Доброволия исторические итоги и взгляд в Будущее

Валентина Чилибийская
             (По материалам публикаций, докладов и выступлений 1993-2018 гг.)
               

       Третье тысячелетие  еще  недавно, так восторженно встреченное нами всеми  в ночь с 31 декабря на 1 января 2001 года, к сожалению, не сулит человечеству благоденствия и отдыха от потрясений последнего столетия.
На земном шаре сегодня проживают свыше 7 млрд человек вместо 600 миллионов, как оптимума для планеты Земля.По некоторым данным этот оптимум еще ниже -500 млн. А к 2030 году, по существующим прогнозам, эта цифра  увеличится до 11- 12 миллиардов. И поколение наших детей и внуков -нынешних школьников и будет частью этой перенаселенной планеты, раздираемой  к тому же, еще целым комплексом проблем – это и опасность термоядерной катастрофы, и проблемы экологии, и различие в условиях жизни между бедными и богатыми странами ,и эпидемии ,и техногенные катастрофы и поднимающие голову фашизм и терроризм и т. и т.д.
Отсюда проистекает, что сам факт выживания Планеты и Человека на ней напрямую зависит от того, какого качества людей мы воспитаем сегодня из наших детей и внуков.
Их выживание  и процветание в Будущем -это вопрос того ,насколько они ,  будут подготовлены  к вызовам и угрозам наступившего нового тысячелетия, насколько разумно и миролюбиво будет организована их жизнь -каждого в отдельности  и всех вместе ,насколько грамотно отмобилизованы и  скоординированы будут их совместные  действия в чрезвычайных ситуациях,насколько  каждый из них будет способен к взаимопомощи и взаимовыручке, исполнению гражданского долга и милосердию .

Однако существующее положение вещей по всем обозначенным судьбоносным направлениям  воспитания настораживает, если не сказать больше - пугающе настораживает.

       Среди негативных последствий , произошедшего в 90-е годы 20 века переворота в социально-экономическом укладе России ,  как, впрочем, и во всех странах бывшего социалистического лагеря   евразийского континента самым серьезным является- кризис ценностного сознания молодежи .

     Примитивизация сознания подростков и молодежи  на фоне распадающейся семьи , переориентация школ на сугубо образовательные функции, отсутствие в обществе четко обозначенных нравственных установок привела к ожесточению и повышенной агрессивности молодежной среды , росту преступности среди несовершеннолетних, разгулу алкоголизма и наркомании, возросшим тенденциям к суициду, массовой вульгаризации и эгоцентризму.

     Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде после смены общественно -политического курса , связанного с развалом СССР, обеспокоенное российское общество уже к середине 90-х годов  стало обращать  свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений.И сегодня в стране огромное количество общественных организаций, имеющих юридический статус и  еще больше – его не имеющих.И все они вовлечены тем или иным образом в решение молодежных проблем, которых, увы, не становится меньше.

 И становится все более очевидным , что  много-еще не значит хорошо!
Поясню свою мысль на незатейливом  примере.

Как известно , обильная пища низкого качества  вызывает изжогу и несварение желудка.  А прием множества разнообразных лекарств , даже высокого качества , вряд ли приведет к излечению  болезни , но то , что изменит течение болезни , ее симптомы - то это совершенно верно.

И именно с потреблением таких "лекарств  высокого качества "мы имеем  сегодня дело на Украине , где огромная масса молодежи оказалась попросту отравлена новыми псевдосмыслами достойного существования , навязанными ее  неокрепшему сознанию многочисленными некоммерческими организациями и объединениями радушно  вовлекающими ее в свои ряды.
В результате  -именно молодежь выступила в качестве главной катапульты  революции ПсевдоДостоинства, пробившей брешь в крепости страны и ввергнувшей ее в пучину хаоса и гражданской войны с непредсказуемыми последствиями.

Хочу сакцентировать  Ваше внимание , на разворачивающейся на наших глазах трагедии Украины, в которой ,отравленные псевдосмыслами достойного существования "они же дети" стали живым орудием и щитом в руках  политических негодяев, именно потому , что они эти негодяи  воспользовались основным  ключом воспитания , каковым является   - СМЫСЛ .
С-МЫ-СЛ! Оперируя   С МЫслью и СЛовом  воспитывается человек!
 Мы становимся такими , какими себя мыслим!

 Юность -это пора  первых опытов, уже  философского(пусть даже на уровне бытийного житейского опыта)осмысления себя как личности и общества , куда эта личность погужена . Ее самочувствие в том сосуде и взаимодействия с ним.

И как здесь не вспомнить великого русского   исследователя истории 19 века (1820-1909) Е.И .Забелина ,еще  задолго до революции 17-го предупреждавшего общество ,что
"Если галерея (вошедших в жизнь молодого человека) исторических (и иных, живущих  рядом с ним )портретов  состоит из плутов и негодяев,или по меньшей мере лиц ни на что не годных, то на чем же юноша,всегда идеалист , воспитает свои идеалы ? Ведь юность  без идеалов не может пребывать!
Не то, так другое, не прямое , так кривое ,-но она неизбежно будет создавать себе путеводные нравственные светочи, неизбежно будет искать нравственную высоту и твердыню , по образцу которой можно было бы установить свой нрав и характер."

Украинские политики   эту юную жажду смыслов  поняли и свет нацистских  факельных шествий стал  нравственным светочем для сотен тысяч молодых людей.

Не намного лучше обстоят дела и в России, где множество " смыслосодержащих лекарств , якобы  высокого качества отечественного производства" оказались не в состоянии уберечь   ее молодежь от магнетизма смыслообещающей  виртуальной реальности ,   увлекательных идей фанатиков  разного толка, псевдогероических селфи , зацепингов и тарзанок  или смертельно  опасного  романтического путешестивия  к "голубым китам".

 Почему так происходит?
Ответ лежит на поверхности .
Пока общество уже более 2-х десятилетий  выясняет какого цвета должен быть  брандспойт у пожарников, ликвидирующих очаги возгораний после  большого  пожара  90-х: красного, белого или коричневого -оно теряет своих детей, а  с их потерей и свою страну.
Под сурдинку споров взрослых о цвете главного бранспойта, доверчивых детей  уводят на дно реки жизни   велеречивые  Крысоловы, нанятые самими же  взрослыми по принципу приверженности к тому или иному цвету.

А теперь для сравнения вспомним воодушевляющий энтузиазм миллионов молодых людей по всему земному шару , когда нравственный светоч Победы Добра над Злом их предков объединил  в едином шествии"Бессмертного полка"  и тех кто шел, неся портреты своих родственников и тех ,кто мысленно был с ними :приветствовал с обочин тротуаров или смотрел по ТВ.

И поводом к работе над проектом  " Добрая воля "(Доброволия"), начатой еще в далеком 1994 году,  как раз и послужила , уже тогда, остро ощущаемая тревога за судьбу государства, в котором расколотое постсоветское общество непременно  будет  транслировать  через разрозненное детство и юность в будущее собственную разобщенность.
Эта тревога и стала основанием для создания в марте 1993 года первой на постсоветском пространстве добровольческой организации из детей и взрослых  , назвавшей себя "Союзом неравнодушных",переименовавшей себя в 1994 году в соответствии с названием Проекта в "Добрую волю" и окончательно утвердившейся в 1999 году  под именем "Доброволия".

Собственно, именно дети этой организации и стали вдохновляющим автора фактором к работе над Проектом "Добрая воля". Они же и стали его участниками и движущей силой его усовершенствования
потому что, наблюдаемый с середины 90- х годов повсеместный  неожиданный рост  детских объединений не выглядел утешительно.
Объединения эти создавались зачастую крайне амбициозными,космополитически настроенными  и  мало компетентными в области воспитания людьми и по их собственному представлению и  разумению.
И  очень часто эти новоявленные самодеятельные организаторы  вольно или невольно формировали в растущем сознании детей культ  космополитизма и махрового эгоизма , способствовали   укоренению в своих объединениях   клановой морали  , пронизанной по сути  духом местечковой поруки и хуторских приоритетов.

Понимание, что все это представляет в будущем  серьезную опасность единству и целостности страны- требовало незамедлительной работы над созданием некоего базового универсального проекта воспитания в новых исторических условиях. послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни, в котором заложен обязательный личностный компонент.

Мятущемуся между Сциллой капитализа   и Харибдой социализма обществу , в котором  линия противостояния  проходила не только в широком социуме,но   в педагогических коллективах и  в семьях, между близкими родственниками- необходим был как воздух примиряющий Проект  в котором индивидуальное  "Я-личность" и соборное "Мы-коллектив" не будут входить в противоречие, а будут в равной степени служить друг другу.
Это было важно , потому что , это противостояние отражаясь в сознании детей   смутным ощущением разлада в понимании двойственной  правоты взрослых и собственной беспомощностью в выборе между тем что хорошо и что плохо рождало в них неуверенность и страх подталкивающий к поиску своей стаи....

Вот тогда , когда все явственнее стали проявлять себя эти объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи  и пришло понимание , что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой.
Таким образом, проект «Добрая воля» оказался востребованным.И  он был успешно  опробирован в г. Урае Тюменской области.
Однако , этот Проект , являвшийся по сути мировоззренческим контрагентом детскому Проекту "Новая цивилизация", курируемому НКО "Открытая Россия" М. Ходорковского ,встретил на пути своего продвижения в нефтегазовом регионе   ожесточенное сопротивление многих заинтересованных лиц, обладавших властными полномочиями. И потому, несмотря на усилия, Проект   остался до сих пор нереализованным  в его полном объеме.

Но сама  идея Проекта , вброшенная в общественное сознание пассионарной волей автора, много публиковавшегося и выступавшего на разных педагогических площадках от Урая до Ханты-Мансийска ,Челябинска и Москвы , Ярославля и Кишинева ,   получившая вдохновенную  поддержку не только самих детей, ставших членами одноименной организации  и их родителей, вошедших в комитет патронажа, но и   ученых и специалистов  Ассоциации исследователей детского движения, ДИМСИ ,СПО-ФДО стала резонировать с глубинными пластами Русского Духа.
Она нашла  отклик в сердцах тысяч молодых людей  разных национальностей заряженных русской ментальностью и сегодня  проявляется  безвозмездным служением и посильной помощью всем, кто в этом нуждается.
А отдельные элементы  Проекта , растиражированные  в диссертациях  молодых педагогов   приносят определенные результаты в практической работе с детьми и молодежью.

Можно только сожалеть,что украинские  их коллеги оказались оперативнее в понимании того, что массовое сознание воспитуемо и что  "государство сильно сознательностью масс " -это не просто яркий афоризм классика революционной теории , а практическое руководство к действию.

  Общеизвестно что человечество прогрессирует в своем движении вперед опираясь  на позитивный опыт достижений науки и практики прошлых поколений. Перефразировав Исаака Ньютона можно сказать. что мы видим дальше , когда стоим на плечах гигантов.

  И  дальнейшему развитию  уже исторически  оправдавшего себя в Пионерии  метода  массового самовоспитания подростков , открытого  в начале 20 века английским офицером Робертом  Баден Пауэлем,  , его адаптации к новым политическим реалиям современности  и была посвящена работа над Проектом  "Доброволия"  аккомулировавшем в себе в качестве практической опоры  воспитания  обобщенные выводы о путях развития Человека и Человечества выдающихся философов  , психологов и педагогов Прошлого и современности.

Кстати и труд  основателя скаутинга Баден Пауэля не явился на пустом месте. Он  стал результатом тщательного изучения им произведений Песталоцци, Эпиктета ,Тита Ливия,анализа опыта  воспитания у спартанцев,племен Африки, японских самураев,традиции британских и ирландских народов положенных на собственный опыт разведчика и военного.
Именно поэтому, когда перед новорожденной Советской страной  встала настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей  ЦК РКСМ было поручено разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы "скаутинг" у основания которого стал Иннокентий Жуков, бывший секретарь общества "Русский скаут ", по предложению которого движениние детей новой исторической эпохи было названо пионерским.

Новейшая история восходящего Третьего тысячелетия , оставляющего за собой  прорывы и заблуждения уходящего 20 века требовала  переосмысления прошлых  подходов  к массовому воспитанию подрастающего поколения в русле предъявляемых ему изменений общественно-экономической ситуации в стране и мире.

Приведу  мысли и выводы  величайших мыслителей Прошлого  , которые легли  в основание  Проекта для детского движения новейшей истории

 И начну с глубокого убеждения  лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера в том , что
 "Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования."
И что "этическим воспитателем  является только этически мыслящий и борющийся за этику человек."

Разве можно было  не согласиться или оспорить эти утверждения великого гуманиста  , когда
на глазах многих из нас здесь присутствующих пожилых делегатов съезда, произошла  в 90-е годы 20 века  грандиозная ревизия существующих  мировоззренческих  ориентиров , как в  странах СССР так и  всего  бывшего социалистического лагеря.
И  многомиллионные массы людей , как будто внезапно ослепших , подобно персонажам  картины Питера Брейгеля Старшего "Слепые"  покорно двинулись по направлению  к пропасти   , ведомые такими же слепыми поводырями.
И  ...... повели за собой детей.

 И Проект "Добрая воля" уже в те далекие годы хаоса в головах  поставил перед собой задачу остановить это движение , предложив людям универсальный мировоззренческий ориентир , который бы устроил всех: красных и белых , верующих и атеистов , богатых и бедных .

Но каким  требованиям должен был отвечать этот  ориентир , чтобы быть созидательным , культуротворческим  мировоззрением?

 И первое и наиболее общее требование, вытекавшее из опыта неоднократных мировоззренческих  ревизий 20 века   свелось  к тому, что это  мировоззрение должно быть :
  - мыслящим,
 -  оптимистическим,
 -  этичным,
 -  культуротворческим,
 -  доблестным

Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества!
Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения!
Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека!

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи Мира и созидания  и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным!

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе.
Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны.
Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
 
Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности.
Сама по себе  этика не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. И ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

  "Не о поведении и его результате трактует этика,а только о волении, самое же воление всегда совершается только в индивидууме." Это Артур Шопенгауэр.

И потому самой первой воспитательной программой Проекта стала Программа "Свободный гуманитарный университет"

А идеологической основой" Доброй воли" стало мировоззрение  "доброго воления",непоколебимую основу ,которого составляют, не поддающиеся ревизии понятия  Достоинства и Чести Человека.
Подтверждением верности этого ориентира служат труды величайшего этика человечества  Имануила Канта, одним предложением ответившим всем тем , кто и поныне трактует понятие Добро , в зависимости от личного благоприобретения.
 " В мире лишь одна добрая воля может считаться добром  без каких   -либо ограничений." (И.Кант)


Разработанный еще в 1994-1995 годах, Проект  предлагает обществу философскую концепцию воспитания, в основе которой – идеология Достоинства или Чести  вовлекающая  каждого,кто  следует  этой идеологии, в процесс общечеловеческого служения Добру.
А  сознательное служение Добру, понимаемое человеком как Достоинство и Честь  в этом противоречивом Мире требует от человека известной степени  Доблестности.

Долг - есть гипостазированная Честь - утверждал великий   французский мыслитель Фагэ.

Достоинство или Честь,согласно энциклопедическим справочникам , есть то, что нас возвышает над всем окружающим миром и что заставляет нас постоянно стремиться не к соблюдению общего уровня  (как все),  но к поднятию над ним.

    Критики идеологии Коммунизма, справедливо видели в ней опасность нивелирования личности. Философия же морали Человеческого Достоинства эту опасность устраняет т.к. акцентирует внимание на самоценности каждой личности. Благодаря ей возникает гармония между личностью и обществом, а не разновесие.
В данном варианте их соотношения никто никому не служит, но рождается великое служение друг другу.
В результате выигрывает Человечество.

    Идеология  Достоинства или Чести удерживает Человека в ранге Человека.

    Именно,философская концепция воспитания, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, не допускает нивелировки личности в отличие не  только от коммунистической идеологии, но противостоит и идеологии буржуазной, которая, как показывает реальность, тоже приводит личность к утрате индивидуальности, превращая ее в итоге в массового человека, человека толпы.

    Интересна в этом плане работа испанского философа X. Ортега - и Гассета " Восстание масс ".

    Мысль философа сводится к следующему.
Буржуазная идеология, как известно, стоит на  страже эгоистических устремлений личности: мир существует для меня любимого. Так вот, по мысли Ортега - и Гассета, если вычленить из "эго" личности социальный компонент, то остаются только инстинкты:
-  пищевой
-  половой
- агрессивно - оборонительный
т.е. личность опускается до уровня животного, а все общество оскотинивается, превращаясь в стадо, в безликую толпу.

Следовательно, считает философ,  игнорирование социальных обязательств личности, ведет к утрате этой самой личностью, ее индивидуальной самобытности, собственного лица.
И невольно, по ассоциации возникает вопрос: " Не об этом ли предупреждал людей еще в XVIII веке деятель французского Просвещения барон де Монтескье на примере истории утопического народа троглодитов?"
Гибнет, лишенное социальных добродетелей, начал справедливости и правосудия,   государство злых троглодитов в результате раздирающих его противоречий.
Но деградирует и приходит в упадок и общество троглодитов добродетельных, чуждых эгоизма и духа собственности тесно связанных узами общественной солидарности, как только начинает зарождаться, а затем и процветать в их душах тщеславие и корыстолюбие.
И в своем сочинении "О Духе законов", кстати сказать, мудрый Монтескье уже обратил внимание общества на принцип Чести, как руководящий принцип благополучного существования государства.

   "Природа Чести, - писал он, - требует предпочтений   и отличий. Таким образом, Честь по самой своей природе находит себе место в этом образе правления.

    Честь приводит  в движение все части политического организма и самим действием своим, она связывает их, и, каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути   дела стремится к общему благу".    И, если вспомнить,   уже упоминаемое здесь утверждение Фагэ, что "Долг - есть гипостазированная честь», то, продолжая устами Монтескье можно констатировать: «...И разве этого мало - обязывать людей выполнять все трудные и требующие больших усилий дела, не имея при этом в виду другого вознаграждения, кроме производимого этими делами шума".

    Иными словами, Мораль Человеческого Достоинства стоит по ту сторону идеологий коммунизма  и капитализма т.к. она выше этих противоположностей и основывается на принципах отличных от тех что приводят к фетишизации обеих.

    Предлагаемая проектом " Добрая воля " для подрастающего поколения благородная идея вовлеченности в процесс общечеловеческого служения Добру, выраженная в Морали Человеческого Достоинства, может быть воспринята, на мой взгляд, сегодня педагогической практикой в качестве альтернативы дискредитированного в глазах общества " Морального кодекса строителя коммунизма " и стать основным постулатом нового подхода к воспитанию школьников и молодежи.

    Решение задачи ясных, понятных детям   идейных ориентиров не терпит более отлагательства, ибо уже дают о себе знать годы деидеологизации школы, выпустившей в жизнь целое поколение молодых людей   "без царя в голове", а игнорирование воспитательных функций школы в постсоветские десятилетия, вывело, как известно, молодежные проблемы в ряд проблем, связанных с национальной безопасностью государства.

 Философская  концепция вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру   реализуется на практике  в длительной воспитывающей игре в страну «Доброволию», где живут добропорядочные граждане и справедливые правители.

   Надо сказать, что термин «игра» не вполне отражает подлинную суть применяемой воспитательной технологии, которая представляет собой процесс взаимопроникновения реальности и игры.
Ценность кратковременных игр общеизвестна давно. Но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся месяцами, годами и своими законами и правилами пронизывающие и регулирующие жизнь детей в течение всего дня.Таковой была Пионерия.
В обычном представлении игра противопоставляется жизни , труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную , но не праздную.Организационной формой этой игры становится общественная детская организация.

Таким образом, «Доброволия» - это общественная организация детей и молодежи (от 7 до 18 лет), в основе деятельности которой лежит метод эмоциональной педагогики - длительная воспитывающая игра. А "Добрая воля " - это название проекта позитивной социализации личности.
Оригинальность проекта в том, что он способен:
- консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности
на основе общей идеи,
- обеспечить преемственность этой идеи между поколениями
-  предложить конкретные организационные формы самоуправления,
- программу деятельности,
- символику и атрибутику.

   В Проекте нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов Запада и России от Монтескье, Канта и Фагэ до Соловьева, Бердяева и Хвостова, но и руководства по работе с детьми и молодежью Баден Пауэля, Жукова и Крупской, а также проникнутые заботой о человеке и обществе мысли и рекомендации известных психиатров начала века. А.Швейцера (о благоговении перед жизнью и о мировоззрении), А.И.Яроцкого (об аретопсихотерапии – воспитание доблестью) и наших современников: врача-психотерапевта М.М.Буянова (размышления о наркомании), известных ученых-педагогов Вл.Лисовского,  Б.В.Вульфова, Н.Е.Щурковой,  А.В.Волохова,  Л.В.Алиевой, С.В.Тетерского, И.И. Фришман  и др.

И поэтому, на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, снизив тем самым остроту проблем, связанных с деформациями в воспитании.

И, здесь, позвольте мне, сделать небольшое отступление, связанное с вопросом задаваемым  мне не однажды  именно по этому поводу , и,  который, я  чувствую ,уже начал волновать читателя.
Вопрос  этот : А чем отличается "Доброволия"от Пионерии ? Может не стоит огород городить ,а просто всем  снова объединиться под ее знаменами?Пионерию все помнят, не проще ли возродить , реконструировать , привести  ее в соответствие с временем?

Я сама родом из Пионерии. Свой трудовой путь начала школьной пионервожатой.И мое сердце навсегда отдано ей.Но надо понимать , что только в одной Москве найдется не мало противников этой затеи.Но это совсем не значит , что те, кто сумел  собрать под знаменами Пионерской организации  нынешних мальчишек и девченок поступил не сообразно времени. Нет! Просто раскол в обществе  оказался настолько глубок и дискредитация Советского Прошлого была настолько мощной и организованной, что  еще и сегодня , почти 30 лет спустя значительная часть общества  морально не готова воспринять  Пионерию  и доверить ей своих детей. И такова ситуация не только в России, но и ближнем и дальнем зарубежье тесно связанном в Прошлом с Советской идеей  и испытывающее сегодня схожие проблемы с воспитанием своей молодежи.
 
Но и это еще не все.
 
Пионерия представляла собой  организационную форму , в которую был облачен метод воспитания юных коммунистов. Вдохновляющей идеей  пионерской организации была идея - "находиться в авангарде советских детей". Напомню , что авангард -это часть войска идущая впереди  (внимание!)ОСНОВНОЙ СИЛЫ.
Это- первые! Пионер-значит Первый!

Сегодня мы не строим  Коммунизм! И нет советского государства. Впереди какой силы выступает сегодняшняя Пионерия?Вопрос этот  остается открытым.
Но! Если Пионерия  готова сегодня стать  частью широкого добровольческого движения, разделяя его идеи  с которыми  ее ценностные ориентиры не расходятся- ее претензии на положение авангарда добровольцев  логически будут оправданы.

Теперь о "Доброволии". Это организационная форма воспитания  Человека , Ответственного за свою судьбу,своих близких, своего государства  и Планеты в целом.

Отсюда главной идеей  является идея вовлеченности каждого в процесс приумножения Добра , обеспечивающего благополучие Дома, Страны, планеты в целом.

И привлекательность этой идеи для юношества  состоит в том , что она дает каждому  возможность , реализуя  социально-полезные инстинкты  и навыки . ощутить социальную благодарность.

Другими словами Пионерская организация в прошлом обслуживала коммунизтическую идеологию . Тем прославилась и тем запомнилась.

"Доброволия" - служит идеологии сохранения Планеты и Человека на ней. (по большому счету обе идеологии в чем -то близки и об этом можно говорить , но не сегодня.

Сама эмблема "Доброволии" красноречиво свидетельствует о содержании идеологии и  социальной миссии движения.
Только в объединении всех людей  добрых помыслов и намерений, доброй воли  -залог сохранения Планеты  и Человека на ней.
Отсутствием кавычек на ленте, обнимающей земной шар , подчеркивается эта мысль.
Это не мировая экспансия одной организации , а экспансия спасительной идеи.

Социальные, экономические , экологические, политические и др. угрозы третьего тысячелетия для мирового сообщества в целом,  и для России в частности  выдвигают на первый план необходимость воспитания подрастающего поколения в духе саморганизованности, межличностного и международного сотрудничества и миротворчества.
Эмоциональное сближение всех детей России ближнего и дальнего зарубежья на основе единой длительной игры  скаутской по форме, духовно-нравственной по содержанию, необходимо сегодня рассматривать , на мой взгляд , как особую педагогическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.
"Доброволия"  - это опыт создания игры (по системе скаутинг)в новых исторических условиях, игры , способной при умелой организации , вызвать широкое детское движение . овладев которым политически и педагогически, можно существенным образом переломить негативные тенденции в молодежной среде , связанные с безнадзорностью , наркоманией , асоциальным поведением.
"Доброволия" -не догмат ,это первоснова игры , которую  возможно  сделать еще более яркой и притягательной, насытить пафосом высоких целей, социально-альтруистическими устремлениями , элементами политической культуры, навыками планетарного мышления, трудовыми процессами.

20-век дал Миру два величайших открытия в сфере воспитания детей.
Это открытие внутреннего образа - в психологии и метод массового самовоспитания подростков в длительной воспитывающей игре- в педагогике.
Оба эти открытия были успешно реализованы в движении скаутов и пионерском движении.
Поведение, личность и достижения, согласно открытию в психологии, закономерно связаны с внутренним образом, созданным самой личностью, т.е. вырастая, мы становимся такими, какими себя мыслим и видим внутренним взором.
Дети-скауты мыслили и видели себя разведчиками, следопытами,"рыцарями без страха и упрека".
Дети-пионеры мыслили и видели себя первооткрывателями, первопроходчиками, "Всадниками, скачущими впереди",авангардом строителей коммунизма.

А кем мыслят и видят себя , современные члены великого множества детских организаций "БЛИК","ШАГ","КРУГ", "МОЛОКО", "БОЛЬШАЯ ПАНДА" и др., формально закольцованных в Движение Школьников? Ответа нет.

 К сожалению  постсоветской педагогической практикой  России   непростительно долго игнорируются открытия и практический опыт 20 века. Ведь Проект детского движения с учетом этих открытий, должен был быть представлен обществу еще вчера  , но , увы,даже сегодня он все еще  не значится даже  в планах! Не потому ли, что  такой Проект неудобен , потому что предполагает системный подход к воспитанию вместо разовых   мероприятий разной направленности , формирование мировоззренческих убеждений и становление  гражданственности вместо  квасного патриотизма, планетарного мышления вместо местечкового интереса, дает представление об иерахиии и вырабатывает в каждом члене организации   навыки руководства и подчинения , которым  ребенок не может научиться умозрительно ,не ощутив на себе полноту ответственности .

Чтобы предупредить сразу возражения о более благовидных причинах неторопливости педагогической практики сегодня ,приведу в пример кусочек из сочинения  15 -летнего добровольца ,учащегося Екатеринбургского Суворовского военного училища Галахова Данила:

"...14-16 летние сегодня не чувствуют себя "частью какого-то одного большого Целого". Все являются "кусочками кусочков", которые  "сами по себе".А разве плохо быть частицей одного пестрого одеяла ,сшитого крепко из разноцветных лоскутков,надежно укрывающего нашу озябшую Родину?
Почему-то взрослыми считается , что объединение всех многочисленных детских сообществ в одну организацию или одно движение уничтожит их самобытность. Я думаю это лукавство.
   Посмотрите на человеческий организм ! В нем -печень и почки , сердце и мозг и все другие органы являются весьма самобытными , с им только свойственными функциями . Но они принадлежат одному организму!
  Разрозненность  детских организаций сегодня -это бомба замедленного действия.
  Сегодня  очень важно научить всех ребят , уже с детства жить в одной стране ,(и шире - на одной земле) , как в одной семье.
   В семье ,где у всех разные имена , разные характеры и привычки , разные увлечения , разные права и разные обязанности . Но это одна семья , которая носит одну фамилию и руководствуется одними для всех правилами и принципами жизни , объединена общей целью мира и благополучия для всех ее членов.


То, что ныне  сделан первый шаг к объединению детей в  Движение школьников -это хорошо.
Но это как место встречи на школьном дворе.
Собрались такие разные , а что дальше?
  А дальше, следующим шагом должно стать  создание в постсоветской России принципиально новой длительной воспитывающей игры для подростков , аккомулирующей в себе лучшие достижения "скаутинга" и пионерской методики.
И далее - последовательно прийти к эмоциональному  сближению всех детей России ближнего и дальнего зарубежья на основе единой длительной воспитывающей  игры  скаутской по форме, духовно-нравственной по содержанию,которое  необходимо сегодня рассматривать , на мой взгляд , как особую педагогическую  и политическую задачу, подключив к ее решению все существующие ресурсы.

Во всех странах Мира скаутское движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся деятелей. вошедших в Центральные Комитеты патронажа. В США на первых билетах скаутов значились подписи 3-х президентов, Рузвельта,Тавта,Вильсона, входящих в Высший Комитет Организации.И сам этот факт, красноречиво подчеркивал связь между юным гражданином и его демократической Родиной.
Пионерия, находящаяся под патронатом КПСС не только адаптировала к задачам страны Советов опыт скаутинга,но и расширила его, присваивая своим организациям , дружинам и отрядам имена выдающихся личностей, как образец для подражания в формировании ребенком собственного внутреннего образа.

 "Доброволия" -это опыт создания такой детской организации , на членских билетах которой , мог бы поставить свою подпись президент России. Ибо внутренний образ ребенка -добровольца -это образ Человека Чести и Достоинства, руководствующегося в своих действиях добрыми намерениями (доброй волей), заботящегося об умножении Добра в Мире , процветании своей страны и Планеты в целом .


   Идеология "Доброволии" , суть которой состоит в вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру находит свое практическое выражение в Морали человеческого достоинства, сформулированой  в пяти пунктах «Кодекса чести» добровольца.

Ориентиры, указываемые Кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.

Первое слово , от которого,  отталкивается ребенок - слово: Иметь .
Это слово , производное от слова ИМЯ, которое, в понимании каждого человека  нельзя ни  забыть, ни опорочить , и которое и по смерти остается за ним.

Запоминая ребенок рассуждает , выстраивая слова в смысловую цепочку:
Если человек , что-то имеет, то он об этом помнит.
Если человек что-то имеет, о чем помнит , то он это хранит.
Если человек что-то имеет , о чем помнит и хранит- значит он это почитает.
Если человек что-то имеет , о чем он помнит , хранит и почитает , то он это обязательно совершенствует.

Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет- Доброе Имя , Достоинство, Честь. Они проявляются в его мыслях, в словах и поступках – всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
- Имей честь.
2-й пункт:
- Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
- Храни верность слову, делу которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й пункт:
- Почитай святыни: свои и чужие.
5-й пункт:
- Совершенствуй себя и окружающий мир.

Некоторая  пафосная осложненность речевой конструкции Кодекса не только не мешает восприятию детьми этических  смыслов, которым должно следовать в жизни  , но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.

Символика «Доброволии», присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.

Главный символ "Доброволии"  -  человеческое сердце, увенчанное короной и наполовину заштрихованное синимси красным цветом.

Разделительная черта между цветами,проходящая ровно по центру означает  уговор о взаимосвязи и взаимозависимости  между личностью и коллективом и
означает  равное соотношение индивидуального и коллективного.
Синяя половинка означает  : «Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли».А красная половинка сердца : "Мы вместе  – одно большое сердце, исполненное доброты. И каждый доброволец – часть этого большого сердца." Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это  Жизнь и Человек в ней.

Другой символ- является белая роза.
Это рыцарский символ, означающий чистоту помыслов и поступков.

Эмблема "Доброволии"- является символом идеологии и социальной миссии организации.

Эмблема представляет собой художественное выражение идеологии вовлеченности каждого в общечеловеческий процесс служения Добру.
Изображением  главного символа "Доброволии" на фоне земного шара,обвитого обнимающей его лентой с  не заключенной в кавычки надписью  ДОБРАЯ ВОЛЯ, подчеркивается эта мысль .
Это не мировая экспания какой-то организации или движения - это экспансия
спасительной для человечества идеи.

Вся цветовая палитра символов отражена в атрибутике "Доброволии".

Знамя добровольческой дружины – красное с размещенными на полотнище эмблемой и девизом организации.

Красный избран не случайно .
Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги, а  в прикладной психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов.

Шейный платок

Размер и крепость  шейного платка должны позволять использование его в качестве подручного средства , в случае необходимости : прикрыть голову от ветра или солнца, обвязать вокруг талии,подвязать сломанную руку или остановить кровотечение.

Шейные платки двух цветов - синего и красного в соответствии с главным символом.

Для младших школьников - синего цвета с красной полоской, что означает , что они  - часть большого сердца ,нуждающася в опеке.

Для школьников среднего и старшего звена  шейный платок - красного  цвета с двумя или тремя полосками.

Для среднего - с синей и  белой ( символ -белая роза).
Для старших школьников - с тремя : синей, белой и желтой (цвет короны,означающий Жизнь, которую следует беречь и защищать).

Девиз «Спешите делать добро!» логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.

Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.

Если представить, что весь мир – это огромное «городище», то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые или часовые (1-4-е классы).
Находясь на посту, они заботятся о себе и о своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам «городища». Обходить его дозором.
И наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития «городища», обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Таким образом, добровольческую дружину составляют:
Отряд постовых – учащиеся 1-3, 4-х классов.
Застава дозорных – ребята 5-8х классов.
Добровольческий ратный корпус – 9-11 классы.

Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).

Содержание деятельности определяется пятью программами: «Здравствуй мир!», «Трудодень», «Свободный гуманитарный университет», «Агитпоезд» и «Третье плечо». Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.

И, наконец, о самом главном. О названии  детской организации -«Доброволия».

В народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет…»
И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответвие с их названием, как «исправление имен».

К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф.Лосев, работой «Философия имени». Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.

Название «Доброволия" не только аккумулирует в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия «добро» и «воля» и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении «доброго воления», формируя новый имидж Человека и Гражданина.

Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).

Подытоживая все вышеизложенное делаем вывод , что стихийно проявляющим себя  объединительным тенденциям, идущим снизу от детей и молодежи проект "Доброволия"предлагает :

 - организованный характер объединения детей в единую мощную детскую организацию  "зонтичного"типа, способную сплотить Будущее Российское обществона уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться  общепринятыми правилами жизни.

- формирование в длительной воспитывающей игре устойчивого мировоззрения на основе светской гуманистической идеологии.

- усвоение детьми в процессе игры  Моральных принципов взаимоотношений в обществе и Кодекс Поведения Гражданина Третьего тысячелетия.

 И сегодня, когда потеря смыслов, разброд и шатания в нравственных представлениях охватили не только отдельных людей по всему Свету,но и затронули целые страны и народы, когда веками цементируемая светская мораль разрушается под ударами агрессивной софистики новоявленных ревизионистов,когда раздирания церквей становятся почвой для умножения ересей восстаний и заблуждений человеческих -пришло время Идеологии Доброй Воли .

     Подвергнутая осмеянию и остракизму, взявшими над ней верх другими идеологиями она , лишь на время утишила свою мощь, чтобы развернуться в полную силу в спасительном для всего человечества рывке вперед и вверх. Овладевая умами все большего количества людей она уже стучится в двери государственных институтов и организаций требуя мобилизации всех их наличных ресурсов для ее утверждения в массовом сознании. Ибо заложенный в ней Импульс Человеческого Достоинства способен вдохновить миллионы людей к самосовершенствованию во имя Жизни на Земле.