Вечный спор

Екатерина Андрусевич
Евгений Базаров - учёный-химик, профессор Стокгольмского университета
Павел Петрович Кирсанов - полковник в отставке, в прошлом заведующий кафедрой атеизма Высшего политического училища.

«Красная стрела», ноябрьская ранняя ночь. Пьют коньяк.
Базаров, немного устало, но уверенно:
- Да если мне дают работать, какая разница, где? В Швеции, в Китае, да хоть на Марсе. Все, что меня интересует- это деньги и лаборатория.
- Так может рассуждать, уж простите, - разражаясь и краснея шеей, отвечал Кирсанов, - совершенно аполитичный человек.
- Вы правы, - начиная уже скучать, отвечал Базаров. - Я совершенно аполитичен. И нахожу это единственно верным для себя.
Кирсанов сделал глоток коньяку, не спеша проглотил. Аккуратно отломил кусочек сыра и деликатно отправил его в рот.
- В мое время было принято иметь идеалы, принципы. А теперь принято продаваться за кусок колбасы.
Базаров без церемоний опрокинул свой стакан, поддел ножом ломтик лимона, отправил его в рот и начал жевать, явно наслаждаясь вкусом. Прожевав, ответил равнодушно и уверенно:
- Черт бы с ними, с принципами. И со всей вашей демагогией. В любое время надо делать дело. Мое дело - химия. И я его делаю отлично. Почему бы мне не есть при этом вкусную колбасу?
Павел Петрович держался подчёркнуто спокойно, но голос его звучал глухо и резковато.
- На здоровье, - несколько сквозь зубы отвечал он, - на здоровье. Ну, честь имею. Пора спать.
- И правда. Пора и честь знать.
В тишине, совершив необходимые приготовления, они улеглись, неожиданно уязвлённые друг другом.

"Аркадий, привет! Как дела с последней задачей? Укладываемся? Черт бы драл эти симпозиумы - вместе с чертовым туманом. Пришлось трястись в паровозе. Сосед попался презабавный. Из бывших коммунистов, офицер. Видел бы ты его! Спина прямая, говорит как пишет. И против колбасы. Не подумай, что вегетарианец:) С принципами, бедный. Но коньяк уважает.
Не забудь написать Майклу. Скоро буду. Держись, дружище!"

Поезд прорывался сквозь туман. В третьем купе все ещё горел свет. Двое мужчин сидели напротив друг друга. На столике стояла недопитая бутылка коньку, рядом с ней потел сыр и истекал соком ровно порезанный лимон.
Разговор между ними был сдержанным спором попутчиков, неожиданно сведённых случаем.
Старший мужчина, красиво постаревший, с крепкой и напряженной спиной и строгим профилем, сидел прямо. Его визави, напротив, имел вид расслабленный, сидел, облокотившись на подушку и почёсывал отпущенную чуть длиннее, чем следовало по моде, бороду.
Разговор их длился не первый час. Пройдя стадию неловкого знакомства, он делался все более откровенным. Чай в стаканах с подстаканниками был выпит и сменён коньяком.
Самый вид этих мужчин являл собой две противоположности, два поколения, взаимопонимание между которыми затруднено от сотворения мира. Задача одних - сохранить, задача вторых - изменить. Отцы и дети. Вечный спор.

Автор Марина Березченко, участница  Мастерская_Андрусевич https://www.facebook.com/MasterskayaAndrusevich, Страница автора в фб:
https://www.facebook.com/profile.php?id=100001850232095