Судьба. Встреча Песня

Анна Алексеевна Золотовская
         Встреча.

После смерти Таисии Максимовны прошло уже больше года. Ася приехала в родное село в отпуск. Здесь жили ее старенькая мама и замужняя сестра.

Однажды она встретила Александра, бывшего мужа Таисии Максимовны, ныне вдовца. Она не видела его со дня похорон. Тогда он, постаревший от горя, наверное, и не заметил ее.

Сейчас ее поразила перемена в его внешности. Он выглядел помолодевшим, энергичным и веселым.

До нее дошли слухи, что у него появились женщины. Неожиданно для себя, она почувствовала, что это ее «задело», что эта  «новость» ее тревожит. Почему?
Может быть, стало обидно за Таисию Максимовну; показалось, что это измена с его стороны. Но ведь прошло больше года… А ведь жизнь – она берет свое, она заставляет думать о жизни… И жить!

Вторая встреча была в доме ее сестры. Они были давние друзья, дружили еще и при жизни Таисии Максимовны. Все праздники встречали вместе.

И после смерти жены он продолжал бывать у них, чтобы скоротать время от одиночества. Приходил в праздники и будни.

Первое время он посматривал на Асю все еще как на бывшую ученицу своей бывшей жены, но постепенно понял, что она уже давно выросла из учениц, что перед ним уже пожившая женщина, умная и образованная, знающая себе цену.

Во время их общих бесед Ася говорила мало, а как-то все больше прислушиваясь к тому, что говорил он. Но постепенно их роли как бы менялись: и тон шутника и балагура сменился на внимательного собеседника.

Ему все больше и чаще хотелось беседовать только с ней и слушать только ее.
Как-то совсем «случайно» они встретились просто на улице и за разговорами не заметили, как продолжали идти уже оба в одном направлении. Дошли до последнего моста через реку, с которого уже было видно море.

Вода как раз «прибывала», и они долго наблюдали, как пенящийся поток внизу, медленно заполнял реку, смешивая речную пресную воду с морской соленой. Берега расширялиcь, и лодки, стоявшие «посуху», уже покачивались в  «полной» воде. На другом берегу собирались любители купания в полной воде, слышался их веселый гомон и смех. Самые смелые уже взбирались на перила моста и прыгали в реку или «солдатиком», или вниз головой.

Вечера в тот август были упоительно тихи и теплы, пропитаны запахами моря и увядающей зелени и лета.

Однажды, гуляя вместе, они прошли на кладбище "навестить" близких и родных. Очень долго молча стояли у могилы Таисии Максимовны, каждый думая о своем.
У нее был установлен памятник, могила аккуратно благоустроена (если так можно сказать о могиле), а рядом стояла школьная парта, на которой были свежие цветы.
После еще около часа ходили по старинному кладбищу, читая старые надгробия, обращая внимание на маленькие холмики – могилы детей, захоронных во время войны и после. Тогда детей умирало больше, чем сейчас.

В ту ночь ей приснился СОН.

Вообще сны, которые бы запоминались, ей редко снились.  Редко снились и сны «вещие».

А это был сон именно таким. Он яркой картиной стоял перед глазами и не давал больше уснуть.

- «Она идет к дому Александра. Вот последний мост на ее пути, и она видит одинокую женщину на мосту. Ася медленно подошла к женщине и видит… Таисию Максимовну. Во сне она понимает, что ее здесь не должно быть, что она умерла… Как же она здесь оказалась? И думает, должна ли она рассказать ей об Александре?
Но Таисия Максимовна заговорила с ней сама, тепло и ласково, как говорила с ней всегда при жизни.  Она сказала:

Ты иди, иди домой… к Александру. Он ждет тебя там. А мне надо  возвращаться туда, меня… ТАМ ( она указала рукой в противоположную сторону) ждут. – Потом добавила,-  мне здесь нельзя, ведь я вся разрезанная – живот, грудь…»

Она проснулась сразу, как от толчка в грудь… И больше уснуть не смогла. Еле дождалась утра… Она решила рассказать сон Александру, при встрече в его доме.
Дома за обедом Ася не могла дальше молчать и рассказала сон маме. Та серьезно отнеслась к нему и сказала:

- Сон хороший… Она сама тебя благословила на этот союз со своим мужем. Поминай ее, и все будет хорошо… Александру не обязательно сон рассказывать.
А мама знала, что говорила: она сама была замужем за вдовцом. Они встречались каждый вечер. И Александр все серьезнее и настойчивее стал приглашать Асю к себе в дом.

Разумеется, ее сдерживали ни разговоры окружающих, ни какая-то ложная стыдливость. Как ни странно кому-то покажется, но ей не хотелось спешить. Ей было пока хорошо … в неизвестности.

Александр начал действовать по- другому. Решил однажды устроить «прием» по какому-то придуманному поводу. Пригласил Асину сестру Анну с ее мужем и взрослым сыном, который недавно вернулся из армии.

Ася не была в этом доме со дня похорон. Сейчас в доме уже ничто не напоминало о том мрачном времени. Только портрет покойной был на прежнем месте, но без траурной ленты.

Ася с интересом осматривала в общем-то давно ей знакомый дом.
Они с Таисией Максимовной были всегда больше, чем просто учительница и ученица. Приезжая домой, чтобы навестить маму, она не забывала зайти и в этот дом.
Хозяйка всегда ее встречала радушно: они много разговаривали, иногда она рисовала ее детям всякие цветные картинки и иллюстрации к книгам.

Она не помнила, чтобы Александр принимал участие в их беседах. Видимо, таких учениц и учеников было много у его жены, и они часто навещали ее, и для него это было привычно. Чаще во время их встреч его просто не было дома.
Асе казалось, прошла целая вечность. Она сама уже давно работала учителем.

После этих теплых и добрых встреч прошло много лет. Но сейчас эти воспоминания ей были нужны. Она вдруг почувствовала себя увереннее. Увереннее во всем: и в том, что она сейчас делает и почему она снова в этом доме.

Она вдруг поняла – все правильно! Все уже предопределено… Такова ее линия жизни… Эта линия пересеклась с линией Александра, с его домом.  ЭТО ЕЕ СУДЬБА!
В этот вечер они весело и непринужденно провели эту встречу. Потом они с Александром пошли провожать ее сестру с мужем, сын их еще раньше убежал к своим друзьям.

А они еще долго гуляли вдвоем. Александр обнял ее за плечи, и они так молча шли, тихо наслаждаясь той близостью, новым ощущением, внезапно возникшим между ними.
Сделав круг, постояв на всех мостах, они снова пошли к дому, встречаясь со знакомыми, улыбаясь им и откликаясь на их приветствия и шутки.
Подошли снова к его дому и он сказал:

- Пойдем ко мне…
Ася предвидела это предложение. Она не молоденькая девушка, и это предложение не было для нее неожиданным, ни тем более обидным 
 Но ей не хотелось спешить. Не хотелось прервать это вдруг появившееся чувство покоя и радостного ощущения новизны. И она ответила:
- Нет. Не сегодня. Сегодня я пойду домой.
Асе показалось, что он огорчился. Но он молча привлек ее к себе и поцеловал.  В вечерней тишине, совсем одинокие, они отправились в обратный путь, к дому ее матери.


            Песня.

Лето близилось к концу. Была вторая половина августа. Осень все настойчивее заявляла о себе своей роскошной и смиренной красотой.
Отношения Аси и Александра оставались в вопросительной стадии. А что дальше?  Ей скоро уезжать, а он остается…

За неделю до отъезда Александра пригласили в гости его родственники, которые отмечали юбилей совместной жизни.

Было много гостей: приехали их дети, внуки, родственники. И Александр пригласил Асю пойти с ним на это торжество. Приглашающие тоже это одобрили, так как они хорошо знали Асю. А это важно. В поморских семьях не принято приглашать на такие семейные праздники незнакомых людей.

При встрече хозяева дома и праздника тепло их приветствовали, выражая этим свое отношение к их дружбе и надежду на дальнейшее развитие отношений Аси и Александра.

Асе очень понравилось в гостях. Было весело и непринужденно. Все знали друг друга. Столы радовали обилием закусок и вин. Асе всегда нравились такие поморские «гостьбы» (гостьба – гуляние в доме родственников). Она знала, что здесь, как всегда, не обойдется без песни. Среди гостей была группа «песенниц»:  она запевала, она задавала тон празднику, запевалы знали все старинные песни.
Эта группа была частью фольклорного ансамбля, очень известного и популярного не только в республике, но и за ее пределами. А хозяин дома как раз и был руководителем этого ансамбля, а ныне уже заслуженного работника культуры.
На таких гостьбах были и хорошие музыканты. Александр, зная об этом и будучи солистом этого ансамбля, принес из дома аккордеон. Они с хозяином дома по очереди аккомпанировали застольному пению.

Вот и сейчас одна за другой лились песни. Гости забывали о еде и выпивке.
Ася ждала своей любимой песни в таком хоровом исполнении. Эта песня называлась «Как поехал добрый молодец во чисто поле гулять». И она шепнула Александру, чтобы он попросил запевал исполнить ее.

Эта песня хорошо звучала без аккомпанемента, и Александр  поставил в сторону свой аккордеон... И запел…

Ася от неожиданности даже вздрогнула, когда рядом зазвучал такой чистый мужской голос. Голос набирал силу и звучал все сильнее.

Ася раньше никогда не слышала его пения.  Она даже не знала, что он может так красиво петь.

Песня была длинной, с перепевами да повторами. И как только он запел: «Перво полюшко проехал да на второе перешел», как повтор подхватили другие голоса, уже женские голоса. И песня зазвучала так мощно и красиво, что хотелось одного, чтобы она никогда не кончалась.

Ася тоже знала эту песню, но сейчас она не стала петь ее вместе со всеми. Ей хотелось только слушать, и особенно слушать выделяющийся красивый мужской голос, звучащий рядом с ней.

Здесь же, в гостях, она узнала и то, как хорошо он танцует. Не с каждым партнером Ася чувствовала себя так уверенно, удобно и легко в танце, как сейчас.

Встречи вдруг приобрели еще иную окраску, еще один интерес. Александр показал ей фотокарточки своих концертов и гастролей с ансамблем, рассказал много историй, связанных с этими поездками.

Иногда она просила его что-то спеть, и он охотно пел для нее.  Исполнительский репертуар его был большой: он пел и современные песни, и русские романсы и для сопровождения уже брал гитару.

Она однажды спросила, где он учился пению, игре на инструментах. Оказалось, что нигде…  все это у него врожденное и самобытное. Как он шутливо сказал:
- Сам у себя всему научился.


Однако время неумолимо несло их к расставанию.
Решили, что до отъезда они еще раз соберутся в его доме. Он пригласит своих и Асиных близких. И, весело подмигнув ей, сказал:

- Заявлю всем о нашей помолвке… Как в старину!  Тебе ведь этого хочется?  А потом поговорю по телефону с дочерью и сыном и сообщу о своем решении.
Но неожиданно все изменилось. На другой день утром приехал ее племянник на своей машине, чтобы забрать у родителей ягоды и грибы, собранные здесь для них. Уезжал он в тот же день, так как утром ему еже на работу.

О лучшей «подводе» в данном случае для Аси – просто не придумать.  И она уехала в тот же день, даже не попрощавшись с Александром. Она попросила свою маму, чтобы та все объяснила ему.

     Продолжение будет!