(По материалам публикаций, докладов и выступлений 1993-2018 гг.)
Третье тысячелетие еще недавно, так восторженно встреченное нами всеми в ночь с 31 декабря на 1 января 2001 года, к сожалению, не сулит человечеству благоденствия и отдыха от потрясений последнего столетия.
На земном шаре сегодня проживают свыше 7 млрд человек вместо 600 миллионов, как оптимума для планеты Земля.По некоторым данным этот оптимум еще ниже -500 млн. А к 2030 году, по существующим прогнозам, эта цифра увеличится до 11- 12 миллиардов. И поколение наших детей и внуков -нынешних школьников и будет частью этой перенаселенной планеты, раздираемой к тому же, еще целым комплексом проблем – это и опасность термоядерной катастрофы, и проблемы экологии, и различие в условиях жизни между бедными и богатыми странами ,и эпидемии ,и техногенные катастрофы и поднимающие голову фашизм и терроризм и т. и т.д.
Отсюда проистекает, что сам факт выживания Планеты и Человека на ней напрямую зависит от того, какого качества людей мы воспитаем сегодня из наших детей и внуков.
Их выживание и процветание в Будущем -это вопрос того ,насколько они , будут подготовлены к вызовам и угрозам наступившего нового тысячелетия, насколько разумно и миролюбиво будет организована их жизнь -каждого в отдельности и всех вместе ,насколько грамотно отмобилизованы и скоординированы будут их совместные действия в чрезвычайных ситуациях,насколько каждый из них будет способен к взаимопомощи и взаимовыручке, исполнению гражданского долга и милосердию .
Однако существующее положение вещей по всем обозначенным судьбоносным направлениям воспитания настораживает, если не сказать больше - пугающе настораживает.
Среди негативных последствий , произошедшего в 90-е годы 20 века переворота в социально-экономическом укладе России , как, впрочем, и во всех странах бывшего социалистического лагеря евразийского континента самым серьезным является- кризис ценностного сознания молодежи .
Примитивизация сознания подростков и молодежи на фоне распадающейся семьи , переориентация школ на сугубо образовательные функции, отсутствие в обществе четко обозначенных нравственных установок привела к ожесточению и повышенной агрессивности молодежной среды , росту преступности среди несовершеннолетних, разгулу алкоголизма и наркомании, возросшим тенденциям к суициду, массовой вульгаризации и эгоцентризму.
Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде после смены общественно -политического курса , связанного с развалом СССР, обеспокоенное российское общество уже к середине 90-х годов стало обращать свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений.И сегодня в стране огромное количество общественных организаций, имеющих юридический статус и еще больше – его не имеющих.И все они вовлечены тем или иным образом в решение молодежных проблем, которых, увы, не становится меньше.
И становится все более очевидным , что много-еще не значит хорошо!
Поясню свою мысль на незатейливом примере.
Как известно , обильная пища низкого качества вызывает изжогу и несварение желудка. А прием множества разнообразных лекарств , даже высокого качества , вряд ли приведет к излечению болезни , но то , что изменит течение болезни , ее симптомы - то это совершенно верно.
И именно с потреблением таких "лекарств высокого качества "мы имеем сегодня дело на Украине , где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования , навязанными ее неокрепшему сознанию многочисленными некоммерческими организациями и объединениями радушно вовлекающими ее в свои ряды.
В результате -именно молодежь выступила в качестве главной катапульты революции ПсевдоДостоинства, пробившей брешь в крепости страны и ввергнувшей ее в пучину хаоса и гражданской войны с непредсказуемыми последствиями.
Хочу сакцентировать Ваше внимание , на разворачивающейся на наших глазах трагедии Украины, в которой ,отравленные псевдосмыслами достойного существования "они же дети" стали живым орудием и щитом в руках политических негодяев, именно потому , что они эти негодяи воспользовались основным ключом воспитания , каковым является - СМЫСЛ .
С-МЫ-СЛ! Оперируя С МЫслью и СЛовом воспитывается человек!
Мы становимся такими , какими себя мыслим!
Юность -это пора первых опытов, уже философского(пусть даже на уровне бытийного житейского опыта)осмысления себя как личности и общества , куда эта личность погужена . Ее самочувствие в том сосуде и взаимодействия с ним.
И как здесь не вспомнить великого русского исследователя истории 19 века (1820-1909) Е.И .Забелина ,еще задолго до революции 17-го предупреждавшего общество ,что
"Если галерея (вошедших в жизнь молодого человека) исторических (и иных, живущих рядом с ним )портретов состоит из плутов и негодяев,или по меньшей мере лиц ни на что не годных, то на чем же юноша,всегда идеалист , воспитает свои идеалы ? Ведь юность без идеалов не может пребывать!
Не то, так другое, не прямое , так кривое ,-но она неизбежно будет создавать себе путеводные нравственные светочи, неизбежно будет искать нравственную высоту и твердыню , по образцу которой можно было бы установить свой нрав и характер."
Украинские политики эту юную жажду смыслов поняли и свет нацистских факельных шествий стал нравственным светочем для сотен тысяч молодых людей.
Не намного лучше обстоят дела и в России, где множество " смыслосодержащих лекарств , якобы высокого качества отечественного производства" оказались не в состоянии уберечь ее молодежь от магнетизма смыслообещающей виртуальной реальности , увлекательных идей фанатиков разного толка, псевдогероических селфи , зацепингов и тарзанок или смертельно опасного романтического путешестивия к "голубым китам".
Почему так происходит?
Ответ лежит на поверхности .
Пока общество уже более 2-х десятилетий выясняет какого цвета должен быть брандспойт у пожарников, ликвидирующих очаги возгораний после большого пожара 90-х: красного, белого или коричневого -оно теряет своих детей, а с их потерей и свою страну.
Под сурдинку споров взрослых о цвете главного бранспойта, доверчивых детей уводят на дно реки жизни велеречивые Крысоловы, нанятые самими же взрослыми по принципу приверженности к тому или иному цвету.
А теперь для сравнения вспомним воодушевляющий энтузиазм миллионов молодых людей по всему земному шару , когда нравственный светоч Победы Добра над Злом их предков объединил в едином шествии"Бессмертного полка" и тех кто шел, неся портреты своих родственников и тех ,кто мысленно был с ними :приветствовал с обочин тротуаров или смотрел по ТВ.
И поводом к работе над проектом " Добрая воля "(Доброволия"), начатой еще в далеком 1994 году, как раз и послужила , уже тогда, остро ощущаемая тревога за судьбу государства, в котором расколотое постсоветское общество непременно будет транслировать через разрозненное детство и юность в будущее собственную разобщенность.
Эта тревога и стала основанием для создания в марте 1993 года первой на постсоветском пространстве добровольческой организации из детей и взрослых , назвавшей себя "Союзом неравнодушных",переименовавшей себя в 1994 году в соответствии с названием Проекта в "Добрую волю" и окончательно утвердившейся в 1999 году под именем "Доброволия".
Собственно, именно дети этой организации и стали вдохновляющим автора фактором к работе над Проектом "Добрая воля". Они же и стали его участниками и движущей силой его усовершенствования
потому что, наблюдаемый с середины 90- х годов повсеместный неожиданный рост детских объединений не выглядел утешительно.
Объединения эти создавались зачастую крайне амбициозными,космополитически настроенными и мало компетентными в области воспитания людьми и по их собственному представлению и разумению.
И очень часто эти новоявленные самодеятельные организаторы вольно или невольно формировали в растущем сознании детей культ космополитизма и махрового эгоизма , способствовали укоренению в своих объединениях клановой морали , пронизанной по сути духом местечковой поруки и хуторских приоритетов.
Понимание, что все это представляет в будущем серьезную опасность единству и целостности страны- требовало незамедлительной работы над созданием некоего базового универсального проекта воспитания в новых исторических условиях. послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни, в котором заложен обязательный личностный компонент.
Мятущемуся между Сциллой капитализа и Харибдой социализма обществу , в котором линия противостояния проходила не только в широком социуме,но в педагогических коллективах и в семьях, между близкими родственниками- необходим был как воздух примиряющий Проект в котором индивидуальное "Я-личность" и соборное "Мы-коллектив" не будут входить в противоречие, а будут в равной степени служить друг другу.
Это было важно , потому что , это противостояние отражаясь в сознании детей смутным ощущением разлада в понимании двойственной правоты взрослых и собственной беспомощностью в выборе между тем что хорошо и что плохо рождало в них неуверенность и страх подталкивающий к поиску своей стаи....
Вот тогда , когда все явственнее стали проявлять себя эти объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи и пришло понимание , что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой.
Таким образом, проект «Добрая воля» оказался востребованным.И он был успешно опробирован в г. Урае Тюменской области.
Однако , этот Проект , являвшийся по сути мировоззренческим контрагентом детскому Проекту "Новая цивилизация", курируемому НКО "Открытая Россия" М. Ходорковского ,встретил на пути своего продвижения в нефтегазовом регионе ожесточенное сопротивление многих заинтересованных лиц, обладавших властными полномочиями. И потому, несмотря на усилия, Проект остался до сих пор нереализованным в его полном объеме.
Но сама идея Проекта , вброшенная в общественное сознание пассионарной волей автора, много публиковавшегося и выступавшего на разных педагогических площадках от Урая до Ханты-Мансийска ,Челябинска и Москвы , Ярославля и Кишинева , получившая вдохновенную поддержку не только самих детей, ставших членами одноименной организации и их родителей, вошедших в комитет патронажа, но и ученых и специалистов Ассоциации исследователей детского движения, ДИМСИ ,СПО-ФДО стала резонировать с глубинными пластами Русского Духа.
Она нашла отклик в сердцах тысяч молодых людей разных национальностей заряженных русской ментальностью и сегодня проявляется безвозмездным служением и посильной помощью всем, кто в этом нуждается.
А отдельные элементы Проекта , растиражированные в диссертациях молодых педагогов приносят определенные результаты в практической работе с детьми и молодежью.
Можно только сожалеть,что украинские их коллеги оказались оперативнее в понимании того, что массовое сознание воспитуемо и что "государство сильно сознательностью масс " -это не просто яркий афоризм классика революционной теории , а практическое руководство к действию.
Общеизвестно что человечество прогрессирует в своем движении вперед опираясь на позитивный опыт достижений науки и практики прошлых поколений. Перефразировав Исаака Ньютона можно сказать. что мы видим дальше , когда стоим на плечах гигантов.
И дальнейшему развитию уже исторически оправдавшего себя в Пионерии метода массового самовоспитания подростков , открытого в начале 20 века английским офицером Робертом Баден Пауэлем, , его адаптации к новым политическим реалиям современности и была посвящена работа над Проектом "Доброволия" аккомулировавшем в себе в качестве практической опоры воспитания обобщенные выводы о путях развития Человека и Человечества выдающихся философов , психологов и педагогов Прошлого и современности.
Кстати и труд основателя скаутинга Баден Пауэля не явился на пустом месте. Он стал результатом тщательного изучения им произведений Песталоцци, Эпиктета ,Тита Ливия,анализа опыта воспитания у спартанцев,племен Африки, японских самураев,традиции британских и ирландских народов положенных на собственный опыт разведчика и военного.
Именно поэтому, когда перед новорожденной Советской страной встала настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей ЦК РКСМ было поручено разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы "скаутинг" у основания которого стал Иннокентий Жуков, бывший секретарь общества "Русский скаут ", по предложению которого движениние детей новой исторической эпохи было названо пионерским.
Новейшая история восходящего Третьего тысячелетия , оставляющего за собой прорывы и заблуждения уходящего 20 века требовала переосмысления прошлых подходов к массовому воспитанию подрастающего поколения в русле предъявляемых ему изменений общественно-экономической ситуации в стране и мире.
Приведу мысли и выводы величайших мыслителей Прошлого , которые легли в основание Проекта для детского движения новейшей истории
И начну с глубокого убеждения лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера в том , что
"Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования."
И что "этическим воспитателем является только этически мыслящий и борющийся за этику человек."
Разве можно было не согласиться или оспорить эти утверждения великого гуманиста , когда
на глазах многих из нас здесь присутствующих пожилых делегатов съезда, произошла в 90-е годы 20 века грандиозная ревизия существующих мировоззренческих ориентиров , как в странах СССР так и всего бывшего социалистического лагеря.
И многомиллионные массы людей , как будто внезапно ослепших , подобно персонажам картины Питера Брейгеля Старшего "Слепые" покорно двинулись по направлению к пропасти , ведомые такими же слепыми поводырями.
И ...... повели за собой детей.
И Проект "Добрая воля" уже в те далекие годы хаоса в головах поставил перед собой задачу остановить это движение , предложив людям универсальный мировоззренческий ориентир , который бы устроил всех: красных и белых , верующих и атеистов , богатых и бедных .
Но каким требованиям должен был отвечать этот ориентир , чтобы быть созидательным , культуротворческим мировоззрением?
И первое и наиболее общее требование, вытекавшее из опыта неоднократных мировоззренческих ревизий 20 века свелось к тому, что это мировоззрение должно быть :
- мыслящим,
- оптимистическим,
- этичным,
- культуротворческим,
- доблестным
Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества!
Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения!
Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека!
Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи Мира и созидания и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?
Оптимистическим и этичным!
Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе.
Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны.
Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности.
Сама по себе этика не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. И ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...
"Не о поведении и его результате трактует этика,а только о волении, самое же воление всегда совершается только в индивидууме." Это Артур Шопенгауэр.
И потому самой первой воспитательной программой Проекта стала Программа "Свободный гуманитарный университет"
А идеологической основой" Доброй воли" стало мировоззрение "доброго воления",непоколебимую основу ,которого составляют, не поддающиеся ревизии понятия Достоинства и Чести Человека.
Подтверждением верности этого ориентира служат труды величайшего этика человечества Имануила Канта, одним предложением ответившим всем тем , кто и поныне трактует понятие Добро , в зависимости от личного благоприобретения.
" В мире лишь одна добрая воля может считаться добром без каких -либо ограничений." (И.Кант)
Разработанный еще в 1994-1995 годах, Проект предлагает обществу философскую концепцию воспитания, в основе которой – идеология Достоинства или Чести вовлекающая каждого,кто следует этой идеологии, в процесс общечеловеческого служения Добру.
А сознательное служение Добру, понимаемое человеком как Достоинство и Честь в этом противоречивом Мире требует от человека известной степени Доблестности.
Долг - есть гипостазированная Честь - утверждал великий французский мыслитель Фагэ.
Достоинство или Честь,согласно энциклопедическим справочникам , есть то, что нас возвышает над всем окружающим миром и что заставляет нас постоянно стремиться не к соблюдению общего уровня (как все), но к поднятию над ним.
Критики идеологии Коммунизма, справедливо видели в ней опасность нивелирования личности. Философия же морали Человеческого Достоинства эту опасность устраняет т.к. акцентирует внимание на самоценности каждой личности. Благодаря ей возникает гармония между личностью и обществом, а не разновесие.
В данном варианте их соотношения никто никому не служит, но рождается великое служение друг другу.
В результате выигрывает Человечество.
Идеология Достоинства или Чести удерживает Человека в ранге Человека.
Именно,философская концепция воспитания, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, не допускает нивелировки личности в отличие не только от коммунистической идеологии, но противостоит и идеологии буржуазной, которая, как показывает реальность, тоже приводит личность к утрате индивидуальности, превращая ее в итоге в массового человека, человека толпы.
Интересна в этом плане работа испанского философа X. Ортега - и Гассета " Восстание масс ".
Мысль философа сводится к следующему.
Буржуазная идеология, как известно, стоит на страже эгоистических устремлений личности: мир существует для меня любимого. Так вот, по мысли Ортега - и Гассета, если вычленить из "эго" личности социальный компонент, то остаются только инстинкты:
- пищевой
- половой
- агрессивно - оборонительный
т.е. личность опускается до уровня животного, а все общество оскотинивается, превращаясь в стадо, в безликую толпу.
Следовательно, считает философ, игнорирование социальных обязательств личности, ведет к утрате этой самой личностью, ее индивидуальной самобытности, собственного лица.
И невольно, по ассоциации возникает вопрос: " Не об этом ли предупреждал людей еще в XVIII веке деятель французского Просвещения барон де Монтескье на примере истории утопического народа троглодитов?"
Гибнет, лишенное социальных добродетелей, начал справедливости и правосудия, государство злых троглодитов в результате раздирающих его противоречий.
Но деградирует и приходит в упадок и общество троглодитов добродетельных, чуждых эгоизма и духа собственности тесно связанных узами общественной солидарности, как только начинает зарождаться, а затем и процветать в их душах тщеславие и корыстолюбие.
И в своем сочинении "О Духе законов", кстати сказать, мудрый Монтескье уже обратил внимание общества на принцип Чести, как руководящий принцип благополучного существования государства.
"Природа Чести, - писал он, - требует предпочтений и отличий. Таким образом, Честь по самой своей природе находит себе место в этом образе правления.
Честь приводит в движение все части политического организма и самим действием своим, она связывает их, и, каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела стремится к общему благу". И, если вспомнить, уже упоминаемое здесь утверждение Фагэ, что "Долг - есть гипостазированная честь», то, продолжая устами Монтескье можно констатировать: «...И разве этого мало - обязывать людей выполнять все трудные и требующие больших усилий дела, не имея при этом в виду другого вознаграждения, кроме производимого этими делами шума".
Иными словами, Мораль Человеческого Достоинства стоит по ту сторону идеологий коммунизма и капитализма т.к. она выше этих противоположностей и основывается на принципах отличных от тех что приводят к фетишизации обеих.
Предлагаемая проектом " Добрая воля " для подрастающего поколения благородная идея вовлеченности в процесс общечеловеческого служения Добру, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, может быть воспринята, на мой взгляд, сегодня педагогической практикой в качестве альтернативы дискредитированного в глазах общества " Морального кодекса строителя коммунизма " и стать основным постулатом нового подхода к воспитанию школьников и молодежи.
Решение задачи ясных, понятных детям идейных ориентиров не терпит более отлагательства, ибо уже дают о себе знать годы деидеологизации школы, выпустившей в жизнь целое поколение молодых людей "без царя в голове", а игнорирование воспитательных функций школы в постсоветские десятилетия, вывело, как известно, молодежные проблемы в ряд проблем, связанных с национальной безопасностью государства.
Философская концепция вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру реализуется на практике в длительной воспитывающей игре в страну «Доброволию», где живут добропорядочные граждане и справедливые правители.
Надо сказать, что термин «игра» не вполне отражает подлинную суть применяемой воспитательной технологии, которая представляет собой процесс взаимопроникновения реальности и игры.
Ценность кратковременных игр общеизвестна давно. Но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся месяцами, годами и своими законами и правилами пронизывающие и регулирующие жизнь детей в течение всего дня.Таковой была Пионерия.
В обычном представлении игра противопоставляется жизни , труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную , но не праздную.Организационной формой этой игры становится общественная детская организация.
Таким образом, «Доброволия» - это общественная организация детей и молодежи (от 7 до 18 лет), в основе деятельности которой лежит метод эмоциональной педагогики - длительная воспитывающая игра. А "Добрая воля " - это название проекта позитивной социализации личности.
Оригинальность проекта в том, что он способен:
- консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности
на основе общей идеи,
- обеспечить преемственность этой идеи между поколениями
- предложить конкретные организационные формы самоуправления,
- программу деятельности,
- символику и атрибутику.
В Проекте нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов Запада и России от Монтескье, Канта и Фагэ до Соловьева, Бердяева и Хвостова, но и руководства по работе с детьми и молодежью Баден Пауэля, Жукова и Крупской, а также проникнутые заботой о человеке и обществе мысли и рекомендации известных психиатров начала века. А.Швейцера (о благоговении перед жизнью и о мировоззрении), А.И.Яроцкого (об аретопсихотерапии – воспитание доблестью) и наших современников: врача-психотерапевта М.М.Буянова (размышления о наркомании), известных ученых-педагогов Вл.Лисовского, Б.В.Вульфова, Н.Е.Щурковой, А.В.Волохова, Л.В.Алиевой, С.В.Тетерского, И.И. Фришман и др.
И поэтому, на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, снизив тем самым остроту проблем, связанных с деформациями в воспитании.
И, здесь, позвольте мне, сделать небольшое отступление, связанное с вопросом задаваемым мне не однажды именно по этому поводу , и, который, я чувствую ,уже начал волновать читателя.
Вопрос этот : А чем отличается "Доброволия"от Пионерии ? Может не стоит огород городить ,а просто всем снова объединиться под ее знаменами?Пионерию все помнят, не проще ли возродить , реконструировать , привести ее в соответствие с временем?
Я сама родом из Пионерии. Свой трудовой путь начала школьной пионервожатой.И мое сердце навсегда отдано ей.Но надо понимать , что только в одной Москве найдется не мало противников этой затеи.Но это совсем не значит , что те, кто сумел собрать под знаменами Пионерской организации нынешних мальчишек и девченок поступил не сообразно времени. Нет! Просто раскол в обществе оказался настолько глубок и дискредитация Советского Прошлого была настолько мощной и организованной, что еще и сегодня , почти 30 лет спустя значительная часть общества морально не готова воспринять Пионерию и доверить ей своих детей. И такова ситуация не только в России, но и ближнем и дальнем зарубежье тесно связанном в Прошлом с Советской идеей и испытывающее сегодня схожие проблемы с воспитанием своей молодежи.
Но и это еще не все.
Пионерия представляла собой организационную форму , в которую был облачен метод воспитания юных коммунистов. Вдохновляющей идеей пионерской организации была идея - "находиться в авангарде советских детей". Напомню , что авангард -это часть войска идущая впереди (внимание!)ОСНОВНОЙ СИЛЫ.
Это- первые! Пионер-значит Первый!
Сегодня мы не строим Коммунизм! И нет советского государства. Впереди какой силы выступает сегодняшняя Пионерия?Вопрос этот остается открытым.
Но! Если Пионерия готова сегодня стать частью широкого добровольческого движения, разделяя его идеи с которыми ее ценностные ориентиры не расходятся- ее претензии на положение авангарда добровольцев логически будут оправданы.
Теперь о "Доброволии". Это организационная форма воспитания Человека , Ответственного за свою судьбу,своих близких, своего государства и Планеты в целом.
Отсюда главной идеей является идея вовлеченности каждого в процесс приумножения Добра , обеспечивающего благополучие Дома, Страны, планеты в целом.
И привлекательность этой идеи для юношества состоит в том , что она дает каждому возможность , реализуя социально-полезные инстинкты и навыки . ощутить социальную благодарность.
Другими словами Пионерская организация в прошлом обслуживала коммунизтическую идеологию . Тем прославилась и тем запомнилась.
"Доброволия" - служит идеологии сохранения Планеты и Человека на ней. (по большому счету обе идеологии в чем -то близки и об этом можно говорить , но не сегодня.
Сама эмблема "Доброволии" красноречиво свидетельствует о содержании идеологии и социальной миссии движения.
Только в объединении всех людей добрых помыслов и намерений, доброй воли -залог сохранения Планеты и Человека на ней.
Отсутствием кавычек на ленте, обнимающей земной шар , подчеркивается эта мысль.
Это не мировая экспансия одной организации , а экспансия спасительной идеи.
Социальные, экономические , экологические, политические и др. угрозы третьего тысячелетия для мирового сообщества в целом, и для России в частности выдвигают на первый план необходимость воспитания подрастающего поколения в духе саморганизованности, межличностного и международного сотрудничества и миротворчества.
Эмоциональное сближение всех детей России ближнего и дальнего зарубежья на основе единой длительной игры скаутской по форме, духовно-нравственной по содержанию, необходимо сегодня рассматривать , на мой взгляд , как особую педагогическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.
"Доброволия" - это опыт создания игры (по системе скаутинг)в новых исторических условиях, игры , способной при умелой организации , вызвать широкое детское движение . овладев которым политически и педагогически, можно существенным образом переломить негативные тенденции в молодежной среде , связанные с безнадзорностью , наркоманией , асоциальным поведением.
"Доброволия" -не догмат ,это первоснова игры , которую возможно сделать еще более яркой и притягательной, насытить пафосом высоких целей, социально-альтруистическими устремлениями , элементами политической культуры, навыками планетарного мышления, трудовыми процессами.
20-век дал Миру два величайших открытия в сфере воспитания детей.
Это открытие внутреннего образа - в психологии и метод массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре- в педагогике.
Оба эти открытия были успешно реализованы в движении скаутов и пионерском движении.
Поведение, личность и достижения, согласно открытию в психологии, закономерно связаны с внутренним образом, созданным самой личностью, т.е. вырастая, мы становимся такими, какими себя мыслим и видим внутренним взором.
Дети-скауты мыслили и видели себя разведчиками, следопытами,"рыцарями без страха и упрека".
Дети-пионеры мыслили и видели себя первооткрывателями, первопроходчиками, "Всадниками, скачущими впереди",авангардом строителей коммунизма.
А кем мыслят и видят себя , современные члены великого множества детских организаций "БЛИК","ШАГ","КРУГ", "МОЛОКО", "БОЛЬШАЯ ПАНДА" и др., формально закольцованных в Движение Школьников? Ответа нет.
К сожалению постсоветской педагогической практикой России непростительно долго игнорируются открытия и практический опыт 20 века. Ведь Проект детского движения с учетом этих открытий, должен был быть представлен обществу еще вчера , но , увы,даже сегодня он все еще не значится даже в планах! Не потому ли, что такой Проект неудобен , потому что предполагает системный подход к воспитанию вместо разовых мероприятий разной направленности , формирование мировоззренческих убеждений и становление гражданственности вместо квасного патриотизма, планетарного мышления вместо местечкового интереса, дает представление об иерахиии и вырабатывает в каждом члене организации навыки руководства и подчинения , которым ребенок не может научиться умозрительно ,не ощутив на себе полноту ответственности .
Чтобы предупредить сразу возражения о более благовидных причинах неторопливости педагогической практики сегодня ,приведу в пример кусочек из сочинения 15 -летнего добровольца ,учащегося Екатеринбургского Суворовского военного училища Галахова Данила:
"...14-16 летние сегодня не чувствуют себя "частью какого-то одного большого Целого". Все являются "кусочками кусочков", которые "сами по себе".А разве плохо быть частицей одного пестрого одеяла ,сшитого крепко из разноцветных лоскутков,надежно укрывающего нашу озябшую Родину?
Почему-то взрослыми считается , что объединение всех многочисленных детских сообществ в одну организацию или одно движение уничтожит их самобытность. Я думаю это лукавство.
Посмотрите на человеческий организм ! В нем -печень и почки , сердце и мозг и все другие органы являются весьма самобытными , с им только свойственными функциями . Но они принадлежат одному организму!
Разрозненность детских организаций сегодня -это бомба замедленного действия.
Сегодня очень важно научить всех ребят , уже с детства жить в одной стране ,(и шире - на одной земле) , как в одной семье.
В семье ,где у всех разные имена , разные характеры и привычки , разные увлечения , разные права и разные обязанности . Но это одна семья , которая носит одну фамилию и руководствуется одними для всех правилами и принципами жизни , объединена общей целью мира и благополучия для всех ее членов.
То, что ныне сделан первый шаг к объединению детей в Движение школьников -это хорошо.
Но это как место встречи на школьном дворе.
Собрались такие разные , а что дальше?
А дальше, следующим шагом должно стать создание в постсоветской России принципиально новой длительной воспитывающей игры для подростков , аккомулирующей в себе лучшие достижения "скаутинга" и пионерской методики.
И далее - последовательно прийти к эмоциональному сближению всех детей России ближнего и дальнего зарубежья на основе единой длительной воспитывающей игры скаутской по форме, духовно-нравственной по содержанию,которое необходимо сегодня рассматривать , на мой взгляд , как особую педагогическую и политическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.
Во всех странах Мира скаутское движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся деятелей. вошедших в Центральные Комитеты патронажа. В США на первых билетах скаутов значились подписи 3-х президентов, Рузвельта,Тавта,Вильсона, входящих в Высший Комитет Организации.И сам этот факт, красноречиво подчеркивал связь между юным гражданином и его демократической Родиной.
Пионерия, находящаяся под патронатом КПСС не только адаптировала к задачам страны Советов опыт скаутинга,но и расширила его, присваивая своим организациям , дружинам и отрядам имена выдающихся личностей, как образец для подражания в формировании ребенком собственного внутреннего образа.
"Доброволия" -это опыт создания такой детской организации , на членских билетах которой , мог бы поставить свою подпись президент России. Ибо внутренний образ ребенка -добровольца -это образ Человека Чести и Достоинства, руководствующегося в своих действиях добрыми намерениями (доброй волей), заботящегося об умножении Добра в Мире , процветании своей страны и Планеты в целом .
Идеология "Доброволии" , суть которой состоит в вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру находит свое практическое выражение в Морали человеческого достоинства, сформулированой в пяти пунктах «Кодекса чести» добровольца.
Ориентиры, указываемые Кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.
Первое слово , от которого, отталкивается ребенок - слово: Иметь .
Это слово , производное от слова ИМЯ, которое, в понимании каждого человека нельзя ни забыть, ни опорочить , и которое и по смерти остается за ним.
Запоминая ребенок рассуждает , выстраивая слова в смысловую цепочку:
Если человек , что-то имеет, то он об этом помнит.
Если человек что-то имеет, о чем помнит , то он это хранит.
Если человек что-то имеет , о чем помнит и хранит- значит он это почитает.
Если человек что-то имеет , о чем он помнит , хранит и почитает , то он это обязательно совершенствует.
Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет- Доброе Имя , Достоинство, Честь. Они проявляются в его мыслях, в словах и поступках – всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Имей честь.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, делу которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й пункт:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й пункт:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.
Некоторая пафосная осложненность речевой конструкции Кодекса не только не мешает восприятию детьми этических смыслов, которым должно следовать в жизни , но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.
Символика «Доброволии», присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.
Главный символ "Доброволии" - человеческое сердце, увенчанное короной и наполовину заштрихованное синимси красным цветом.
Разделительная черта между цветами,проходящая ровно по центру означает уговор о взаимосвязи и взаимозависимости между личностью и коллективом и
означает равное соотношение индивидуального и коллективного.
Синяя половинка означает : «Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли».А красная половинка сердца : "Мы вместе – одно большое сердце, исполненное доброты. И каждый доброволец – часть этого большого сердца." Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это Жизнь и Человек в ней.
Другой символ- является белая роза.
Это рыцарский символ, означающий чистоту помыслов и поступков.
Эмблема "Доброволии"- является символом идеологии и социальной миссии организации.
Эмблема представляет собой художественное выражение идеологии вовлеченности каждого в общечеловеческий процесс служения Добру.
Изображением главного символа "Доброволии" на фоне земного шара,обвитого обнимающей его лентой с не заключенной в кавычки надписью ДОБРАЯ ВОЛЯ, подчеркивается эта мысль .
Это не мировая экспания какой-то организации или движения - это экспансия
спасительной для человечества идеи.
Вся цветовая палитра символов отражена в атрибутике "Доброволии".
Знамя добровольческой дружины – красное с размещенными на полотнище эмблемой и девизом организации.
Красный избран не случайно .
Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги, а в прикладной психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов.
Шейный платок
Размер и крепость шейного платка должны позволять использование его в качестве подручного средства , в случае необходимости : прикрыть голову от ветра или солнца, обвязать вокруг талии,подвязать сломанную руку или остановить кровотечение.
Шейные платки двух цветов - синего и красного в соответствии с главным символом.
Для младших школьников - синего цвета с красной полоской, что означает , что они - часть большого сердца ,нуждающася в опеке.
Для школьников среднего и старшего звена шейный платок - красного цвета с двумя или тремя полосками.
Для среднего - с синей и белой ( символ -белая роза).
Для старших школьников - с тремя : синей, белой и желтой (цвет короны,означающий Жизнь, которую следует беречь и защищать).
Девиз «Спешите делать добро!» логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.
Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир – это огромное «городище», то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые или часовые (1-4-е классы).
Находясь на посту, они заботятся о себе и о своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам «городища». Обходить его дозором.
И наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития «городища», обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Таким образом, добровольческую дружину составляют:
Отряд постовых – учащиеся 1-3, 4-х классов.
Застава дозорных – ребята 5-8х классов.
Добровольческий ратный корпус – 9-11 классы.
Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).
Содержание деятельности определяется пятью программами: «Здравствуй мир!», «Трудодень», «Свободный гуманитарный университет», «Агитпоезд» и «Третье плечо». Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.
И, наконец, о самом главном. О названии детской организации -«Доброволия».
В народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет…»
И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответвие с их названием, как «исправление имен».
К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф.Лосев, работой «Философия имени». Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.
Название «Доброволия" не только аккумулирует в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия «добро» и «воля» и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении «доброго воления», формируя новый имидж Человека и Гражданина.
Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).
Подытоживая все вышеизложенное делаем вывод , что стихийно проявляющим себя объединительным тенденциям, идущим снизу от детей и молодежи проект "Доброволия"предлагает :
- организованный характер объединения детей в единую мощную детскую организацию "зонтичного"типа, способную сплотить Будущее Российское обществона уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни.
- формирование в длительной воспитывающей игре устойчивого мировоззрения на основе светской гуманистической идеологии.
- усвоение детьми в процессе игры Моральных принципов взаимоотношений в обществе и Кодекс Поведения Гражданина Третьего тысячелетия.
И сегодня, когда потеря смыслов, разброд и шатания в нравственных представлениях охватили не только отдельных людей по всему Свету,но и затронули целые страны и народы, когда веками цементируемая светская мораль разрушается под ударами агрессивной софистики новоявленных ревизионистов,когда раздирания церквей становятся почвой для умножения ересей восстаний и заблуждений человеческих -пришло время Идеологии Доброй Воли .
Подвергнутая осмеянию и остракизму, взявшими над ней верх другими идеологиями она , лишь на время утишила свою мощь, чтобы развернуться в полную силу в спасительном для всего человечества рывке вперед и вверх. Овладевая умами все большего количества людей она уже стучится в двери государственных институтов и организаций требуя мобилизации всех их наличных ресурсов для ее утверждения в массовом сознании. Ибо заложенный в ней Импульс Человеческого Достоинства способен вдохновить миллионы людей к самосовершенствованию во имя Жизни на Земле.