3. Философия без лица 2

Сергей Михальчук 10
Философия лица.

Личное бытие в философии лица.
(Учение Философии Лица о личном бытии)

2. Философия без лица. Часть 2. 

Причиной этой неспособности древнегреческой философии сообщить
«индивидуальности», конкретному человеческому существу – «индивидууму»,  постоянство и вечность, и создать, этим, подлинную онтологию «лица», как абсолютного понятия, лежат в глубинном онтологическом монизме, характерном для греческой философии с момента её возникновения. [5] Древнегреческая мысль связанна основным принципом установленным ею. Всё «бытие» представляет собой онтологическое единство, несмотря на множественность существующих вещей. Постольку, поскольку «бытие» каждой конкретной вещи восходит, через необходимую
связь и «подобие», к одному единому «бытию». [6] Всякое расслоение или разделение, эвтектика или диффузия, любая дифференциация «бытия» есть случайность, которая не просто невозможна, а непредставима, ибо является проявлением тенденции к «небытию», к отчуждению от «бытия» или выпадению из «бытия». [7]

[5] О последовательном монизме греческой мысли см. C.J. de Vogel, Philosophia I, Studies in Greek Philosophy (Philosophical Texts and Studies 19, I, 1970), pp.397-416.

[6] Этот принцип неизменно сохраняется, начиная с досократиков и вплоть до
неоплатоников:
1. То, что существует, есть существенным образом одно, и причина его - общая (xynos logos) «для всех, кто пробудился» (Гераклит, фр.89, 73 и др.);
2. «Бытие» и «познание» (noein) также образуют единство («Парменид», фр. 5d. 7 и «Парменид Платона», 128b). Творение мира происходит в соответствии с этим принципом необходимого единства, и именно по этой причине творец не просто избирает его форму, но должен создать мир сферическим, поскольку сферическая форма есть форма единства, а поэтому и совершенства. (Платон, «Тимей», 32d-34b);
3. Для неоплатоников также существует фундаментальное единство разумного мира, ума и бытия (Плотин, «Эннеады», V, 1, 8.)

[7] Это особенно характерно для неоплатонизма, который поэтому и воспринимал как скандальное учение христиан о том, что мир случаен, а не вечен.

Этот онтологический монизм приводит эллинскую мысль к понятию космоса, то есть
гармонической взаимосвязи существующих вещей и существ. Бог связан онтологической необходимостью с миром, а мир - с богом. И эта связанность видится по-разному:
- или через творение, описанное Платоном в Тимее; [8]
- или через логос стоиков; [9]
- или же через эманации плотиновских Эннеад. [10]

[8] В отличие от Гераклита и физиологистов, Платон приписывает существование мира Богу, творящему «уму» (nous) или «отцу» (pater). Но платоновский творец не является абсолютно свободным по отношению к миру, который творит. Он подчинен необходимости (ananke), поскольку вынужден использовать материю (ule) и пространство (hora), которые не только предсуществуют, но также навязывают ему свои собственные законы и ограничения (Тимей, 48а, 51а - b). Более того, платоновский творец вынужден принять во внимание идеи симметрии, справедливости и т.д. (см. выше прим.4), которые предсуществуют и являются «парадигмами» (paradeigmata) для творения. Тот факт, что в одном пассаже из Государства  Платон отождествляет Бога с идеей Блага, которое «по ту сторону сущности» (epekeina tes oysias), по всей видимости, не убедил большинство специалистов в том, что Бог Платона превыше мира идей и независим от него. По существу, вопрос о том, тождественна ли платоновская идея Блага - Богу, остаётся открытым.

[9] Стоики связывают бога и мир через Логос. Для стоиков Бог неразрывно связан с Миром. Он есть «дух, пронизывающий всё», даже наиболее материальные и низменные вещи. Поэтому, невозможно «необщение света и тьмы»!

[10] Плотин и неоплатоники видят эту связь в «эманациях»! В плотиновских
«Эннеадах» утверждается, что мир есть эманации бога. См. выше прим.5-7.