Приезд на родину
29.11.2018
Приезжаю этой осенью в свою родную маленькую многонациональную деревню. Черемховский район. Полдеревни, правда, на кладбище лежат. А что делать. Почему-то из половины лежащих - половина суицидников, в основном, мужики повесились. В соседней деревне почему-то, в основном, на мотоциклах разбиваются пьяные и насмерть. может, потому что у них есть асфальт, а у нас - нет. У нас одни колдобины для машин, зато пешком хорошо гулять - лесочки, цветочки.
Короче, к цели. Приехала я в свою деревню. "Свою" звучит, как будто я такой помещик, из-за границы вернулась:
- Ну-ка, крестьяне, отчитайтесь за последние лет тридцать.
"Крестьяне" уже давно не крестьяне, повозили меня на современном тракторе, потом почему-то до самой ночи ездили на джипе загоняли коров, просто делали круги по деревне, проверяли, открыли ли калитку для коров и баранов.
Макс рыжий говорит:
- Продал корову. Потом смотрю, делать нечего. Завел девять баранов.
- Как это, делать нечего?
(Макс работает целыми днями на железной дороге)
- УТРОМ встаю - делать нечего.
И это при том, что он сделал пристройку к кирпичному дому (эти дома у нас стоят с шестидесятых или ранее годов прошлого века, у нас же особая глина, поэтому был свой кирпичный завод и керамический завод). С улицы у Макса обычный дом, а внутри огромный современный - большая студия-кухня-прихожая с огромным деревянным столом, большая "плазма"- телевизор.
В другой стороне дома - огромный зал с колоннами и камином. Там дальше должны быть две комнаты, они виднеются. В зале на диване спала жена хозяина дома, но я смотрела на диваны и не понимала, где она там лежит, мы орем, а акустика такая, что она и не слышит. Макс нажарил котлет, поставил трехлитровку молока, налил чаю с молоком, бурятский обычай, хотя в деревне нет сейчас ни одного бурята, но русские и украинцы продолжают традиции). Кстати, и баранов держать была бурятская тема.
Потом ПОЕХАЛИ к Танюхе, хотя там идти пять минут. Она нажарила окорочков, достала груздей соленых, достала самогоночки - встретили, как полагается, с гостеприимством. Я осталась у нее ночевать. Она показала огромный дом с печным и паровым отоплением.
- Смотри, как живем, ничего нету, - показала квартиру, всю в новых натуральных коврах, муж работает на добыче угля, у нас края богатые по полезным ископаемым (в лесу коров пасешь, коровы остановятся и лижут землю, это соль, бабушка моя выкапывала куски соли и приносила домой, коровы их облизывади), то слюду найдем, то тальк, глина замечательная, не зря кирпичный завод в поселке был и керамический). Татьяна домовничает, от плиты и огорода не отходит, зато муж приехал - и все готово, все вкусненькое. Муж обеспечивает хорошо, Таня в золотишке по двору ходит.
Ночевала прекрасно. В перинах, подушках, чистенький комплект, телевизор большой. Главное, тепло в доме. Хозяйка квартиры спала в другой комнате. Утром встаю - птички поют. Красота. Захотелось воды из колодца попить. Пошла, вычерпала ведро. Самая вкусная вода - из родного колодца. Прошла по деревне. Красота.
Возвращаюсь к Татьяне - она блинов напекла к чаю.
- Ты же на кладбище пойдешь, сейчас чай попьем, сходишь и блинов с собой возьмешь, положишь на могилки, так положено.
Прихожу на кладбище, перед ним стол стоит, раньше его не было. Там могилку мужа убирает Наталья. С ней мы кладбище и обошли. Все свои. Только несколько не наших. Как будто у всех в гостях побывала. Фотографии хорошие, керамические у многих. Все написано, кто и когда. Воспринимается нормально. Такова жизнь, что у нее конец. Хочется верить, что каким-то образом "ничто на земле не проходит бесследно".
Все нормально. Жить можно.