "Смерть - счастливый шанс". Постапокалиптические финальные кадры: глаз (кто помнит "Андалузского пса" Бунюэля - совместит), в который девушка пипеткой капает себе наркотик, и всё заволакивает белым светотуманом, как в бергмановской "Персоне" ( это та самая девушка, которая на интервью в начале фильма говорила, что сбежала от друга в Германии, потому что тот аж капал себе в глаза наркотики и счастлива теперь жить без этого)... В общем, матрица потре****ства, в которой люди превратили себя в автоматы, вещи, и радуйся, если ты и вправду в ней не увяз.
... если смотреть на большом экране, пульс после этого кино будет приходить в норму часа этак два. Психодел Ноэ строит по законам физиологии.
Хорошее ли это кино? Оно просто соответствует содержанию режиссерского месседжа. И это не оптимистично.