Тоска по будущему

Леонид Шиндер
Я "русский израильтянин". Так называют тех, кто вернулся на свою историческую родину из мест рассеяния, где родным языком был русский. Сам я Дальневосточник – родился и вырос в Хабаровском крае. В Израиле живу уже около тридцати лет.

Только двадцать один год спустя после моего отъезда в Израиль я вновь оказался в России, но уже в качестве гостя. И это был не Дальний Восток, а Москва. С Москвою я был знаком плохо, и поэтому не мог ничего сказать о тех переменах, которые произошли там за это время.

Да и не интересовал меня особо город, меня больше интересовали люди. Ведь за очень короткий исторический отрезок времени им пришлось пережить целую бурю перемен – от хаоса до полной смены образа жизни.

Что представляет собой новое поколение, выросшее после разрушения "Нерушимого Союза"? Как отразились перемены на старшем поколении? О какой России мечтают сегодня россияне?

Когда я оставил Россию три десятилетия назад, там уже угасало пламя идеи построения коммунистического общества. Угасало, так и не сумев согреть ни советский народ, ни весь мир, как об этом мечтали идеалисты.

Может, это и к лучшему. Зачем жить несбыточной мечтой, если можно просто жить и наслаждаться жизнью, растить детей строить, покупать, богатеть.

Но почему тогда у многих людей, живших в ту эпоху, осталась неутолимая тоска по тем не совсем сытым и не совсем свободным временам? Почему хотели бы многие вернуться вновь в ту советскую страну, которую отобрало у них безжалостное время?

И в силу того, что ношу я в своем сердце частичку Советской России, могу я понять этих людей. Но, ни в коей мере, не хотел бы я вернуться в прошлое, каким бы прекрасным оно не казалось.

Я хотел бы пожелать России удостоиться такого будущего, которое бы обещало все мыслимые и немыслимые блага не только народу этой страны, но и всему человечеству. И поэтому в своем пожелании воспользовался я работами великого мудреца двадцатого века, каббалиста  по имени Бааль Сулам. Согласно определению, мудрец это тот, кто видит развитие мироздания от начала его сотворения до конечного развития. И коль посвятил этот человек немало времени описанию пути развития России, то счел, видимо, этот народ весьма особенной частью всего человечества.

Говорят мудрые люди, что без прошлого нет будущего. Дано нам от природы совершать ошибки в наших деяниях, чтобы в будущем не повторять их. Но закон этот работает только тогда, когда найдена не просто ошибка, а корень, ее породивший.
 
Немногим более ста лет назад, едва освободившись от крепостного права, шагнула Россия к совершенно новым для мира общественно-экономическим отношениям. Это была революционная во всех понятиях идея.

Только вдуматься – взяться строить общество, в котором человек чувствует себя уверенным в завтрашнем дне не потому, что накопил деньги, имущество или приобрел важную должность. А потому что "Человек человеку друг, товарищ и брат" И каждый трудится на благо "друзей и братьев", получая от общества гарантию полного обеспечения всем необходимым для нормальной жизни.

Воистину Великая идея. Но, какие результаты при этом были достигнуты?

"…Поскольку все видим, как огромное многомиллионное общество в такой стране, как Россия, занимающей площадь, превышающую площадь всей Европы, имеющей запас полезных ископаемых, почти не имеющий аналогов во всем мире, решило ввести в жизнь коллективное хозяйство и практически ликвидировало всю частную собственность.

И так как ни у кого не было другой заботы, кроме заботы о благе общества, то, на первый взгляд, они уже постигли все благо заповеди «отдачи ближнему своему» в ее полном смысле, насколько может постичь ее человеческий разум. И вместе с тем, посмотрите, чего им это стоило. Вместо того чтобы возвыситься и опередить буржуазные страны, они опускались все ниже и ниже, пока не оказались не способными обеспечить своим работникам даже уровень жизни рабочих буржуазных стран, они не могли даже обещать им хлеб насущный и возможность хоть как-то прикрыть наготу".
(Бааль Сулам, "Мир")

Теперь посмотрим, что же произошло дальше. Пережив после эпохи социализма сравнительно короткий отрезок времени в хаосе, бедствиях, нищете, бандитизме и грабежах, родилась другая Россия. С обилием товаров и продуктов, с возможностями путешествий за границу, с отменой всех ограничений на перемещение и поиск работы.
Казалось бы, живи и наслаждайся жизнью, как это делают в странах запада. Но нет, здесь за очень короткий промежуток времени снова сменились приоритеты.

Так почему же неудача следовала за неудачей? Может, все дело в ментальности народа, его корнях, характере? Нет.

Есть одна существенная разница между народом России и другими народами. Дело в том, что ни одна из развитых благополучных стран не ставила перед собой задачи достичь выполнения заповеди "Любви к ближнему".

Построить общество равных возможностей – да, общество равных перед законами государства – конечно, общество потребителей и производителей – само собой разумеется. Насадить демократию, либерализм, толерантность – сколько угодно. Но только не бескорыстное служение на благо человека.

Можно подумать, что идеология буржуазного строя оказалась умнее и дальновиднее, чем идеология российских революционеров. И рационализм взял вверх над утопией. Нет.

Просто в российском народе оказалась живой  искра любви к ближнему, привнесенная когда-то в наш мир библейскими праотцами. Только благодаря ее наличию могла возникнуть такая "безумная" идея построения совершенного общества на развалинах полукрепостной-полуфеодальной России.

И ведь были эти безумцы всего в одном шаге от грандиозного успеха.

"Однако один грех совершила эта нация, и Творец не простил им. А дело в том, что та возложенная на них драгоценная работа, которой является «отдача ближнему своему», и которую они начали выполнять, должна быть ради Творца, а не ради человечества. И вследствие того, что выполняли свою работу не ради Творца, с точки зрения самой природы не было у них права на существование".
(Бааль Сулам, "Мир")

Иными словами, никогда не согласится природа и Создатель, чтобы этот драгоценный подарок свыше – искра любви – был использован только лишь для удовлетворения материальных потребностей человека.

Ведь предназначена была она, в первую очередь, для объединения народа – "человек человеку друг, товарищ и брат". И это она породила на свет лозунги о братской любви, равенстве и счастье всех людей. А инициаторами этих начинаний были носители искры любви – народовольцы и революционеры.

Но от этих искр любви, которые пытались внедрить в народ  эти идеалисты, и могли родиться только лозунги. Ведь во всей остальной массе людей жила совсем другая природа. И согласно ей богатые хотели быть еще богаче, а бедные были не прочь отнять у них то, что считали своим.

И уж, какая тут любовь к ближнему – когда каждый готов поделиться последним, что у него есть. "Грабь награбленное" – это  был фундамент, на котором пытались построить будущее, и который был понятен народу.

И так как не смогли идеалисты заставить народ стать альтруистами и братским союзом, то решили сделать это силой, через жестокие репрессии и "исправительные учреждения". Но, так же, как нельзя учредить окончательный мир через войны, также нельзя насадить любовь ненавистью и страданиями.

А когда распался Союз, закончилось время лозунгов и иллюзий, и вырвалась на свободу настоящая природа человека. А это страшная сила, способная уничтожить весь мир. Но, самое удивительное, что как раз на огромном разрыве между лозунгами о братской любви и жестокой реальностью родилась во многих тоска по несбыточной мечте.

А загнать этого "джина" эгоистической природы человека  назад не будет никакой возможности. За исключением одного – оживить  ту искру любви, которая все еще тлеет в людях воспоминаниями о таких прекрасных, но не сбывшихся желаниях.
И не просто оживить, а научиться пользоваться этой искрой любви.  Но без насилия и репрессий. Ведь в ней есть зародыш будущих идеальных отношений не только для народа России, но и всего человечества.