Охотничек

Виталий Алексеев
                О Х О Т Н И Ч Е К


                - 1 -
… В декабре темнеет рано, а день пролетает незаметно, и не всегда успеваешь по светлому времени сделать запланированное. Вот и я задержался на своей «фазенде», и пришлось уже в потёмках топать на электричку.

Два дня назад выпал первый снег,  « …и в мире стало чище, и светлей»… Перед этим с неделю подмораживало по ночам до тринадцати с «минусом». Днём тоже была минусовая температура, дул пронизывающий насквозь северо-восточный ветер. Но после снегопада погода установилась безветренная.  Лёгкий морозец, снежок поскрипывает под ногами…Небо усыпано звёздами,  «тянет» на мороз. Но так приятно пройти необходимые пару километров до остановки электрички!

…Вагон почти полностью заполнен: воскресный день, люди возвращаются домой, у многих объёмные сумки и пакеты с провизией. Ясно, что везут что-то от родителей, и от бабушек-дедушек.

Мне повезло: отыскалось свободное место у окна. За спиной, на двух сиденьях, расположилась бригада охотников, а в самом конце вагона расселись рыбаки, частично заставив проход своими ящиками и пешнями. Понимаю  и тех, и других: рыбаки  наконец-то дождались возможности порыбачить по перволёдку, а охотники – погонять зайца или лису по пороше и первому снежку. В ногах у охотников, на полу, улёгся рыжий спаниель. В обеих компаниях довольно шумно:  народ уже явно «под шофе», делятся впечатлениями от охоты и рыбалки, вспоминают свои прошлые и нынешние успехи. Смеются, хохочут - видимо, от удачной «затравки». Улыбается и мой сосед, мужичок примерно одного возраста со мной:

-Во, блин, брешет! Их, как послушаешь, просто диву даёшься: если рыбину поймал, так у неё глаза величиной с кулак… Зайца подстрелил – то с поросёнка… Если лисицу – шкуры на шубу жене хватило… -посмеивается сосед.

Улыбаюсь и я: сам, грешным делом, когда-то участвовал в таких побрехушках! Прислонившись к оконному стеклу и прикрыв глаза, вспоминаю свою былую увлечённость рыбалкой. Волга, Ахтуба, Кама и её притоки, Плещеево озеро, озеро Балхаш…Речушки и водохранилища Центрального Нечерноземья, Краснооскольское и Каховское водохранилища - на Украине… И это далеко не полная «география» моих рыбацких поисков. Зимой и летом. В жару и в мороз, в слякоть и хорошую погоду… Воистину: охота пуще неволи! И пусть не каждая рыбалка была удачной, но заряда бодрости от общения с природой и «коллегами» мне хватало на длительное время. Теперь же, в силу некоторых обстоятельств, увлечение своё забросил, снасти раздал-раздарил друзьям помоложе. Оставил только пустой рыбацкий ящик-«седуху». На память…
               
… Охотничий коллектив взорвался таким громким хохотом, что я открыл глаза и невольно улыбнулся. И вдруг вспомнилась моя единственная охота, в которой довелось принять участие.

                - 2 -               
…В Центральном Нечерноземье установилось второе Бабье лето. Погода солнечная, безветренная. По пути с дачи домой меня догнал мой «дачный» сосед Сергей, служивший в звании старшего прапорщика в  местном ЛТП. Я знал, что он увлекается и рыбалкой, и охотой.  По слухам, даже был каким-то чемпионом по стендовой стрельбе. Так, в разговоре о дачных делах, о рыбалке и охоте, мы дошли до города.

- Слушай,- обратился Сергей, - как ты смотришь на то, чтобы поохотиться?
- Не знаю, - ответил я. – Честно, как-то она меня не прельщает, и ни разу на охоте я не был…

Но Сергей стал с таким увлечением рассказывать об охоте на птицу – перелётную, водоплавающую, рябчиков и глухарей, которых, по его словам, в наших лесах было «немеряно», что я сдался. Договорились, что пойдём на охоту через день, с утра. На том и разошлись.

         Жена удивилась моему решению: ведь раньше об охоте я  не заикался.

-Ну, давай, охотничек… Порадуй нас  рябчиками… В жизни никогда их не видела и не ела…- с издёвкой произнесла жена, укладывая в небольшой солдатский рюкзак термос с чаем и бутерброды.

С Сергеем мы встретились у его дома. Он вручил мне двустволку, которую я внимательно стал рассматривать: всего лишь несколько раз в жизни довелось стрелять из ружья, не то что из «калаша» или ПМ-ма в молодости, в начале своей воинской карьеры.

- Бельгийская…Центрального боя…Трофейная, батя из Германии в 46-м привёз… А у меня тоже бельгийская, полуавтомат, на пять патронов…- Сергей показал мне своё оружие, оказавшееся почему-то с коротким стволом.- Ну, что, вперёд?

И мы двинулись. На охоту.

                - 3 -
Час ходу, и мы вошли в лес. Погода чудесная, солнечная и безветренная. Прошли полосу сосняка посаженного лет тридцать назад, вошли в смешанный лес. Идём по тропинке. Ели и сосны здесь в перемешку с берёзами, осинами и огромными дубами. Лист с берёз и осинок почти весь облетел, шуршит под ногами. По привычке  шарю глазами по  сторонам в надежде отыскать белого гриба или подосиновичка. Пересекли большую поляну, за которой стеной огромные сосны.

- Так…Здесь расходимся… Ты –налево, я направо…  Интервал –десять-двенадцать метров… Двигаемся не спеша, друг друга из вида не теряем…-проинструктировал меня Сергей. – И будь повнимательнее:  здесь птица есть…

Только-только мы вошли в сосны, как в вышине раздалось хлопанье крыльев, и какая-то большая птица, тяжело взлетев, устремилась к верхушкам сосен. Грохнули подряд три выстрела, и ко мне подлетел Сергей:
- Ты видел? Видел? –возбуждённо заорал он.
- И слышал, и видел…- ответил я.
- А  почему не стрелял?
- Да куда же стрелять? В сосну, что ли? Вон, в полутора метрах …
-Эх, надо было, надо было стрелять! –сокрушался Сергей.- Глухарь снялся… Здоровенный…

Покурив, мы двинулись дальше, и скоро снова вошли в смешанный лес. Глухари больше не снимались, только какие-то пичуги посвистывали-попискивали в кронах деревьев. Подошедший Сергей вновь проинструктировал меня:

-Это рябчик…Смотри, - Он извлёк из кармана штормовки манок и дунул в него, раздался свист, похожий на свист рябчика. Вскоре отозвался и настоящий рябчик. – Видал? Нужно подманить…

И он стал насвистывать, только почему-то рябчик перестал отзываться: почувствовал фальшь, что ли? Мы снова разошлись по сторонам и двинулись дальше. Прошли с сотню метров, как вдруг что-то или кто-то довольно громко зашуршал сухими листьями. Я обернулся в сторону этого звука, и заметил, что это «что-то» уже почти скрылось в молодом ельнике. Снова грохнули выстрелы, на этот раз их было два.

- Видел? Видел? – снова ко мне подлетел Серёга.- А почему не стрелял?
- Серёжа, а куда же стрелять: вон сплошь берёзы  и осины. В них, что ли?
-Надо было, надо было! Зайца подняли…-расстроился напарник.

Итак, мы  часа  три в лесу. Серёга спалил уже пять патронов а я –ни одного. Мне стало почему-то стыдно. «Позор! Буду стрелять!-подумал я, -независимо от того, есть рядом деревья, или нет…»

  Мы двинулись дальше. Я –весь внимание, ружьё на изготовку, палец - на спусковом крючке. Вышли на тропинку, и вдруг за моей спиной раздался такой же шорох, и я резко обернулся, направив двустволку в ту сторону. Не знаю, что меня удержало выстрелить, наверное, Всевышний запретил мне это делать: на тропинке, повиливая хвостом, стоял рыжий …спаниель! От мысли, что я мог сейчас пристрелить пёсика, мне стало как-то не по себе. Сняв кепку, я отёр пот, обильно покрывший моё лицо, и перекрестился, искренне благодаря Его. А пёс уселся у моих ног, повиливая обрубком хвоста. Я достал из рюкзака кусок бутерброда с маслом и протянул спаниелю, и тот с жадностью принялся его уплетать. Покончив с бутербродом, пёс снова уселся, ожидая очередной подачки. Вдруг вдалеке прозвучал рожок. Потом ещё, и ещё. Пёс посмотрел в ту сторону, затем в мою, и стремглав  понёсся в сторону рожка.

Подозвав Сергея, я рассказал ему об этом случае.
- Да, видимо, кроме нас тут ещё кто-то охотится. Будем внимательнее. – резюмировал Сергей, и мы двинулись дальше.

                - 4 -
  Мы прошли ещё с километр, но ни рябчик, ни заяц, ни глухарь нам не встретились. Но я всё же отличился: на опушке леса  «завалил» влёт какую-то довольно крупную птицу с длинным клювом. Сергей квалифицировал её как вальдшнепа, хотя я до сих пор сомневаюсь в этом.

Неподалёку от леса было небольшое озерцо, возле которого мы решили отдохнуть. Пока я разжигал костерок, Сергей ощипал и разделал птицу, которую мы зажарили на костре, и ею же закусили то, что было у нас во флягах. Из тушки вальдшнепа Сергей выковырял ножом пять дробинок, и протянул их мне: на память о моей первой, но удачной охоте.

…Солнце пригрело так, что нам стало жарко. До того озера, где по словам Сергея, птицы было «немеряно», мы решили сегодня не идти –как нибудь в другой раз сходим. А лучше – съездим на его «горбатом» «Запорожце».

Неподалёку от нас обнаружили стоянку то ли охотников, то ли грибников, а рядом – несколько штук пустых бутылок и консервных банок. Поочерёдно подбрасывая их,  расстреливали влёт. Но тут я не сплоховал – ни одного промаха! Да, это не «калаш», и неизвестно какой был бы результат.

Возвратились домой к вечеру. Как обычно - вопрос жены, с ехидцей:
-Ну, где твои рябчики, охотничек?
- Уже улетели…-ответил я.
- А глухари?
- Ещё не прилетели…
-А заяц? – не унималась жена.
-Линяет… Только начал линять…Будет позже…
-У тебя, как всегда: то ветер поменялся… то улетели… то не прилетели…-язвительно констатировала жена.

Больше на охоту я не ходил, хоть Сергей неоднократно мне предлагал:  зачем лишать жизни какую-то зверюшку? Что, кушать мне нечего?  Пусть живёт!

                - 5 -

…Поезд  остановился у городского вокзала, и народ высыпал из вагонов на перрон. Охотников и рыбаков было немало, и теперь все заторопились к подъехавшему троллейбусу, который приняв их  в своё чрево, сразу же отправился по маршруту.
 
Стоя на опустевшей остановке, я думал о том, что  прав был царь Соломон, утверждая что «всё проходит». И  хорошей завистью завидовал тем, у которых это увлечение ещё не прошло…

                Виталий  АЛЕКСЕЕВ,ноябрь,2018г.